Как Ту-160М может помочь в возрождении Морской авиации ВМФ РФ

8

До конца 2021 года пройдёт летные испытания новейший российский сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М. В отличие от своих собратьев в Дальней авиации, это «новодел», самолет, созданный с нуля по модернизированному проекту, с улучшенными двигателями. Успешный запуск обновленных «Белых лебедей» в серию открывает для Минобороны РФ массу интересных возможностей.

Ту-160 разрабатывался в СССР как ответ на американский стратегический ракетоносец Rockwell B-1 Lancer. Дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 не могли эффективно преодолевать систему противовоздушной обороны блока НАТО. Советскому командованию потребовался многорежимный самолет, способный приближаться к цели на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника на сверхзвуковой скорости на большой высоте либо на крейсерской у земли, отстреливаться и стремительно уходить. В результате работы наших конструкторов появился уникальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец, самый скоростной и самый грузоподъемный из всех находившихся на вооружении. «Белый лебедь» установил 46 мировых рекордов. Ту-160 является составной частью российской «ядерной триады» в составе Дальней авиации. Также бомбардировщики успешно выполняли боевые задачи в рамках участия ВКС РФ в сирийской кампании.



Да, нам действительно есть чем гордиться. Однако после распада СССР и всевозможных «оптимизаций» в строю осталось меньше двух десятков «Белых лебедей». В 2015 году министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о необходимости возобновления производства Ту-160 в версии М (модернизированный). В следующем, 2016 году, на Казанском авиастроительном заводе начались работы по восстановлению серийного производства «Белых лебедей». Было заявлено, что Минобороны закупит партию из 50 бомбардировщиков Ту-160М. При этом уже имеющиеся ракетоносцы также подлежат глубокой модернизации.

Какие же изменения и улучшения коснутся наших «стратегов»?

Во-первых, это новая силовая установка, турбореактивный двигатель НК-32-02. В 2016 году ПАО «Кузнецов» возобновило производство данной силовой установки, проведя работу по ее глубокой модернизации. Благодаря этому, Ту-160М теперь сможет поддерживать сверхзвуковую скорость около двух чисел Маха в течение 45 минут, на 1 тысячу километров увеличился боевой радиус. Российский двигатель в прошлом году даже удостоился неожиданной похвалы от специализированного американского издания Aviation Week & Space Technology за достижения в области мирового двигателестроения:

Разработанные заново компрессор и лопатки турбины вместе с улучшенным охлаждением увеличили топливную эффективность турбореактивного двухконтурного двигателя, способного работать в режиме форсажа.

Неплохо для страны-бензоколонки, «не способной спроектировать электрочайник», как нас уверяют западные пропагандисты.

Во-вторых, в отличие от изначальных Ту-160, предназначенных для нанесения ядерных ударов, современные самолеты являются по-настоящему многофункциональными, что было продемонстрировано в Сирии. «Белые лебеди» могут нести крылатые ракеты большой и средней дальности, в том числе, без ядерной боевой части, а также свободнопадающие авиабомбы, что позволяет их использовать как «дальнюю руку» Москвы в конвенциональных конфликтах средней интенсивности.

В-третьих, Ту-160М получили современную авионику, новейшие системы цифрового управления, удобное прицельно-навигационное устройство. Размеры самолета позволяют пилотам даже прогуляться по нему, чтобы размять ноги в дальнем полете, разогреть пищу в микроволновке и т.д.

Таким образом, возрожденный «Белый лебедь» значительно расширит возможности Минобороны РФ в сфере «ядерного сдерживания», а также по применению Дальней авиации в неядерных вооруженных конфликтах. Очень радует, что военные в итоге получат 50 таких уникальных по тактико-техническим характеристикам бомбардировщиков, поскольку это позволит произвести ротацию между Дальней и Морской авиацией.

Некоторое время назад мы сетовали о тех системных проблемах, с которыми столкнулась Морская авиация ВМФ РФ, которая находится в самом настоящем кризисе: это и дефицит самолетов, и устаревание авиапарка, что в отношении противолодочной авиации представляет собой огромнейшую проблему, и т.д. При этом необходимо указать, что в 2011 году Морская ракетоносная авиация ВМФ РФ вообще была ликвидирована как класс. Это как раз та, которая должна была за отсутствием собственных авианосцев бороться с АУГ противника. Так вот, ее уже 10 лет как не существует, а все ее сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М были переданы в Дальнюю авиацию.

Хорошая новость заключается в том, что в самое ближайшее время Дальняя авиация начнет пополняться новенькими стратегическими бомбардировщиками Ту-160М. Это позволит высвободить Ту-22М и возродить Морскую ракетоносную авиацию, необходимость которой не вызывает ни малейших сомнений. Кроме того, возможно, было бы целесообразно усилить МРА десятком «Белых лебедей». Один Ту-160М способен принять до 3 гиперзвуковых ракет «Кинжал». При условии сопровождения сверхзвуковыми истребителями МиГ-31, получив надежные данные для целеуказания, стратегических ракетоносец, приближающийся к цели на форсаже, превратится в настоящую грозу для АУГ ВМС США.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    1 декабря 2021 18:15
    Было заявлено, что Минобороны закупит партию из 50 бомбардировщиков Ту-160М. При этом уже имеющиеся ракетоносцы также подлежат глубокой модернизации.

    Срезали планы до 20 машин.Затем до 10. Вероятно вытужат 5, может и ноль.Утяжеляет конструкцию поворотный механизм крыла и титановая балка.Сверхзвук не нужен.Потому что сжирает топливо за 12 минут.Самолет огромный. Его легко отслеживать с НАТОвских аэродромов способным принять его меньше , чем пальцев на руках.Дорого о долго готовить этот летающий сарай к полетам. Требуются техники в количестве до 2х взводов, азотирование топлива.И 48 часов работы.Фюзеляж и плоскости металлические. Модернизируют, потому что ПАК ДА в далеком тумане. Концепция устарела.Ту-95МС то , что надо. Но их не выпускают, двигатели тоже. США удачно скомпоновали В-52.Он прослужит еще лет 40. Даже для морских минных постановок приспособили.

    Хорошая новость заключается в том, что в самое ближайшее время Дальняя авиация начнет пополняться новенькими стратегическими бомбардировщиками Ту-160М. Это позволит высвободить Ту-22М и возродить Морскую ракетоносную авиацию, необходимость которой не вызывает ни малейших сомнений.

    Эти два ЛА не замена друг другу.Ту-22М3 не выполнит задач Ту-160М .Ту-160М избыточен для задач Ту-22М3.Из-за мизерного количества этих машин, и отсутствия средств оперативного обеспечения РПКСН, триада стала монадой.За 20 лет. Применять ФАБ экипаж Ту-160М сможет только глубокой переделки отсеков для боеприпасов. Кучма предлагал кремлевским выкупить доставшиеся Украине Ту-160.Но кремлевские торговались до самого цугундера. Сейчас машин для модернизации было бы больше.Какая там будет электроника , будет видно.Мы в ней не были сильны.А сейчас тем более.

    Неплохо для страны-бензоколонки, «не способной спроектировать электрочайник», как нас уверяют западные пропагандисты.

    Ничем не подкрепленная бравада.Владимир Владимирович просил на казанском заводе из ТУ-160 сделать гражданскую пассажирскую версию ТУ-160 .Для экспорта как бизнес ЛА бизнес класса.Сейчас это выглядит смешно. Он не знал , что над созданием этих машин в СССР трудилось около 800 предприятий.Часть из них к 2021 прекратили свое существование. Комплекс Кинжал для морской авиации так себе.Больше психологический эффект.Не возможно применять по мобильным целям.
    1. +2
      2 декабря 2021 09:52
      На bmpd вас, похоже, забанили?
    2. +2
      2 декабря 2021 12:26
      Товарищи бандеровцы, завидуйте, молча.
      1. -1
        3 декабря 2021 00:12
        Бандеровца как Богородица восьмиручица .Из под каждой кровати вредят.
  2. -4
    1 декабря 2021 18:34
    При условии сопровождения сверхзвуковыми истребителями МиГ-31, получив надежные данные для целеуказания, стратегических ракетоносец, приближающийся к цели на форсаже, превратится в настоящую грозу для АУГ ВМС США.

    МиГ-31БМ перехватчик, а не истребитель.Для сопровождения непригоден.Тем более с таким убогим старым заслоновским радаром.Радиус разворота у него примерно как у заслуженного разведчика SR-71.
    Чтобы результативно атаковать АУГ требуется в первую очередь уничтожить АВАКС. Сопровождающий АУГ.В оперативный период АУГ не будет, будут формировать АМС( авиационное многоцелевое соединение).В которое будет входить 2 или 3 авианосцы с АВАКС, не считая самолетов ДРЛОУ с авианосца.Без уничтожения АВАКС не имеет смысла атака АУГ.ЯБП ракет атакующих предназначены не для атаки кораблей сопровождения , а для повреждения антенн и РЛС, АВАКС, антенны средств РЭБ.Чтобы ослепить КП кораблей.Иначе операторы АВАКС смогут оперативно перераспределять цели ПКР атакующих, а наводить на ПКР экипажи своих истребителей.

    Согласно ТР ПЛ и ТР НК , ТР МА ВМФ России , минимальный наряд сил для атаки АМС - две дивизии Ту-22М3М, истребительный полк Су-30СМ, демонстрационный полк Су-30СМ, дивизия ПЛАРК 949А проекта , дивизия МАПЛ 971Б проекта, дивизия РКР, два ТАРКР.ТАРКР согласно ТР НК применяются отрядом.Пока экипаж одного ТАРК применяет основной боезапас, экипаж другого обеспечивает ПВО и ПЛО отряда.Согласно этих же документов, атакующие будут заведомо в проигрышном положении, так в составе КТОФ и КСФ авианосцев нет.И только высочайший уровень экипажей, оперативной подготовки штабов и командования соединений даст шанс нанести неприемлемый ущерб АМС.
    Вышеперечисленных сил на КСФ и на КТОФ нет.И в обозримом будущем не появится.
  3. 0
    2 декабря 2021 23:17
    Пан "минер" пытается самого Арэстовыча превзойти.Дурочок
  4. 0
    23 декабря 2021 12:19
    ...помочь в возрождении...

    Почему в возрождении? Никак не понятно, может - в создании?
    Пришедшие в своё время к власти большевики, создавали армию, народное хозяйство и так далее по списку. Пришедшие к власти ... "нужное вставить", всё порезали, распродали и остатки разворовали. Новые господа капиталисты похоже оказались не способны что либо создать сами и теперь пытаются "возрождать" то, что своими же руками не один год крушили и ломали. Нормально.
  5. 0
    29 декабря 2021 21:53
    Я живу в 12км от завода Горбунова в Казани. И судя по звукам, 160й уже делает пробежки по взлетной полосе.
    Я обьясню, по чему так думаю.
    В Казани работают 3 продукции.
    1. Ту-214. На Миноборонку. Двигатель ПС-90 так себе, но пока тянет. Последний вроде как стал Судным днем #2. Когда он делает пробежку, его даже в Дербышках не слышат. Когда он взлетает, ну от общего фона днем не отличишь.
    2. У нас делали все модификации Ту-22М. Сейчас не делают, только модифицируют. Опять же проверка движка на пробежке днем точно не слышна, ночью только когда он задом к городу встает, при смене полосы. Когда днем взлетает/садится слышно.
    3. Ту-160М. Когда этот монстр начинает взлетать, даже днем, в самое шумное время, срабатывает сигнализация в авто на моей улице. Звуковую дорожку, можно проследить и в центре города у нашего Кремля. Ну а ночью, я этот звук прогреваемых двигателей не с чем не спутаю.
    22 и 160 взлетать ночью запретили, как раз из-за шума. Так что то что вчера ночью шумело из завода, это точно прогрев и пробежки по ВП 160го. Когда он соплами к нам оброщался, даже в доме за окнами было слышно.
    Ну и так для затравки. Новым Тушкам, с новым телом дают новою индефикацию - Ту-160М2.