Винтовая авиация получает шанс на возвращение в строй

35

Стратегия на уничтожение энергетической инфраструктуры Украины, избранная новым главнокомандующим СВО Суровикиным, стала настоящим вызовом для киевского режима и стоящего за ним блока НАТО. Задача окончательного закрытия неба над Незалежной для российской авиации, крылатых ракет и дронов-«камикадзе» является для наших противников приоритетной.

Одним из символов второго этапа СВО, начавшегося с приходом Суровикина, стало широкое использование ударных дронов-«камикадзе» под названием «Герань», явно имеющих иранские «гены». Примитивные и недорогие в производстве, они могут массово применяться по военным целям и объектам критической инфраструктуры, буквально перегружая украинскую систему ПВО. Западные пособники киевского режима уже пообещали поставить ему современные ЗРК и боекомплект к ним. В частности, Великобритания должна предоставить для нужд ВСУ 1000 зенитных ракет.



То, что эти системы ПВО смогут перехватывать «Герани» и даже дозвуковые «Калибры», особых сомнений не вызывает. Проблема в другом: стоимость зенитной ракеты и того воздушного объекта, который она должна сбить, просто несопоставима, превышая ее на порядки. Если такие атаки будут происходить регулярно в течение длительного времени, сидящий в обороне противник может буквально надорваться экономически, не вытянув крупномасштабное производство дорогостоящих современных зенитных ракет, отстреливая их по «копеечным» БПЛА. Англосаксы считать свои деньги умеют очень хорошо.

Именно поэтому обратило на себя внимание недавнее заявление экс-премьера Великобритании Бориса Джонсона о целесообразности передачи Киеву истребителей времен Второй Мировой войны:

Великобритания предоставила Украине более современное артиллерийское вооружение, но, откровенно говоря, мы должны предоставить им не только вертолеты, но и самолеты, которые могут летать достаточно быстро, чтобы уничтожать беспилотники. Украинцам было бы достаточно Spitfire для выполнения этой работы – жаль, что мы их больше не производим.

Все почему-то посчитали это отличной шуткой, однако рационального зерна в этом заявлении больше, чем английского юмора.

Supermarine Spitfire – это настоящая легенда Второй Мировой. Англичане тогда построили больше 20 тысяч самолетов данного типа, которые использовались как истребители, истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики, высотные истребители и разведчики. В версии Mk IXE британский истребитель вооружен двумя 20 мм пушками «Испано» Mk.II и двумя 12,7 мм пулеметами Браунинг M2, двигатель Rolls-Royce Merlin 66 позволяет ему развивать скорость 650 км/ч на высоте 6 400 м, обеспечивая практический потолок почти 13 тыс. м. И это то, что доктор прописал против дронов-«камикадзе».

Дело в том, что самолеты времен Второй Мировой летают на скоростях, близких к тем, на которые способны современные БПЛА, и могут легко догнать любой из ныне существующих. Для сравнения, американский разведывательно-ударный MQ-9 Reaper развивает скорость более 400 км/час, максимальная скорость ударного вертолета AH-64D Apache составляет 365 км/час (крейсерская скорость 265−270 км/час), у российского многоцелевого ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор» она достигает 350 км/ч. То есть, на догонных курсах геликоптеры уступают скоростным беспилотникам, поэтому они должны действовать из засады на встречных. Практический потолок у геликоптеров ограничен, и достать высотный БПЛА будет для них непростой задачей. Нужны истребители, но не абы какие. Также большим преимуществом устаревших самолетов перед современными является то, что они имеют невысокую стоимость производства и последующего обслуживания. Летный час истребителя поколения 4++ или 5 может стоить десятки тысяч долларов, у турбовинтового – тысячи.

То есть, насчет того, чтобы пересадить украинских летчиков в истребители Spitfire, это, понятно, тонкий британский юмор. Не известно, каков вообще остаточный ресурс этих музейных экспонатов. Однако общее направление верное. Новый тип воздушной угрозы в виде «летающих мопедов», несущих мощный заряд взрывчатки, требует адекватного ответа, и «винт» получает шанс на возвращение в строй. До наших дней дожило то ли 44, то ли 53 таких британских истребителя в состоянии летной годности, потому всерьез рассчитывать на них Киеву не стоит. Вероятнее всего, ВВСУ будут в дальнейшем использовать штурмовики Embraer EMB-314 Super Tucano бразильского производства, которые отвечают всем заявленным требованиям по борьбе с беспилотниками.

Это то, о чем мы говорили уже довольно давно, предлагая реанимировать проект легкого штурмовика на базе учебного самолета Як-52Б. Это простой и дешевый самолет, легкий в управлении и имеющий очень недорогой по стоимости полетный час. Вооружив такой штурмовик пушкой и парой крупнокалиберных пулеметов, можно получить эффективное средство поражения дронов противника, которые, несомненно, вскоре полетят в сторону России. Кроме того, возможно использование модернизированных Як-52Б не только как «уничтожителя дронов», но и в связке с ударными БПЛА типа «Ориона» в качестве «верного ведомого». Это еще более повысит эффективность действия российской тактической авиации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 ноября 2022 13:32
    По-моему, это не идея, а полная ерунда. Хохлы на Миг-ах и Су-шках летают с оглядкой, почти все сбили, а тут пересядь на винтовую машину. Их тут же собьют. Где летчиков потом брать?
    1. +10
      27 ноября 2022 14:42
      "Ерунда" - когда то отнеслись скакуны генштаба к БПЛ. Потому у нас Армию обеспечивают дронами наблюдения в основном волонтеры. Такое же отношение было к малым беспилотникам морским - теперь бухта Севастополя оказалась для вражеских открыта. "Ерунда" - подразделения через волонтеров добывают себе генераторы. "Ерунда" - младший командирский состав вынужден искать трофейные тачанки, чтобы постоянно гонять в Штаб или еще за кокой то бытовой ерундой .... Много необходимой "ерунды" так необходимой для ведения войны.
    2. +1
      27 ноября 2022 22:13
      Лётчиков для винтомоторной боевой авиации во время ВОВ готовили в любых аэроклубах, что мешает повторить этот опыт сейчас.
  2. +3
    27 ноября 2022 14:14
    Главная проблема тихоходных, не больших БПЛА (Герань и прочие),- обнаружение, и если будут летать в тёмное время суток, используя облачность, с поставленными глушителями, или на электротяге, так и проблем обнаружить прибавиться. Сбивать также нужны специальные БПЛА, ибо пилотируемая авиация станет добычей дальнобойных С-350 , "воздух-воздух." и пр. Идёт убыстренное развитие вооружения, проблемы решаются "по ходу пьесы". Ударные БПЛА с постоянной модернизацией, при производстве по лицензии "Герань -2", нужны возможности по подвижным целям, (до морских и прочих ), Ланцет-3 модификациями, повысить БЧ до 10-15 кг ВВ. и выпускать массово, чтоб каждая рота имела ударные БПЛА с постоянным пополнением..., Действия на СВО указывают на необходимость перевооружения.
    1. +1
      29 ноября 2022 23:45
      или на электротяге, так и проблем обнаружить прибавиться

      Герань поражает цели в глубоком тылу. Туда не долетит дрон на электротяге, потому что количество запасенной энергии на единицу массы у аккумуляторов и у бензина отличается раз в 10. Поэтому, все что должно летать далеко, работает на бензине.
  3. +1
    27 ноября 2022 15:37
    стоимость зенитной ракеты и того воздушного объекта, который она должна сбить, просто несопоставима, превышая ее на порядки

    Несколько однобокая точка зрения. В ней не учитывается ущерб, который может нанести копеечный дрон. А вот он уже может составлять десятки мегабаксов. В этом случае цена ракеты ПВО особого значения не имеет.
    Однако идея использования винтомоторной авиации против БПЛА, думаю, вполне жизнеспособна и имеет место быть, т.к. в этом случае авиация ВСУ будет действовать над своей территорией, где эффективность действия ПВО ВС РФ незначительна.
    З.Ы. Уважаемый автор, не стоимость, а цена. Вам, как человеку, имеющему два высших образования, это должно быть известно.
  4. +3
    27 ноября 2022 15:37
    Чё тут рассуждать ? "Есть" же штурмовики Грунина(!)...например, такой !

    1. +2
      27 ноября 2022 15:46
      1. К сожалению, 3d-модели не умеют воевать в реальном бою. И они не умеют в ПВО тем более.
      2. Это ж штурмовик, однако. Хотя нашему икспердному сообществу глубоко пофиг на это.
      1. +1
        27 ноября 2022 19:42
        Цитата: k7k8
        2. Это ж штурмовик, однако

        Как вы яхту назовёте...
    2. +1
      27 ноября 2022 22:16
      Это он "Чудеса на виражах" насмотрелся, чтоли? Зачем двойной фюзеляж, два киля и два мотора? Вместо двух таких "рам" можно сделать три одномоторных.
      1. +1
        28 ноября 2022 06:59
        Ну,не хотите "2 киля и 2 мотора" ,берите одномоторный !

  5. +1
    27 ноября 2022 16:13
    А почему не разработать штурмовик весом 1 тонну с поршневой СУ, и выхлоп как у Герани2 А вообще-то у нас уже есть такой вариант
    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA-152
  6. +2
    27 ноября 2022 16:37
    Тоже давно об этом думаю. В текущих условиях это позволило бы подготовить десятки тысяч военлётов за короткое время, также можно эти самолёты делать беспилотными. Грузоподъёмность у них больше, чем у обычного БПЛА, соответственно, и ущерба нанести они могут больше.
    Вооружать их можно и пушками и управляемыми ракетами, а прикрывать их как раз будут дорогущие реактивные истребители-бомбардировщики, устраняя наиболее опасные угрозы издалека по наведению с винтомоторов.
  7. +4
    27 ноября 2022 16:47
    Ну - начнут вешать на дроны скажем Иглу. Она как раз лёгкая и маленькая. И - кирдык всем этим винтовым при встрече..
    1. -4
      27 ноября 2022 17:00
      А стрелять ею кто будет?)
    2. +1
      27 ноября 2022 22:18
      Игла подороже будет, чем фанерный самолёт с ДВС, имхо. Такие самолёты можно клепать практически в любом сарае.
  8. +5
    27 ноября 2022 17:56
    Большинство беспилотников винтовые, включая квадрокоптеры. Автор хочет, чтобы участвовали винтовые самолёты под управлением лётчика. Самолёт дороже дрона, а жизнь у летчика одна. Промышленность РФ сейчас такая, что простейшую авиамодель без китайских комплектующих сделать не могут. А вы про самолёты. О чём речь?
    1. +1
      27 ноября 2022 22:20
      Не обязательно сажать в такой самолёт лётчика. Азербайджанцы лихо вскрывали армянскую ПВО беспилотными "кукурузниками", что и кому мешает делать беспилотные винтомоторные штурмовики?
      Взять тот же БПЛ "кукурузник", напихать в него бомб и ракет, и можно смело наводить шороху, попивая сок у себя в квартале.
  9. +6
    27 ноября 2022 18:10
    Две проблемы сводят это предложение на нет.
    1. Обнаружение Герани.
    Не могут ЗРК эффективно сбивать Герани. Чаще попадают в окрестные дома. Этот БЛА прост как грабли. Основной конструкционный материал - пластик. Металла очень мало. Радио отражения почти нет. Радаром не обнаружить.
    Движок внутреннего сгорания, слабый. Соответственно температуры небольшие, объём выхлопа не сравнить с реактивными двигателями. Всё тепло моментально рассеивается винтом. Поэтому наводка по ИК излучению нереальна.
    Сам БЛА наводится по координатам, радиоканала с оператором не поддерживает. Поэтому по собственному радиоизлучению обнаружить и навести просто невозможно.
    Самолёт будет лететь выше, поэтому Герань, выкрашенная в цвет грязной травы (или грязного снега), заметить нереально. А звук "мопеда" пилот не услышит. У пилота просто нет средств обнаружения такого БЛА.
    2. Уязвимость самолёта.
    Такой самолёт вынужден держаться на низких высотах, где его прекрасно собьют аппараты типа ЗУ-23, Шилка, Тунгуска, просто джихад-мобиль с крупнокалиберным пулемётом. Самолёт этот по возможностям бронирования - не ИЛ2, от слова "совсем".
    При этом обнаружить его легко. Делают их, в основном, из металла. Радио отражение хорошее. То есть, ЗРК работа по плечу.
    Двигатель достаточно мощный, ИК излучение вполне заметное, поэтому - Игла ему в спину.
    Это вблизи линии фронта. А так - БЛА Иноходец вполне способен сбить такой самолёт ракетой воздух-воздух. Эта опция реально существует, объёмы производства нарастают. Скорость БЛА не имеет значения, от ракеты не убежишь. А обнаружить самолёт всяко легче, чем БЛА Иноходец. У БЛА меньше ЭПР, меньше ИК след.
    Такие штурмовики - выброшенные деньги и нерациональное использование пилотов, которых и так нет.
  10. +1
    27 ноября 2022 21:57
    Нда. Очередная переможная идея.
    Типа единственного Партизана (или 2х) поставить на авианосец Кузнецов или с гражданского и несуществующего в металле экранолета (есть только проект) запускать противокорабельные ракеты....

    Так то идея неплоха. Тихоходная дешевость будет бороться с тихоходной дешевостью.
    Проблема прежде всего ,что поршневые учебные самолеты не имеют мощных радаров для обнаружения и дороговизна ракет, рассчитанных только на борьбу с быстрыми самолетами.

    Имхо, легче взять обкатанный учебно-боевой легкий штурмовик ЯК 130, поставить радар получше , дешевые ракеты сварганить, мощное прицельное оборудование, мелкокалиберные пулеметы для большого боезапаса, убрать лишнюю броню...

    Проблема одна по сути. Гарант с Медведевыми и Сердюковыми дооптимизировали все до такого ,что врядли Россия сможет. быстро разработать и массово выпустить такую модификацию Як и такие ракеты ,чтобы были очень дешевы, но могли наводиться на слабый сигнал.
    1. 0
      29 ноября 2022 10:49
      Это реальное предложение. Но проблема в другом. БПЛА надо своевременно засечь. Это, в основном, низколетящие медленные цели и потому специальные радары должны быть размешены высоко. Ну хотя бы на высоте 500м в 10-20 км от линии соприкосновения да хоть на воздушных шарах.
      1. 0
        29 ноября 2022 13:39
        Подобная схема, в принципе , есть и отработана. Мощный радар подобный "Аваксу" наводит более маленькие истребители с собственными радарами.
        Воздушные шары чересчур маломобильны. Дирижабли? тоже
  11. -1
    27 ноября 2022 22:38
    Матиас Руст в 1987 году обрушил советскую систему ПВО своим перётом из Гамбурга в Москву. Поэтому, логика защиты внутреннего пространства над городами Украины лёгкомоторными самолётами имеет свои плюсы. К тому же, современные дальнобойныные ПВО просто их не увидят на радарах. Да и пулять в них системами С300 допустим в район Киева нереально. В США много таких самолётов, вопрос только в том как их вооружить против дронов.
    1. sap
      0
      26 декабря 2022 22:31
      Матиас Руст в 1987 году обрушил советскую систему ПВО

      Не неси чушь ! об этом полете сейчас известно больше чем тебе кажется. Сначала хотя бы погугли а потом лезь со своими 2-мя копейками.
  12. +2
    27 ноября 2022 23:15
    Очень здравое предложение. Но это только часть решаемой проблемы. Самая главная проблема - это своевременное обнаружение дронов, которые являются в основном низколетящими целями. Для решения указанной задачи в непосредственной близости от линии соприкосновения необходимо на воздушных шарах (высота 0,5-1 км) разместить специализированные локаторы, которые должны засекать и передавать в центры управления всю информацию о подобных объектах. А сбивать эту "хрень" будут уже исходя из тех средств, которыми в данном случае это сделать целесообразней.
  13. +1
    27 ноября 2022 23:31
    Почему-то вспомнился старый анекдот, про Петьку, Василь Ивановича и калитку.
  14. +2
    27 ноября 2022 23:39
    Вам не кажется что статья немного бредовая , вся проблема заключается в раннем обнаружении небольшого беспилотника , радар то его не видит , и что толку в старых винтовых истребителях летчику ещё тяжелее обнаружить не большой дрон , с земли его хоть по звуку определяют , а пилот только визуально , короче не верю am
  15. +2
    28 ноября 2022 16:44
    Во Второй Мировой обычный, довольно крупный самолёт, сбить было целое дело и под силу только ассам-пилотам! Сбить довольно небольшой дрон из пушек-пулемётов, нуууу...
    Вариант с ракетой "воздух-воздух, пустил и забыл" опять же не вариант - дорого...
    1. Ksv
      +1
      28 ноября 2022 19:14
      Потому что нужно было на высокой скорости попасть желательно в двигатель, большие самолёты ещё бронировались имели собственное защитное вооружение ,могли маневрировать. Сбить любой самолёт было целым искусством. А беспилотный дрон просто летит прямо и тихо, его сбить как раз таки легко, а вот обнаружить пилоту в небе нереально почти
  16. 0
    28 ноября 2022 19:35
    Чепуха это все, еще вспомните про У-2 (ПО-2). Дерево, перкаль, моторчик, дешево, а кто на этом воевать будет? Посчитали сколько стоит летчик ??
    1. 0
      28 ноября 2022 21:55
      Пилот готовый цесны стоит 1 мл баксов, истребитель 3-5 мл баксов, пилот вертолета 10-12 мл баксов, как то так...
    2. +1
      30 ноября 2022 22:55
      Копейки, не говоря уже о том, что много уже готовых спортсменов-пилотов як-52.
  17. +1
    30 ноября 2022 22:53
    Здравая мысль. Бразильцы смогли сообразить создать штурмовик-твурбопроп Тукано и Супер-тукано, для Яка тоже есть турбина, он даже поднимался. Поготовка пилотов ля тааких самолётов куда дешевле и короче по времени, собственно, это любобй спортсмен-пилот самолёта Як-52. Скорость достаточно высокая в сочетании с высокой маневренностью - для охоты на поле боя/над полем боя, в том числе на ударные вертолёты и БПЛА, на передвижные/кочующие артиллерийские орудия/батареи РСЗО.
  18. D O
    +1
    1 декабря 2022 04:08
    возможно использование модернизированных Як-52Б не только как «уничтожителя дронов», но и в связке с ударными БПЛА типа «Ориона» в качестве «верного ведомого»

    Хорошая мысль. Если над нашей передовой появляется дрон-разведчик противника, жди прилетов от РСЗО или ствольной артиллерии противника. Поэтому если на таком участке нашей передовой так или иначе обнаружен дрон-разведчик противника и нет наземных средств противо-дронной ПВО, может выручить прилет в требуемую точку связки пилотируемого Як-52Б с БПЛА Орион (или БПЛА другой модели - тоже с ДВС, но поменьше размерами).
    Речь идет об уничтожении чаще всего "висячего" дрона-разведчика противника - потому, что успешный перехват на относительно короткой дистанции целенаправленно летящего дрона-камикадзе сравнительно медленными винтовыми самолетами маловероятен.
    Летать/патрулировать связка должна на минимально возможной высоте и на достаточном удалении от линии фронта, чтобы не быть сбитыми ПВО противника.
    БПЛА несет специализированные средства обнаружения дронов (РЛС, оптическую/тепловизорную станцию), и противо-дроновое недорогое вооружение (условно, "дробовик", выстреливаемые сетки, простой передатчик РЭБ). Пилот Яка управляет ведомым БПЛА и подстраховывает его, имея на борту противо-дроновые ракеты, включаемый при необходимости мощный и продвинутый передатчик РЭБ, стандартные пулеметы и пушку. Атака на дрон противника - снизу вверх, как правило в направлении линии фронта.
  19. 0
    18 декабря 2022 09:17
    хм. сам недавно пришел к тем же выводам - як-52 для борьбы с дронами. а также як-130, как более мощное средство для того же самого. вооружение - подкрыльевые контейнеры с пулеметами гшг или якб