Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Пентагон топит подводный беспилотник, Конгресс его спасает

Что не так с перспективным проектом Snakehead («Змееголов») и что у него общего с эсминцами Zumwalt

4307
Пентагон топит подводный беспилотник, Конгресс его спасает
Фото: Thedrive

На инновационный подводный беспилотник Snakehead («Змееголов») американские военные возлагали большие надежды. Он должен был избавить военно-морские силы от множества головных болей, в частности — вести разведку впереди флотов и сообщать о потенциальных опасностях, таящихся в глубинах. Многие думали, что он также может обмануть вражеский радар или даже выпустить торпеды и ракеты — немалый подвиг для машины, которая надежно защитит американских военнослужащих от опасности.

Но когда возникли практические проблемы с реализацией замысла, Пентагон решил, что ультрасовременный беспилотник слишком хорош, чтобы быть правдой. В своем бюджетном запросе на следующий год Военно-морские силы попросили Конгресс отказаться от этой программы, заявив, что этот шаг позволит сэкономить более 500 миллионов долларов в течение следующих пяти лет. Палата представителей удовлетворила запрос, исключив «Змееголова» из своего бюджетного законопроекта.

Но у Сенатского комитета по вооруженным силам были другие планы. Утверждая, что «Змееголов» после ввода в эксплуатацию может обеспечить важные возможности для флота, комиссия выделила 100 миллионов долларов на следующий год для финансирования дополнительных исследований по программе.

Читайте также
Психоз в СБУ: «Сапоги» знают, что после Донбасса русские возьмут Одессу Психоз в СБУ: «Сапоги» знают, что после Донбасса русские возьмут Одессу Разгром захисников незалежности в ДНР открывает для союзных войск возможности для успешного наступления и на южном фронте

Сенатор от Оклахомы Джим Инхоф, главный республиканец в комитете, в заявлении для сайта Responsible Statecraft («Ответственное государственное управление») защитил этот шаг как перспективный. «Работа Конгресса заключается в том, чтобы гарантировать, что министерство обороны не будет принимать глупых решений, — сказал Инхоф. — Подводные беспилотники обладают потенциалом, Пентагону просто нужно приложить немного творчества».

Ситуация может показаться немного нелогичной. В конце концов, разве не Пентагон должен быть именно тем, кто борется за то, чтобы все его варианты оставались в работе? Но эксперты говорят, что стимулы Конгресса могут измениться, как только программы достигнут определенного уровня развития, что побудит законодателей сохранить проекты на жизнеобеспечении, несмотря на серьезные опасения по поводу их эффективности.

«Конгресс, в целом, неохотно отменяет текущие программы, которые разрабатываются и строятся, — сказал Дэн Грейзиер, старший научный сотрудник по оборонной политике в Project on Government Oversight, POGO („Проект по надзору за властью“). — Потому что системы, которые разрабатываются и строятся, имеют электорат в виде подрядчиков и, откровенно говоря, политических представителей в областях, в которых ведется работа».

«Змееголов» все еще находится на ранней стадии разработки, и Пентагон пока не заключил контракт на производство беспилотника, из-за чего неясно, кто конкретно получит наибольшую выгоду от этой программы. Но эксперты говорят, что устройство, скорее всего, будет построено в Коннектикуте, который хорошо известен своим производством подводных лодок.

Официальный представитель ВМС отказался комментировать разрабатываемое законодательство, но сказал, что бюджетный запрос департамента «основан на стратегии, основан на анализе и нацелен на реформы, чтобы максимизировать ценность каждого доллара, доверенного нам нашими американскими налогоплательщиками».

«Змееголов» — далеко не первая программа, добившаяся любви Конгресса, несмотря на сомнения в ее полезности. Возьмем, к примеру, эсминец класса «Замволт». Первоначально предназначенный для обстрела берега, этот продвинутый корабль заслужил поддержку «болельщиков» на Капитолийском холме. По словам Марка Томпсона из POGO, эта поддержка была в немалой степени обусловлена тем фактом, что проект будет поддерживать на плаву две большие верфи — одну в штате Мэн и одну в Миссисипи.

Затраты быстро выросли, поскольку подрядчики работали над тем, чтобы оснастить суда как можно большим количеством передовых технологий. Но все эти «навороты и свистки» в конечном итоге превратили эсминец в катастрофу. Окончательная версия была пронизана технологическими проблемами, которые, как известно, проявились в Панамском канале во время первого же рейса корабля на свою базу в Сан-Диего.

ВМС никогда не просили полностью отказаться от программы, но в конце 2000-х годов они сократили свой запрос с 30 таких эсминцев до трех. Конгресс возразил — вероятно, в надежде, что он сможет выжать какую-то выгоду из программы, которая теперь будет стоить почти восемь миллиардов долларов за корабль.

Прибрежный боевой корабль (Littoral Combat Ship, LCS) пошел аналогичным путем. Судно страдало от механических проблем, но держалось на плаву благодаря подрядчикам и дружелюбным законодателям. В конце концов, ВМС решили сократить свой запрос с 55 кораблей до 35, по крайней мере, четыре из которых уже выведены из эксплуатации. Окончательная стоимость каждого LCS составила 600 миллионов долларов, что далеко от первоначальной оценки в 200 миллионов.

Но даже в ряду этих недавних примеров «Змееголов» выделяется. В отличие от других программ, ВМС были готовы отказаться от всего этого, а не просто сократить производство до части первоначального предложения. По словам Грейзиера, это, по-видимому, слишком далеко для Конгресса.

«Очень редко можно увидеть, как разрабатываемая программа полностью отменяется до такой степени, что она вообще не работает», — сказал он.

Первый прототип «Змееголова» был спущен на воду в феврале, что вселило надежду на то, что эта амбициозная программа находится на правильном пути. Но надежды оказались быстро разрушены из-за практических соображений, и Пентагон попросил отказаться от него два месяца спустя.

Читайте также
Лучшие друзья для помолвки и свадьбы Лучшие друзья для помолвки и свадьбы 9 правильных шагов к покупке кольца с бриллиантом

По мнению ВМС, проблема проста: на вооружении просто недостаточно подводных лодок, обладающих технологией для запуска подводного беспилотника. Без достаточного количества стартовых площадок «Змееголов» окажется куда менее полезен, чем надеялись его создатели.

Поскольку Сенатский комитет по вооруженным силам и ВМС расходятся во мнениях по поводу программы, только время покажет, действительно ли подводный беспилотник будет запущен в производство. В ближайшие месяцы возрождение «Змееголова» столкнется с двумя серьезными препятствиями. Во-первых, он должен получить одобрение в Сенате, затем его сторонникам придется убедить лидеров Палаты представителей согласиться с программой, когда законопроект поступит на пленарное заседание.

Законодатели должны воспользоваться этим шансом, чтобы навсегда отказаться от программы, утверждает Стив Эллис из Taxpayers for Common Sense («Налогоплательщики за здравый смысл»).

«Для систем вооружения Пентагон не стесняется просить все, что есть под солнцем, — сказал Эллис. — Поэтому, когда они говорят Конгрессу, что система не будет работать и не стоит дальнейших инвестиций, законодатели должны обратить на это внимание».

В подготовке материала участвовал Тева Гевелбер (Tevah Gevelber).

Автор: Коннор Эколз — Connor Echols, репортер интернет-портала журнала Responsible Statecraft («Ответственное государственное управление»). Ранее был помощником редактора в Nonzero Foundation, где он был соавтором еженедельного информационного бюллетеня по внешней политике.

Перевод Сергея Духанова

Источник

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня