На пути к первому российскому авианосцу: На что способны УДК проекта 23900

11

Эволюция авианесущих кораблей в разных странах имеет свои определенные закономерности. ВМС США создали универсальные тяжелые авианосцы, которые, в зависимости от состава авиакрыла и поставленных перед ними задач, могут быть ударными многоцелевыми или специализированными противолодочными. Великобритания, Франция, Италия и СССР, напротив, начали с противолодочных вертолетоносцев, но в итоге пришли к осознанию необходимости строительства полноценных авианосцев. Как известно, история развивается по спирали, и современная Российская Федерация вновь вступила на эту дорожку. Является ли данный путь верным, попробуем разобраться.

Как мы рассказывали ранее, первым авианосцем в ВМФ СССР можно считать крейсер-вертолетоносец проекта 1123. На обоих «Кондорах» могли размещаться 14 противолодочных вертолетов, и они предназначались для борьбы с субмаринами противника в дальней морской зоне. Также на этих кораблях успешно прошли испытания первые советские самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36. Дальнейшим их развитием стали ТАВРК проекта 1134 «Кречет» и его модификации, а высшей точкой эволюции должны были стать атомные тяжелые авианесущие крейсера типа «Ульяновск», коих флот заказал 4 штуки. Как видим, точкой отсчета является вертолетоносец, поэтому большой интерес для нас представляют универсальные десантные корабли (УДК) проекта 23900, два из которых в настоящее время строятся на заводе «Залив» в Керчи. Давайте посмотрим, на что они способны, и попытаемся представить, можно ли считать их началом возрождения российского авианосного флота.



Против берега


В отличие от «Кондоров», современные УДК как таковые не являются боевыми кораблями. По сути дела, это огромные плавучие доки, оснащенные прямой взлетной палубой. Главная их ценность заключается в установленном на нем оборудовании и их грузе – авиации, перевозимых бронетехнике и десантниках. И на что же они способны в войне флота против берега?

Во-первых, «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» могут использоваться как командные корабли. Эти плавучие штабы оборудованы системами связи сверхдальнего радиуса действия, что позволяет им управлять соединениями других кораблей, авиации и наземных войск. Для операций ВМФ РФ в дальней морской зоне это очень важно.

Во-вторых, оба УДК могут служить главными разведчиками российского экспедиционного корпуса, поскольку на них могут базироваться вертолеты ДРЛОиУ Ка-31, а в перспективе – их сменщики Ка-35. Эти винтокрылые машины способны проводить разведку и давать целеуказание корабельным «Ониксам», «Калибрам» и «Цирконам» против флота и сухопутных сил противника. Сразу оговоримся, что боевой радиус вертолета ДРЛОиУ всегда уступает таковому у самолета, однако возможность привезти с собой и использовать Ка-31/Ка-35 дорогого стоит.

В-третьих, палубные вертолеты Ка-52 могут быть оснащены противокорабельными ракетами Х-35, что делает возможным их применение против кораблей береговой охраны водоизмещением до 5000 тонн, а также против «москитного флота». Ударные вертолеты могут поддерживать высадку морского десанта с УДК на берег.

Таким образом, наличие универсальных десантных кораблей в составе ВМФ РФ действительно существенно повышает его возможности в дальней морской зоне. Однако необходимо указать и на «узкие места». Осуществить подобную операцию возможно против не самого сильного в техническом отношении противника. Если же обороняющиеся будут иметь собственную авиацию, береговые противокорабельные ракетные комплексы и прочие виды вооружений, то одолеть его будет крайне непростой задачей. Да, наши корабли смогут отстреляться по целям «Калибрами» и «Цирконами», но после исчерпания боезапаса, который не бесконечен, им придется вернуться на базу. Также не безграничны запасы зенитных ракет для борьбы против авиации и противокорабельных комплексов противника.

По-хорошему, для успешного морского десанта необходима поддержка авианосца, который будет «сносить» элементы береговой и воздушной обороны. Отстрелявшись, палубные истребители могут вновь и вновь возвращаться, пополнять запасы топлива и боеприпасов и продолжать действовать даже тогда, когда корабли по берегу уже отстрелялись. Есть возможность оснастить оба УДК ударными дронами типа «Орион», как это планируют сделать турки, разместив «Байрактары» на своем УДК «Анадолу». Тогда возможности нашего экспедиционного корпуса возрастут, но необходимо учитывать, что БПЛА играют против тех, у кого не современной системы ПВО.

Против подводного флота


Куда более реалистичным представляется использование УДК против субмарин противника. Разместив на их палубе до 14 противолодочных вертолетов, ВМФ РФ получает два великолепных корабля ПЛО, которые способны действовать в дальней морской зоне. И «Иван Рогов», и «Митрофан Москаленко» могут стать ядром полноценной поисково-ударной противолодочной группы, которую усилят БПК проекта 1155 и 1151.1, а также многоцелевые фрегаты проектов 22350 и 22350М. К 2025 году у нас ожидается появление совершенно нового противолодочного вертолета «Минога», в результате чего возможности ВМФ РФ по поиску и уничтожению субмарин противника вдали от своих берегов радикально возрастут.

Против АУГ


Хотелось бы быть столь же оптимистичными, но тут не получается. К сожалению, УДК против АУГ не играет. Самолет ДРЛОиУ, запущенный с авианосца, увидит нашу корабельную группировку раньше, чем наша - их. Увы, но радиус действия вертолета ДРЛО существенно уступает самолету. После этого противник может поднять в воздух палубную авиацию и первым нанести воздушный удар. Почему первым? Да потому, что у России строго оборонительная доктрина, что оставляет право на первый удар за противником.

Несколько улучшить ситуацию может размещение на УДК самолетов короткого/вертикального взлета и посадки. В советский период у нас разрабатывался СКВВП Як-141, и в последние годы много говорят о возможности возрождения данного проекта. Базирование обновленного Як-141 на универсальных десантных кораблях де-факто превращает их в легкие авианосцы. К сожалению, «вертикалки» по летно-техническим характеристикам серьезно уступают самолетам горизонтального взлета и посадки: меньше боевой радиус и меньше боевая загрузка. Это дает АУГ возможность действовать вне радиуса действия СКВВП, что дает ей огромное преимущество. Кроме того, на УДК, по некоторым оценкам, может разместиться от 8 до 12 Як-141, что также значительно меньше, чем у противника. По этой причине, конечно, УДК не могут напрямую конкурировать с «Нимитцем» или «Джеральдом Фордом», для этого нужны корабли соответствующего класса. Тем не менее СКВВП могут усилить возможности ВМФ РФ в борьбе против берега, уничтожая авиацию, системы ПВО и противокорабельные комплексы противника для обеспечения безопасности морского десанта. Минусом будет явная малочисленность авиакрыла.

Таким образом, можно сделать вывод, что строительство «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко» - это очень правильный шаг в верном направлении, но за ним необходимо сделать следующий. Вот только каким он должен быть? Об этом мы еще обязательно порассуждаем.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    15 сентября 2021 15:41
    оба УДК могут служить главными разведчиками российского экспедиционного корпуса, поскольку на них могут базироваться вертолеты ДРЛОиУ Ка-31

    - а где вы Ка-31 брать будете? У китайцев или у индийцев выкупать обратно? feel
    1. +1
      16 сентября 2021 09:08
      Ка 35 делают, в Сирии уже тестируют. По новее машинка
  2. -6
    15 сентября 2021 18:22
    О, как раз будет фанерному ,,ЧэкМэку" достойный фанерный ,,авианосец! Спички только у команды не забыли бы отобрать.
  3. +1
    15 сентября 2021 20:15
    если надстройку заузить или вообще не устанавливать,то вполне хватит ширины для приземления истребителя с помощью аэрофинишеров, плюс трамплин и получится маленький авианосец. а если вертикально взлетать тогда надо разработать сбрасываемые внешние топливные баки для взлета, иначе радиус вертикалки будет мал
    1. -3
      15 сентября 2021 23:00
      На многих УДК ширины палубы и так хватает для эксплуатации истребителей. Те же F-35В взлетают не вертикально, а с коротким разбегом, что значительно увеличивает взлетный вес машины (а значит можно взять больше боевой нагрузки и топлива) и экономит топливо. Финишер вы на УДК не поставите. Некуда. Садиться только вертикально.

      https://vk.com/video-140312885_456247992



      Впрочем, у нас и СКВП нет, о чем тут речь....
  4. -3
    15 сентября 2021 22:50
    О, горе-изобретатели! Они еще УДК изобретают. Ребята, все сделано до вас, просто скопируйте хороший УДК, тот же Уосп - и будет всем щастье.



    И что это за палуба, вам палубы жалко, зачем ее заужать и делать куцей? Палуба - это места для парковки дополнительных вертушек, СВВП, палубной техники - чем она больше, тем лучше. Что за жмотство, протянуть от носа до кормы, от борта до борта - просто нарисовать прямоугольник!
    В "острове" бегемот поселился? Че надстройку так раздуло, едва ли не от борта до борта. Кто этот проект (23900) рисовал, школьник?
    1. +1
      15 сентября 2021 23:04
      Кто этот проект (23900) рисовал, школьник?

      - не ругайте пианиста, он играет как умеет laughing, ну или это звучит по другому - он художник, он так видит. Называется национальная русская забава - изобретение велосипеда, чтобы неимелоаналоговвмире laughing
    2. +1
      16 сентября 2021 09:05
      Да, по палубе есть вопросы к разработчикам
  5. -2
    19 сентября 2021 13:40
    Без денег (отправляемых в Америку) Россия навсегда стала инженерным импотентом.
  6. -1
    19 сентября 2021 22:42
    Сергей стабильно раз в неделю бредит новой писаниной о авианосце.
    Угомонись - всех денег не заработаешь
    1. 0
      11 ноября 2021 11:40
      Ну в общем то в правильном направлении "бредит"...