О ржавых «белых слонах» Пентагона

В сетях расходятся фотографии самого дорогостоящего американского боевого корабля, эсминца-невидимки «Замволт» (Zumwalt), покрытого ржавчиной, образно выражаясь, с ног до головы. Фотографии заржавевшего «Замволта»  недавно опубликовал портал The Drive, и они быстро стали предметом язвительных насмешек.

Покрытый «струящейся ржавчиной» суперэсминец привлёк «огромное внимание в социальных сетях», отмечает обозреватель издания, известный военный аналитик Тайлер Рогоуэй.

Неприглядный вид «Замволта» Тайлер Рогоуэй объясняет нехваткой экипажа. На его борту несут нелегкую военно-морскую службу полторы сотни человек, в то время как на борту намного меньшего по водоизмещению эсминца типа Arleigh Burke, — более трехсот. Высокую степень автоматизации всех систем «Замволта» до сих пор считали его достоинством. Но вот уничтожать ржавчину на корабле приходится вручную, а моряков на «Замволте» всего ничего. Так пишет американский военный аналитик, точку зрения которого я не разделяю.

Дело в том, что «Замволт» давно уже считается классическим примером негодного расходования бюджетных средств.

Идея строительства таких гигантских кораблей-невидимок появилась после атак на «башни-близнецы» в 2011 году. Их предназначали для уничтожения баз и учебных лагерей боевиков и поддержки десанта морской пехоты. Их главное оружие – 80 ракет «Томагавк». По сути, «Замволты» должны были заменить броненосные линкоры времен колониальных войн, которые обстреливали из прибрежных вод поселения беззащитных аборигенов.

Поначалу американцы планировали построить 32 корабля класса «Замволт». Потом 7. Построили три, одумались и закрыли проект. Основной причиной была названа дороговизна суперэсминцев: стоимость одного «Замволта» ($4,4 млрд.) практически равна стоимости авианосца.

История строительства «Замволтов» озадачивает удивительным смешением конструкторской безграмотности и, похоже, коррупционной составляющей.

Вначале на «Замволте» предполагалось установить автоматические 155-мм артиллерийские установки AGS (Advanced Gun System) для стрельбы активно-реактивными снарядами LRLAP. Но быстро выяснилось, что эти снаряды будут стоить по миллиону долларов за единицу, как крылатые ракеты «Томагавк», а с учетом стоимости обслуживания артустановки орудия – вдвое дороже.

На три эсминца было закуплено всего 100 снарядов LRLAP, после чего на слушаниях в Конгрессе США вице-адмирал Уильям Мерц заявил, что артустановка AGS стала тормозом, который сдерживает развитие платформы Zumwalt. В итоге американские ВМС отказались от пушек AGS. Но выделенные на супердорогие артустановки бюджетные средства, тем не менее, освоили.

Помимо баснословно дорогой артиллерии, на суперэсминце предполагали установить еще и рельсотрон, то есть электромагнитную пушку. Энергетическая установка эсминцев Zumwalt состоит из двух газотурбинных двигателей Rolls-Royce MT30 и двух вспомогательных турбогенераторов. Установка спроектирована в расчёте на возможность использования рельсотрона. Но во время стрельбы из такого орудия необходимо полностью отключать все прочие системы корабля. Стрельба из полностью «глухого», «слепого» и неподвижного корабля настолько смахивает на самоубийство, так что от установки рельсотрона на «Замволт» отказались, а вскоре был похоронен, как мы писали, и сам проект электромагнитной пушки. Что это было – конструкторская безграмотность или банальное освоение бюджета, сказать сложно.

Наконец, на «Замволте» были обнаружены серьезнейшие конструктивные дефекты, которые, вслух говоря, снижают его мореходность до нуля.

Как сообщил американский военно-морской ресурс USNI News, менее чем за месяц до ввода в состав флота на новейшем эсминце USS Zumwalt была обнаружена техническая неисправность, которая потребовала серьёзного ремонта. В ходе испытаний экипаж обнаружил якобы производственный брак, допущенный на заводе-изготовителе, что привело к просачиванию морской воды в дейдвуд корабля.

 Дейдвудное устройство служит опорой гребного вала и обеспечивает его водонепроницаемый выход из корпуса судна. Состоит оно из жесткой дейдвудной трубы с подшипниками (втулками) и уплотнениями по концам. На «Замволте» дейдвудные подшипники имеют масляную смазку, в которой была обнаружена морская вода (a seawater leak in the propulsion motor drive lube oil auxiliary system for one of the ships shafts).

«Замволт» вернулся на морскую базу в Норфолке (штат Вирджиния), так как продолжение плавания могло привести к заклиниванию гребного винта или даже затоплению кормового отсека, если бы дейдвудные подшипники разрушились.

Чем же могла быть вызвана замеченная экипажем корабля неисправность – протечка дейдвуда? Если называть вещи своими именами, то ссылка на производственный дефект зачастую служит просто для того, чтобы скрыть дефект конструктивный.

А конструктивные дефекты «Замволта» в части обеспечения нормальной и стабильной работы движителя, состоящего из двух гребных винтов, видны невооруженным глазом. И главный из них – стелс-конструкция корпуса корабля. У «Замволта» завалены борта, что снижает радиозаметность почти в 40 раз. Но это приводит к тому, что корма корабля не прижимается к поверхности волны во время сильного волнения.

Взять, к примеру, конструкцию российского миноносца постройки 1885 года «Измаил». В 1887 году он проходил ходовые испытания при шестибалльном волнении, показывая скорость 15,5 узла навстречу волне и зарываясь по ходовую рубку, и 17 узлов при ходе по волне. По чертежу корабля видно, что нос не обладает свойством всхожести на волну (так же, как и у «Замволта»), в то же время «развал шпангоутов в районе кормового подзора обеспечивает прижатие корпуса к поверхности волны на ходу корабля, что необходимо для стабилизации работы гребного винта и руля в условиях крупного волнения». Такую же форму корпуса имеет и знаменитый крейсер «Аврора». Основные каноны кораблестроения отработаны до тончайших нюансов и проверены многовековой практикой мореплавания.

А у «Замволта», «заваленная» корма имеет форму задней оконечности бытового утюга, что приводит к тому, что при большом волнении ее бьёт о поверхность волны, вызывая нештатные вибрации вала гребного винта и деформации дейдвуда.

Осадка «Замволта» составляет 8,4 метра, его гребные винты находятся на глубине 4-5 метров. «Замволт» вернулся на базу в Норфолке 8 сентября, а 7 сентября в городе был свежий ветер до 8 метров секунду. В открытом море ветер должен был быть сильнее – 10-13 метров в секунду, что соответствует небольшому (по шкале Бофорта) шторму с высотой волны в 4 метра. Могут ли такие волны бить в заваленную корму «утюга», то бишь эсминца, обнажая гребные винты? На этот вопрос знает ответ пока что только экипаж «Замволта» и его создатели, которые вряд ли станут откровенничать на эту тему.

Объявить на весь мир, что гигантскую плоскодонку по имени «Замволт» выводит из строя даже небольшая волна, Пентагон оказался не готов.

Если моё предположение верно, то ремонтные бригады устранили протечки в корабельном дейдвуде, заменили подшипники, усилили уплотнения, чтобы снизить до минимума протечки морской воды даже в сильный шторм. Они никогда и ни за что не признают, что у «Замволта» был не закрытый (производственный) дефект, а открытый (конструктивный) дефект.

Интегрированная архитектура корпуса-надстройки этого корабля значительно снижает радиолокационную заметность. Надстройка двух первых кораблей «Замволтов» выполнена из композитного радиопоглощающего материала – бальсовой основы и панелей из пробкового дерева с трехмиллиметровой кевларовой броней, которую может пробить даже очередь крупнокалиберного пулемета. Иными словами, потопить «Замволт» можно просто обстреляв его из стрелкового оружия.

Американские военные эксперты ещё до ввода в строй гигантских эсминцев указывали, мягко говоря, на проблематичность всей затеи.

Комментируя многочисленные поломки спущенных на воду двух кораблей класса Zumwalt, президент и основатель Института Адама Смита в Сан-Диего Майк Фреденбург пишет в National Review: «С самого начала программа «Замволт» страдала от нереалистичных целей и ошибочной концепции операций… Если «Замволт» получит серьезные повреждения и пробоины корпуса, его шансы на выживание намного меньше, чем у других военных кораблей аналогичного размера; у него просто нет достаточно членов экипажа, чтобы сделать то, что необходимо для спасения корабля. Даже если он способен спрятать себя от любопытных глаз и не будет замечен вражескими радарами, как только он начнет стрелять из орудия, его скрытность будет серьезно скомпрометирована, т. е. устойчивые миссии по поддержанию огня из морской пушки и статус “стелс” взаимоисключающи. Кроме того, военно-морской флот считает Zumwalt очень уязвимым для подводных лодок. Как только Zumwalt становится частью боевой группы, большая часть его стелс-преимущества исчезает, потому что другие, менее скрытные корабли появляются на радаре противника. Zumwalt – это абсолютная катастрофа».

После того как три эсминца Zumwalt окончательно превратились в «белых слонов» (white elephants; русский аналог – «чемодан без ручки») американского флота, командование ВМС США решило придать им хоть какой-то смысл, снарядив межконтинентальными баллистическими ракетами вместо «томагавков». Однако смысл создания таких кораблей уже утерян.

Когда абсурдность самого замысла дорогостоящих кораблей «со стеклянной челюстью» стала очевидна, в Пентагоне даже рассматривали вопрос о разборке третьего супер-эсминца на металлолом. В итоге его всё-таки достроили, но с существенным изменением конструкции. Если в двух первых «невидимках» – «Замволте» и «Майкле Мансуре» – надстройка сделана из пробкового дерева, то на «Линдоне Б. Джонсоне» она металлическая.

Что касается происхождения ржавчины, обильно струящейся по корпусу «Замволта», то причина ее появления кроется отнюдь не в недостатке рабочих рук на гигантском корабле.

Что может ржаветь на поверхности корпуса и надстройки «Замволта», сделанных из пробкового дерева? Ржавеют, как известно, железо или его соединения. Корпус «Замволта» для снижения радиозаметности поверх пробковой основы покрыт специальной ферритовой краской. Напомним, ферриты – это соединения оксида железа с соединениями других металлов, являющиеся ферримагнетиками.

На воздухе ферриты могут окисляться, то есть ржаветь. Тем не менее, радиопоглощающие покрытия на основе ферритов давно и успешно используются военными во всем мире. Почему на «Замволте» ферритовая краска стала ржаветь и терять цвет – вопрос к создателям «белых слонов» Пентагона. Может быть, всему виной – опять-таки коррупционная составляющая?..

Владимир Прохватилов