Кто первым может купить российский истребитель Су-75

26

Состоявшаяся два дня назад официальная презентация современного российского однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75, во многом благодаря своей умелой рекламной кампании, произвела большой резонанс в нашей стране и за рубежом. Недоброжелатели глумливо насмехаются, адекватные люди появлению новейшего боевого самолета радуются, а скептики задаются одним вопросом, для кого же все-таки на самом деле предназначен «Шах и мат»?

Сперва давайте пройдемся по заявленным тактико-техническим характеристикам Су-75. Практическая дальность его оценивается в 3 тысячи километров, практический потолок – в 16,5 тысячи метров. Максимальная скорость многоцелевого истребителя должна составлять 1,8-2 скорости звука (1,8-2 М), а боевая нагрузка - 7,4 тонны. Очень неплохо, особенно если учесть, что наличие всего одной силовой установки делает самолет более доступным для приобретения и последующего обслуживания. Придирчивому покупателю Су-75 обойдется в сумму от 25 до 30 миллионов долларов, благодаря чему его сразу же окрестили «F-35 для бедных». Если же учесть, что в перспективе возможно создание двухместной версии, а также беспилотного варианта, получается совсем уж интересное предложение. Генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь прокомментировал новинку следующим образом:



Идея родилась от экономики. На наш взгляд, на рынке сейчас очень много однодвигательных самолётов... Но нет однодвигательного самолёта пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолётов.

Что ж, очень практичный подход. Если учесть грамотно проведенную пиар-кампанию, складывается впечатление, что у нас наконец-то научились не только создавать прекрасную военную технику, но и грамотно ее продавать. Но именно вокруг этого и началась самая острая дискуссия. Кто же реально может купить наш Су-75?

Если посмотреть рекламный видеоролик, становится очевидным, что «Ростех» рассчитывает на Индию, Вьетнам, ОАЭ и Аргентину. И определенные основания рассчитывать на успех у госкорпорации действительно имеются. Производство конкурирующих F-16 началось еще в далеком 1975 году, Saab JAS 39 «Gripen» - в 1997 году, то есть это отнюдь не новинки. Китайско-пакистанский Chengdu FC-1 Xiaolong (JF-17 Thunder) посвежее, он начал эксплуатироваться в 2007-м, но это китайско-пакистанское качество. F-35, несмотря на множество выявленных «косяков», производится и «впаривается» американским союзникам пачками, но вот беда. Его цена в 80 миллионов долларов за «летающий Айфон» многим кажется дороговатой. И не стоит забывать про необходимость его дальнейшего обслуживания в зависимости от производителя из Соединенных Штатов. На этом фоне новенький Су-75 за 25-30 миллионов долларов может оказаться весьма востребованным. Каждый покупатель подобной боевой техники всегда хорошо думает, где и против кого она реально может быть применена. Показанные в рекламном ролике «Ростеха» страны вроде бы с США и блоком НАТО воевать не собираются, а значит, для решения задач, стоящих перед истребительной авиацией, вполне может хватить легкого многоцелевого самолета. Российского.

Да, все так. Однако есть один узкий момент. Вполне обоснованно высказывается опасение, что самолет, не стоящий на вооружении ВКС РФ, едва ли будет пользоваться спросом за рубежом. И это вполне справедливо. Те же индийцы ранее отказались от «старшего брата» Су-75, но позже сделали уточнение, что должны внимательно изучить опыт эксплуатации Су-57 в российских войсках. Клиент всегда прав, верно?

Что же мы имеем в сухом остатке. Перспективный самолет, имеющий удачные характеристики для весьма емкой рыночной ниши, который с самого начала позиционируется как экспортный. При этом, если верить заявлению ОАК, истребитель был разработан корпорацией без привлечения средств Минобороны РФ, то есть, в инициативном порядке, да еще и в кратчайшие сроки. Как-то все это нетипично для наших реалий. Где такое вообще видано? Наверное, в этой несуразности и может скрываться ответ на главную загадку Су-75.

В российской прессе с осторожностью высказывается одна весьма правдоподобная версия, и согласно оной проект легкого «Сухого» на самом деле имеет своего заказчика изначально, который всю эту программу и финансирует. И это может оказаться ОАЭ, представитель которой показан в ролике «Ростеха». Казалось бы, зачем Эмиратам, лояльным США, заказывать разработку истребителя пятого поколения в России, если он может купить F-35 у своего союзника? А резоны у арабов свои имеются, которые кроются в их давних сложных отношениях с соседним Израилем.

Тель-Авив был первым иностранным покупателем американских истребителей пятого поколения, которые должны были гарантировать ему превосходство в воздухе над любым противником в регионе. С приходом к власти президента Байдена США подписали с ОАЭ контракт на поставку 50 истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II за 10 миллиардов долларов. Но сделано это было с одной оговоркой: компания-производитель сделала «арабские» версии F-35 видимыми на радарах ЦАХАЛ. Вот такая вот избирательная «невидимость». Во всяком случае, об этом писало агентство Reuters. Неудивительно, если бы арабские шейхи с одесским акцентом спросили, а оно им надо.

Конечно, не надо. Давайте вернемся в 2017 год, когда на выставке вооружений в ОАЭ глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил журналистам, что Россия ведет переговоры с Эмиратами о совместной разработке легкого истребителя пятого поколения на базе МиГ-29, который должен появиться через семь-восемь лет. И вот у нас действительно появляется новый легкий многоцелевой истребитель пятого поколения, правда, на базе Су-57. При этом ОАК каким-то неведомым образом в кратчайшие сроки разработала самолет без заказа Минобороны РФ, да еще и без бюджетных средств, а в рекламном ролике виден арабский пилот. Совпадение?

Может быть, конечно, и совпадение, но слишком уж много в деле странностей, слишком много несокрушимой уверенности «Ростеха» в ставке на экспортный рынок без предзаказа со стороны Минобороны РФ. Обычно у нас так не делается. К слову, опыт сотрудничества с ОАЭ по части разработки вооружений уже есть. Это наш ЗРПК «Панцирь-С1», заказчиком которого стали арабские шейхи, и они вполне успешно его применяют, несмотря на дружбу с США.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    22 июля 2021 15:41
    По порядку:
    1. Никакого однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75 нет, нет даже летающего прототипа, в наличии лишь выставочная модель в натуральную величину.
    2.Если, как утверждает автор, 50 истребителей F-35, которые будут поставлены ОАЭ, не смогут оставаться невидимыми для израильских радаров, то изделие российского ВПК и подавно на это не способно. Дело тут не в каких-то намеренно подпорченных F-35 для арабов, а в возможностях израильтян.
    3.И вопрос г.Маржецкому на засыпку - где именно военные из Эмиратов "вполне успешно применяют" российские "Панцири"?
    1. +6
      22 июля 2021 16:50
      А кто вам сказал, или где прочитали, что летающий образец есть? Все карты открыты, первый полёт в 2023г., где что не так? Очевидно, даже по физиономии Путина на презентации, что это машина для инозаказчиков, разработанная в инициативном порядке...
    2. -8
      22 июля 2021 18:55
      Так скажу Вам уважаемый Биндюжник: Со времён МиГ-19 у СССР реально НЕБЫЛО 1 ДВИГАТЕЛЬНОГО истребителя! Не мог СССР при однодвигательной системе обеспечить полёт выпускаемых Летаков!
      1. +2
        22 июля 2021 20:18
        Со времён МиГ-19 у СССР реально НЕБЫЛО 1 ДВИГАТЕЛЬНОГО истребителя!

        МиГ-21 был, Су-17, Су-19, Су-22 тоже были.
        1. -10
          22 июля 2021 22:03
          И где они? СУ 17,19,22 всвоей сути один и тот же самолёт и до появления СУ 24 реального ФРОНТОВОГО истребителя-бомбардировщика (вес боевой нагрузки на уровне времён ВОВ) у СССР НЕБЫЛО! МиГ 21 самолёт совершил первый полёт в 1958 году, на борту небыло РЛС, после её установки самолёт начал терять свои преимущества СТРЕМИТЕЛЬНО, т.к. один двигатель не справлялся с возросшим весом! А Вы в курсе , что за основу двигателя установленного на этом МиГе - двигатели фирмы Роллс-Ройс: "Дервент-V"?
          1. +2
            23 июля 2021 11:47
            Я просто сказал, что после МиГ-19 однодвигательные самолеты были. Я не давал оценку их боевым качествам. Впрочем, МиГ-21 все же себя очень хорошо показал и до сих пор в некоторых странах на вооружении стоит.
          2. +4
            23 июля 2021 16:02
            Индийцы до сих пор юзают МиГ-21UPG. И радар на машине есть, и авионика современная для года выпуска, и вооружение и для воздушного боя, и "землян" угостить. В СССР однодвигательные истребители были, это Россия их никогда не строила
      2. +3
        23 июля 2021 15:57
        Цитата: Александр К_2
        Так скажу Вам уважаемый Биндюжник: Со времён МиГ-19 у СССР реально НЕБЫЛО 1 ДВИГАТЕЛЬНОГО истребителя

        МиГ-23 был. Весьма неплохая для своего времени машина. И МиГ-27, его ударная версия
  2. 0
    22 июля 2021 16:41
    Идеальный вариант для китайцев. Ставят свою электронику, и всё...) Казалось бы... Но, не тот Стрелец...)
  3. +5
    22 июля 2021 18:19
    Вполне обоснованно высказывается опасение, что самолет, не стоящий на вооружении ВКС РФ, едва ли будет пользоваться спросом за рубежом.

    Нигде не высказывалось мнение о том, что самолёт не будет стоять на вооружении России. Несколько версий исполнения для Эмиратов что ли? Сомневаюсь. Сомневаюсь так же, что вчера начали, сегодня сделали, наверняка разработка версии однодвигательного началась сразу после того как СУ-57 появился в металле, если не раньше.
  4. +1
    22 июля 2021 19:15
    если послушать высказывания представителей Сухого на выставке, становится ясно, что Су-75 это просто новый планер (оставим вопрос о Х-32), который оснащен относительно старым двигателем (проверенные временем технологии...), боковыми радарами от Су-57, основным радаром АФАР (возможно урезанная Белка). Вооружение не новое тоже, ближние и средние дистанции, ничего нового...Су-75 это не истребитель против Ф-35, а просто малозаметный самолет, способный эффективно бороться со многими противниками 4 поколения и наносить удары по земле. В итоге, Су-75 может стать существенным фактором как для стран с 4 поколением, и для стран с Ф-35 тоже и для наземной ПВО всех стран, против которых мог бы выступить Су-75. Его низкая цена означает большее распространение, что по сути и есть фактор сам по себе, который будут вынуждены все учитывать.
  5. AND
    +3
    22 июля 2021 19:30
    Цитата: Биндюжник
    По порядку:
    1. Никакого однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75 нет, нет даже летающего прототипа, в наличии лишь выставочная модель в натуральную величину.
    2.Если, как утверждает автор, 50 истребителей F-35, которые будут поставлены ОАЭ, не смогут оставаться невидимыми для израильских радаров, то изделие российского ВПК и подавно на это не способно. Дело тут не в каких-то намеренно подпорченных F-35 для арабов, а в возможностях израильтян.
    3.И вопрос г.Маржецкому на засыпку - где именно военные из Эмиратов "вполне успешно применяют" российские "Панцири"?

    Как обычно.... Лижбы ляпнуть.
    Израильский радар? Американский радар за их деньги сделаный и слепой на 50%.... Палестина пулила старыми ракетами как в дырявое ведро по Израилю своими ракетами.
    1. +2
      23 июля 2021 08:05
      Да вообще на Биндюжника лучше не реагируйте. Это израильский тролль-русофоб, неприкрытый враг. О чем с ним вообще дискутировать?
      Возможности израильских военных мы недавно видели: сами себя сбивают laughing
      1. -3
        23 июля 2021 11:49
        Возможности израильских военных мы недавно видели: сами себя сбивают

        Это когда было?

        Ну а реальные возможности израильских военных вполне себе демонстрируются в их боевых вылетах по Сирии. Так что здесь поводов для иронии не вижу.
      2. 0
        23 июля 2021 18:33
        Цитата: Маржецкий
        Возможности израильских военных мы недавно видели: сами себя сбивают

        это вы о чем?

        Цитата: Маржецкий
        сами себя сбивают

        ну, зря вы об этом. Не показатель совершенно. В истории каждых ВС есть эпизоды, когда перепадало своим. Когда Пауэрса "землили", сколько самолетов сбили?
        1. -1
          25 июля 2021 21:05
          "Когда Пауэрса "землили", сколько самолетов сбили?"
          Один.
          1. 0
            25 июля 2021 21:06
            Цитата: reynor 77
            "Когда Пауэрса "землили", сколько самолетов сбили?"
            Один

            Уверены?
            1. -1
              25 июля 2021 21:08
              Конечно уверен.
              1. 0
                25 июля 2021 21:11
                Цитата: reynor 77
                Конечно уверен.

                А МиГ Сафронова кто сбил? Или он сам упал?
                1. -1
                  25 июля 2021 21:21
                  Вы читать не умеете?

                  Когда Пауэрса "землили", сколько самолетов сбили?

                  Не считая U-2, один самолет и был сбит (да, МиГ Сафронова, Айвазян увернулся. До вас смысл написанного туго доходит?
                  1. 0
                    25 июля 2021 21:24
                    Цитата: reynor 77
                    Вы читать не умеете?

                    Это вы читать не умеете. Умейте признать ошибку. При чем тут

                    Цитата: reynor 77
                    Не считая U-2

                    ??? В тот день завалили два самолета - разведчик самого Пауэрса и по ошибке - МиГ-19 старлея Сергея Сафронова.
  6. -3
    22 июля 2021 20:21
    Цена самолета какая-то странная. Су-30 (самолет четвертого поколения) загоняли Индии по цене 50-60 млн долларов, а самолет 5 поколения - всего за 30? Это, кстати, и озвученной цена на Су-57 касается.
  7. -1
    24 июля 2021 22:46
    Давайте торговать макетами ССУ75! Пока на них есть спрос. А то лет через 15 о нём совсем забудут. lol
  8. -1
    25 июля 2021 21:00
    Читал недавно, что минобороны РФ планирует приобрести 2 эскадрильи Checkmate. Так что "один узкий момент" вполне себе нивелируется.
  9. 0
    27 июля 2021 13:18
    Осталось определиться с материалом. Из папье-маше его делать или оловянный отливать. Как думаете, на какой будет больше спрос?
  10. Предлагаю Китайцам впарить - Тайвань брать!