Огромное небо над Берлином – о подвиге советских лётчиков

55 лет назад члены экипажа советского реактивного перехватчика Як-28 в небе над немецкой столицей пожертвовали жизнями, чтобы не допустить падения машины на жилые кварталы Берлина. Натовцы сняли с погибшего самолета секретные узлы, и до сих пор находятся ещё те, кто очерняют подвиг советских героев… 

6 апреля 1966 года два летчика 668-го авиационного полка 132-й бомбардировочной дивизии получили приказ перегнать на соседний аэродром истребитель-перехватчик Як-28П. 
Як-28 был первым в СССР сверхзвуковым бомбардировщиком, развивавшим скорость до 1600 км\час. Машина была многоцелевой, способной выступать в роли и легкого бомбардировщика, и истребителя-перехватчика, и самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Всего самолётов Як-28 с 1963 по 1971 год было выпущено 1180 штук. «Легкость» не мешала бомбардировщику в случае приказа доставить бомбу с ядерной боеголовкой на расстояние до 3 тысяч километров. В радиусе действия этих машин, дислоцированных на территории ГДР, находились Британия, Испания… 
Был у Як-28 такой минус, как развитие помпажа – аномального процесса в турбинах, грозящего отказом двигателей, хотя это явление свойственно всем машинам реактивной авиации. 
С помпажем и столкнулись в небе над Берлином советские летчики, пилот капитан Капустин и штурман, старший лейтенант Янов. Двигатели заглохли. Самолёту оставалось лишь продолжать планировать. С командного пункта передали приказ катапультироваться. Топливные баки самолёта были полны, и в случае возгорания из-за удара при падении вспыхнувший авиакеросин мог сработать как эрзац-вакуумная бомба. Пилоты знали об этом… И у них были семьи, дети – сын и дочь у Янова, сын у Капустина… 

***

Говорили, что падение советского боевого самолета на жилые кварталы Западного Берлина вызвало бы громадный международный скандал. Наверняка, но ведь и американские ВВС к тому времени уже несколько раз «теряли» во время полетов атомные бомбы, чудом не взрывавшиеся вблизи обитаемой местности.

Так или иначе, если бы летчики катапультировались, они, выполнив приказ командования, спасли бы свои жизни. Однако Борис Капустин и Юрий Янов поступили иначе. Даже когда самолет вышел за пределы плотной городской застройки и летел над одним из городских кладбищ, летчики отказаться от шанса на спасение. 
Штурману Янову поступили даже два приказа прыгать – от наземных служб, и от командира Капустина. Однако в двухместном Як-28П всего один общий колпак-обтекатель. В случае катапультирования одного члена экипажа колпак, открывшись, терялся бы, его сносило воздухом. Управлять самолетом без лобового стекла при отказавших двигателях невозможно. И Юрий Янов остался с командиром до конца…
Последней точкой полета двух героев стало берлинское озеро Штоссензее, куда упал Як-28, «перескочив» через дамбу с проходящей по ней автострадой.
Британские военные, в чей сектор Западного Берлина рухнул советский истребитель, тут же начали поисковые работы. Они завершились 8 апреля обнаружением тел советских пилотов и остатков самолета. Передача их советской стороне была проведена с подобающими военными почестями. 
Между тем глава британской военной миссии в Берлине, бригадный генерал Дэвид Вильсон спустя 15 минут после гибели самолета приказал как можно быстрее поднять его со дна. До передачи машины советской стороне с погибшего Яка сняли все узлы и детали, представлявшие интерес для британских военных – реактивные двигатели, бортовой радиолокатор, автоответчик «свой-чужой»... Такие узлы, особенно автоответчик, являются особо секретными, и последовавшая за катастрофой над Берлином вынужденная замена системы автоматического опознавания на десятках тысяч советских машин обошлась недёшево...

***

Подвиг капитана Капустина и старшего лейтенанта Ярова, а заодно и всё советское самолётостроение очерняют до сих пор. Приходилось читать такое: «Стремясь к победе в гонке вооружений советская промышленность производила неудачные по своим конструкторским решениям модели, которые на практике буквально отказывались летать, ломались прямо в воздухе… Самолет, упавший в британском секторе выловили местные службы, эксперты которых долго поражались и удивлялись, как на этом все же можно летать». В СМИ можно было встретить даже уникальный по злобе и глупости слух о том, что перед падением пилоты… стреляли друг в друга… 
К счастью, попыток отыскать грязь в подвиге двух советских летчиков, которые 55 лет назад в берлинском небе ценой своих жизней спасли жизни мирных жителей, немного. 
Памятные доски с именами погибших летчиков по-прежнему находятся на месте их подвига, охраняемые немецкими властями.
Памятники героям стоят и в местах их последнего упокоения – на их родине в Вязьме и в поселке Урупский. 
Увековечиванию их памяти послужила прекрасная песня О. Фельцмана и Р. Рождественского «Огромное небо».

5
1
Средняя оценка: 3.05607
Проголосовало: 321