Как Пётр I узаконил российский военный флот

30 октября 1696 года Боярская Дума постановила: «Морским судам быть!» И начавшееся строительство российского военного флота из личной инициативы Петра стало государственной программой.

Истории известны и намного более ранние события, в которых фигурировали российские военные суда. Так, в «Повести временных лет» со ссылкой на византийские хроники упоминается о походе флота русских князей на Константинополь в 860 году. 

При первом царе из династии Романовых Михаиле Феодоровиче в 1636 году в Балахне близ Нижнего Новгорода немецкими мастерами был построена на Каспии крупная трехмачтовая галера «Фридерик». Правда, ходила она под флагом голштинского герцогства с преимущественно голштинским же экипажем. Через некоторое время, попав на Каспии в шторм, корабль был выброшен на мель…

Следующей датой в истории отечественного кораблестроения явилась постройка в 1667-69 году 22-пушечного фрегата «Орел», который должен был выполнять патрульные функции на Волге. 

Молодой Петр в годы своего увлечения «потешными войсками», уделял внимание не только сухопутным силам, но и флоту, причем не только хрестоматийному ботику на Плещеевом озере и другим мелким судам, но и солидному 30-пушечному фрегату «Марс». 

Заметное оживление в деле строительства военных судов началось в России в середине 90-х годов XVII века. Связано это было с начавшейся Азовской кампанией – взятием форпоста турецкого влияния на подступах к Черному морю Азовская флотилия, в составе 2 крупных пушечных кораблей, 23 галер, и нескольких судов поменьше была построена на вервях Воронежа и Таганрога в рекордно короткие сроки, меньше чем за год и сыграла важную роль при взятии Азова летом 1696 года; присланный для поддержки гарнизона турецкий флот не рискнул вступить в схватку с русскими кораблями. 

Так что до 30 октября 1696 года военный флот у России тоже был, но эта дата имеет для военно-морской истории России огромное значение.

***

Хотя решение Боярской Думы 30 октября 1696 года и принималось в обычном порядке («государь решил – бояре приговорили»), но некоторые факты позволяют предположить, что всё было не так просто. 

Дума собралась не в Кремле, в царских палатах, как обычно, а в селе Преображенском. В том самом, где юный Петр при «регентше» его сестры Софьи создавал из потешных войск свою личную гвардию, один из полков которой получил название Преображенского.

Оппозиция царю-реформатору после отстранения им Софьи от власти никуда не делась. В начале 1697 года в результате доноса подчиненных стрелецкого полковника Циклера на своего командира был раскрыт заговор, участники которого собирались поджечь дом царя, уничтожив его с семьей. В 1698 году взбунтовались четыре стрелецких полка, подавить их выступление удалось с немалым трудом. 

А в Преображенском молодой царь чувствовал себя куда увереннее, чем в Москве. Бояре же, не имевшие рядом падких на их увещевания и подкуп стрельцов, не очень уверенно. Потому им и оставалось лишь «приговорить» то, что предложил царь – программу массового строительства военного флота. 

***

Поначалу лишь четверть новых кораблей (12 единиц) должны были строиться непосредственно под надзором властей. Постройку остальных должны были взять на себя организуемые «кумпанства» (компании) из крупных землевладельцев, духовенства, купцов. Они должны были строить корабли вскладчину, оплачивая приглашенных из Европы корабельных мастеров и их русских помощников.

Однако члены «кумпанств» не видели в этом для себя прямой выгоды. Их попытки экономить на всем и воровство мешали постройке. А молодой царь, которому не терпелось получить результат, ещё не понимал, что хороший корабль можно построить лишь из просушиваемых не менее трёх лет досок; изделие из сырой древесины прожило бы в плавании недолго.

Надо сказать, Петр I, отправившись в Великое посольство в Европу под именем рядового «Петра Михайлова», большую часть времени за границей потратил на овладение премудростями кораблестроения, работая сначала плотником на голландских верфях, затем изучая инженерную премудрость в Англии.

После возвращения Петра в Россию не состоявшиеся «кумпанства» были распущены царским указом 20 апреля 1700 года. С того момента кораблестроение в России находилось в ведении исключительно Адмиралтейства. Качество сходящих со стапелей боевых кораблей сразу выросло.

Всего с 1696 до 1724 года российский флот пополнился 111 линейными кораблями. В состав флота вошли также 38 фрегатов, шесть десятков бригантин, крупных галер, бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более 300 транспортных судов и огромное количество мелких лодок. Современник Петра, английский адмирал Поррис писал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Основным местопребыванием построенных военных судов была Балтика, но отдельные флотилии появилось на Черном и Каспийском морях. А Азовская флотилия вплоть до 1711 года (неудачи с Прутским походом) охлаждала желание султана напасть на русских с юга. Россия же тем временем сосредоточивалась на войне со Швецией, выйдя из неё в 1721 году победительницей. 

Военное кораблестроение, ставшее после 30 октября 1696 года общегосударственной задачей, достигло поставленной Петром Великим цели, сделав Россию мощной морской державой.

5
1
Средняя оценка: 2.90805
Проголосовало: 174