Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Поле чудес Минобороны: НИТКА за миллиарды. Что Шойгу думает?

Палубных летчиков-истребителей в России — по пальцам пересчитать. Но готовить их собираются одновременно и в Саках, и в Ейске

11036
На фото: наземный учебно-тренировочный комплекс морской авиации НИТКА, построенный в 1970-1980-х годах близ города Саки на Крымском полуострове, аналог палубы крейсера "Адмирал Кузнецов"
На фото: наземный учебно-тренировочный комплекс морской авиации НИТКА, построенный в 1970—1980-х годах близ города Саки на Крымском полуострове, аналог палубы крейсера «Адмирал Кузнецов» (Фото: Serguei Fomine/Russian Look/Global Look Press)

Нас, конечно, не удивить безудержными тратами на оборону страны, которые в итоге порой оборачиваются пшиком. Но эта новость ввиду своей очевидной абсурдности все же, кажется, выбивается из общего ряда. Но — обо всем по порядку.

Согласно сообщению ТАСС, Министерство обороны РФ и «одно из предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)» на днях подписали контракт на ремонт и модернизацию комплекса Наземного испытательного тренировочного комплекса (авиационного) (НИТКА) на аэродроме Новофедоровка под городом Саки в Крыму. Общая стоимость предстоящих работ немаленькая — полмиллиарда рублей.

Это решение стало следствием совещания, которое в декабре прошлого года провел главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Николай Евменов. Тогда в повестке дня вопрос стоял единственный: как ускорить вывод в море после затянувшегося ремонта в Мурманске нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов»? В частности, предложено было к 2022 году обеспечить использование устаревшего учебного комплекса в Саках для подготовки летного состава 100-го и 279-го корабельных истребительных авиаполков, которые под Североморском ждут-не дождутся возможностей снова стартовать с палубы «Кузи».

Казалось бы, ремонт и модернизация, пусть даже и довольно дорогие, — что в этом плохого? Но все дело в том, что у нас совсем неподалеку от города Саки, в приазовском Ейске уже несколько лет как вроде бы работает куда более современный, чем в Крыму, комплекс НИТКА. Первые полеты с него были совершены еще в 2013 году. На строительство комплекса, двух взлетно-посадочных полос длиной по 2,5 километра каждая, учебных классов, казарм и общежитий затрачено, по некоторым данным, порядка 25 миллиардов рублей. И предназначен ейский тренажер ровно для того же самого, что и сакский — для подготовки летчиков-палубников в интересах «Адмирала Кузнецова».

На фото: наземный учебно-тренировочный комплекс морской авиации НИТКА
На фото: наземный учебно-тренировочный комплекс морской авиации НИТКА

Читайте также
Сенсация из Америки: Багдад хочет обменять F-16 на МиГ-29 Сенсация из Америки: Багдад хочет обменять F-16 на МиГ-29 ВВС Ирака остались у разбитого корыта, что может подтолкнуть их к сделке с Россией

Вы не находите, что сложилась некая совершенно абсурдная ситуация? Полноценного современного авианосца у России до сих пор — ни единого. Множатся только разговоры конструкторов и чиновников: какой бы нам построить к году эдак 2035-му? Типа «Ламантин», «Шторм», «Варан» или еще какой-нибудь? Но стоимость этой стройки в структурах ОСК заранее оценивают в весьма лакомую для отечественных кораблестроителей сумму — как минимум в полтриллиона рублей.

Асов, сугубо теоретически (теоретически потому, что на практике это уже несколько лет, с момента постановки «Адмирала Кузнецова» в ремонт в 2017 году, проверить нет никакой возможности) способных взлетать и садиться на палубу в лучшем случае — на пальцах посчитать. А наземных центров для подготовки летчиков-палубников в стране — аж два. И на совершенствование и содержание обоих Министерство обороны зачем-то уже много лет продолжает тратить миллиардные суммы денег. При этом, как видно из самого свежего сообщения ТАСС, с которого мы начали этот разговор, совершенно не собирается останавливаться на столь сомнительном пути.

В свое время бывший командующий Черноморским флотом, а затем — председатель Комитета Госдумы РФ по обороне адмирал Владимир Комоедов назвал происходящее «большой глупостью». Но даже его полномочий не хватило, чтобы как-то упорядочить процесс. Ну, хотя бы определить: какая из все более суровых «ниток» нам нужнее? И тогда другую начать приспосабливать под что-нибудь более продуктивное.

Вкратце позволю себе напомнить историю вопроса. Крымскую НИТКА начали строить практически одновременно с закладкой в городе Николаеве первых советских авианосцев с самолетами не вертикального, а «нормального» взлета. В 1982 году тренажер под Саками был введен в строй с трамплином, имеющим угол схода 15−20 градусов для тяжелых палубных истребителей.

На фото: тренировка летчиков палубной авиации Северного флота РФ на научно-испытательном тренажере корабельной авиации (НИТКА), в точности повторяющем параметры авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", архив
На фото: тренировка летчиков палубной авиации Северного флота РФ на научно-испытательном тренажере корабельной авиации (НИТКА), в точности повторяющем параметры авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", архив (Фото: Алексей Павлишак/ТАСС)

Было начато создание в Новофедоровке и первой полноценной советской катапульты для самолетов Су-33, приводимой в действие, как и в ВМС США, паром высокого давления. Но работы застопорились, поскольку и наш головной атомный авианосец «Ульяновск» с катапультной схемой подъема авиакрыла до момента распада СССР так и не успел родиться.

Тем не менее, с 1984 года под Саками начались регулярные тренировки летчиков отечественной палубной авиации. А в 1991 году пилоты 100-го авиаполка Тимур Апакидзе и Андрей Яковлев выполнили первые самостоятельные посадки на тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (правда, в ту пору он назывался «Тбилиси»). Но тут рухнула огромная страна, Крым на время отошел к Украине. 10 апреля 1992 года базировавшийся в Саках 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации во главе с полковником авиации Виктором Безногих присягнул Киеву. Тогда у здешней НИТКА началась совсем грустная и почти беспросветная жизнь.

Украинцам такой тренажер был, кажется, совершенно ни к чему. Поскольку авианосцев у них не было и не предвиделось. Но это — только казалось. «Доить» даром доставшееся им богатство соседи приспособились мгновенно. С 1994 года летчиков с «Адмирала Кузнецова» пускали под Саки потренироваться взамен на регулярное получение от России остро дефицитных для «незалежной» запчастей для ее боевых самолетов Су-27 и МиГ-29, тоже унаследованных от СССР. Потом вместо «железа» принялись драть с Москвы «живые» гроши — до 700 тысяч долларов ежегодно. А в 2003 году небо над Крымом для российского 279-го авиаполка Киев закрыл безо всяких предупреждений, когда 20 наших пилотов под Североморском уже сидели в кабинах своих истребителей. Повод: что-то кто-то кому-то недоплатил.

Казалось, все окончательно для нас под Саками рухнуло в августе 2008 года. Тогда, если помните, грянула так называемая «пятидневная война» России с Грузией. Киев однозначно встал на сторону Тбилиси и запретил летчикам-североморцам, уже перелетевшим для ежегодных тренировок из Североморска на промежуточный аэродром в Анапу, приземляться в Крыму.

Читайте также
Лукашенко взвел ракетный курок: НАТО уже несёт потери Лукашенко взвел ракетный курок: НАТО уже несёт потери Минск выкатил на позиции «Полонезы» и сбивает дроны-шпионы

Использование этой НИТКА сорвалось и в 2009 году. Стало понятным, что на Украину впредь в этом деле полагаться слишком рискованно. Нужно срочно строить что-то свое и на своей территории. Так начал рождаться новый проект с Ейском.

В январе 2009 года было принято решение образовать в этом прибрежном кубанском городе на базе расформированного Ейского военного авиационного института (бывшего ВВАУЛ) им. В. Комарова Центра подготовки лётчиков морской авиации с многофункциональным авиационным тренажерно-полигонным комплексом.

Мыслился новый российский НИТКА почти такой же, как тот, что пришлось оставить в Крыму. Только немного получше, поскольку техническая мысль даже у нас шагнула далеко вперед. Поэтому и НИТКА на берегах Азовского моря куда масштабней. Скажем, тут намереваются готовить не только летчиков-истребителей, но и экипажи корабельных палубных ударных вертолетов Ка-52К, а также противолодочных вертолетов Ка-27М и Ка-29. В частности, в январе нынешнего года в Ейск из подмосковного ЦНТУ «Динамика» доставили уникальные динамические тренажеры, которые позволяют увеличить эффективность подготовки к действиям в сложных условиях, при отказах двигателей, авионики, при полете в условиях турбулентности.

В свое время бывший главком ВМФ адмирал Виктор Чирков обещал, что для лучшей подготовки все тех же вертолетчиков к 2016 году в прибрежной зоне возле Ейска на «мертвые» якоря будет установлена специально разработанная плавучая платформа, позволяющая отрабатывать взлет и посадку винтокрылой машины на палубу в условиях сильной качки. Но, похоже, с этим делом что-то не сложилось. Во всяком случае, про чудо-платформу пока ничего слышать не довелось.

Зато еще в апреле 2012 года в Ейске начался монтаж трамплина, а в августе — оборудование взлётно-посадочного блока аэрофинишёрами. Стоимость только первой очереди ударной военной стройки была определена в 5,7 миллиарда рублей. Второй очереди — еще втрое выше. А когда почти все было уже готово, Крым вернулся восвояси. А с ним и сакский тренажер НИТКА. Таким образом, учебных центров для палубной авиации у нашего ВМФ оказалось стразу два. Уже тогда было понятным, что этого, мягко говоря, многовато. Но рушить хотя бы один из учебных центров было жалко.

В Москве долго ломали голову: как быть? «Соломоново решение» родилось лишь осенью 2018 года. Комплекс в Ейске решено было достроить до конца того же года. А дальше — так. Ту НИТКА, что в Крыму, продолжать использовать для подготовки летчиков в интересах «Адмирала Кузнецова». А на берегах Ейского лимана начать «испытывать новую технику».

Тут, правда, возникают, как минимум, два вопроса. Первый: а нельзя ли обе эти функции как-нибудь совместить на каком-нибудь одном из двух имеющихся аэродромах? Ведь, как показывает практика, очень немногочисленные наши корабельные летчики-истребители используют наземный тренажер (тот, что в Крыму, в Ейск для тренировок они пока ни разу не прилетали) от силы раз в году. И не дольше, чем месяц-полтора. Остальное время комплекс совершенно свободен. Хоть для испытаний новой техники, хоть для чего-либо еще.

Читайте также
«Юрий Иванов» крепко прижал британскую «Королеву Елизавету». А если бы был «Виктор Леонов»? «Юрий Иванов» крепко прижал британскую «Королеву Елизавету». А если бы был «Виктор Леонов»? Наш корабль-разведчик «проинспектировал» авианосец англичан

И второй вопрос: если и самом деле начать испытывать в Ейске новую технику - то какую именно? Очень похоже, что и с этим у Москвы нет ясности. Возможно потому, что мы так и не решили до сих пор: какой именно перспективный авианосец начнем строить? И начнем ли вообще хоть когда-нибудь? Если решим строить — какие летательные аппараты будем сажать на его палубу? Ударные и разведывательные беспилотники типов «Орлан-10» или перспективный «Форпост-М»? Палубную версию многоцелевого истребителя МиГ-35, которую посулил стране в 2018 году бывший замминистра обороны, а ныне — вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов? Или корабельный вариант новейшего истребителя пятого поколения Су-57, о возможности проектирования которого тогда же поведал генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков?

Полагаю, именно в силу отсутствия ясности в этом деле окончательную готовность НИТКА в Ейске адмиралы без конца переносят. Сначала на конец 2018 года, потом — на 2020-й. Теперь, стало быть, на 2022-й.

Похоже, из двух зол в Минобороны выбрали оба. До обретения хоть какой-нибудь ясности на всякий случай миллиарды продолжают зарывать и в крымскую, и в кубанскую землю. Как Буратино на Поле чудес. Но в знаменитой сказке, как мы все помним, бессмысленное для всех, кроме жуликов, это дело творилось в Стране дураков.

Информация к размышлению

В боевом составе ВМС США, как известно, сегодня 11 многоцелевых атомных авианосцев. Авиакрыло каждого — порядка 80−90 самолетов палубной авиации. Наземная подготовка почти тысячи летчиков для них, как и в России, осуществляется всего на двух учебных авиабазах — Чейз-Филд и Кингсвилл. И ничего, как-то справляются.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня