Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / Военные учения
13 августа 2021 13:58

Курс на «Запад-2021»: ВВС рвутся в небо, но сколько пилотов взлетят реально?

В масштабных воздушных учениях задействуют 450 самолётов и вертолётов, только это «по списочному составу»

5076
На фото: многоцелевые российские истребители Су-30 и ударный вертолет Ми-24
На фото: многоцелевые российские истребители Су-30 и ударный вертолет Ми-24 (Фото: AP/TASS)

Отпраздновав 12 августа 109-ю годовщину образования ВВС, российские военные лётчики продолжают совершенствовать боевое мастерство — сегодня готовятся к проведению очередных учений.

Факт сам по себе вроде как обыденный, однако нынешние воздушные манёвры в Западном военном округе (ЗВО), намеченные на конец августа, можно воспринимать как прелюдию к другим учениям — совместным российско-белорусским «Запад-2021», которые пройдут уже в сентябре.

Сейчас, по словам командующего ВВС — заместителя главнокомандующего Военно-космическими силами генерал-лейтенанта Сергея Дронова, в масштабных учениях в ЗВО будут привлечены более 450 самолётов и вертолётов. Большее количество летательной техники было задействовано лишь во время учений «Восток-2018», когда в небо поднималось более тысячи самолётов и вертолётов.

Ранее подобный размах применения воздушной техники был отмечен на учениях «Запад-81». Можно предположить, что и на командно-штабных учениях «Запад-2021» будет активно применяться именно авиация двух стран. Наземный состав войск из-за пандемии коронавируса ограничен в 12,5 тысячи человек, а вот в небе вирус не страшен.

Что же может взлететь в воздух из состава российских ВВС? По словам генерала Дронова, в нынешнем году боевая авиация пополнится 60 единицами новой техники, среди которой многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С, Су-57 и фронтовые бомбардировщики Су-34, а также военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90А, боевые вертолёты Ми-28НМ, Ка-52 и десантно-транспортные Ми-8АМТШ-ВН. Также в войска поступят более 200 модернизированных судов. Вроде, как и неплохо, но боевой авиации явно не хватает.

Читайте также
«Изделие 30» сделает Су-57 самым мощным в мире «Изделие 30» сделает Су-57 самым мощным в мире НПО «Сатурн» запустит производство нового авиационного двигателя через четыре года

Россия занимает второе место в мире по количеству самолётов военной авиации, уступая по этому показателю лишь США. Британский авиационный журнал Flight International в справочнике World Airforces 2021, отмечает наличие в Вооруженных силах России 4143 летательных аппаратов, самолётов и вертолётов. По истребительной авиации мы тоже на втором месте. Впрочем, это лишь цифры, так называемая списочная численность авиапарка, которая не отражает в полной мере реальную боевую эффективность военно-воздушных сил.

Вот, к примеру, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, известный ещё как «Белый лебедь» (они тоже примут участие в нынешних воздушных учениях). Таких в ВВС России числится 16 воздушных машин, которые стоят на вооружении 22-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (авиабаза Энгельс в Саратовской области).

Практически половина из них прикована к земле — проходят модернизацию. Эти самолёты, которые стали эксплуатироваться с 1987 года, по-прежнему считаются лучшими в своём классе, однако время берёт своё и им требуется обновление. Проходит оно крайне медленно. Первый из них вошёл в состав Дальней авиации в конце 2018 года, ещё один модернизированный Ту-160М выполнил первый испытательный полёт в начале 2020 года. Это при том, что ещё в 2015 году министр обороны Сергей Шойгу заявлял о необходимости возобновления производства таких бомбардировщиков, озвучивая их потребность в количестве не менее 50 единиц. Выпуск новых самолётов Ту-160М/Ту-160М2 ожидается не ранее 2023 года.

Несколько большее количество «страгегов» в ВВС — это Ту-95 «Медведь». Боеспособных в модификации Ту-95МС около тридцати и ещё порядка 60 находятся в резерве, но тоже идут в общий зачёт списочной численности. Те, которые ещё летают (этот стратегический бомбардировщик эксплуатируется с 1956 года, последний был выпущен в 1992-м) требуют модернизации до уровня «МСМ», с обновлённым двигателем, новым комплексом вооружения и электронного оборудования. Такой модернизации подлежат лишь Ту-95МС-16, которые прослужат до 2040 года. Их насчитывается около 20 единиц.

Не лучше ситуация со стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-22М. В разных модификациях их насчитывается 62 единицы, большая часть из которых небоеспособны, находятся в капитальном ремонте или на хранении.

Планировалось, что до 2020 года на Казанском авиационном заводе им. Горбунова до уровня Ту-22М3М будет модернизировано до 30 таких самолётов. Детальная информация о проводимых работах по модернизации этих бомбардировщиков является закрытой, первый полёт обновлённого Ту-22М3М состоялся в 2018 году, можно предположить, что такую программу прошло не более десяти самолётов.

Читайте также

С истребителями всё гораздо лучше, здесь российские ВВС могут заслуженно войти в число лучших как по качеству, так и по количеству. Не будем упоминать истребитель пятого поколения Су-57, который пока присутствует в единичных экземплярах. Есть и другие «короли неба», среди которых, несомненно, высшую ступень почёта занимает многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги Су-35С, который относится к поколению 4++.

Являясь продолжением истребителя Су-27, это совершенно новый самолёт, разработанный в ОКБ Сухого в 2008 году. Первые 48 из стоящих сейчас на вооружении 90 таких воздушных машин были поставлены в 2015 году, вторая партия гособоронзаказа была выполнена до ноября 2019 года. Сейчас Минобороны планирует заключить новый контракт на 50 таких воздушных машин.

Предшественник Су-35С — советско-российский многоцелевой сверхзвуковой тяжелый истребитель четвёртого поколения Су-27 (по кодификации НАТО Flanker-В — «Фланкер-Б»), который эксплуатируется с 1985 года, по-прежнему в строю.

Таких самолётов, в разных модификациях, насчитывается 101 единица. Ввиду исчерпания ресурса и морального устаревания предполагается, что часть из них будет выведена из эксплуатации уже в ближайшее время. В строю останется модернизированный Су-27СМ3 (24 ед.) и, скорее всего, Су-27СМ (47 ед.), который должен был заменить Су-57.

Хорошо зарекомендовал себя и многоцелевой советско-российский многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) Су-30 (Flanker-C) в модификациях СМ и М2 — их 91 и 20 соответственно. Однако и этому самолёту, который эксплуатируется с 1992 года и продолжает выпускаться сейчас, требуется масштабная глубокая модернизация по пути его унификации с Су-35С.

Читайте также
В окопах Грозного: 25 лет назад закончилась первая чеченская война В окопах Грозного: 25 лет назад закончилась первая чеченская война Было подписано Хасавюртовское соглашение и началась новая война — долгая дорога к мирной жизни

Похоже, что доживает свой век советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum — «Точка опоры»). Таких на вооружении 120 машин, однако, не все из них боеспособны. Этого «ветерана» уже начали менять на российский многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ (его характеристики максимально приближены к пятому поколению) МиГ-35. Впрочем, новых машин пока выпущено 10 единиц.

Вторую молодость намерены дать и советско-российскому сверхзвуковому высотному всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия МиГ-31 (Foxhound — «Лисья гончая»). Началом его эксплуатации стал 1981 год и это был первый советский истребитель четвёртого поколения. Из действующих — 80 самолётов МиГ-31БМ и 10 МиГ-31К (переоборудованный под гиперзвуковую ракету «Кинжал»). Потребность в этих самолётах сейчас столь велика, что Минобороны планирует модернизировать не менее 150 единиц до уровня БМ до 2023 года. Известно, что на хранении находится 160 МиГ-31, которые после обновления ещё способны вернуться в строй.

Можно было бы пройтись и по другим видам российской военной авиации — фронтовой, транспортной, специальной (в последней, к слову, осталось всего 14 самолётов-заправщиков Ил-78), но общая тенденция и так видна.

При достаточно большой списочной численности, «на ходу» находится в лучшем случае половина из них. Так что заявленные сейчас для участия в учениях 450 единиц воздушной техники, это не только самолёты и вертолёты, но ещё и беспилотники — для большей масштабности. В общем, не так уж и густо с самолетами в ВВС, как может показаться на первый взгляд.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня