Танк Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты, устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах, отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.
Необходимость наличия кондиционера – требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских военных, тепловизионная система Catherine французского производства, установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что не только приводит к выходу из строя электронных компонентов аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.
За сорок лет, прошедших с момента создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом – при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых динамических характеристик машины невозможно.
И без того ограниченный, моторесурс танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении. Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью, существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки вышеупомянутого агрегата.
Осмыслив вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.
Специалистами ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.
Экспериментальная машина проходит ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050 л.с.
Схема модернизации моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя 5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).
«Изюминкой» двигателей семейства 5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например, эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не более 1 часа) допустимая до +125° С.
В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72 путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от паразитного редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом.
Для примера: производительность измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6% экономия топлива.
Созданная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.
Кроме того, повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».
Танк T-72 с двигателем 5TДФMA-1: основные отличия от серийного танка Т-72Б
♦ Двигатель мощностью 1050 л.с.
♦ Кумулятивная динамическая защита башни типа «Нож»
♦ Кондиционер боевого отделения
♦ Вспомогательная силовая установка
♦ Трансмиссия с повышенным КПД.
Тактико-технические характеристики танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1
№ п/п |
Параметр |
Значение |
1. |
Боевой вес, т. |
42,7 |
2. |
Экипаж, человек |
3 |
3. |
Размеры Д х Ш х В, мм |
9530 х 3460 х 2226 |
4. |
Клиренс, мм |
470 |
5. |
Двигатель, мощность л.с. |
Пятицилиндровый двухтактный оппозитный с турбонаддувом 5ТДФМА-1, 1050 л.с. с валом отбора мощности на привод вентилятора |
6. |
Трансмиссия |
Механическая с гидроуправлением. Соосные бортовые коробки передач, планетарные, четырёхрядные, семискоростные с фрикционным включением при помощи бустеров. Постоянный привод на соосные однорядные бортовые передачи |
7. |
Скорость максимальная, км/ч. |
60,5 |
8. |
Запас хода по топливу, км |
500 |
9. |
Эквивалентная бронезащита башни, мм |
550 + ДЗ «Нож» |
10. |
Эквивалентная бронезащита корпуса, мм |
450 + ДЗ «Контакт» |
11. |
Пушка, калибр мм |
Гладкоствольная 2А46М – ПУ ПТУР,125 мм, с эжектором и термозащитным кожухом |
12. |
Скорострельность с использованием автомата заряжания, выстр./мин. |
6-8 |
13. |
Боекомплект, выстрелов |
39, из них 22 в автомате заряжания |
14. |
Типы применяемых снарядов |
БОПС, ОФС, КС, ПТУР 9М119М «Рефлекс-М» (АТ-11 «Sniper-B» по классификации НАТО) |
15. |
Комплекс управляемого ракетного вооружения |
9К120 «Свирь» |
16. |
Принцип действия системы наведения ракеты |
Полуавтоматическая система управления с телеориентированием ракеты в луче лазера |
17. |
Спаренный пулемёт, тип, калибр, боекомплект |
ПКТ, 7,62 мм, 2000 патронов |
18. |
Зенитный пулемёт, тип, калибр, боекомплект |
НСВТ «Утёс»,12,7 мм, 300 патронов |
19. |
Система постановки дымовых завес, кол-во и калибр мортир, применяемые гранаты. |
Система «Туча-902Б», 8 мортир 82 мм, гранаты 3Д6 и 3Д17 |
20. |
Прицельный комплекс наводчика |
1А40-1, со стабилизированным полем зрения, встроенным лазерным дальномером и танковым баллистическим вычислителем (ТБВ) |
21. |
Баллистический вычислитель |
1В528 на основе микропроцессора |
22. |
Прицел-прибор наведения |
1К13-49, для дубляжа 1А40-1 и обеспечения стрельбы управляемыми снарядами |
23. |
Механизм поворота башни |
Гидравлический с ручным дублированием |
24. |
Стабилизатор |
2Э42-2 «Жасмин» |
25. |
Комбинированный (дневной/ночной). прибор наблюдения командира |
ТКН-3В, электронно-оптический, перископический, бинокулярный |
26. |
Ночной прибор наблюдения механика-водителя |
ТВНЕ-4Б, электронно-оптический, перископический, бинокулярный |
27. |
Ходовая часть |
Гусеничная. 6 катков на борт |
28. |
Гусеница |
Металлическая с резинометаллическим шарниром, мелкозвенчатая с цевочным зацеплением |
29. |
Ведущее колесо |
Заднего расположения, со съёмными венцами и устройством предотвращения схода гусеницы |
30. |
Опорный каток |
Двухскатный с наружными резиновыми шинами, диски штампованные из алюминиевого сплава. Передние катки с дополнительным подшипником |
31. |
Направляющее колесо |
Двухскатное из литых дисков |
32. |
Поддерживающий ролик |
Однобандажный с внутренней амортизацией. Болтовое крепление к корпусу |
33. |
Подвеска |
Индивидуальная торсионная несоосная |
34. |
Гидроамортизатор |
Гидравлический лопастной на 1-х, 2-х и 6-х узлах подвески, соединён с балансиром тягой и двумя шарнирами |
35. |
Радиостанция |
Р-173 |
36. |
Танковое переговорное устройство |
Р-174 |
37. |
Кондиционер |
КС-4,5. Холодопроизводительность 3500 Вт, воздухопроизводительность не менее 500 куб.м/ч, диапазон поддерживаемой температуры от 18 до 30°С |
38. |
Вспомогательная силовая установка, марка, мощность кВт, время непрерывной работы |
ЭА-10, 10 кВт. 24 часа |
39. |
Система защиты от оружия массового поражения |
Фильтровентиляционная установка, прибор радиационной и химической разведки ГО-27 |
40. |
Оборудование для самоокапываня |
Устр-во самоокапывания «Элемент» |
41. |
Оборудование для подводного вождения танка |
Система ОПВТ и система «Брод» |
Конструктивные изменения танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1
В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72, путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения, незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от повышающего редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом. Комплекс конструкторских мероприятий позволил повысить производительность измененной системы охлаждения двигателя на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%, при этом достигнута 6% экономия топлива.
Предложенная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.
Повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».