ДБ-3

Сейчас уже мало кто знает, что тот наш самолёт, первым совершивший налёт на Берлин, первоначально создавался не как дальний бомбардировщик, а как скоростной. Бомбардировщики с большой скоростью полёта, соизмеримой со скоростью истребителя, советские авиаконструкторы начали проектировать задолго до начала Великой Отечественной войны.  В числе других КБ  свой вариант скоростного дальнего бомбардировщика предложило Красной армии также и только что созданное конструкторское бюро ОКБ-39, возглавляемое Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Его детищем был ЦКБ-26 –  скоростной бомбардировщик с двигателями воздушного охлаждения М-65.
Опытные машины испытывались Владимиром Константиновичем Коккинаки. Самолёт превзошёл самые смелые ожидания и даже позволял выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «Мёртвая петля» Петра Нестерова. При этом скорость машины достигала 310 км/ч. Во время испытаний на ЦКБ-26 было установлено пять мировых рекордов: он поднял груз 500 кг на высоту 12816 м, а груз 2 тыс. кг – на высоту 11005 м, превысив предыдущий рекорд итальянцев на 2567 м. Рекорд Коккинаки просуществовал 10 лет и был перекрыт только в 1946 году американцами на Боинге Б-29.

Однако, несмотря на то, что по ряду показателей  ЦКБ-26 превосходил  СБ – скоростной бомбардировщик  Туполева –  командование ВВС РККА предпочло туполевский самолёт –  его прототип был просто-напросто  создан раньше, и пока Ильюшин доводил до ума свой ЦКБ-26, СБ успели принять на вооружение  запустить в серийное производство.

ЦКБ-26

ЦКБ-26

 

И тогда Ильюшин совершил ход конём –  предложил переделать ЦКБ-26 в дальний и одновременно скоростной бомбардировщик. Добиться увеличения дальности Ильюшин предполагал применением двояковыпуклого профиля, малого миделя фюзеляжа, внутренней подвески бомб, больших зализов крыла, убирающихся основных опор шасси и гладкой обшивки. Таким предложением Ильюшин сразу давал сдачи Туполеву, так как готовившийся им в тот момент ДБ-2, имевший на 100 км/ч меньшую скорость, автоматически оказывался ненужным.

Военным идея Ильюшина понравилась, и в декабре 1935 года вышло постановление Совета Труда и Обороны о дальнейшей разработке самолёта –   цельнометаллического скоростного бомбардировщика дальнего действия БДД, будущего ЦКБ-30, который уже к тому времени Ильюшиным уже строился и 31 марта 1936 года совершил первый испытательный полёт. Этот полет, осуществленный летчиком-испытателем Владимиром Константиновичем Коккинаки, показал, что новый самолет легко отрывается от земли, имеет хорошую управляемость и скороподъемность. А контрольные полеты на максимальную дальность подтвердили, что она превышает расчетную и составляет более 4 тысяч километров.
Летом 1936 года ЦКБ-30 с полным комплектом вооружения поступил на испытания в ГОСНИИ ВВС. Однако, не дожидаясь завершения испытаний, самолёт запустили в серию под наименованием ДБ-3С. Срочно с завода № 39 сняли все невыполненные заказы и развернули производство ДБ-3. В таком же темпе перепрофилировали Воронежский завод № 18. В 1938 начал производство ДБ-3 126-й завод в Комсомольске-на-Амуре. В дальнейшем, в 1942-43 годах самолёты выпускал и московский завод № 23.

Единственным соперником ДБ-3 был немецкий Не-111. Летные испытания этой машины, поступившей осенью 1938-го в НИИ ВВС из Испании, показали, что летные характеристики Не-111, в том числе максимальная скорость, дальность и потолок, ниже уровня требований, предъявлявшихся к современным двухмоторным бомбардировщикам. В то же время бомбоотсек немецкой машины вмещал до 2000 кг бомб различного калибра. По диапазону и размерам бомбовой нагрузки самолет превосходил отечественные бомбардировщики, а наличие прохода внутри фюзеляжа обеспечивало связь между членами экипажа и повышало живучесть в воздушном бою. Отмечалась также отличная устойчивость и управляемость самолёта.

В 1937 году был испытан и торпедоносный вариант бомбардировщика – ДБ-3Т. Самолёт мог брать одну торпеду типа 45-36 массой 940 кг или морскую авиационную мину аналогичного калибра. Был также построен и поплавковый вариант –  ДБ-3ТП, это был тот же ДБ-3Т, но с демонтированным обычным шасси и установленным на поплавки от ТБ-1П.

Большие возможности ДБ-3 позволили в июне 1938-го выполнить на специально подготовленном ЦКБ-30 «Москва» дальний беспосадочный перелет из Москвы (аэродром Чкаловская) в Спасск-Дальний. За 24 час. 36 мин. летчик Коккинаки и штурман Бряндинский пролетели расстояние 7580 км со средней скоростью 307 км/ч. Год спустя, на этой же машине, доработанной на случай вынужденной посадки на воду, тот же Коккинаки и штурман Гордиенко совершили межконтинентальный перелет по маршруту Москва –  Канада. Менее чем за сутки было пройдено 8000 км (6515 км по прямой) со средней скоростью 348 км/ч. Так был открыт наиболее благоприятный путь по ортодромии из Москвы в Америку. Мало кто знает, что в 1940-м была попытка выполнить еще два перелета на ЦКБ-30, но уже женского экипажа. Начало подготовки его относится к концу 1938-го, после выхода соответствующего постановления ЦК ВКП(б). Почти полтора года выбирали тип самолёта, остановившись на ДБ-3. Для этой цели на 39-м заводе построили две машины ЦКБ-ЗОН-1 и ЦКБ-ЗОН-2 с моторами М-87 специальной сборки и винтами ВИШ-ЗТ. Вторая машина предназначалась для перелета по маршруту Москва –  Свердловск –  Севастополь –  Москва, а первая –  из Хабаровска во Львов. Трассу Хабаровск –  Мозырь –  Львов словно вдогонку за солнцем, выбрали не случайно. Этим перелетом трудящиеся Дальнего Востока как бы протягивали руку народу недавно освобожденной Западной Украины. Но перелет, начавшийся 27 Июля на самолете с именем «Украина», так и не завершился. Пролетев около 7000 км, экипаж в составе М. Нестеренко, Н. Русаковой и М. Михалёвой из-за сложных метеоусловий совершил вынужденную посадку в Кировской области.

Рекордный самолет «Украина»

Рекордный самолет «Украина»

 

Боевое применение ДБ-3

ДБ-3 в Китае

В начале 1939 года было решено отправить в Китай 24 самолета ДБ-3 вместе с советским персоналом. Подготовкой руководили лично командарм В. С. Хользунов и главный штурман ВВС А.В.Беляков, командиром был назначен капитан Г. А. Кулишенко. В июле самолеты прибыли на место постоянного базирования в Чэнду. Хорошая выучка позволила экипажам быстро освоить незнакомый район. Их крупнейшим успехом стали два налета на авиабазу в Ханькоу – почти за полторы тысячи километров от Чэнду. Точное расположение объектов на вражеском аэродроме было неизвестно, система ПВО – тоже.

Вылет решено было производить днем с доразведкой на месте, рассчитывая на внезапность и большую высоту. ДБ-3 появились над Ханькоу на эшелоне 8700 м. На аэродроме не было никакой маскировки, самолеты стояли в четыре ряда крылом к крылу. Отбомбившись сотками, русские лётчики уничтожили, по японским данным, 50 самолетов и 130 человек личного состава. Еще 300 было ранено. Пожар бензохранилища продолжался более трех часов. Зенитки не доставали ДБ-3, а единственный взлетевший истребитель, в кабине которого, кстати говоря, был будущий известный ас Сабуро Сакаи, просто-напросто не смог их догнать. Подготовку к очередным вылетам трудно было скрыть. Во втором налете, 14 сентября 1939 года, ударная группа из двадцати ДБ-3 была атакована на большой высоте, едва успев отбомбиться. Возможно, это были высотные истребители A8V-1, или, как называли их наши пилоты, И-98 – 2РА-ВЗ, проданные японцам американской фирмой Северский. В ходе боя самолет Кулишенко был поврежден, а сам пилот ранен. Тем не менее, он довел группу до города Вансянь, где произвел посадку на реку Янцзы метрах в ста пятидесяти от берега. Из последних сил Кулишенко выпустил шасси, но выбраться из кабины уже не смог. Самолет плавно встал на грунт и вскоре был поднят и отремонтирован.

В рейдах из Ханькоу, по данным противника, было сожжено не менее 140 самолетов. Наши потери составили 3 машины. Параллельно с боевыми полетами шла подготовка китайских экипажей. Первыми на задания стали летать штурманы и стрелки, с обучением пилотов дело обстояло сложнее – второй комплект органов управления в кабине штурмана был неполным. Тем не менее, летом 1940 года подготовка китайского персонала была завершена, и советские экипажи вернулись домой, а ДБ-3 продолжили воевать.

 

ДБ-3 на Халхин-Голе

В мае 1939 года, когда японцы развязали конфликт с Монголией на реке Халхин-Гол дальними бомбардировщиками располагал только 4ДБАП, базировавшийся у станции Домно (Забайкальский ОВО), но пока шло освоение новой техники и перебазирование ДБ-3 поближе к границе советские войска разгромили японцев, а полк совершал боевые вылеты на старых ТБ-3.

 

ДБ-3 в Освободительном Походе

Польская кампания окончилась для ДБ-3 ещё быстрее – к концу сентября 1939 года польской армии практически не существовало и в нанесении стратегических бомбовых ударов необходимости просто не было.

 

ДБ-3 в Зимней войне

Когда началась Зимняя война, с первого её дня в боях участвовали вооруженные ДБ-3 6-й, 21-й и 53-й дальнебомбардировочных авиаполков ВВС и 1-го минно-торпедного полка авиации Балтфлота. Первыми целями стали военные объекты в городах Хельсинки и Вайпури, а морякам была поставлена задача по уничтожению броненосцев «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен».

Погода была отвратительной. Слетел с заснеженной полосы и взорвался ДБ-3 из 2-й эскадрильи 1 мтап. Тем не менее, полк продолжал работать. Разведзвено – тройку ДБ-3 из этого полка повел подполковник Вельский. Над портом Котка, несмотря на плотный огонь, машины прошли как на параде – крыло к крылу без противозенитного маневра. Дальше были базы Лавиза и Борго – огонь был настолько силен, что звено рассыпалось, но лишь на мгновение. Над Хельсинки – снова сомкнутым клином и, как результат, – под машиной лейтенанта Журавлева сразу несколько разрывов. ДБ-3 клюнул, потом полез вверх, из правого мотора повалил дым. Самолет развернулся на юго-восток и скрылся в облаках. На базу он не вернулся. Дальше были Ханко, Турку и Аландские острова – снова сильнейший зенитный огонь. Броненосцев нет и там. Бельский принимает решение идти домой по тому же маршруту. В относительно спокойной южной части Финского залива самолет Вельского вошел в густую облачность, и больше его никто не видел. Корабли противника не обнаружены. Дальнебомбардировочная авиация сосредоточила свои усилия на уничтожении вражеских резервов и узлов коммуникаций. Сильная ПВО делала массированные налеты делом сложным, а плохая погода не всегда давала возможность организовать истребительное прикрытие. Тем не менее, ДБ-3 показал высокую эффективность, и 19 января 1940 года в район боевых действий был направлен еще один, 42-й дальнебомбардировочный полк, а 17 февраля начал боевую работу 7-й дбап. Кроме того, с 1-го февраля начал совершать боевые вылеты 85-й авиаполк, сформированный на базе 12-й аэ и укомплектованный летчиками с большим опытом слепых полетов. В его составе были и ДБ-3. По ДОТам линии Маннергейма использовались тяжелые фугаски ФАБ-500 и ФАБ-1000, бронебойные БРАБ такого же калибра. Так, например, в налете на береговую батарею в Ронониеме 14 января 1940 года самолеты ДБ-3 из 1 мтап брали по три бомбы ФАБ-1000 (нагрузку свыше 2000 кг фактически можно было реализовать лишь зимой, когда за счет холодного воздуха моторы давали большую мощность). По вражеской пехоте использовались кассеты РРАБ-3. Правда, снаряжать их было долго, а хранить в сборе нельзя, за что аббревиатуру РРАБ (ротативно-рассеивающая авиабомба) технари расшифровывали по своему, работай, работай, а без толку. Видели бы они, как действуют эти штуки. Немногочисленные и устаревшие финские истребители особой опасности не представляли, ДБ-3 хорошо выдерживал множественные пулевые пробоины. Правда, был случай, когда пара Фоккеров D-XXI в одном полете уничтожила 7 ДБ-3, ведя бой против большой группы советских бомбардировщиков. Малая война вскрыла большие прорехи в подготовке командиров и летчиков ДБА. Зато зенитный огонь обычно был плотен и точен. За 3 месяца и 13 дней Зимней войны только полки дальней авиации потеряли свыше 50-ти самолетов ДБ-3. Плохая погода, недостаточная подготовка экипажей и отказы матчасти вероятно стали причиной потери значительной части из еще полутора десятков бомбардировщиков, числящихся пропавшими без вести. 1-й мтап КБФ потерял не менее трёх машин.

Пять самолетов ДБ-3, совершивших вынужденную посадку на территории противника были отремонтированы и введены в состав ВВС Финляндии. Один из них 12 мая 1941 года был перегнан в германский испытательный центр Эрпробунгсштелле в Рехлине, где получил высокую оценку.  

ДБ-3, проходивший испытания в исследовательском центре в Рехлине

ДБ-3, проходивший испытания в исследовательском центре в Рехлине

 

ДБ-3 в Великой Отечественной войне

К июню 1941 года основная масса ДБ-3 базировалась в западных ОВО – там находилось 1122 бомбардировщиков из 1789 имеющихся в ВВС РККА.

Уже в 7.15 утра 22 июня нарком обороны отдал приказ полкам дальнебомбардировочной авиации подвергнуть бомбардировке Кенигсберг и Мемель. Но приказы на вылет задержались почти на 4 часа. тем не менее, налёты были произведены и оказались весьма эффективными.

Большинство ДБ-3 было снаряжено бомбами –  по три ФАБ-250, но часть из тех, что бомбили Мемель, несла высотные торпеды. Поступает команда бросать их на портовые сооружения. Две торпеды шлепаются в воду и зарываются в ил, зато остальные рвутся среди причалов и складов. Результат –  два потопленных транспорта и сторожевик, разрушены порты и портовые постройки. Живая сила и техника, выгружаемая с кораблей, не успела рассредоточиться и была накрыта мощным ударом. Потерь и серьезных повреждений не было.

ДБ-3 авиации Балтфлота

ДБ-3 авиации Балтфлота

 

После полудня 31 ДБ-3 и Ил-4 из 98-го дбап нанесли удар по скоплениям танков около Варшавы –  за 600 км от места их базирования. Получение достоверной картины обстановки позволило перейти к массированным налетам. 26 июля против танковых группировок на подходе к Минску было брошено 58 дальних бомбардировщиков, в районе Скоше –  65 и под Луцком –  60. В период с 23 июня по 10 июля только дальние бомбардировщики ВВС совершили более двух тысяч боевых вылетов.

Самой же славной страницей всей боевой биографии ДБ стал первый налёт на Берлин, производившиеся в августе-сентябре 1941 года.

За первые шесть месяцев потери составили 1150 ДБ-3, а пополнения прибыло всего 170.

К весне 1942 года ситуация с поставками новой техники выправилась. Однако старые ДБ-3 в войска уже не поступали –  вместо них шёл глубоко модернизированный вариант ДБ-3ф, с апреля 1942 года называвшийся Ил-4.

Ил-4  (до апреля 1940 – ДБ-3ф), 1940

 

 

   

Знаки различия Русской Императорской Армии

Знаки различия Русского Императорского Флота

 

Знаки различия царской полиции

Знаки различия царских чиновников

Народная Армия Комуча

 

 

Петлюровцыы

Армия Сибирского правительства

Флот Временного правительства

РККА 1919-22  

РККА 1922-24 

Знаки различия  РККА 1924-35

РККФ

 

 

Знаки различия ГУЛАГа

Знаки различия РККА 1935-40

Знаки различия РККА 1940-43

Знаки различия РККА (с 06.01.1943) 

НКВД и внутренняя охрана 1935-377 

 

 

Знаки различия Рабоче-крестьянской милиции 1936-43

русские коллаборационисты

 

Знаки различия Охраны путей сообщения НКПС

 

Знаки различия Советской Армии обр. 1969 годаа

 

Знаки различия советской милиции

 

Знаки различия советских дипломатов

Знаки различия советской прокуратуры 

 

Знаки различия российских гражданских чиновников

 

Знаки различия российской армии 

       

Смотрите также:

Таблица соответствия воинских и гражданских чинов дореволюционной России их эквивалентам в армиях и гражданских ведомствах СССР и РФ

 

 

Список материалов Русского Портала→;

Смотрите также:

 

Численность и процент русских по регионам РФ

 

Стоит ли жалеть японцев?

 

Народы России, их численность и процент

 

Cоветские асы второй мировой

 

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

 

Золотые запасы стран мира

 

Золотовалютные резервы стран мира

 

Нужен ли России золотой рубль?

 

Как разбогатела Америка

 

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

 

Кто и как продавал Аляску

 

Почему мы проиграли Холодную войну

 

Тайна реформы 1961 года

 

Как остановить вырождение нации

 

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

 

В какой стране пьют больше всех?

 

В какой стране больше всего убийств?

 

 Как жил русский рабочий до революции?

 

Чему равен советский рубль в нынешних деньгах

 

Что Россия экспортирует и что импортирует

 

История московского трамвая

 

Мультфильм Гостья из Будущего-2

 

Первый в мире автомат и его изобретатель

 

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах

Список материалов Русского Портала→

Add to your Facebook

 

 

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100

Продвижение сайтов в поисковых системах с гарантией результата





Бронирование фотостудий


 

Зарплаты, в Российской империи, СССР и Российской  Федерации с 1853 по 2010 годы

Курс рубля к доллару и доллара к рублю с 1792 по 2010

 

Русские меры

Знаки различия армий первой мировой

Численность вооружённых сил Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации с 1877 по 2010 годы

 

Русские автомобили дореволюционного периода

Советские автомобили довоенного периода

Советские автомобили военного и послевоенного времени

Советские автомобили хрущевского периода

Советские автомобили застойного периода

Советские автомобили времён перестройки

Современные российские автомобили