Морская авиация ВМФ России оказалась на грани коллапса

14

В последнее время военно-политическим руководством России предпринимаются определённые усилия по возрождению мощи государства на ключевых военно-морских театрах. Несмотря на серийное строительство кораблей ближней и дальней морской зоны, пока что результаты этих усилий во многом неочевидны: российский ВМФ начисто проигрывает по количественным показателям плавсостава любому своему потенциальному противнику (на изолированных ТВД – Японии, Китаю, Турции вне блока НАТО; США с сателлитами – на всех возможных ТВД).

Ликвидация острейшего дефицита крупных боевых кораблей потребует многие годы, а то и десятилетия ритмичного финансирования ВМФ и жёсткого контроля исполнения кораблестроительных программ со стороны государства. Однако встаёт вопрос: как быть, если потенциальный противник не станет дожидаться возрождения отечественного ВМФ, а решит воспользоваться его текущей очевидной слабостью?



И первое, что напрашивается само собой – авиация. Уточнение – морская авиация (МА) ВМФ. Несмотря на то, что в современной России главной ударной силой на море принято считать подводный флот (в первую очередь многоцелевые ПЛАРК), все крупные военно-морские державы (как ранее и СССР) рассматривают в качестве таковой именно морскую авиацию, оснащённую многофункциональными истребителями с вооружением класса «воздух-поверхность», а также обладающую весьма широкими возможностями в сфере организации ПВО и ПЛО корабельных соединений и военно-морских баз (ВМБ). Учитывая проблемы с постройкой современных МПЛАРК («Севмаш» за последнее десятилетие с большим трудом сдал всего две подлодки пр. 885/М, а программы модернизации пр. 971 и 949А уже без сомнения провалились), и необходимость прикрытия их развёртывания надводными кораблями, именно за счёт морской авиации можно было бы оперативно и во многом компенсировать критические недостатки российского ВМФ.

Однако также ни для кого не секрет, что МА ВМФ России уже на протяжении многих лет имеет крайне малую численность летательных аппаратов всех видов, недостаточную степень подготовки пилотов и, по этим причинам, может выполнять возложенные на неё задачи лишь условно. При подготовке ГПВ на 2011-2020 гг., казалось бы, руководство страны учитывало описанную ситуацию и осознавало необходимость срочного восстановления потенциала МА ВМФ, планируя закупку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, более 60 ед. многоцелевых истребителей Су-30СМ, а также модернизацию всего парка противолодочной авиации (свыше 20 ед. Ту-142, не менее 30 ед. Ил-38 и до 70 единиц Ка-27ПЛ). Кроме того, Министерством обороны РФ озвучивались планы резко нарастить показатели налёта среди морских лётчиков, которые сильно уступали таковым показателям у их коллег из ВВС (ВКС). Реализация данных планов, конечно, не превратила бы МА ВМФ в грозную боевую силу, но вполне позволила бы решать базовые задачи оборонительного характера вблизи ВМБ на удовлетворительном уровне. Однако, всё это были лишь планы...


Дальний противолодочный самолёт Ту-142МК

Что имеем по факту


А по факту за десятилетний отрезок времени в авиацию ВМФ передано 24 истребителя МиГ-29К/КУБ (один из них потерян), 28 истребителей Су-30СМ, 7 ед. модернизированных Ил-38Н «Новелла» и чуть менее 30 ед. модернизированных Ка-27М. Столь незначительное пополнение за весьма продолжительный период времени сам по себе начинает вызывать сомнение в том, заинтересовано ли вообще руководство страны в настоящий момент в сохранении МА ВМФ как таковой. Этот вопрос невольно возникает и при взгляде на перспективу: до 2025 года морская авиация по действующим контрактам получит в лучшем случае 21 истребитель Су-30СМ2 (если их не передадут полностью или частично ВКС) и некоторое количество модернизированных Ка-27М. При этом напрочь отсутствуют какие-либо планы по поставкам новых или модернизации старых противолодочных самолётов. По части вспомогательной авиации планируется поставка 6 ед. амфибий Бе-200 в спасательной и противопожарной модификациях (к слову, в реализации этих планов имеются обоснованные сомнения, учитывая предшествующий опыт производства Бе-200). И всё! Стоит ли упоминать, что столь «щедрые дары» придётся тонким слоем «размазать» по четырём флотам...

Отсюда не будет большим преувеличением сказать, что к 2025 году противолодочная авиация МА ВМФ фактически целиком останется представлена лишь вертолётами Ка-27М с весьма посредственными боевыми возможностями. Весь парк самолётов советской постройки – Ту-142 и Ил-38 попросту выработает (а по факту уже выработал) свой ресурс, превысит предельные сроки эксплуатации и будет подлежать списанию. Несколько модернизированных Ил-38Н могут эксплуатироваться до начала 2030-х, но их количество и поисковые возможности будут просто смешны на фоне аналогичных возможностей НАТО, Китая или Японии (и вполне возможно, отдельно взятой Турции) к тому моменту.

Несколько лучше будут обстоять дела в истребительном компоненте берегового базирования МА ВМФ, который вероятно будет насчитывать до 50 современных машин Су-30СМ/СМ2 и некоторое количество Су-27 и МиГ-31. Фактически уже сейчас истребители «Сухого» выступают в роли «реаниматора» для авиации флота, позволяя хоть с какой-то долей серьёзности относиться к этой важнейшей составляющей ВМФ, и в целом считать, что «пациент скорее жив, чем мёртв». При этом палубную авиацию ждёт безальтернативное списание немногочисленного парка Су-33, а относительно новые МиГ-29К/КУБ, по всей видимости, окончательно «сойдут на берег» ввиду очень туманных перспектив нашего единственного авианесущего крейсера (так можно судить по заявлению главы ОСК А. Рахманова от 25 мая 2021 г.).


Пара Су-30СМ морской авиации Балтфлота

Но больше всего тревоги вызывает даже не количество и состояние техники, сколько обученность лётчиков МА ВМФ. То обстоятельство, что уровень их подготовки отнюдь не самый высокий, уже отмечалось выше и никогда не было секретом. Однако опубликованные после недавнего инцидента 21 мая 2021 г. с истребителем Су-30СМ МА Черноморского флота данные (вероятно в порядке инсайда) о налёте его пилотов вызвали недоумение в экспертной среде, если не сказать шок. Лётчик-инструктор, подполковник О.А. Хомяков, являющийся одновременно председателем квалификационной комиссии лётного состава управления МА ЧФ, и майор С.В. Додух, являющийся начальником воздушной огневой и тактической подготовки 43-го авиационного полка МА ЧФ, имеют налёт в текущем году 15 и 3 часа соответственно. Для лётчиков 1-ого класса со столь серьёзными званиями это откровенно смешные цифры, которые просто стыдно сравнивать с налётом пилотов наших потенциальных противников.


Особенно к месту будет задаться вопросом о готовности истребительной авиации ЧФ адекватно реагировать на угрозы, которые исходили этой весной (и кстати, до сих пор исходят) от ВС Украины с подобным уровнем подготовки наших лётчиков. В своё время опубликованные данные о налёте пилотов ВСУ за 2016 год в пределах 50 часов в год вызвали в российской прессе немало насмешек, но по всей видимости, как минимум некоторым российским морским лётчикам остаётся лишь позавидовать подобным цифрам.

Сложно до конца понять, почему проблемы МА ВМФ столь длительное время остаются нерешёнными, ведь они не требуют каких-то непомерных вложений: при оценочных бюджетных ассигнованиях в пределах 300-400 млрд рублей и их рациональном распределении ВМФ мог бы получить качественно иные возможности в виде собственной самодостаточной авиации. При текущем же сценарии развития событий после 2025 года у авиации флота будет, пожалуй, только один разумный выход – окончательное расформирование (по аналогии с морской ракетоносной авиацией) с передачей оставшихся летательных аппаратов в ВКС.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 мая 2021 08:29
    Это, как при Хрущеве, когда авиацию решили заменить ракетами?
  2. +1
    26 мая 2021 09:32
    Всё это очень печально!!!
  3. -1
    26 мая 2021 09:49
    Таки везде ура-статьи, что у нас уже Посейдон, Кинжал, НПО, и вообще, раз авианосцев у нас нет, то все фигня...

