Agility Prime. ЛА типа eVTO

Agility Prime: ВВС США нацелились на аппараты eVTOL

Проект Agility Prime инициирован ВВС США в феврале 2020 года, как «нетрадиционная программа для ускорения коммерческого рынка современных авиационных средств передвижения». Непосредственное внимание в ней уделяется инвестициям Министерства обороны в разработку и тестирование так называемых летающих автомобилей (как пилотируемых, так и беспилотных). Такие транспортные средства изучались в течение многих лет с прицелом на использование в гражданских приложениях «городской воздушной мобильности» (Urban Air Mobility, UAM). Под последними понимаются различные варианты применения от высококлассных административных воздушных перевозок между высотными зданиями («воздушное такси») до летательных аппаратов, предназначенных для мониторинга инфраструктуры. В ВВС США считают, что подобные системы имеют значительный  военный потенциал.

Городская воздушная мобильность
Городская воздушная мобильность

Agility Prime финансируется через курируемый ВВС США венчурный фонд AF Ventures и управляется через технологическую инновационную организацию AFWERX. Только на 2021 год ВВС США инвестировали в Agility Prime 25 млн. долл. США.  На будущие годы предусмотрено дополнительное финансирование. Поддерживая коммерческие технологические предприятия, военные рассчитывают на дальнейшее развитие военных технологий с одновременным значительным снижением затрат и большей гибкостью, чем в рамках специальной программы по созданию исключительно военных прототипов.

Для промышленности функция инкубатора МО – включая перспективы для первоначального рынка – повысила возможность сосредоточиться на продуктах, которые в противном случае могли бы считаться плохим инвестиционным риском. «Наше партнерство с AFWERX и ВВС изменило ситуацию», – сообщил в декабрьском пресс-релизе ДжоБен БЕВИРТ (JoeBen BEVIRT), генеральный директор компании Joby Aviation. Это сотрудничество «дало нам доступ к средствам, ресурсам и оборудованию, которые ускорили испытания и позволили нам доказать надежность и характеристики нашего летательного аппарата».

Для обеспечения быстрых результатов программа ориентирована на технологии, которые приближаются к коммерческой готовности в течение примерно 36-месячного окна. Agility Prime в настоящее время находится в середине «воздушной гонки к сертификации», трехэтапного пути к военной летной сертификации и потенциальной закупке одной или нескольких эксплуатационных систем. «Воздушная гонка» продлится до декабря 2021 года.

Agility Prime: технологические цели и военные применения

Ближайшая цель проекта – создать зрелую технологию, позволяющую производить летательные аппараты (ЛА) с электрическим приводом, с вертикальным взлетом и посадкой (electrically powered vertical take-off and landing, eVTOL). Этот тип ЛА считается особенно подходящим для городских полетов. Электроэнергетические системы значительно снизят шум и тепловую сигнатуру по сравнению с двигателями внутреннего сгорания. Поскольку ожидается, что в ЛА типа eVTOL будут использоваться меньшие по размеру роторные системы, чем в обычных вертолетах – они будут иметь улучшенные аэродинамические характеристики в условиях ограниченных городских пространств.  Это, в свою очередь, повлечет значительно меньший риск зацепления несущими винтами зданий, деревьев или линий электропередач. Предполагается, что с ними также сможет легко работать даже персонал, не имеющий летной подготовки. Режимы эксплуатации будут включать пилотируемый, дистанционно управляемый и автономный.

AFWERX координирует свои действия с группой интеграции боевых действий ВВС. Их сотрудничество направлено на разработку до 20 потенциальных профилей миссий для ВВС, Корпуса морской пехоты и береговой охраны США. Обсуждаемые потенциальные применения включают: грузовой транспорт на короткие расстояния (как вариант, пополнение запасов на поле боя), поиск и спасение, медицинская эвакуация, обеспечение безопасности объектов, ведение разведки. Более ранние предложения также рассматривали специальные операции и штурм города.

Учитывая разнообразие миссий и возможность автономных операций, ВВС США избегают традиционного обозначения «летающий автомобиль» (“flying car”) в пользу аббревиатуры ORB. Последняя, в зависимости от источника, может означать: «шина для органического снабжения» (Organic Resupply Bus), «шина оперативной готовности» (Operational Readiness Bus» или «шина открытых требований» (Open Requirements Bus). Утверждается, что ВВС выбрали обозначение «шина», обыгрывая универсальную последовательную шину (Universal Serial Bus, или USB) в компьютерных технологиях, что отражает широкий прикладной потенциал и гибкость новых воздушных транспортных средств.

Согласно открытым публикациям, ВВС США разрабатывает ORB в трех категориях:

  • вместимостью 3-8 пассажиров, с минимальной дальностью полета 160 км, максимальной скоростью более 160 км/ч и продолжительностью полета более 60 минут;
  • пилотируемый, вместимость 1-2 человека, дальность полета 16+ км, скорость 70+ км/ч и продолжительность полета 15+ минут;
  • беспилотный с грузоподъемностью 230 кг, дальностью полета 320+ км, скоростью 160+ км/ч и продолжительностью полета 100+ минут.

Ведущие конкуренты

Свои авиационные системы для Agility Prime предоставили около 27 разработчиков. По состоянию на лето 2021 года из этих предложений ВВС США определили шесть компаний в качестве жизнеспособных партнеров для программы eVTOL:

Модель ALIA-250 от Beta Technologies
Модель ALIA-250 от Beta Technologies

Beta Technologies

Аппарат компании Beta Technologies ALIA вмещает шесть человек и имеет дальность полета 450 км. Модель ALIA-250 уже находится на коммерческом рынке. Так, в апреле 2021 года частная транспортная компания Blade Urban Air Mobility заказала 20 ЛА. Курьерская служба UPS заказала 10 ЛА в грузовом варианте с опцией на 150 кг. Поставки по обоим контрактам должны начаться в 2024 году, а эксплуатация – в 2025 году.

Грузовой БПЛА CHAPARRAL

Elroy Air

По заявлению производителя, опционально пилотируемый CHAPARRAL будет иметь грузоподъемность 165 кг и дальность полета около 500 км. Первый полет прототипа состоялся в августе 2019 года. Компания установила сеть зарядных станций вдоль испытательного маршрута протяженностью около 1000 км между Спрингфилдом (Springfield, шт. Огайо) и Платтсбургом (Plattsburgh , шт. Нью-Йорк).

Модель S4 от Joby Aviation в полете
Модель S4 от Joby Aviation в полете

Joby Aviation

Изделие компании S4 – самый большой ЛА типа eVTOL, рассматриваемый в рамках Agility Prime. В нем есть пилот и четыре пассажира, что делает его пригодным для тактических операций. S4 имеет шесть конвертопланов, которые переходят из вертикального в горизонтальный режим после достижения рабочей высоты. Цель Joby –  скорость около 320 км и запас хода около 250 км на одной зарядке аккумулятора. В декабре 2020 года S4 стал первым претендентом на Agility Prime, получившим военный сертификат летной годности ВВС США.

Одноместный ЛА HEXA от LIFT Aircraft
Одноместный ЛА HEXA от LIFT Aircraft

LIFT Aircraft

Одноместный ЛА HEXA имеет совокупную грузоподъемность (совместную пассажирскую и грузовую) 165 кг. Движение достигается за счет 18 небольших роторов, прикрепленных к раме в форме сот над кабиной в форме яйца. Фюзеляж из углеродного волокна расположен на четырех поплавках по периметру, что позволяет аппарату выполнять посадку как на воду, так и на сушу. При весе 196 кг ЛА развивает скорость около 130 км/ч. Продолжительность полета на данный момент составляет всего 15 минут. HEXA был первым из конкурирующих прототипов, представленных на летной демонстрации командованию ВВС США в августе 2020 года.

Программа тестирования

Поскольку все системы eVTOL будут относительно малодействующими – потребуется их транспортировка в рабочую зону. В марте 2021 года 355-е крыло ВВС США (авиабаза Дэвис-Монтан, шт. Аризона) перевезло HEXA на военно-транспортном самолете C-130, чтобы доказать, что этот ЛА достаточно прочен, способен выдержать тактические воздушные перевозки и быть подготовлен к эксплуатации после разгрузки. Загрузка и предполетная подготовка аппарата заняли 40 минут. Вместе с тем отмечается, что после того, как процедура будет отработана, её продолжительность займет около 15 минут.

ЛА HEXA. Выгрузка из C-130 в международном аэропорту Остин-Бергстром, штат Техас после перелета из Огайо. Март 2021 года.
ЛА HEXA. Выгрузка из C-130 в международном аэропорту Остин-Бергстром, штат Техас после перелета из Огайо. Март 2021 года.

В мае 2021 года 355-е крыло разворачивало HEXA в ходе ежегодных учений  Bushwhacker, проводимых в пустыне Аризоны. Прототип eVTOL тестировался на предмет пригодности для эксплуатации в суровых и агрессивных средах. Миссии включали боевое сопровождение, пополнение запасов с воздуха и наблюдение за аэродромами.

В конце 2021 года 621-е крыло аварийного реагирования ВВС США на объединенной базе МакГуайр-Дикс (Joint Base McGuire-Dix, шт. Нью-Джерси) планирует начать интеграцию в процесс боевой подготовки дополнительных ORB. Это позволит оценить требования к обучению и техническому обслуживанию, а также эксплуатационную пригодность ЛА. ВВС США рассчитывает включить ORB в программу закупок в 2023 году.

Н2 Перспективы

В случае успеха проекта Agility Prime AFWERX намерена применить эту концепцию для исследования других технологий двойного назначения. Приоритетные области будут включать технологии топливных элементов, искусственный интеллект и системы обучения с виртуальной реальностью. Вероятным бенефициаром будущих программ серии Prime называют недавно созданные Космические силы США. Ожидается, что будущие проекты позволят разработать возможности для дозаправки спутников, облегчить космический Интернет или упростить удаление космического мусора.

«Это должна быть область, имеющая стратегическое значение как для коммерческого, так и для государственного сектора», – заявил  начальник управления космических аппаратов Научно-исследовательской лаборатории ВВС США, полковник Эрик ФЕЛЬТ (Eric FELT). По его мнению, для сохранения своей актуальности программы следует отбирать таким образом, чтобы уникальные научные и инженерные возможности правительства реально влияли на существующие проекты гражданских исследований.


По материалам журнала European Security & Defence

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *