Каким будет новый российский легкий истребитель?

Фото: kremlin.ru

20 июля на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском состоялась официальная презентация Государственной корпорацией Ростех и АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) российского перспективного легкого однодвигательного истребителя Checkmate, разрабатываемого ПАО «Компания «Сухой» (в составе ОАК) по программе ЛТС («Легкий тактический самолет»).

В поддержку проекта создан сайт, на котором выложен видеоролик с анонсом презентации. На кадрах представлены четыре локации — ОАЭ, Вьетнам, Индия, Аргентина, по всей видимости, символизирующие возможных покупателей нового российского истребителя. Также снят взлёт самолета, контуры которого скрыты в дымке, его отражение в воде во время полета и часть передней стойки шасси.

Презентация ЛТС – значительное событие для российской военной авиации, поскольку обновление парка легких фронтовых истребителей российских ВКС как никогда актуально.

Весьма интересно также, что представленный на МАКС-2021 ЛТС является однодвигательным. В свое время главком российских ВВС генерал Петр Дейнекин снял с вооружения нашей боевой авиации однодвигательные Су-17 и МиГ-21 под предлогом повышенной аварийности самолетов с одним двигателем.

Однако исследования, проведённые в США, не выявили каких-либо преимуществ истребителей с двумя двигателями перед однодвигательными самолетами того же класса. Эти выводы были подтверждены летной практикой: в период 1988-1992 гг. на каждые 100 тысяч часов налёта было потеряно менее четырех однодвигательных самолетов F-16, что примерно равно соответствующему показателю для двухдвигательных американских истребителей.

Разница в продолжительности наработки на отказ между самолетами F-16 и двухдвигательного F/A-18 составляет всего пять процентов.

Не сообщается, какой двигатель будет установлен на ЛТС, получившим название Су-75. Как известно, корпорация «Сухой» создает новый мощный двигатель, так называемого «изделия 30».

Судя по появлению в сети фотографий «Изделия 30» («зубастый» левый двигатель), сделанных во время испытаний, сейчас уже проходят его активные воздушные испытания. Фотографии были сделаны 16 марта 2020 года. Точные характеристики нового двигателя держатся в секрете, однако известно, что «Изделие 30» должно разгонять самолёт до 1,5 чисел Маха (более 1800 км/ч) без включения форсажа. Эксперты предполагают, что «Изделие 30» имеет встроенную плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. Такие модернизированные форсунки смогут обеспечить зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это исключит «факеление» – выброс огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Благодаря этому заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне существенно снизится. Еще одно новшество «Изделия 30» – изменяемая степень двухконтурности. Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под взлёт, посадку и крейсерский режим полета.

Оснащённый «Изделием 30» самолёт Су-57 сможет претендовать на звание самого мощного истребителя в мире, пишет «Российская газета».

Мощность двигателя АЛ-4, который, помимо Су-57, установлен на Су-35, всего на девять процентов уступает двигателю F119, которым оснащён американский двухдвигательный истребитель пятого поколения F-22 Raptor.

Самый мощный двигатель в мире, Pratt & Whitney F135, установлен на американском однодвигательном истребителе F-35 Lightning II, с которым часто сравнивают представленный на МАКС-2021 российский Су-75 Checkmate. Этот двигатель на форсаже выдает тягу в 19,5 тонны.

Максимальная тяга F119 – 15,8 тонны, АЛ-41Ф1 – 15 тонн.

«Изделие 30» – одна из наиболее закрытых разработок российской оборонки. Несмотря на то, что прототип Су-57 уже летает с новым двигателем, характеристики и описание силовой установки официально не раскрываются. По данным из открытых источников, мотор схож с предшественниками АЛ-31 и АЛ-41, однако все его агрегаты разработаны заново с применением современных наработок. Результатом стал заметный рост всех основных характеристик, сообщает правительственная «Российская газета».

Важным отличием нового двигателя является его сопло. Как и АЛ-41, оно всеракурсной системой управления вектором тяги, но при этом заметно меньше и имеет иные обводы. Его задняя кромка имеет пилообразную форму для снижения радиозаметности.

Можно предположить, что на представленном на МАКС-2021 Су-75 также будет установлено сверхмощное «Изделие 30». Это тем более вероятно, что на российских авиафорумах полагают, что Су-75 – это «удешевлённый облегчённый однодвигательный вариант Су-57».

На Су-75, как сообщается, установлен модернизированный в 2017 году противоспутниковый ракетный комплекс «Контакт», который обеспечивает поражение целей на высотах до 160 километров над уровнем моря, то есть в космосе. Но главный козырь Checkmate – электромагнитный «кокон», препятствующий обнаружению машины радарами противника.

В российских и мировых СМИ обсуждают конкурентоспособность Су-75 Checkmate на мировых рынках вооружений и военной техники. Однако, в ситуации быстрого нарастания международной напряжённости и откровенной подготовки США и НАТО к прямым вооруженным конфликтам с Россией, особое значение приобретает наличие в российской боевой авиации достаточного числа легких фронтовых истребителей.

В последние двадцать лет соотношение лёгких и тяжёлых истребителей в составе ВВС России поддерживалось примерно на уровне один к одному. В 2015 году в составе российских ВВС было 250 легких истребителей МиГ-29 и 260 Су-27 и Су-30. Большинство МиГ-29 уже вырабатывают свой ресурс, и им требуется замена. Однако в 2013 году Министерство обороны РФ решило пересмотреть соотношение лёгких и тяжёлых истребителей в пользу последних.

С учетом уже размещенных и планируемых заказов на Су-35, а также покупки новых Су-27СМ3 и Су-30СМ, количество тяжелых истребителей на вооружении ВВС России после 2020 года может достигнуть 390-400 единиц. При этом доля лёгких тактических боевых самолетов будет постепенно снижаться.

Чем уязвим такой состав российской боевой авиации?

Тем, что потенциальный противник рассуждает следующим образом: если русские сокращают число легких тактических истребителей, то это значит, что они не ожидают крупных конфликтов, сопровождающихся масштабными потерями боевых самолетов. Следовательно, чтобы одержать верх над Россией в неядерном конфликте, надо навязать ей такой ход военных действий, к которому она не готова.

В случае серьёзного вооруженного конфликта фронтовая авиация будет играть решающую роль. Но и потери в ней будут немалые. Их легче восполнять относительно недорогими легкими истребителями. Стоящие на вооружении МИГ-29 вряд ли помогут – это машины для позапрошлой войны.

Могут возразить – дескать, в Великой Отечественной войне Борис Сафонов сбил на устаревшем И-16 17 новейших немецких самолетов. А если бы летал на Ла-5, то сбил бы 117 и, наверное, не погиб бы.

Можно предположить, что российские боевые самолеты будут оснащены самыми современными отечественными разработками. В том числе – и созданного учёными НИТУ «МИСиС», Южно-Уральского государственного университета и Объединённого института ядерных исследований совместно с коллегами из Египта, Саудовской Аравии и Белоруссии радиопоглощающего полимерного композитного материала с наполнителем на основе алюминий-замещенного гексаферрита бария и наноразмерного производного графита, который может быть использован для снижения заметности в области радарных частот. Полученный материал эффективно снижает коэффициент отражения электромагнитных волн, становясь практически невидимым в СВЧ-области.

Разработчики отмечают, что новый композитный материал «способен поглощать до 99.9% электромагнитного излучения, что открывает перспективы его использования в СВЧ-области (антенные и радарные технологии)» – сообщает американский журнал «Популярная механика».

Американский военный канал показал представленное Ростехом видео презентации Су-75 Checkmate. Интересен один из комментариев американских военных экспертов: «По состоянию на июль 2021 года США построили более 600 F-35 и годами летают на F-22 (186 экземпляров), а Россия только лишь представляет истребитель 5-го поколения?»

Нет сомнения, что новые российские истребители, будь то Су-57 или Су-75, будут представлять собой грозную силу. Но вот «шах и мат» (Checkmate) потенциальному противнику смогут доставить неприятности только тогда, когда российская оборонка станет производить, а российские ВКС закупать их в достаточном для противостояния с серьёзным противником количестве.

Владимир Прохватилов, авиационный инженер