Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Балтийский экспресс: Турция поможет вооружить российскую армию в Калининграде

По мори аки по суху — паромная переправа доставляет из Усть-Луги в Балтийск танки и ЗРС С-400

9624
На фото: железнодорожный паром "Балтийск"
На фото: железнодорожный паром «Балтийск» (Фото: Юрий Белинский/ТАСС)

Где находится Калининградская область России и её особый территориальный статус, в отрыве от основной части страны, хорошо известны. Попасть туда из, скажем, Москвы, можно самолётом, поездом, по морю, на автомобиле из-за ковидных мер сейчас нельзя — Литва закрыла границы. Это транзит для туристов и командировочных. А вот как туда перебросить танки и прочую военную технику?

Сейчас пресс-служба Западного военного округа сообщила, что партия модернизированных танков Т-72Б3М поступила на вооружение мотострелкового соединения армейского корпуса Балтийского флота под Калининградом. Количество не сообщается, но надо полагать, что счёт идёт не на единицы и даже не на десятки. Вообще российская группировка в Калининградской области значительно усиливается — за счёт создания 18-й гвардейской мотострелковой дивизии (МСД), формирование которой должно завершиться к концу нынешнего года. А дивизия, это, знаете ли, не «твою дивизию», а полноценное общевойсковое соединение, способное самостоятельно вести боевые действия в отрыве от основных сил. Там ещё и 11-й армейский корпус находится, 152-я гвардейская ракетная бригада, на вооружении которой стоят ОТРК «Искандер-М», есть как минимум шесть дивизионов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», ну и много других «стрелялок».

Читайте также
Индийцы рассказали, как Су-57 "сбили на взлете" Индийцы рассказали, как Су-57 «сбили на взлете» США и КНР приступили к разработке самолетов 6-го поколения, а РФ застряла, как в болоте, в пятом поколении

Как это всё в «анклав» доставляется? Военный груз, заметим, не из лёгких, тот же танк Т-72Б3М весит 47 тонн, так что теоретически военно-транспортный Ил-76 российских ВКС (грузоподъёмность до 60 тонн) сможет перевезти лишь один танк, Ан-124 «Руслан» (грузоподъёмность до 120 тонн) потянет два танка. Дорого, да и пропускная способность невелика. Железная дорога, равно как и автомобильное сообщение, исключаются — через Литву, страну НАТО, военные грузы в Калининград перевезти невозможно. Есть паромное сообщение между портом Усть-Луга (150 км от Санкт-Петербурга) до города Балтийска в Калининградской области. Расстояние по морю — 480 морских миль и двое суток пути тихой сапой. На пароме, а это железнодорожно-автомобильные суда, можно и чёрта лысого перевезти. Вот только на Балтике у России их всего два.

На Балтийском флоте ВМФ России есть ещё и 71-я бригада десантных кораблей, способная перевозить тяжёлую военную технику. Её основу составляют 4 старых БДК проекта 775 польской ещё постройки — «Минск», «Калининград», «Александр Шабалин» и «Королёв». Каждый из них способен принять на борт 10−13 средних танков — корабли этого проекта способны взять груз до 480 тонн. Понятно, что именно на эти корабли легла основная нагрузка по снабжению, в том числе и вооружениями, группировки армии РФ в Калининградской области. Но вот нюанс, их не так много (малые десантные корабли из состава этой бригады в расчёт грузоперевозок в расчёт не берём), плюс они выполняют другие задачи в интересах флота — участвуют в учениях и дальних морских походах. Нужна поддержка гражданского флота, с большей тоннажностью, а ещё и меньшей заметностью перевозимых грузов.

Такими судами Морфлот на Балтике представлен двумя паромами — «Амбал» (1990 года постройки) и «Балтийск» (1984 год). Каждый из них способен вместить в своё чрево на трёх палубах 115 стандартных железнодорожных вагонов, 100 автомобилей и всего 12 пассажиров — предусмотрено 6 двухместных кают. Если заглянуть в инструкцию компании судовладельца, можно понять и их основное предназначение. «Каюта для сопровождающего транспортное средство представляется только представителям министерства обороны России», — написано там чёрным по белому. Ну, это либо механикам-водителям, либо группе морской пехоты, охраняющей груз. Для гражданских оставили грузо-пассажирский паром «Петербург» (каюты на 110 человек), который до открытия Крымского моста обслуживал перевозки в Керченском проливе, а теперь вернулся на родной маршрут Усть-Луга-Калининград.

Читайте также

Поставка новых БДК для Балтийского флота ВМФ России пока не планируется — два больших десантных корабля 1-го ранга ближней и дальней морской зоны проекта 11711 «Иван Грен» и «Пётр Моргунов» достались Северному флоту. Строящиеся «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» уйдут на Тихоокеанский флот (сроки передачи — 2023−2024 года. Кто же будет обеспечивать «Балтийский экспресс» (по аналогии с «Сирийским экспрессом», доставляющего военные грузы в сирийский порт Тартус)? Вся надежда на… турецкие паромы.

Сейчас в Турции, на судостроительном предприятии Kuzey Star Shipyard в Стамбуле «доводят до ума» два железнодорожных парома «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые предназначены именно для обеспечения линии Усть-Луга — Балтийск. Разработчиками этих судов выступило ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», российское предприятие является и формальным судостроителем, так что паромы будут считаться именно российскими. К слову, это самые большие гражданские суда, которые были спущены на воду за всю историю судостроительных верфей Турции. Сроки постройки несколько подзатянулись (должны были переданы в 2020 году), но есть надежда, что в скором времени они всё же сменят «Балтийск» и «Амбал» на трассе «Балтийского экспресса». Понятно, какими будут и основные грузы паромов — Турция нам поможет поддержать боеготовность Калининграда.

Читайте также
«Импортозамещение»: Россия осталась без штанов «Импортозамещение»: Россия осталась без штанов Процесс уничтожения российской промышленности не прекращается. С более сложной продукцией, нежели одежда и обувь, и вовсе беда — нет практически НИЧЕГО

А ещё, косвенно, и… Украина. Как утверждают в ООО «Морское инженерное бюро» (МИБ, Одесса) железнодорожные паромы проекта CNF19M для линии Усть-Луга — Балтийск были разработаны именно в МИБ. Факт сомнительный, но не исключено, что некоторые наработки украинских судостроителей всё же использовались. Тем не менее, контракт по госзаказу на постройку двух таких паромов в декабре 2018 года в размере 10 миллиардов рублей оплатил именно ФГУП «Росморпорт». Что досталось украинским разработчикам неизвестно, но они действительно принимали участие в исследованиях по концепту грузового парома. После 2014 года такие контакты прекратились, а «Маршала Рокоссовского» заложили на Невском ССЗ в октябре 2018 года, «Генерала Черняховского» в апреле 2019-го. Строительство же грузовых паромов продолжилось на турецкой судостроительной верфи, а не на украинской.

Судя даже по названием новых «турецких» паромов, со словами «Маршал» и «Генерал» (Рокоссовский и Черняховский") в названиях, они будут судами двойного назначения, где военное предназначение будет преобладать. Эти паромы хотя и уступают по количеству перевозимых грузов существующим «Балтийску» и «Амбалу» — 80 железнодорожных вагонов против 115 и две палубы вместо трёх, зато обладают ледовым классом и способны самостоятельно действовать не только в Балтийском море (а оно порой замерзает при низком промилле воды), но и в ближней Арктике без сопровождения ледоколов. Вероятно, что потребности Минобороны в переброске военных грузов в Калининградскую область будут удовлетворены таким количеством новых паромов, которые планируется запустить в первый рейс на Балтике с 2022 года. Тем более, что основная часть танков и прочей техники уже доставлена по назначению.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня