Как Севморпуть меняет расклад сил в Атлантике и на Тихом океане

12

Как известно, экономика определяет политику, а военная сила является крайним аргументом, когда дипломатам уже не о чем говорить. Сложная ситуация в мировой экономике и непростые международные отношения вынуждают Российскую Федерацию в последние несколько лет проводить более активную внешнюю политику, чем когда либо. Российские военные участвуют в сирийской кампании на стороне официального Дамаска, наши военспецы действуют в Африке и на Ближнем Востоке, отстаивая интересы крупного бизнеса. Однако масштабы этой экспансии выглядят весьма ограниченными, что является прямым следствием довольно скромных возможностей Минобороны РФ действовать на удаленных театрах военных действий.

Сирия, Ливия, Судан, Венесуэла – где бы ни очутились в перспективе российские военные, сразу же возникает вопрос по их доставке и эвакуации, прикрытии от возможных атак противника, логистике и обеспечении их деятельности. Для этого нужен соответствующий военно-морской флот с кораблями боевыми, авианесущими, универсальными десантными и снабженческими. Одной военно-транспортной авиацией грузов не навозишься. К сожалению, современные возможности ВМФ РФ являются очень ограниченными, что наглядно продемонстрировала кампания в САР. Для нужд «сирийского экспресса» приходилось гонять военные корабли и резервировать гражданские транспорты. Вдруг выяснилось, что военно-морской флот – это не просто дорогая игрушка, с которой непонятно, что делать, а очень даже полезный инструмент для отстаивания геополитических интересов страны. Жаль только, что поздновато спохватились.



Если вспомнить советский период, то наш флот тогда не только не уступал, но даже превосходил американский по совокупному водоизмещению на 17%. Другой вопрос, что ВМФ СССР был вынужденно распределен на Черное, Балтийское, Баренцево и Каспийское моря, а также на Тихий океан, и был гораздо менее сбалансированным. В ВМС США до 40% от общего водоизмещения приходится на авианесущие и десантные корабли, что делает их АУГ наиболее эффективной в боевом отношении силой. Усилия отечественной судостроительной отрасли распылялись на одновременное строительство различных типов кораблей и подводных лодок, пока потенциальный противник доводил до совершенства свои эсминцы, крейсера, авианосцы и субмарины, максимально их унифицируя. Тем не менее ВМФ СССР представлял собой внушительную реальную силу и мог себе позволить иметь оперативно-тактические эскадры по всему миру – в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.

Огромный удар по флоту нанес распад великой страны. Мы потеряли многие военно-морские базы и судостроительные предприятия, оставшиеся «за рубежом». Черноморский флот пришлось делить с Украиной. Корабли, оставшиеся без надлежащего ремонта и обслуживания, начали активно списывать и продавать на металлолом либо за границу. Российская Федерация под разными предлогами так лишилась тяжелых атомных ракетных крейсеров «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев», а также тяжелых авианесущих крейсеров «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков». Численный состав современного ВМФ РФ в разы уступает своему предшественнику. При этом по-прежнему сохраняется проблема с его разделением сразу на пять акваторий. На каждом отдельно взятом театре военных действий мы серьезно уступаем своим потенциальным противникам. Тихоокеанский флот РФ слабее Морских сил самообороны Японии, Черноморский флот и Средиземноморская эскадра – турецкого, Балтийский флот уступает объединенному флоту стран НАТО, а Северный флот РФ – Второму флоту ВМС США. Увы, но такова горькая правда.

Теперь остается задаться вопросом, можно ли как-то исправить данную ситуацию, и если да, то как конкретно? Несмотря на общий негатив вышеизложенного, при правильном подходе мы можем изменить этот ужасающий дисбаланс. Оговоримся, что паритета с ВМС США мы, к сожалению, едва ли сможем достичь, потому и не будем задаваться подобной целью. Вполне достаточно такого военно-морского флота, который будет в состоянии обеспечить решение поставленных перед ним адекватных задач.

