Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Тяжелая судьба легкого крейсера «Михаил Кутузов»

Превращенный в корабль-музей, из-за отсутствия денег на ремонт он медленно тонет прямо в центре города-героя Новороссийска

5208
На фото: крейсер "Михаил Кутузов"
На фото: крейсер «Михаил Кутузов» (Фото: Юрий Березнюк/ТАСС)

Кажется, такой сюжет возможен только в каком-нибудь лихо закрученном фильме-катастрофе, но не в реальной российской жизни: посреди бела дня в Цемесской бухте, прямо у причальной стенки в центре Новороссийска, огромный артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», давно ставший кораблем-музеем, вдруг начинает крениться. С пушечным грохотом лопаются швартовые концы, с палуб и надстроек в воду валятся охваченные паникой люди. Потом старый крейсер полным водоизмещением порядка 16000 тонн тяжело переворачивается кверху днищем и на глазах у многочисленных экстренных служб города-порта начинает медленно, но верно тонуть прямо у причала.

Такая картина — не плод воспаленного воображения автора. Перед нами вполне реалистичный прогноз неназванного флотского специалиста относительно возможной ближайшей судьбы крейсера «Михаил Кутузов», с 2002 года являющегося филиалом Центрального военно-морского музея в Новороссийске.

Этот прогноз 14 мая 2021 года опубликовало вполне официальное информационное агентство ТАСС. Вот цитата из той ошеломляющей новости: «Все течет, особенно корма (крейсера-музея — „СП“). Только героические усилия экипажа и технические средства, как сообщается в открытой печати, не позволяют ему утонуть. Остаточные толщины корпуса неизвестны… Без докования крейсер может перевернуться у стенки и унести за собой спасателей и экипаж».

Читайте также
Грустная история Бе-200: Медведев самолет-амфибию проворонил Грустная история Бе-200: Медведев самолет-амфибию проворонил Почему наши самолеты не летают, как могли бы

Хотя, строго говоря, не такая уж это и новость. Еще в феврале нынешнего года на пресс-конференции в Санкт-Петербурге директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай признавал: «Корабль находится в тяжелом состоянии, он требует немедленного докования, требуется ремонт… Нужно обязательно посмотреть, что находится ниже ватерлинии, и принять меры. Есть проблемы, связанные с днищем корабля, и мы их устраняем доступными нам средствами. Надеемся, что наши старшие товарищи помогут нам, чтобы в этом или следующем году корабль обязательно побывал в доке».

Кто эти «старшие товарищи», которые должны помочь, но никак не помогают? И что в действительности сегодня происходит вокруг корабля-музея, давно ставшего одним из самых узнаваемых символов Новороссийска?

Для тех, кто не в курсе: «Михаил Кутузов» — последний оставшийся на плаву из серии в двенадцать исключительно удачных советских легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Спущен на воду в Николаеве в 1952 году. В составе Черноморского флота выполнял задачи в Средиземном море и в Атлантике, совершил 15 дальних океанских походов. За время службы в общей сложности прошел 211900 морских миль. В июне 1967 года находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.

В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Выведен из боевого состава в 1992 году. Был, как и прочие его собратья по проекту, предназначен на слом за копеечные деньги где-нибудь за границей.

Но завершиться столь печально судьбе заслуженного корабля не дал совет ветеранов Севастопольской эскадры. Старые военные моряки писали письма-протесты президенту России Борису Ельцину, главкому ВМФ РФ адмиралу Владимиру Куроедову, четырем сменявшим один другого командующим Черноморским флотом. Казалось — все впустую.

Ситуацию усугубляло и то, что в Крыму тогда безголово хозяйничала Украина. Поэтому без ведома и одобрения Киева штаб флота в этом направлении был не в силах предпринять почти ничего. Кроме единственного: взять и перевести «Михаила Кутузова» из Севастопольской бухты в Цемесскую. То есть — в единственный на Черном море российский порт, в котором можно было бы укрыть крейсер от слишком уж алчных глаз. Не только украинских, но и наших, отечественных. Правда, для этого понадобилось решение тогдашнего премьер-министра РФ Евгения Примакова.

Оно, это спасительное для крейсера решение, родилось, возможно, потому, что некоторую свою причастность к флоту Евгений Максимович ощущал с 1944 года. Именно тогда будущий премьер стал курсантом военно-морского подготовительного училища в Баку. А его офицерская карьера, вероятно, не состоялась только потому, что спустя два года у курсанта Примакова обнаружили начальную стадию туберкулеза и списали пацана на «гражданку».

Как бы там ни было, в 2003 году «Михаил Кутузов» был ошвартован в самом роскошном уголке Цемесской бухты — у причала № 33, прямо напротив здания Морского вокзала города-героя. Что очень понравилось горожанам и туристам, но не чиновникам. Задвинуть крейсер куда-нибудь с глаз долой власти пытались не раз.

Почему? Да потому что никакой особой прибыли ни Новороссийску, ни казне Краснодарского края корабль-музей с его грошовой цены билетами не приносил и не приносит.

Даже наоборот — требует регулярных и немалых финансовых вливаний на содержание крейсера. А блеск глаз мальчишек, что ежедневно с экскурсиями поднимаются на его палубу, заглядывают в ходовую рубку, в матросские кубрики, в офицерские каюты и в стволы 152-мм орудий главного калибра, в рублях ни одному бухгалтеру измерить не под силу.

В смысле давних и очень непростых взаимоотношений властей и корабля-музея очень показательна, как мне кажется, история, случившаяся в декабре 2013 года. Тогда на очередном заседании Морской коллегии при правительстве РФ выступил заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский. Он потребовал убрать «Михаила Кутузова» с лучшего причала Новороссийска. Напомнив при этом, что крейсер к нему в 2003 году ставили «на пару месяцев». А тот, дескать, обосновался здесь как минимум на целое десятилетие.

Читайте также
«Танковый кулак» Москвы: Пентагон пытается понять, сколько у нас брони «Танковый кулак» Москвы: Пентагон пытается понять, сколько у нас брони Американское издание 19FortyFive насчитало в России 13 тысяч Т-72, Т-80 и Т-90

Внезапная прыть замминистра транспорта объяснялась просто. Как раз надвигалась на город сулившая неплохой доход регата SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014 крупнейших в мире учебных парусников, среди которых значились наши знаменитые «Мир», «Крузенштерн», «Седов» и «Надежда». В оргкомитет регаты господин Олерский и входил. Естественно, более «козырного» места для швартовки роскошных парусников со всего мира, чем то, что напротив Морского вокзала Новороссийска, он просто не видел.

А куда девать «Михаила Кутузова»? Да куда угодно! Хоть на время засунуть в док Новороссийского судоремонтного завода, раз уже тогда наставала пора серьезного ремонта корабля. Что, собственно, Олерский и предложил Морской коллегии.

Но тут же выяснилось, что денег на ремонт «Кутузова» требуется — мама, не горюй! Речь и тогда, и сейчас идет о миллиардах рублей. По некоторым данным — не менее, чем о двух. Дешевле множащиеся течи в подводной части корпуса крейсера никак не устранить, исполосованные подтеками ржавчины борта не покрасить, дыры в кулак в надстройках не заделать, внутренние помещения и многочисленные коридоры не привести в божеский вид. А раз денег нет — все застопорилось. И у Морского вокзала Новороссийска корабль-музей во все более унылом виде вынужденно коротает деньки и по сей день. Три десятилетия он не видел ни докового, ни какого-либо иного серьезного ремонта. При нормативе — один ремонт в заводе не менее, чем раз в пять лет.

Между тем, неугомонные ветераны эскадры теперь требуют вернуть «Михаила Кутузова» в Севастополь, над которым снова реет Андреевский флаг. Резоны таковы.