    Невыделение денег и неразработка это и подтвепждает...
  4. +3
    26 мая 2021 10:33
    Если на флоте бардак,нужно менять руководство флотом и снимать с должностей откровенно тупых,или вредителей. У меня давно деятельность этих (флотоводцев) вызывает ряд вопросов,которыми должно интересоваться ФСБ.
    1) Так например был угроблен и списан самый новый и самый современный МРК типа Овод,вооруженный ПКР Оник,в то время как в строю остались корабли более старой постройки,вооруженные допотопными ПКР Малахит
    2) Под предлогом отсутствия турбин отказались от достройки фрегата Мираж,который мог бы здорово усилить флот РФ,в плане обеспечения выхода на боевое дежурство АПЛ. Корабль должен был нести солидное противолодочное вооружение,из ракето-торпед Водопад,ПКР Уран и приличный ЗРК. Отказавшись от его достройки начали строительство корвета 20386,причем (флотоводцев) не смутило,что турбин для него нет,а цена по сути равна куда более мощным фрегатам типа 22350.
    3) Кричат что нет денег,а деньги тратят на постройку 6 бесполезных патрульников типа Быков,реального применения которым на флоте нет,ввиду из чрезмерно смехотворного вооружения. В то же время отказались от достройки 2-х сторожевиков типа Дагестан,а ведь они могли бы не дурно усилить собой противолодочные возможности ЧФ РФ,так как для Вьетнама их строили с буксируемой ГАС,на борту есть вполне себе боеспособные торпедные аппараты 533 мм,с противолодочными торпедами,ПКР Уран и ЗРК можно было бы поставить из морской версии ЗРПК Панцирь. Могли бы получиться вполне полезные корабли,но увы,не с нынешнем руководством флота...которое флотом не занимается должным образом
    4) Вопрос с обновлением противолодочной авиации РФ нужно было решать еще вчера,тем более,что из отечественного Ту-204 можно было бы сделать вполне рабочий аналог американского противолодочника Посейдон
    1. 0
      1 июня 2021 12:27
      Вы абсолютно правы, но вопросы следует задавать не руководству ВМФ, а Верховному Главнокомандующему и министру обороны.
  5. +1
    26 мая 2021 16:18
    Яхты дружков Гаранта нужнее
  6. +1
    26 мая 2021 16:46
    Отличная статья! Всё написано на конкретных примерах и выводы правильные. И автор скорее прав, раз Сердюкова поставили "рулить" авиацией. К 2025 г. от неё "рожки, да ножки" останутся!
  7. +2
    26 мая 2021 20:30
    Респект и уважение, Артемий Громов! На фоне абсолютно щенячьего восторга в стиле "Москва, Кремль, Путин", статья как луч света в царстве оплаченных агиток.

    Говорят, те кто постоянно лукавят самому себе, или там притворяются на работе, с возрастом приобретают реальные, характерные и одинаковые (или похожие) болезни...

    Будьте здоровы, Артемий!
  8. -1
    27 мая 2021 00:20
    последние прим 120 лет (а то и более) российско-советский флот был всегда хромой лошадью и откровенно дефективным по отношению к любому противнику.И правда только в том, что для страны суши, а не моря, флот мало нужен и не в приоритете.От этого танцевало ВСЁ руководство всегда.А посему и имеется такой результат.
    1. +1
      27 мая 2021 08:00
      Как автор прокомментирую: всё-таки к середине 80-х при всех своих проблемах ВМФ СССР был ОЧЕНЬ мощной многочисленной силой, в целом сбалансированной, способной проводить крупные операции вдали от своих берегов. И ресурсов в тот период флот получал не меньше сухопутных сил (если не больше).
      1. -2
        27 мая 2021 22:20
        Ну да, ну да!Мощный по сравнению с кем?А многочисленность совершенно не означает ни качество, ни мощи.В СССР теоретически к ВОВ был весьма многочисленный ВМФ.Но в общем, за некоторым исключением, бездарно применённый в ВОВ и показавший все свои слабые сторны в полной красе.Примерно половина уничтоженных кораблей противника было уничтожено ВВС, а прим.15% минными заграждениями, но никак не боевыми кораблями.Вас ничего не смущает ?После ВОВ основная ставка шла на ядерную триаду и на сух.войска .Отсюда и некоторая достаточность в финансировании носителей яо, в том числе на флоте.
        1. 0
          28 мая 2021 07:29
          Вы не забыли, что у ВМФ СССР были собственные ВВС с 1980 года? И пять дивизий МРА (13 ракетоносных полков) в их составе на Ту-22М2/М3? И по части противолодочной обороны пример - на СФ была целая противолодочная дивизия. Собственная спутниковая группировка с работающей МКРЦ на орбите. Даже ВМС США мало что могли противопоставить такой армаде. И сравнивать флот времен начала ВОВ с ВМФ позднего СССР абсолютно неразумно, это несопоставимые вещи. Особенно по части подготовки кадров, а именно в этом была основная проблема во время ВОВ. Так что я не могу согласиться с Вашими оценками. Одно только серийное производство атомных ТАРКРов параллельно с обычными РКР и ТАВКРами уже говорит о том, что средств флоту выделялось столько, сколько ему было нужно и ВМФ себе ни в чем особо не отказывал. Ни в период ВОВ, ни тем более сейчас ВМФ себе позволить ничего подобного не может.
          1. -2
            29 мая 2021 01:47
            а вы не забыли, что вообще -то я в целом охарактеризовал рос.-сов. флот за прим.120 лет и отдельно выделил некоторые периоды, в частности ВОВ, во время которой очень чётко вылезли все слабости флота, как и указал на то, что была таки достигнута некоторая условная достаточность в финанстровании уже позже?А как раз указанная вами группировка ВВС, приданная флоту, по факту и в основном подтверждает слабости основного корабельного состава в ряде моментов и должна была существенно дополнить возможности по: уничтожению авианосных соединений вероятного противника в том числе с использованием яо; ведению разведки на общирных территориях при крайне ограниченном наличии самолётов ДРЛО (за палубные самолёты , типа Е-2 Хокай я вообще молчу); нанесение ударов по наземным целям; авиационному прикрытию ударных кораблей и транспортов флота, что вообще -то выполняют и ауг, коих колноценных в ВМС СССР не было никогда.
            Так же весьма к месту указано вами строительство якобы чуть ли не некоего "супервундерваффе" ТАКРов, типа Минск и т.д..И это можно использовать и как демонстрацию и дополнительный факт очень неэффективной попытки на деле замены полноценного авианосца.Вы же знаете, насколько ограниченны на самом деле эти системы?Используемые на них вертикалки, типа як-38, никоим образом не делало их равным по боевым возможностям даже с примерно однотипным "лёгким авианосцем" проекта «Инвинсибл».Ни ударные , ни противолодочные возможности як-38, а тем более по прикрытию и ведению воздушного истребительного боя, не идут ни в какое сравнение с такой же вертикалкой как Харриер.Кроме того, думаю вы об этом знаете, ТАКРы с Як-38 служили исключительно в северных широтах из-за падения мощности двигателей у Як-38 и крайне сложном его использовании в регионах с жарким климатом, что делало итак малоэффективный комплекс ещё более слабым.
            В общем, резюмируя, вы ни коим образом не смогли изменить моего и возможно некоторых других читателей мнения об имевшихся фундаментальных слабостях рос.-советского флота из-за целенаправленной политики руководства в силу специфического понимания и ограниченности значимости флота для страны в разные периоды времени.
  9. -2
    3 июня 2021 11:19
    Так и есть.
    Нарушена преемственность.

    Точка невозврата или сказать по- лётчески, скорость принятия решения уже пройдена. Во всяком случае, если говорить о МРА.
    Если сегодня задаться целью возрождения МРА, то нужно будет начинать с чистого листа, с нуля и по учебникам. Ибо последний живой командир служивший в МРА давно на пенсии. А те, кто сейчас остался в строю, в те времена, когда еще была МРА, были праваками, в лучшем случае зелеными презелеными командирами кораблей.
    Сушки, стоящие на вооружении в современной МА, машины хорошие, но до авианосцев им никогда не дотянуться. "Руки" коротки. Ну а знаменитых палубников и в наше время единицы боеготовых было , а сейчас их подавно нет. Потому что Кузя навсегда встал на ремонт. Да и не было никогда того полка готовым к боевым действиям. Палубники сколько существовали, все время учились и ни дня их полк не числился боеготовым в составе МА СФ . Увы. Такова мерзкая действительность.
    Так что, если говорить о "на грани коллапса" совсем не верно. Грань та давно пройдена. С МРА всё ясно, если говорить о ПЛА, то самолетов способных еще подняться в воздух, наверное в соотношении один на десять подводных лодок блока противников.