Что касается конкретных действий, то проницательный читатель уже догадывается, к чему мы клоним. Разумеется, необходимо возрождать ВМФ РФ, выстраивая его вокруг крупных многоцелевых авианесущих кораблей – вертолетоносцев и авианосцев. Они должны стать ядром двух наших главных флотов, Северного и Тихоокеанского, повысив их боевую устойчивость в случае столкновения с АУГ потенциального противника. Также авианесущие корабли незаменимы для ведения поисковой противолодочной борьбы и осуществлений морских десантов и прочих боевых операций на удаленных театрах военных действий, с чего мы и начали наш рассказ. Теперь перейдем к тому, как можно было бы решить вторую важнейшую проблему ВМФ РФ, проявляющуюся в его раздробленности на четыре моря и один океан. Сразу оговоримся, что полностью ее разрешить не получится, но можно добиться неплохого промежуточного результата.

Вспомним историю. Вторая Тихоокеанская эскадра Зиновия Рождественского шла к Цусиме аж из Балтийского моря. Для этого ей пришлось обогнуть Африку, пройти через Мадагаскар и Французский Индокитай к Корейскому проливу, где она в итоге бесславно погибла в результате столкновения с японским флотом. Большего фиаско трудно себе представить. Между тем, есть ненулевая вероятность того, что кораблям Северного флота РФ когда-нибудь придется совершить похожий дальний поход. Нерешенность проблемы «северных территорий» и милитаристские настроения в Японии на фоне слабости Тихоокеанского флота РФ могут спровоцировать Токио на то, чтобы вернуть Курилы силой. Для этого Морским силам самообороны Японии вполне достаточно будет произвести блокаду проливов и высадить на острова десант, подавив сопротивление. И далеко не факт, что в Токио испугаются возможности применения ядерного оружия, поскольку ядерная война – это «табу», а ядерное оружие – это то, что можно и весьма престижно иметь, но его реальное применение жестко порицается всем мировым сообществом со всеми вытекающими последствиями. В общем, не исключено, что японцы могут и рискнуть. А значит, с ними придется воевать, и делать это конвенциальными методами.

И что, опять перебрасывать сводную эскадру окольными путями с Запада на Восток? К счастью, современная Российская Федерация имеет больше логистических возможностей, чем Российская империя. У нас есть Северный морской путь и самый мощный в мире ледокольный флот. Правда, необходимо учитывать фактор сезонности. В зимнее время года осуществить проводку чрезвычайно проблематично, что делает Севморпуть невозможным к такому корабельному переходу в зимнее время. Или нет? Вспомним, что на верфи «Звезда» в Приморье строится серия суперледоколов класса «Лидер». Эти без всякой иронии не имеющие аналогов в мире ледоколы могут осуществлять проводку по Северному морскому пути даже в зимний период.

Выходит, после спуска их на воду Россия получит собственную водную артерию, где мы не будем зависеть ни от кого при проходе каких-то проливов или судоходных каналов. Наличие всесезонного морского пути даст Минобороны РФ возможность оперативно и не спрашивая ни у кого разрешения перебрасывать корабли Северного флота на Тихий океан и обратно. Де-факто мы сможем по мере необходимости усиливать каждый из своих двух океанских флотов, объединяя их и накапливая ударный кулак на восточном или на западном направлении, против Японии или блока НАТО, соответственно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    2 октября 2021 15:54
    Перебрасывая с северного флота на тоф мы будем оголять атлантику и запад, усиление береговой группы на курилах даёт некоторый плюс но не компенсирует полностью превосходящие силы японии. И фактор того что Сша подпишутся в конфликт на стороне Японии усугубляет сам факт конфликта.
    1. 0
      3 октября 2021 08:06
      Речь идет о временных решениях, когда необходимо усилить группировку здесь и сейчас.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        14 декабря 2021 17:14
        А вы считаете что обострение будет только на одном ТВД, достаточно одновременно проведенных учений в атлантике и Средиземном море, что бы вопрос о переброске сил отпал сам собой
  2. 0
    3 октября 2021 08:48
    За все хорошее, против всего плохого.
    Ясен пень, что ни добавочный путь, ни еще один поток, ни новый мост или заводик, или гаражик никому не помешает...
  3. +2
    3 октября 2021 14:22
    Межфлотский маневр силами нужно делать заблаговременно, а не тогда, когда самураи с катанами лезут на Курилы. А чтобы отбить аппетит у джапанов, нужно иметь сильные ВВС (ВКС) с мощным ракетным оружием с задачей выкосить все НК самураев, подавлении береговых аэродромов, нанесения поражения их сухопутным группировкам.
    И конечно же нужно иметь отличные ПЛА-нАПЛ-ДПЛ с ГЗПКР, ГАК и торпедным оружием, превосходящими неприятельские. Все это должно зиждиться на крепкой, динамично развивающейся экономике. Тогда можно рассчитывать на более менее устойчивое положение на ДВ.
    Как-то так, однако.
  4. -3
    3 октября 2021 19:18
    Как Севморпуть меняет расклад сил в Атлантике и на Тихом океане

    Да никак не меняет. Наоборот, теперь корабли НАТО могут спокойно ходить по СМП. Пентагон доволен: молодец, Володя! ты самый лучший! давай ещё! Открывай границы!
  5. -2
    4 октября 2021 17:25
    - Г-н автор ... - командующим 2-ой эскадрой флота Тихого океана был назначен исполняющий должность начальника Главного Морского Штаба (ГМШ) контр-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. - Не Рождественский... - Но это ничего - многие так "оговариваются"... - Это был флотоводец-неудачник...
    - Что касается Северного пути , то ...то...то , на мой взгляд ... - лучше пока Россия его пока "законопатила" бы ... и наоборот - сделала бы его "непроходимым" - Ну что там возить ??? - Российский СПГ ??? - Да проще построить Ж/Д и гнать СПГ с Севера по суху в контейнерах на платформах... - до тёплых портов ... - А там перегружать контейнеры... - Будет и дешевле и быстрее и без всяких природных катаклизмов ...
    - А с военной точки зрения ... - это и вовсе сегодня России не по силам... - Ну , где у России военный флот для этого и "обеспечение поддержки" и всевозможные необходимые "вспомогательные военные суда" и тд...... - Можно конечно фантазировать и "надувать щёки" ... - но это мало , что значит...
    - Главное сегодня для России - это не пустить в Северный морской путь "чужих"... - американов и китайцев... - Вот это главное... - А потом , лет через 100 ... - может и Россия своим нормальным ВМФ обзаведётся... - даст Бог...
  6. 0
    14 октября 2021 08:30
    Цитата: Удав КАА
    Межфлотский маневр силами нужно делать заблаговременно, а не тогда, когда самураи с катанами лезут на Курилы.

    Ну, это понятно. Но и подготовка к гипотетической аннексии тоже не 1 день делается.
  7. 0
    15 октября 2021 01:00
    Несколько лет назад я был сторонником концепции океанского флота с прорисовкой сюжета боевых действий аналогично американскому.С появлением "Цирконов " и "Калибров" точка зрения изменилась. Вполне вероятна позиция "москитного" флота - дешево и сердито.Мы континентальная страна.Освоение Севморпути и наши логистические преимущества перед основным вероятным противником США дает кучу козырей в руки наших руководителей.Основной-это относительная дешевизна флота по сравнению с США и НАТО.А вот авианосец мы все же построим лет через 10 - 15
    1. 0
      14 декабря 2021 17:19
      Вот только из Средиземки, нескольких районов Атлантики и Тихого океана подлетное время Традентов составляет 7 мин, успеете добежать до убежища?)
  8. 0
    13 декабря 2021 04:11
    И далеко не факт, что в Токио испугаются возможности применения ядерного оружия

    А вот как раз и надо по ним будет бахнуть, что бы другие уже не сомневались, что Россия применит ядерное оружие. Япам не привыкать, быстрее сбегут оставшиеся в живых.
    1. 0
      14 декабря 2021 17:21
      Надо мозги иметь, а не советовать заранее неосуществимую чушь