Первый: городу морской славы России давно требуется свой корабль-мемориал. И не какой-нибудь тральщик или сторожевик, а согласно статусу — корабль первого ранга. Тем более — тот, чьи якорные бочки десятилетиями качались на волнах на рейде главной базы ЧФ.

Читайте также
The Washington Post: НАТО не помешает русским захватить Украину The Washington Post: НАТО не помешает русским захватить Украину Команда западных экспертов советует Киеву не провоцировать Москву

Второй: поколения бывших членов экипажа «Михаила Кутузова» и их семьи живут именно в Севастополе. Кому как не им следить за порядком на корабле и рассказывать о его службе подрастающему поколению?

Третий: оптимальное место для вечной стоянки крейсера давно помогли определить специалисты «Гидроморпроекта» — внутренняя сторона Южного мола, прикрывающего от штормов вход в Севастопольскую бухту. Тогда и с мыса Хрустальный, и с набережной адмирала Корнилова, и с Приморского бульвара, и с Северной стороны стройные обводы и пушки «Михаила Кутузова» рядом с Константиновским равелином смотрелись бы как новая роскошная визитная карточка Главной базы Черноморского флота. Вторая по значению после Памятника затопленным кораблям.

Правда, многие в Новороссийске уже привыкли, что «Михаил Кутузов» их. И только их. Поэтому провожать его в Крым не согласны ни в какую. В ответ крымчане обвиняют оппонентов ни много, ни мало в том, будто те стащили с их груди заслуженную боевую «медаль» и нацепили на собственную.

Но в этом бесплодном пока споре двух городов-героев теряется главное. В том состоянии, до которого мы сами довели легендарный крейсер, ему никакие силы уже не помогут даже под буксирами дойти до Севастополя. А в Новороссийске, как уже сказано, он просто скоро утонет. Выходит, нужно срочно искать деньги на ремонт.

Вы можете спросить: а как же знаменитый крейсер «Аврора» в Питере? Он же куда старше «Михаила Кутузова», но стоит себе на якорях у набережной Невы. И вид имеет вполне флотский, потому что ремонтируется и красится своевременно.

Читайте также
Гибель «Малютки»: М-200 стала братской могилой для экипажа Гибель «Малютки»: М-200 стала братской могилой для экипажа Столкновение подлодки «Месть» с эсминцем «Статный» привело к трагическим последствиям

Скажем, к 1971 году стало ясно, что «корабль революции» оказался примерно в том же положении, что и сегодня «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Из-за многочисленных течей в старинном корпусе «Аврора» тоже вот-вот грозила лечь на грунт и спасалась только круглосуточной работой откачивающих насосов. Ее отбуксировали на Судостроительный завод имени Жданова в тогда еще Ленинграде. Там подводная часть корпуса крейсера была отрезана и взамен приварена новая с использованием современных технологий сварных швов.

Да, в некотором смысле вместо полноценной реставрации реликвии получился «новодел». Но хотя бы внешне «Аврора» осталась почти той же. И затопление ей больше не грозит.

А почему ровно то же самое не проделать с «Михаилом Кутузовым»? Основное различие между этими кораблями в том, что «Аврору» пусть и сугубо символически, но оставили в списке боевых кораблей ВМФ России. А «Михаила Кутузова» давно из него исключили. Хотя в 1996 году международная организация ЮНЕСКО и приняла решение о включении крейсера в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями и центрами национального значения.

Поэтому на «Аврору» Министерству обороны можно тратить деньги из гособоронзаказа. А на черноморский крейсер — ни-ни. Ибо он, с точки зрения закона, всего лишь музей. Иначе говоря — объект культурного наследия. А «культура» у нас финансируется известно как.

Ну, так что — так и будем равнодушно наблюдать, как бывшая краса и гордость нашего послевоенного флота готовится у собственного причала пускать пузыри? Или найдем все же требуемые миллиарды? И лишь потом станем решать: чью набережную — Севастополя или Новороссийска? — корабль украсит.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня