Могла ли Турция скопировать технологии российского ЗРК С-400?

26

Сделка по продаже Турции самых современных на тот момент российских ЗРК С-400 была одной из самых обсуждаемых. Решение Кремля продать стране, входящей в антироссийский военный блок НАТО, лучшие отечественные зенитные комплексы было воспринято крайне неоднозначно. Сейчас, спустя несколько лет, ощущение, что это было большой ошибкой, крепнет все сильнее.

С-400 («Триумф» в экспортной версии) – это зенитно-ракетная система большого радиуса действия, предназначенная для поражения всех существующих и перспективных средств воздушно-космического нападения, включая гиперзвуковые. Сам по себе ЗРК может прикрыть небо в радиусе до 400 километров. При этом «Триумф» выступает центром управления позиционным районом ПВО, выдавая команды на поражение воздушных целей интегрированным элементам зональной системы ПВО: С-300ПМ2, С-300ПМ1, Тор-М1 и «Панцирь-С1». Это очень эффективная оборонительная система, потому экспортная цена на С-400 идет от 500 миллионов долларов за дивизион. Создавать ЗРК аналогичного уровня сегодня способны только Соединенные Штаты. Однако лет этак через 10-15 в этот закрытый клуб может втиснуться еще один дерзкий игрок, Турция.



Анкара последовательно идет к восстановлению имперского величия, но границами прежней Османской империи удовлетвориться не готова. «Султан» Эрдоган активно лезет в Среднюю и Центральную Азию, где уже перешел дорогу двум другим бывшим империям, Персидской и Российской, что в будущем может привести к прямым столкновениям. Отметим, что турки пытаются подтвердить свои амбиции за счет развития военно-технического потенциала. Начинала Анкара с лицензионной сборки натовского оружия, участвовала в кооперационных производственных программах. Теперь в Турции проектируется свой собственный национальный танк, свой истребитель пятого поколения, свой тяжелый ударный вертолет, спущен на воду свой УДК и планируется свой первый авианосец. Турецкие БПЛА с «израильскими генами» уже широко прославились на весь мир.

Обратим свое внимание на перспективные турецкие системы ПВО. Начиная с 2007 года, Анкара ведет работу над собственной национальной системой противовоздушной обороны под названием HİSAR («Крепость»). Это целое семейство ЗРК, от малого до большого радиуса действия.

HİSAR-A (Alçak İrtifa Hava Savunma Füze Sistemi) представляет собой мобильную зенитную установку малого радиуса действия, базирующуюся на гусеничной платформе. Она несет 4 ракеты вертикального пуска, способных поражать летящие цели на расстоянии от 2 до 15 километров.

HİSAR-O (Orta İrtifa Hava Savunma Füze Sistemi) базируется на шасси грузового автомобиля марки Mercedes-Benz Zetros. Одна батарея несет уже до 18 зенитных ракет, способных сбивать воздушные цели на расстоянии от 3 до 25 километров, что позволяет отнести данный ЗРК к среднему радиусу действия.

HİSAR-U (Uzun Menzilli Hava Savunma Füze Sistemi, также Siper, «траншея») – это турецкая зенитная система большого радиуса действия, которая базируется на шасси немецких грузовиков MAN турецкого производства. Согласно Анкаре, Siper поражает воздушные цели на расстоянии от 30 до 120 километров. И вот это уже серьезно.


Да, до «Триумфов» турецким ЗРК еще очень далеко. Однако, по оценкам ряда экспертов, по тактико-техническим характеристикам это уже очень достойный комплекс ПВО. Над ним поработали специалисты известных оборонных корпораций Aselsan, Roketsan и Tübitak SAGE, а также, вероятно, иностранные консультанты. Обратим внимание на амбициозные заявления в турецкой прессе, например, приведенные в газете Hurriyet:

HISAR-U Siper должна составить конкуренцию российской С–400 «Триумф», приобретенной в 2019 году.

Серьезный замах. Создание комплексов противовоздушной обороны большого радиуса требует наличия серьезной инженерной школы, технической базы и большого практического опыта. Также желательно, чтобы было «у кого подглядеть», разобрав аналогичный ЗРК до винтика. Производственная база у турок уже имеется, многие их специалисты отучились и поработали за рубежом. К тому же Россия сама услужливо им продала свои самые современные зенитные комплексы ПВО С-400. А теперь в Турции говорят о создании полного аналога российского ЗРК. Совпадение? Не думаем.

Отметим, что Анкара даже попыталась легализовать процесс заимствования наших технологий. Глава Управления оборонной промышленности (УОП) республики Исмаил Демир заявлял следующее:

Если бы мы захотели, то второй комплект С-400 пришел бы уже сегодня, но нам важны совместное производство и передача технологий.

В Москве от подобного предложения отказались. Но зададимся вопросом, что может помешать туркам, пусть даже в упрощенном виде, скопировать российские «ноу-хау»? Допустим, комплексы HISAR-U Siper будут бить по летящим целям не на 400 километров, а, скажем, на 200 или 250, станет ли нам от этого легче?

Анкара прикроет свои воздушные границы зенитно-ракетными комплексами национального производства, а потом еще и выйдет с ними на международный рынок, как это получилось с «Байрактарами», которые теснят израильские БПЛА лучшим соотношением цена-качество.

Так стоило ли продавать туркам российские «Триумфы»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    15 ноября 2021 17:33
    Могла ли Турция скопировать технологии российского ЗРК С-400?

    Как будет у турок сложно сказать, но китайцы говорят, что создали свое "Красное знамя" (HQ-26) на основе Patriot и С-400.
  2. 0
    15 ноября 2021 18:10
    что-то по-любому скопируют...эта продажа ничего не изменит в наших отношениях в лучшую сторону...она внесла разброд в отношения Турции с западом, но это бурление пройдет....повторяется ситуация с Китаем, видимо, по-другому мы не умеем...
  3. -2
    15 ноября 2021 20:01
    Создавать ЗРК аналогичного уровня сегодня способны только Соединенные Штаты.

    Можно поподробнее про штатовские аналоги российской эшелонированной системе ПРО/ПВО? Это которая не способна сбить древние советские "Скады"? Или самодельные БПЛА, слепленные из ...овна и палок?

    Как показывает практика, скопировать недостаточно. Китай куда технологичее Турции, а до сих пор покупает российские самолёты и системы ПВО. Что-то там изобразили, но продолжают покупать.
    1. 0
      16 ноября 2021 01:45
      У США система построения ПВО/ПРО отличается от российской. Это тянет на отдельную объемную статью (или даже цикл), и может быть автор, если его хорошо попросите, возьмет на себя труд провести ликбез. Если кратко, то вам следует просветится за NORAD, именно она отвечает за оборону континентальной части США. У американцев важную роль в ПВО/ПРО играют корабли (с Иджисом и противоракетами) и авиация (истребители и самолеты ДРЛО), есть и трехуровневая наземная составляющая - шахтные системы ПРО большой дальности, системы типа Пэтриот/THAAD, ЗРК типа NASAMS и "Авенджер"

      Цитата: Лик
      Это которая не способна сбить древние советские "Скады"?

      когда это было? 30 лет назад. С тех пор воды утекло - много
      1. -2
        16 ноября 2021 08:29
        когда это было? 30 лет назад. С тех пор воды утекло - много

        Нет, это было буквально за последние два года. Пэтриоты показали себя во всей красе.
        Ракеты ПВО шахтного базирования прямиком из 70-х, если я не ошибаюсь. Чтобы не попасть под них, надо пролететь в сторонке.
        Из всего этого американского великолепия работает только "иджис". Наверное. Надо хуситам обстрелять пару кораблей США, посмотрим.
        1. +1
          16 ноября 2021 19:06
          Шахтные - это стратегическая ПРО, аналог отечественной "Системы А". Они обе из 60-х, ныне в России испытывают "Нудоль", янки пилят свою систему (навскидку сейчас аббревиатуру по памяти могу ошибочно привести, GDI вроде)
          Вообще, стоит разделить ПРО и ПВО, хотя многие нынешние комплексы способны обеспечивать функции ПРО, но ПРО тактического звена (С-300/400, Пэтриот)
          Основное же отличие США от СССР /России в том, что в их ПВО большую роль играют корабли и авиация, в России же ставку делают на наземные ЗРК. Потому несколько некорректно будет сравнивать сами ЗРК (здесь впереди будут отечественные системы) и авиационную/корабельную компоненту (здесь лидерство у США). Но и у них, и у нас оборона эшелонирована, иначе и быть не может, не хохлостаны все таки)
          1. -1
            17 ноября 2021 19:35
            Спорить не буду. Только вот что-то зачастили падать ракетки старинные на американские базы на БВ. Да так зачастили, что пингвины и оттуда скоро валить будут.
            Ну нет у них нормальной армейской ПВО.
      2. 0
        4 декабря 2021 08:36
        Но 20 штук по одному Скаду даже давно - многовато)))
      3. 0
        2 января 2022 12:01
        Вы явно насмотрелись голливудского кино.
  4. -1
    15 ноября 2021 20:36
    будут бить по летящим целям не на 400 километров, а, скажем, на 200 или 250, станет ли нам от этого легче?

    Вопрос поставлен правильно. СССР тоже начинал с копирования ФАУ. Изучив технологию и принцип работы создали своё. А это экономия времени и денег. Нельзя разбрасываться современными технологиями даже с союзниками. Помните когда самолёт в Японию наш лётчик угнал? СССР пришлось менять и переделывать всё!! Я не поверю, что продажа современного оружия не наносит вред нашей обороноспособности. Китай с нами своими технологиями, даже за деньги, делиться не собирается.
    1. +2
      16 ноября 2021 01:51
      Цитата: сталевар
      СССР тоже начинал с копирования ФАУ. Изучив технологию и принцип работы создали своё....Я не поверю, что продажа современного оружия не наносит вред нашей обороноспособности

      так и англичане, продав СССР реактивные моторы "Нин" и "Дервент", потом локти кусали от злости. Союз быстренько на их базе склепал легендарный истребитель МиГ-15, который в хвост и гриву бил в Корее британские "Метеоры". А ведь без британских моторов когда бы послевоенная страна смогла сделать машину такого класса?
    2. 0
      4 декабря 2021 08:38
      Не просто скопировал, а оптимизировал производство. Вместо туевой хучи марок стали использовали 9. Гансы до этого не додумались))
  5. -1
    15 ноября 2021 21:01
    Сегодня сохранить в секрете свои достижения почти невозможно, а на длительный срок вообще немыслимо. Вариант называется "экспортным", потому что продавец уверен покупатель будет любопытничать. Если руководствоваться умозаключениями Репортерских инсаидов, тогда вообше надо прекратить торговлю с оружием. Однако такая идея может прийти в скудоумную голову. К тому же не надо забывать, , изделие находится на гарантийном обслуживание и не на один год. Думаю есть и договор после гарантийного обслуживания. Будут хамить, изделие быстро превратиться в дрова. так что интернетовской шушере не стоить парится проблемамы секретности.
    1. +1
      15 ноября 2021 22:11
      интернетовской шушере не стоить парится проблемамы секретности.

      Какой вы самокритичный однако. А я с вами соглашусь!
    2. +2
      16 ноября 2021 01:58
      Цитата: Валерий Валериев
      Сегодня сохранить в секрете свои достижения почти невозможно, а на длительный срок вообще немыслимо

      не поверите, но США это удавалось. Их F-22 был запрещен к экспорту на законодательном уровне, и очень долгое время о машине подробностей не знал никто. О ней и ныне известно только то, что посчитали нужным рассказать миру сами американцы. А правду ли они рассказали и всю ли - кто поручится?

      Цитата: Валерий Валериев
      Будут хамить, изделие быстро превратиться в дрова

      вы свято в этом уверены? Что, к примеру, С-400, Су-30МКИ, "Калибры", корабли, проданные Индии, в случае чего "одним нажатием на кнопку" превратятся в хлам? Да вы наивный человечище...)
  6. -3
    16 ноября 2021 13:04
    Китайцы копируют С-300, уже тридцать лет, пока плохо получается))) а китайцы, в техническом плане, "на голову выше" турок.
  7. -1
    16 ноября 2021 21:04
    Могла ли Турция скопировать технологии российского ЗРК С-400?

    Ближайшие 15-20 лет не смогут. А потом пускай копируют, если смогут.
  8. -1
    19 ноября 2021 16:08
    Как его скопировать, если на нём стоит защита от дураков, при попытке вскрытия вся электроника превратится в кучу бесполезного мусора.
  9. 0
    25 ноября 2021 06:53
    С автором статьи согласен, продавать именно туркам было нельзя. Но, мы живем в России где понятия — честь, любовь к Родине….со времён Ельцина превратились фикцию. Нажива денег ради минутной выгоды давно уже преобладает высших эшелонах власти.
  10. 0
    4 декабря 2021 11:22
    Попробуйте скопировать хотя бы простенький советский приемник при условии, что все элементы приемника без маркировок. Уверен, что получится, если только схему нарисовать, но этого мало, это практически ничто. Современная электроника значительно сложнее для копирования.
  11. 0
    2 января 2022 06:18
    С первых строк понял-Маржецкий.Ну и что с того что продали.Китайцам в своё время продали С-300.Начали они они его копировать.Туркам втюхали.И что ? Стали турки умней? Что они могут подсмотреть в усечённой версии....Послушать вас так страшней чем турок зверя нет..И вообще ..фсё пропало..стране кирдык..По законам военного времени ,вас, за распространение панических слухов Кстати -немцы перед войной продали СССР тучу оружия Даже такое что у них ещё на вооружение не поступало.Пока оне освоят к производсту клон С-400 он будет считаться древним как дерьмо мамонта request
  12. Комментарий был удален.
  13. +1
    3 января 2022 18:58
    Первый, самый простой, рубеж защиты – юридический. При подписании контракта были выставлены очень серьезные требования к покупающей стороне. В частности Турция не имеет права разбирать комплекс, вносить в него изменения и обслуживать. Все работы по обслуживанию проводит только Россия. Так же Турции не передается никакая документация (производственные данные). Если же российскими специалистами будет обнаружено вмешательство в систему, то Россия вправе забрать эти комплексы обратно, либо отключить (об этом рассказывал помощник президента по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин).

    Узнать о вмешательстве в комплекс российские инженеры могут несколькими способами. Во-первых, при очередном обслуживании – банальное повреждение пломб. Так же в комплексе на некоторых деталях стоят датчики, которые при активации (к примеру, вскрытия блока с микросхемами) передают данные через свою систему на спутниковый военный канал связи и в России об этом моментально узнают (про это рассказывал глава комитета Госдумы по обороне, бывший глава ВДВ РФ Владимир Шаманов).

    У комплекса так же есть свои внутренние способы защиты (ведь например комплекс можно загнать в специальный ангар, где связь со спутниками будет блокироваться). Самое важное в С-400 – это алгоритмы работы системы. Внешний облик можно легко скопировать (как это сделали в Китае с С-300), но вот чтобы все это работало, без компьютера и зашитого в него алгоритма не обойтись. Так Турция при заключении контракта просила предоставить пароли доступа, чтобы самостоятельно внести в систему данные о распознавании «Свой-чужой», но Россия, конечно же, отказала. Турции пришлось передать данные о своих самолетах и российские инженеры самостоятельно настроят эту систему, так же внеся в неё и данные о российских истребителях. Поэтому ракеты комплекса не смогут сбивать турецкие и российские самолеты.

    Если же турки (или НАТО) попытаются обойти пароль, взломав систему, при попытки несанкционированного доступа компьютер автоматически зачищает все заложенные данные, что превращает С-400 в груду металла
  14. +1
    3 февраля 2022 22:01
    Почему бы нам не скопировать мерседес? Купить новый, разобрать по винтикам и скопировать, казалось бы, чего проще? Но пока ни у кого не получилось. А ведь автомобиль не такой сложный технологически, как ракетная техника. Тоже самое можно сказать про самолёты, скопировать можно силуэт, но самолёт невозможно.
    1. avm
      0
      11 февраля 2022 14:10
      Почему же,копируем,но получается жигуль...так и у них...
  15. 0
    20 февраля 2022 18:48
    Ну и союзнички у нас! Турки, узбеки, таджики... полный отстой! Азиаты не способны на равноправное сотрудничество. Восточная лесть и коварные удары в спину. Чужие по духу и мировоззрению.
  16. 0
    21 февраля 2022 03:03
    Это основа капитализма, нет чести, совести, государственных интересов, а есть только треклятое бабло, за которое продается все.