Как спецоперация на Черном море изменила представление об авианосном флоте России

22
Как спецоперация на Черном море изменила представление об авианосном флоте России

Наверное, ни одна тема не вызывает столь ожесточенных словесных баталий в Рунете, как вопрос о нужности или ненужности ВМФ РФ авианесущих кораблей, под которым в данной публикации мы будем подразумевать и «классические» авианосцы, и УДК, с которых могут взлетать и садиться вертолеты, БПЛА и СКВВП. Специальная военная операция на Украине, а точнее, ее часть, проходящая на Черном море, показала, что у российского военно-морского флота очень много проблем, однако выводы из них делаются почему-то диаметрально противоположные.

Долгие годы нас упорно пытались убедить, что Россия – это исключительно континентальная держава, которой не только какие-то там авианосцы, но и даже океанский флот-то особо не нужен. Дескать, с кем это вы там всерьез воевать на море собрались и какие куда десанты высаживать? Не в степях же Украины, в самом деле? Ха-ха…



Вот тут бы и посмеяться теперь, но почему-то совершенно не смешно. Оказывается, что военно-морской десант под Одессой был бы в ходе специальной военной операции очень даже кстати, вот только осуществлять его по факту нам нечем. О том, как должна выглядеть такая десантная операция, мы в общих чертах рассказывали в статье от 7 марта 2022 года под названием «Чего не хватает ВМФ РФ для успешного военно-морского десанта под Одессой». Мы вполне справедливо указали, что для этого необходимо непрерывно контролировать все, что происходит на украинском побережье и в его небе самолетами и вертолетами ДРЛОиУ, а российская авиация должна превратить зону высадки в подобие лунного пейзажа и господствовать в воздухе. Высадка десанта сперва должна осуществляться максимально безопасным загоризонтным способом с УДК, и только потом в берег должны воткнуться БДК, непрерывно прикрываемые с воздуха истребителями и ударными вертолетами.

Вот примерно так оно и должно быть, и, увы, ничего подобного ВМФ РФ сейчас осуществить объективно не может ввиду физического отсутствия палубных самолетов ДРЛОиУ, катапультных авианосцев для их запуска и УДК как классов. Констатация этого факта вызвала целую бурю гневных комментариев от читателей, которым, естественно, всегда виднее. После трагической гибели на Черном море БДК «Саратов», ракетного крейсера «Москва» и буксира «Василий Бех» противники крупных и авианесущих, в частности, кораблей отчего-то решили, что правы именно они, а дело вовсе не в слабой системе ПВО морского базирования, дефиците боеспособных надводных кораблей для эскорта и отсутствии воздушного прикрытия и разведки. Дескать, от маленьких суденышек противокорабельные ракеты противника сами «отскакивать» будут, не причиняя им вреда, а то и вовсе промахиваться ввиду размеров. Да, это звучит смешно, но подобные идеи, к сожалению, продвигаются на полном серьезе.

Но вернемся к теме крупнотоннажных военных кораблей. Несколько дней назад все ведущие СМИ рассказали о том, как ВМС Турции, наконец, получили свой первый универсальный десантный корабль «Анадолу». Написал об этом и известный своей принципиальной «авианосцефобией» Роман Скоморохов, на удивление, в весьма комплиментарной форме. Позволим себе привести небольшую цитату уважаемого коллеги с портала «Военное обозрение» в подтверждение:

Зачем нужен УДК вообще, говорилось не раз. Первая волна высадки на территорию противника, который, так скажем, не обладает впечатляющими средствами обороны. Группа кораблей, в составе которой есть УДК, подходит к берегу, расшвыривает имеющиеся на берегу силы противника и начинает высадку десанта. Корабли прикрытия, ударные вертолеты и самолеты помогают осуществить высадку. Все просто…

Но такие десанты все-таки редкость, а вот визит ордера из 1-2 УДК и нескольких фрегатов и тральщиков сопровождения под Одессу в наше время смотрелся бы более чем оправданно. Плюс, конечно, самолеты прикрытия с крымских аэродромов. Здесь мы бы имели операцию, в которой УДК раскрылись бы по полной программе, потому как эти корабли способны на то, чтобы высадить в короткий промежуток времени приличную массу войск и техники в указанном районе.


Ну, надо же! А дальше читать было совсем непривычно, поскольку коллега Скоморохов написал, что какие-то 12 малозаметных истребителей пятого поколения F-35B на палубе турецкого УДК «пришлись бы ко двору даже при вероятных разборках с Россией». Вот те раз... Оказывается, все же бывает польза и от палубной авиации! Коллега справедливо отметил, что боевой радиус самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой составляет внушительные 800 километров, что меньше, чем у обычного истребителя горизонтального взлета, но позволяет эффективно действовать за пределами дальности полета противокорабельных ракет берегового базирования. Намек на трагическую судьбу «Москвы» предельно прозрачный.

Заканчивает свою статью под названием «Дрононосец: авианосные смех и слезы по-турецки» Роман Скоморохов выводом, что «у нас, есть, оказывается, где применить такой корабль, как УДК», что само по себе является поводом для их создания. Явно с большим трудом коллега удержался от призыва бросаться к созданию самолетов вертикального взлета и посадки, ограничившись пока что вертолетами. Для журналиста, который написал множество статей, отрицающих необходимость ВМФ РФ крупнотоннажных авианесущих кораблей, это, без шуток, настоящий прорыв. Признание своих заблуждений – настоящий мужской поступок, который дорогого стоит, без всякой иронии.

Для автора данных строк «катарсис», который испытал уважаемый коллега, тем важнее, что примерно год назад тот, как ему казалось, «разобрал по косточкам» одну из статей, опубликованных на «Репортере». Статья-«разоблачение» называлась «А что мы можем в современной России?», и в ней было много передергиваний и откровенно личностных выпадов, наподобие:

Так что господин Маржецкий хоть и на бумаге, но довольно бездарно отправляет на смерть российских граждан. Ну не любит он их, видимо.


Насчет «отправления на смерть» - это то, что автор строк неоднократно и последовательно призывал обеспечить русских моряков авианесущими кораблями для воздушного прикрытия, разведки и целеуказания. По его мнению, как раз высокий уровень защищенности полноценной АУГ и ее способности «огрызнуться» является главной гарантией безопасности российских граждан, отбивая желание с ней повоевать. Чего нельзя сказать про «москитный флот», не имеющий толком ни ПВО, ни ПЛО.

Отрадно, что в стане «авианосцефобов», наконец, начались разброд и шатание, чему явно поспособствовали неоднозначные результаты ВМФ РФ на Черном море. Значит ли это, что нужно прямо сейчас бросать строить авианосцы и УДК?

Нет, приоритеты у нас должны быть несколько иными. Сперва надо защитить ближнюю морскую зону, для чего нужно много корветов и фрегатов ПЛО, а также Морская авиация. Кроме того, авианосец или УДК без ордера сопровождения беззащитен, этот факт не вызывает сомнений. Строим корабли мы, увы, слишком долго, поэтому имеет смысл заказать крупную партию корветов и фрегатов ПЛО в КНР, о чем мы подробно рассказывали ранее. Нарастить численность кораблей данного класса до требуемого уровня можно будет всего за какие-то 3-5 лет. Самим же следует сосредоточиться на производстве современных фрегатов УРО проекта 22350 и 22350М, которые станут главными «рабочими лошадками» ВМФ РФ в дальней морской и океанской зонах.

В дополнение к двум неспешно строящимся УДК проекта 23900 на заводе «Залив» в Керчи может быть целесообразно заказать в КНР серию из 1-2 универсальных десантных кораблей Тип-075 в экспортной версии. Наверняка китайцы справятся даже быстрее крымчан, и эти УДК стоит передать Тихоокеанскому флоту РФ, чтобы усилить его возможности по противодействию Морским силам самообороны Японии. Для технического обслуживания столь крупнотоннажных судов придется построить соответствующую береговую инфраструктуру. И только тогда имеет смысл заложить в Николаеве (даст Бог, он все-таки станет частью России) серию из 3-4 полноценных авианосцев, оснащенных катапультами и истребителями горизонтального взлета и посадки.

Очень хочется надеяться, что из проблем ВМФ РФ будут сделаны правильные выводы не только коллегами-журналистами, но и лицами, принимающими решения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    9 июля 2022 13:20
    Спецоперация показала, что реальность оказалась ещё хуже предположений. Такое руководство ЧФ, судя по судьбе "Москва", "В.Бех", "Саратов", мрк и рапторов, угробит любой авианосец, удк и самый навороченный эсминец
  2. +2
    9 июля 2022 15:41
    Расстояние от Крымского п-ва до Одессы не так уж велико ,что бы подгонять авианосец. А при нынешнем руководстве Вооруженых Сил будь сто авианосца ,все равно без толку. Кузю погнали к берегам Сирии и много на воевал .
  3. 0
    9 июля 2022 16:15
    А , тема авианосцев все больше напоминает ветряных мельниц в Дон Кихоте.
    Их как бы новых и нет, даже фото строящихся корпусов УДК как бы нет (о чем с ВО народ начал уже волноваться) , а тему регулярно вбрасывают...
    Имхо, учитывая что школы и мощностей нет, а оптимизация денег есть, все делают верно - маленькими шагами, чтоб и сперли поменьше ,и единственный не загубить.......
  4. 0
    9 июля 2022 21:04
    Надо поручить братьям Ротенбергам построить флот.
    1. +1
      10 июля 2022 11:46
      Не, сейчас там Ковальчуки- в фаворе...
  5. +2
    9 июля 2022 23:23
    уважаемый Автор пытается сделать хорошую мину при плохой игре, от многих слов автора не появятся десятки фрегатов, а его голубые мечты розового пони, про неких китайцев что приду и дадут сони фрегатов десятки удк, и авианосцы..... где экипажи то наберем? при всем многословии автор таки не озвучил цели авианосца? напоминаю свой вопрос 6 раз уже... итак авианосцы удк нам не нужны что показала СВО и гибель Москвы Саратова и Орска, наглядно и объективно показала факт, что береговая ракета поражает надводный корабль и он тонет, это еасть факт месье Дюк! по пво которое по голубым мечтам автора якобы сможет защитить его ненужные корабли... даже город Москва и Санкт-петербург не защищены должным образом, при том что создана эшелонированная оборона, что города удалены от противника и имеют подвижное ПВО, рассредоточенное по обширной суше.... сравните как с узкими палубами надводных кораблей ограниченными водоизмещением, видных всем врагам с точностью до метра.... итак будущее ВМФ за подлодками, надводные корабли только вспомогательные, прибрежные и удалённые о противника до 500 км....
  6. SIT
    +2
    10 июля 2022 00:39
    Полет мысли автора превосходит скорость света. Каким то непостижимым образом от операций ЧФ в весьма ограниченном и простреливаемом вдоль и поперек Черном море автор оказался у истоков океанского флота. Зачем УДК и авианосцы на ЧФ???? Задача ЧФ стала очевидной еще в 1ю мировую, когда с Эльпидифоров высаживали морской десант в тыл туркам и они вынуждены были отступать. Для этого нужны корабли огневой поддержки десанта для подавления малейших шевелений на берегу и корабли ПВО, которые смогут во взаимодействии с авиацией прикрыть десант с воздуха. Загоризонтный десант это круто, если высаживаться куда нить на Гренаду, где весь противник тысяча кубинских рабочих, строящих аэродром. Да и то счетверенные ДШК смогли приземлить вертолеты с суперменами. Если же на берегу расчеты ПЗРК, то до берега если кто и доберется, то только вплавь. А эти ПЗРК там будут в несметных количествах, т.к. авиация уничтожит основную систему ПВО, и берег прикроют именно ПЗРК. Перемешать весь берег огневым валом, а потом высадиться сразу с танками и самоходками, чтоб не рубиться в рукопашной на урезе. Нужны совершенно другие классы современных кораблей, которых на ЧФ нет и не предвидится, а вот начать лепить авианосцы вполне могут, исключительно чтобы отчитаться перед начальством.
    1. +1
      10 июля 2022 20:51
      Цитата: SIT
      Перемешать весь берег огневым валом, а потом высадиться сразу с танками и самоходками, чтоб не рубиться в рукопашной на урезе

      полностью согласен, что высаживаться под огнем противника это потерять весь десант без толку, часть вместе с кораблями других потом , трагическая история петергофского десанта трупы которого немцы не снимали с колючей поволоки до прихода наших..... но в современной войне задача сложнее, реально такая цель как БДК УДК авианосец уничтожается за 500 км и более ракетами, так что перемешать огневым валом придётся радиус в 500 км........ тогда зачем десант? если мы можем перемешивать огневым валом расстояния в 500 км то и десанты не нужны, можно по суше доехать на камазах..... дальнобойность точность и неотвратимость современной ракетной техники делает безсмсыслицей не только десантные операции с больших кораблей, но и полностью безсмысленными все большие корабли в закрытых морях, и все авианосцы УДК крейсера на океанах тоже
      1. SIT
        +2
        10 июля 2022 22:04
        Для того чтобы десант дошел до берега должны быть корабли ПВО типа эсминцев Arleigh Burke с 74 ракетами ПВО SM3 на борту , вписанные в боевую автоматизированную систему по типу той же Aegis, а также корабли оборудованные ЗРК среднего и ближнего радиуса действия под управлением той же единой боевой автоматизированной системы. Нужны морские аналоги С500, Бук, Тор и т.п. Корабли же собственно десанта должны быть многочисленны, быстроходны и невелики по размерам , позволяющим вмещать роту десанта . Не надо им втыкаться в берег! Прямо на ходу через кормовой слип спускать быстроходные лодки с десантом по отделению на одну лодку. Танки и самоходки выгружать танкодесантными баржами с полупогружного десантного судна, при погружении которого на 1.5-2 м баржи с танками оказываются уже на плаву.Таким образом и до высадки и особенно в ходе высадки образуется масса мелких целей , по которым стрелять ракетами с 500км бессмысленно тем более, что они все равно будут перехвачены эшелонированной ПВО от С500 до АК 630М 2 «Дуэт».
        1. 0
          10 июля 2022 23:10
          Цитата: SIT
          Корабли же собственно десанта должны быть многочисленны, быстроходны и невелики по размерам ,

          полностью поддерживаю! есть Серны и Дюгони, но их маловато, а БДК УДК это скорее транспорт вооружения мирного времени,
        2. -1
          10 июля 2022 23:16
          Цитата: SIT
          ПВО SM3 на борту , вписанные в боевую автоматизированную систему по типу той же Aegis, а также корабли оборудованные ЗРК среднего и ближнего радиуса действия под управлением той же единой боевой автоматизированной системы. Нужны морские аналоги С500, Бук, Тор и т.п

          в общем согласен нужны, маленькие на морях, а большие на океанах (главная их задача ПВО для кораблей ПЛО, ПМО и как следствие обеспечения выхода возвращения из баз , АПЛ НАПЛ и РПКСН) , но их нет, не предвидится и денег нет, хотя про необходимость каракурта ПВО и каракурта ПЛО пишут специалисты
  7. +3
    10 июля 2022 06:40
    о хоспади, авианосная секта все не уймется..
    хотя даже ее главарь - тимохин - несколько поумерил свой пыл, ввиду оказавшейся очевидной бесполезности авианосцев в частности и флота вообще в реальном, а не выдуманном сектантами, сценарии конфликта. но на то он и главарь, что поумнее рядовых сектантов. те же продолжают с упоением мечтать о Великом Флоте - видимо мозги уже не могут по другому.
    по содержательной части: конфликт на украине и показал, "ха-ха", вторичность и бесполезность флота, уязвимость крупных кораблей даже перед второсортным противником, и полную ненужность вблизи своих берегов любых *носцев - ввиду наличия заменяющего их полуострова крым (а на других потенциальных теартах - острова итуруп, камчатки, новой земли и т. д. и т. п.).
    кстати, непонятно к каким "самолетам дрло" и прочему над "десантом" призывает автор, если эти самолеты как по количеству так и по номенклатуре почти что отсутствуют даже в сухопутных ввс. как и многое другое. а людей не хватает даже на сухопутный фронт. типичное для авиасектантов поведение - с голым задом (без нормальных ввс и сухопутной армии) но в шелковом шарфике (с флотом и авианосцами).
    в общем, очередные мрии флотских теоретиков которых даже столкновение с реальностью ничему не научило
  8. +2
    10 июля 2022 16:38
    Авианосцы нужны для атаки на чужие территории. В таком случае нужно пересматривать оборонительную доктрину РФ. Но в стране, где в течение 12 лет не могут создать авиадвигатель или провести нормальное импортозамещение, вместо этого врут, воруют и изворачиваются, ничего не делая, нельзя думать о захвате чужих земель.
  9. -2
    10 июля 2022 21:01
    Два отнятых мистраля не хватает, оптимальное решение
  10. +1
    11 июля 2022 09:37
    Статья из эпопеи междусобойчика Маржецкого, Тимохина, Скоморохова и прочих пишущих завсегдатаев, а тема не раскрыта ну и пусть. Через пару дней снова избитых тезисов накидают.
  11. +2
    11 июля 2022 18:49
    ничего подобного ВМФ РФ сейчас осуществить объективно не может ввиду физического отсутствия палубных самолетов ДРЛОиУ, катапультных авианосцев для их запуска и УДК как классов.

    Опять завели панихиду про то что нет авианосцев-всё пропало....
    тошно читать эти причитания и совершенно безосновательные выводы о том для чего нужен авианосец.
    От Одессы до Севастополя по прямой 300 км и поставки новых, более дальнобойных ПКР Гарпун позволят обстреливать авианосец прямо в порту.
    Полк Су-34 и полк Ту-22 действуя с территории Брянска и Крыма при соответствующем решении минобороны давно решили большинство проблем с поставками НАТОвских вооружений и боеприпасов.
    Вся причина в том, что руководство страны всё пытается решить полумерами, в том числе и провести демилитаризацию и денацификацию Украины.
    Именно авиация ежедневными бомбардировками должна была вынести на Западной Украине все транспортные узлы, магистрали, мосты, электростанции, оборонные заводы, военные и стратегические объекты.
    Нужно было с самого начала операции не заявления делать и подсчитывать тонны приехавших с Запада вооружений , а целенаправленно и методично отрезать Украину от всех линий поставки этих вооружений, боеприпасов, наёмников, при этом наносить максимальный урон территориям где сохранили и взрастили новую бандеровщину, которая расползлась потом по всей Украине.
    Сейчас всё делается наоборот, по сценарию Британии и США, предусматривающему разрушение промышленной, транспортной, коммунальной инфраструктуры Новороссии, а бандеровский Запад Украины стоит нетронутый и смеётся над тем как горит и уничтожается Донбасс.
    1. +1
      11 июля 2022 22:01
      Все правильно. Но наверное есть серьезные причины, которые позволяют руководству РФ надеяться решить поставленные задачи без тотальной войны. Мы видим и слышим руководство России- далеко неглупые люди.Поживем, увидим.
  12. +3
    11 июля 2022 21:15
    Громоздкий, неповоротливый, беззащитный флот уплыл в прошлое. Почему "беззащитный"? Если такой страшно вооруженный и очень дорогой, не может сам себя защищать от современных средств поражения, то он не нужен. От такого флота больше ущерба, чем может нанести противник. Сколько было потрачено на ремонты и содержание той же "Москвы" за время ее службы? И не сделав ни хрена, не принеся ущерба врагу, боевой корабль, напичканный дорогущим оружием, "героически" утонул. Такая же участь ждет УДК, авиносец и пр.
    На мой взгляд!!! Небольшие ракетные корабли и мощный, современный подводный флот, соответствую современности.
  13. +2
    11 июля 2022 21:54
    Да много чего нужно любой армии мира! Конечно у России масса проблем во всех областях военного строительства и отнюдь не бездонный бюджет. Казалось бы примером подражания в военном строительстве может быть такая богатейшая страна как США. Но как себя будет чувствовать США со своим флотом, если ее основные военно-морские базы и группировки будут уничтожены единовременным подрывом термоядерных зарядов подводного базирования или ударом гиперзвуковых ракет? Еще никто точно не угадал как будет вестись мировая война.Для того, чтобы решать задачи военно-морского флота оптимально надо определить военную стратегию в прогнозируемых конфликтах локального и глобального значения, а затем сопоставить ее с со своими финансовыми и технологическими возможностями. И это необходимо делать постоянно, корректируя решение задачи подобным методом "приближений". Поэтому статья эта крайне полезная,ибо в дискуссиях рождается истина. Я только против того, чтобы мы заказывали строительство кораблей на стороне. Своим людям надо давать работу. Необходимо реализовывать мощные и разнообразные кораблестроительные производства и не жалеть на это ресурсов. Ведь строительство кораблей потянет за собой мощное развитие всей промышленности России.
  14. 0
    11 июля 2022 22:46
    Толку от кораблей что-то особого не наблюдаю. На пару метров чуть ближе к вражескому берегу подплыл, чем надо, и тут же прилетело в бочину.
    Какой смысл держать такие дорогие в строительстве и эксплуатации расходники, действительно?
    Я вообще думаю, что нужны одноразовые баржи-гнездовья, которые на себе перевозят кучу мелких беспилотников-ракетоносцев.
    Снаружи баржа ничем не отличается от гражданского судна, а на подходе к зоне действия от неё отлепляется тьма-тьмущая мелких, но г-нистых катеров, на которых размещено по 2-4 ракеты.
    Единовременный старт всего этого добра, а сами катера потом как камикадзе врезаются во вражий ордер и пускают всю эту шушеру на дно.
    Таких катеров можно наклепать тучу, а барж и балкеров и без того навалом.
    Такими баржами можно облепить весь Пндостан по периметру, потом при необходимости единовременно бахнуть.
    А если ещё на баржах разместить ядрёные заряды, то после отработки катеров, могут шарахнуть ещё и баржи.
    И зачем тут авианосцы.
  15. 0
    13 июля 2022 13:55
    Все хорошо, но

    может быть целесообразно заказать в КНР серию из 1-2 универсальных десантных кораблей Тип-075 в экспортной версии

    - неправильно с политической точки зрения, позорненько. И плохо повлияет на имидж нашего ВПК за рубежом... История с "Мистралями" уж вроде всех всему научила. И компетенции нужно наращивать, а не утрачивать. И нужны авианосцы и УДК больше всего на Тихом океане. Из Черного они до окончания СВО и не выйдут - Турция против..
    1. 0
      1 августа 2022 23:30
      Вообще то От Севастополя до Одессы всего 300 км, как и до турецкого берега, от мыса Тарахонкут вблизи Евпатории - 200, с побережья Херсонской области, подальше от Николаева около 150. Летай не хочу! Хоть вертолётом, хоть самолётом! И зачем на Чёрном море авианосцы. А вот ДК нужны.