Откуда на «Адмирале Кузнецове» взялась итальянская канализация

14

В истории нашего единственного на данный момент и многострадального тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» отразились, пожалуй, все мыслимые и немыслимые проблемы отечественного флота: изначально не самый удачный проект, серьезные технические неполадки при последующей эксплуатации, потеря нескольких самолетов не в бою при «сирийском походе», риск пойти на дно в мирное время вместе с плавучим доком, а также последующий пожар во время восстановительных работ. Теперь возникают серьезные вопросы по тому, как идет ремонт единственного российского легкого авианосца.

Наверное, основные проблемы «Адмирала Кузнецова» объясняются тем, что изначально он проектировался как вертолетоносец, но в дальнейшем из него решили сделать полноценный авианосец, способный принимать не только вертолеты и СВВП. При этом ТАВРК должен был позиционироваться именно как авианесущий крейсер, чтобы иметь возможность проходить турецкие проливы в соответствии с Конвенцией Монтре. Усугубляла ситуацию объективно недостаточная опытность пилотов российской палубной авиации и ряд технических проблем самого, весьма возрастного корабля. Сочетанием этих факторов и можно объяснить не слишком впечатляющие результаты сирийского похода «Адмирала Кузнецова».



Несмотря на это, отказываться от последнего авианосца в составе ВМФ Минобороны РФ явно не готово. ТАВРК, способный нести до 50 летательных аппаратов, по-прежнему может выполнять определенные боевые задачи, а также служить учебным кораблем для летчиков палубной авиации. В рамках модернизации на тяжелом крейсере должны установить новые котлы вместо прежних проблемных и насосы, новые полетные системы и системы связи, а также морскую версию ЗРПК «Панцирь». Ремонту подлежат и главные турбины его энергоустановки. Однако со всем этим как-то не заладилось.

В 2018 году «Адмирал Кузнецов» едва не пошел на дно не из-за попадания противокорабельной ракеты, а в результате аварии с плавучим доком ПД-50 на судоремонтном заводе в Мурманске. ТАВРК удалось спасти только благодаря действиям оставшейся на его борту части экипажа, но на его палубу обрушился подъемный кран, устроив пробоину в надводной части корпуса. На этом мытарства тяжелого крейсера, увы, не закончились. Год спустя во время сварочных работ на авианосце произошел сильнейший пожар, ущерб от которого был оценен главой Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в сумму 500 миллионов долларов. Из-за этого сроки сдачи ТАВРК военным сдвинулись до 2022 года.

К сожалению, этим «хождение по мукам» для последнего нашего авианосца не исчерпываются. В прошлом году ОСК была вынуждена расторгнуть договор с генеральным подрядчиком строительства сухого дока для крейсера компанией АО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (И.И.С.) со следующей формулировкой:

Финансовое состояние компании неудовлетворительное, аванс они взяли намного больше, чем выполнили работ.

А в марте 2021-го по подозрению в хищении средств, выделенных на ремонт ТАВРК, был арестован гендиректор АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод». Топ-менеджеру мурманского предприятия-подрядчика следствием вменяется хищение 45 миллионов рублей. Вот такие дела. Это все?

Нет, не все, увы. Теперь вопросы возникли к комплектующим, используемым при восстановлении крейсера. Вопросы далеко не праздные, поскольку зарубежные поставщики оборудования и компонентов могут в дальнейшем просто отказаться от их обслуживания и ремонта. Это большая проблема для отечественного гражданского судостроения, а для военного такая ситуация в принципе неприемлема. В целом, процесс импортозамещения в нашей стране действительно идет и набирает обороты, но кое-что из иностранного оборудования по-прежнему пытаются запихнуть и на «Адмирал Кузнецов».

Так, несмотря на наличие отечественных аналогов, на ТАВРК будут поставлены установки по очистке сточных вод (УОСВ) итальянского производства. На борту находится почти 2000 членов экипажа, без предварительной очистки слив в морскую воду запрещен. Изначально выбор был сделан в пользу итальянской компании Tecnicomar, но запротестовала российская «Винета», базирующаяся в Ленинградской области. В результате заказчик принял совсем уж странное решение, поставив на один корабль одновременно и российскую, и итальянскую установки. Понятно, что это только усложнит последующую эксплуатацию и создаст зависимость от иностранного поставщика. Хорошо хоть без итальянских ершиков обошлись.

Также недоумение вызывает выбор в пользу продукции норвежской компании Jotun Paints и ее лакокрасочного покрытия (ЛКП). У нее будет безо всяких тендеров закуплено более 52 тысяч литров краски, а в проектной документации по ремонту закреплено требования использования продукции именно этой компании. Что за чудо-краса такая, не имеющая аналогов? К слову, отечественные аналоги как раз есть, что и вызывает закономерные вопросы к заказчику. Хотя бы можно было провести открытый конкурс и сравнить все предложения на рынке.

Далее, несмотря на то, что в России уже смогли создать свои аналоги, на бортовых катерах «Адмирала Кузнецова» будут ставиться двигатели Caterpillar-3056 мощностью 138 кВт (188 л.с.) с реверс-редуктором. Возможно, это качественные силовые установки, но зачем своими же руками создавать зависимость от американской компании? Наконец, зачем-то использованы уплотнительные материалы немецкого производства в аэрофинишерах тяжелого крейсера, хотя соответствующую продукцию могут произвести сразу несколько российских предприятий.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 мая 2021 15:20
    .... ну распилы .то никто не отменял... wink вот и вставляют чё ни попадя. На советских кораблях тоже много чего стояло не нашего - пережили, и итальянкую очистку для фекалий переживём.
  2. -1
    6 мая 2021 16:12
    Для инфы. Обретшее в современном русском второй смысл слово "распил" на самом деле точный смысловой перевод буржуинского "under table"...
  3. -4
    6 мая 2021 17:13
    Наверное им хотелось чтобы и система сточных вод работала, а не числилась и краска не отваливалась. )
  4. 0
    6 мая 2021 18:22
    А какая разница какой системы будет стоять гальюн, адмирал собирается куда-то идти, или закончить ремонт? Со 100 процентной вероятностью пойдет на иголки!
  5. 0
    6 мая 2021 19:30
    Ну прямо проблему нашли, а проще было бы с обоих бортов пришпандорить общие гальюны под сотню "посадочных" мест, и смывать не надо, и морским бризом обдует и подсушит,да и "вытиралка" к роже прилипнет, если любопытный.
    1. 0
      6 мая 2021 22:27
      А чё? В замке Монтрё, Байроном воспетом, именно так. Скворечник на стене с видом на озеро...
  6. +1
    6 мая 2021 23:07
    На борту находится почти 2000 членов экипажа, без предварительной очистки слив в морскую воду запрещен.

    Да ладно.Это в базе запрещено. Там корабль должны бонами обносить,корабль-чистильщик должен цистерны освобождать.А в море,на ходу фекальные цистерны продули и весь хрен до копейки. Все так делают.
  7. +2
    7 мая 2021 09:56
    Как сказал великий Классик, у каждой проблемы, " распила" и.т.п. есть фамилия и адрес. А в статье нету? Кто заказчик?? Кто подписал??
    1. 0
      7 мая 2021 22:36
      Это же явный навальнизм!
      Нельзя такое спрашивать!
      Надо кивать в телевизор...
  8. +1
    8 мая 2021 01:38
    А шо Вы возмущаетесь ,шо у вас нет аналогов!?))) Ну может нет хоть что то есть у вас!?)))) К примеру губернаторы - воры, люди живущие в вагончиках, где то жирующие советники- предатели Путина отговорившие его от проекта Новороссии !!!!!)) В общем не отчаивайтесь что то удивительное у вас есть!!!!!)))))
  9. 0
    8 мая 2021 11:02
    Вообще-то использование иностранных комплектующих в производстве вооружений и техники оборонного назначения является сегодня повсеместной практикой, которая обеспечивает высокое качество конечной продукции и её конкурентноспособность на рынке. Курс на импортозамещение, взятый руководством РФ по политическим причинам, неминуемо ведет к дальнейшему технологическому отставанию, которое и так увеличивается с каждым днем. Вопрос в другом - стоило ли вообще вкладывать немалые средства из бюджета в реанимацию умершего пациента? request
  10. +5
    8 мая 2021 12:48
    Я думаю,что итальянская сантехника от туда,откуда и бронемашины Эвеко(в РФ Рысь ) и едва не полученные из Италии танки...От Смердюкова и компании мебельщиков Медведевых!
  11. Откуда на «Адмирале Кузнецове» взялась итальянская канализация?

    Ну, ясен пень - от верблюда!
  12. -1
    8 июля 2021 16:00
    ...отразились, пожалуй, все мыслимые и немыслимые проблемы отечественного флота...

    Проблема отечественного флота в том, что его нет.