«Министра обороны должно интересовать все»

Министра-реформатора в Казани ждали с явным нетерпением — и проблем в местной оборонке накопилось с переизбытком, и предложить есть что. Сергея Шойгу встречал весь цвет татарстанской оборонки, надеясь на обширные заказы. Эксперты полагают, что оборонпрому РТ дают шанс показать себя, однако следует иметь в виду, что если производители военной техники не справятся со своими задачами, то взор Шойгу вполне может быть обращен и к зарубежным производителям. <…> 

Марат Хусаинов | tatarstan.ru

Марат Хусаинов | tatarstan.ru

Задачи в каких областях могут поставить перед РТ военные, «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у известного эксперта в военно-промышленных вопросах, директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, который прилетел в Казань вместе с журналистами федеральных СМИ.

- Руслан Николаевич, что Шойгу может особо заинтересовать в Татарстане? Может быть, стоит выделить какие-то проекты?

- Министра обороны должно интересовать все, поэтому, думаю, он методично все и осматривает. Это первое.

Во-вторых, совершенно очевидно, что в конфликтах будущего будет крайне велика роль мобильности, вертолетов. В частности, отсутствие должного парка вертолетов семейства Ми-17 не позволило нам более оперативно сработать во время войны с Грузией. Изношенный парк Ми-17 не смог прилететь в горы и забросить десант. Поэтому роль КВЗ, как лучшего из двух производящих эти вертолеты заводов, которые закупаются сотнями, важна.

И совершенно очевидно, что те задачи, которые стоят перед Россией (перевооружение, удержание технологического лидерства) невозможно реализовать исключительно силами федеральной власти. Поэтому, думаю, у министра будут переговоры с местными властями, которые уделяют оборонной промышленности определенное внимание — понятно, что основные доходы идут от нефти, но хай-тек они тоже стараются поддерживать.

- Здесь довольно сильны беспилотные традиции…

- Да, «Сокол» выиграл совместно с петербургским «Транзасом» конкурс (на разработку тяжелых беспилотников – авт. ), и они должны представить свои разработки в ближайшем будущем. Но дело в том, что

министерство обороны на протяжении последних 15 лет очень сильно нахлебалось с разработчиками и производителями беспилотных летательных аппаратов, поэтому, думаю, если «Сокол» с «Транзасом» не смогут на должном уровне ответить, это будет означать окончательно, что Россия переориентируется на ту или иную лицензионную сборку…

Это тоже важно, думаю, будет подниматься этот вопрос, потому что роль БЛА растет.

- Мы все гадаем – будет или нет выпускаться в Казани Ан-70…

- Скорее нет, чем да. У этого есть три причины.

Первая. Все-таки совместно с украинцами что-то делать это всегда риски — политические, экономические. И вообще любой совместный проект это риск. Должен быть высокий уровень доверия и комплиментарности.

Второй момент. Совершенно очевидно, что мы не Советский Союз, и не можем позволить себе такую широкую гамму военно-транспортных самолетов. Хотя Ан-70 и Ил-476 это разные самолеты, страна заложилась на Ил-476, и он неизбежно будет отъедать у Ан-70 место.

И третье, самое серьезное. Даже если сейчас самолет будет доведен, испытан, где будет серийное производство? Его надо разворачивать. Как я понимаю, министерство обороны не будет платить за разворачивание, оно лишь готово самолеты покупать. У ОАК денег на разворачивание серийного производства нет. Самостоятельно КАПО это не потянет.

Я это называю синдромом украинца: нет денег, чтобы заработать деньги.

Эти три причины меня настраивают на мысль по поводу Ан-70 в Казани и Ан-70 вообще в России – скорее нет, чем да.

- Есть ли у вас информация по предварительной сделке с Вьетнамом на строительство на заводе имени Горького еще двух фрегатов проекта «Гепард»? Одни источники уверяют, что сделка состоялась, другие – что нет…

- Состоялась. Вопрос в том, что Вьетнам очень сильно давит на российскую сторону, чтобы не было разглашения… «Гепард» — очень хорошая платформа, но вопрос в другом. У нас, если не изменяет память, больше 20 различных типов кораблей и судов для ВМФ делаются, и почти все они головные. Потому что

когда идет головной проект, на него удобно списывать деньги: ведь как только пошла серия, ты должен работать по фиксированной цене, а головной корабль можно до бесконечности улучшать, сдавать. Это такая мягкая форма разбазаривания государственных денег…

Думаю, рано или поздно министерство обороны должно будет определиться — мы не можем себе позволить иметь такое разнотипье кораблей в промышленности. И очень важно, чтобы когда об этом зайдет речь, «Гепард» остался, а не был секвестирован. Но над этим надо работать — самим людям из Зеленодольска, властям. И в этом смысле, конечно, заказ от вьетнамцев это большой плюс… Само предприятие очень хорошее, и «Гепард» — очень удачный проект, плюс — новая система ПВО, которая на него впервые поставлена. Потому что когда мы смотрим на корвет, который построен по проекту ЦКБ Алмаз, — «Стерегущий», то понимаем, что он ничем не отличается от любого натовского корабля 80-х годов, он отстал от своего времени, в частности, у него очень слабая ПВО. У «Гепарда» она лучше… И что бы мы там не говорили про авианосцы, для нас, в первую очередь, важна защита побережья, поэтому корветы и фрегаты для нас — хлеб насущный.

- Предположительно, завод имени Горького «войдут» в объединенную судостроительную корпорацию. Насколько это вероятно и необходимо?

- ОСК после ухода Романа Троценко (в 2007-2012 годах — президент ОСК — авт. ) находится в некоем философском тупике. Собрала огромное количество предприятий под свой контроль. Огромное количество было взято кредитов в банках на выкуп различных акций — долговая нагрузка на ОСК очень высокая. Поэтому может ли корпорация себе позволить и дальнейшее собирание верфей, и нужно ли это? Ведь целый ряд предприятий существует без этого и находит себе место под солнцем… Как известно, есть два пути развалить организацию — либо всем из нее выйти, либо всем в нее войти.

- Кстати, обсуждают то, что КАПО войдет в ОАО «Туполев»…

- Совершенно очевидно, что должна быть интеграция между серийным заводом и КБ. Но

складывается впечатление, что КБ Туполева в значительной степени утеряло свой инновационный потенциал.

Какой продукт будет делать это объединение? Ту-204/214? Вряд ли. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации? Я сомневаюсь, что ПАК ДА попадет в систему приоритетов следующей государственной программы вооружений, а если и попадет, то это будет первый кандидат на секвестр. Поэтому есть сомнения…

- Готовиться к роли комплектатора?

- В этом нет ничего плохого. Почему в свое время не хотели делать модификации, а хотели делать новый самолет? Скажем, Ил-86 — замечательный самолет, если бы сделать что-то типа Ил-86-2.0. Но «гертруду» (так язвительно иногда называли советский орден «Герой социалистического труда» — авт. ) давали только за новый самолет, поэтому стали делать Ил-96 и получили не совсем удачную машину… Нет ничего позорного в том, чтобы перейти от финалиста к комплектатору, только надо быть хорошим комплектатором и к этому идти осознанно.

А у нас до сих пор все считают, что лучше быть полуобанкротившимся финалистом, чем хорошим комплектатором. Но, наверное все-таки лучше быть живой собакой, чем дохлым львом.

- Как объяснить едва ли не декларативный отказ министерства обороны от закупок зарубежной техники?

- Насколько понимаю, это был не декларативный отказ.

Было сказано, что для нас приоритет — наша оборонная промышленность, и мы будем в нее верить и с ней работать до момента, пока она не дискредитирует себя окончательно по всем фронтам.

Совершенно очевидно, что для России импорт вооружений и вообще сотрудничество в получении военных технологий с Запада (или с Востока, если речь идет о Сингапуре или Южной Корее) это макроисторическая норма. Со времен Ивана III мы всегда получали технологии и развивались, получая где-то, покупая. В нашей истории был короткий период на протяжении 30 лет (частично — 60-е, 70-е-80-е, частично 90-е годы), когда мы достигли в значительной степени независимости, хотя и тогда что-то делалось в странах Варшавского договора по разделению труда. Но Советский Союз развалился на пике своей технологической мощи, и мы уже никогда к этому не вернемся, и не надо — никто не может себе этого позволить. Поэтому

ряд систем неизбежно будет покупаться за границей. И это правильно, это дешевле, чем ждать долго и мучительно, когда что-то будет сделано.

Надо расставить приоритеты, понять, где проходит красная линия, на которой обязательно надо упираться и делать самим. Мне кажется, в каких-то случаях эта красная линия пройдет естественным путем. По беспилотникам я уже сказал. Если «Сокол» с «Транзасом» не смогут в полной мере соответствовать тому техническому заданию, которое перед ними поставили, думаю, МО махнет рукой и перекинется за рубеж. А что касается легких вертолетов, то если Ка-226 и «Ансат» в обозримом будущем не достигнут уровня зрелого продукта, то, думаю, покупка «Еврокоптеров» или каких-то других вертолетов неизбежна. Кстати, в МЧС «Еврокоптеры» себя хорошо зарекомендовали».

 Оригинал публикации: Бизнес Online (Казань), 06.02.2013 — Тимур Латыпов 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники