«Нормандия-Неман»: боевое братство французских и советских летчиков в борьбе с фашизмом

80 лет назад было подписано советско-французское соглашение о создании истребительной эскадрильи, состоящей из французских летчиков, для участия в боевых действиях на советско-немецком фронте. Произошло это 25 ноября 1942 года, после завершения соответствующих консультаций представителей «Сражающейся Франции» и руководства СССР. Французская сторона обязывалась предоставить военных пилотов и частично технический персонал, СССР же должен был предоставить французам боевые самолеты, другое необходимое вооружение и недостающих технических специалистов. Впрочем, наши авиатехники вскоре заняли в новом подразделении ведущие позиции, так как знали технические особенности истребителей «Як» значительно лучше немногочисленных французских гостей.
Конечно, вышеупомянутая дата достаточно условна и представляет собой лишь один из этапов достаточно длительного процесса формирования знаменитого французского авиаподразделения, воевавшего в составе Красной Армии. Что, в свою очередь, оставляет недостаточно прояснёнными все настоящие причины появления эскадрильи (позже – полка) «Нормандия», в 1944 году получившей почётную приставку к своему названию «Неман».
Так, в авторитетном источнике – мемуарах французского пилота Франсуа де Жоффра – в одном месте сообщается, что важным побудительным мотивом для притока в эскадрилью добровольцев стали блистательные победы Красной Армии над гитлеровцами (в частности, под Сталинградом), и французы хотели поучаствовать в будущих победах РККА. 
Однако чуть позже автор сообщает, что переговоры между представителями генерала де Голля и советскими властями начались вскоре после его совещания с соратниками 19 февраля. Когда советско-немецкий фронт, конечно, уже стабилизировался после блестящей победы под Москвой, но до Сталинградской эпопеи, да еще и закончившейся окружением армии Паулюса, было ещё очень и очень далеко.
И хотя де Жоффр и пишет о том, что за образованием «Нормандии» не стояло никаких политических мотивов, «мы просто хотели воевать с ненавистным врагом», у него проскальзывает признание, что «Де Голль хотел, чтобы вооружённые силы “Сражающейся Франции” сражались на всех фронтах Второй мировой».

***

В самом деле, будущий президент Франции уже тогда был хорошим политиком и дальновидно избегал складывать все яйца в одну корзину. А потому хоть и держал свою штаб-квартиру в Лондоне, куда ему пришлось буквально бежать из Франции после кабального перемирия, подписанного властями нового пронемецко-марионеточного режима Виши, но всячески поощрял участие своих сторонников в боях против немцев. Тем самым Де Голль приобретал и больший политический вес в глазах тех же англичан – не как полностью зависимый от них лидер небольшой вооружённой группы, находящийся под их контролем, но как почти полноправный (пусть и младший) партнёр. 
Забегая вперёд: такая политика оправдала себя более чем полностью, закончившись согласием ведущих держав антигитлеровской коалиции считать Францию не союзником Гитлера (как это было в реальности, благодаря коллаборационизму правительства маршала Петэна), а «оккупированной Гитлером страной», часть наиболее активных граждан которой продолжали бороться с нацизмом. С обретением, благодаря этому согласию, места Постоянного Члена Совета Безопасности ООН наряду с действительно победившими Гитлера СССР, Британией и США.
К тому же отправить французские части на советский фронт было для де Голля важно ещё и потому, что вышеупомянутые «вишисты», добровольцы сначала полка, а затем целой дивизии СС, уже успешно там воевали – на стороне гитлеровцев! 
И без этого довоенные франко-советские отношения были безнадежно испорчены резко антисоветской политикой Парижа с началом Второй мировой войны. Когда французские власти, палец о палец не ударяя, чтобы начать реальные боевые действия против противостоящих им тогда еще немногочисленных немецких войск, посылали массу танков, самолётов и прочего вооружения финнам и даже обещали вступить на их стороне в войну против СССР, если только Финляндии стала бы угрожать полная военная катастрофа.
Понятно, что сходную политику тогда проводили и англичане, и, во многом, американцы. Но те, с началом Великой Отечественной войны, начали оказывать Советскому Союзу хоть какую-то помощь, пусть в виде военных поставок и дипломатических шагов вместо жизненно необходимого в тот период срочного открытия «второго фронта» в Европе. Так что, понимая всю истинную ненадежную суть этой «ситуационной дружбы», Москва понимала одновременно и её важность. 
Но с чего бы Советскому Правительству отличать движение де Голля от формально таких же по статусу «эмигрантских правительств», разгромленных Гитлером Польши и Чехословакии? Которые в СССР «котировались» очень и очень низко… Так что лидер французского Сопротивления поступил с созданием «советского» подразделения французских летчиков очень и очень дальновидно.

***

Впрочем, геополитические соображения не отменяют тот факт, что большинство лётчиков «Нормандии» выбрало место своей службы вполне осознанно. Ставя на первое место как раз возможность по-настоящему мстить издавна недолюбливаемым немцам, разгромивших Францию и поставивших править ею марионеток во главе с Петэном.
Дополнительно этот факт подтверждают некоторые вскользь упомянутые в книге Франсуа де Жоффра моменты. Например, о том, что один из его коллег по «Нормандии», лётчик Бегэн, в конце концов продолжил воевать уже в составе британских ВВС на голландском театре боевых действий.
То есть, при желании, те французские пилоты, которых что-то не устраивало в эскадрильи «Нормандии-Неман», могли без особых проблем вернуться к прежним местам службы. В британских и американских авиачастях, базировавших в Англии и Северной Африке, многих летчиков «Нормандии» далеко не все устраивало. 
Если судить по книге того же де Жоффра, случаи добровольного ухода из «Нормандии» были крайне редкими. Сам он, во всяком случае, продолжал воевать в составе полка до Победы, несмотря на то, что был самым что ни на есть аристократом, маркизом де Шабриньяк. Согласно средневековой «феодальной лестнице» стоял лишь на одну ступеньку ниже герцога, но зато выше графа. Как и подобает истинному рыцарю, всю войну он стремился нанести максимальный урон врагам своей Родины. Несмотря на то, что воевать для этого приходилось под началом коммунистов.

***

Среди четырех награжденных Звездой Героя Советского Союза летчиков «Нормандии» есть еще один знатный аристократ – виконт Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап. На его счету семь лично сбитых вражеских самолётов, и еще девять сбитых в группе. Так что высшую награду СССР он получил заслуженно – по Статуту ей награждали летчиков за десять сбитых вражеских машин. Хотя при превышении этого количества обычно применялась уже другая «арифметика». Самые знаменитые советские асы – Покрышкина и Кожедуб – за свыше шестидесяти сбитых вражеских самолетов отмечены тремя звездами, не шестью.
Самым же результативным французским летчиком стал Альбер Марсель. Он сбил двадцать семь «немцев», за что также был заслуженно удостоен Звания Героя Советского Союза. Различные советские награды получили все 96 пилотов «Нормандии». Увы, 42 из них – посмертно… После окончания войны были подведены итоги боевой эффективности полка – 5240 боевых вылетов, 900 воздушных боёв, 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых, было повреждено более 80 немецких самолётов. 
Для сравнения соответствующая статистика некоторых уже советских истребительных авиационных полков (ИАП):

28-й ИАП за годы войны уничтожил всего 511 самолётов и при этом потерял 56 летчиков.
5-й гвардейский ИАП за годы войны одержал 539 подтверждённых побед и при этом потерял 89 летчиков (36 – в воздушных боях, 23 – не вернулись с боевого задания, 7 – погибли от огня зенитной артиллерии, 7 – при бомбежках, штурмовках и обстрелах, 16 – в катастрофах).
32-й ИАП за войну уничтожил 518 самолетов противника и при этом потерял 61 летчика.

Без труда можно заметить, что на этом фоне показатели «Нормандии» пусть и не наилучшие, но в целом не слишком выходят за «среднестатистические». 
К слову сказать, вопреки либеральным «стенаниям» о том, что «советские маршалы-мясники бойцов не жалели» (и лётчиков, разумеется, тоже) уровень потерь среди последних в годы Второй мировой выглядит следующим образом:

На первом месте – Япония: 60 750 убитых пилотов (ну, это понятно, «камикадзе», традиции чести и т.д.)
На втором месте – Германия: 57 137 убитых пилотов.
На третьем месте – Англия: 56 821 убитый пилот.
На четвёртом месте – США: 40 061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте – СССР: 34 500 убитых пилотов.

Кстати, со стороны ВВС Красной армии на советско-германском фронте в боевых действиях участвовало 129 400 самолетов (на многих из которых было и больше одного пилота), так что доля погибших составила чуть больше четверти их полного состава.

***

Конечно, война – это не сухие статистические цифры. Это, в первую очередь, готовность бойцов идти на смерть ради победы, что и является настоящим подвигом. Летчики «Нормандии» этот подвиг совершили уже тем, что добровольно согласились уехать в самое пекло борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, вместо прежней службы с вялыми стычками с далеко не самыми отборными гитлеровскими пилотами на периферии основной схватки с Третьим рейхом.
Боевой путь их полка совпадает с географией самых судьбоносных битв Великой Отечественной – на Курской дуге, при освобождении Смоленска, в ходе операции «Багратион» по изгнанию немцев из Белоруссии…
Почётная приставка «Неман» Указом Президиума Верховного Совета к названию французского авиаполка была присвоена 28 ноября 1944 года. Официально – за успешные бои в ходе освобождения Литвы и форсирования частями 1-го Белорусского фронта реки Неман. Заодно этот день практически совпал со второй годовщиной подписания советско-французского соглашения о создании тогда ещё эскадрильи французских добровольцев.
Но в этом «донаименовании» можно увидеть и тончайший намек тому же де Голлю и его политическим наследникам, что называется, «на будущее». Ведь именно с форсирования тогда приграничного Немана началось в 1812 году «нашествие двунадесяти языцев» на Россию. Как сообщает офицерам, собравшимся на балу у Шурочки Азаровой (героини блистательного фильма «Гусарская баллада» и пьесы «Давным-давно!»), приехавший генерал: «12-го в ночь форсировали Неман, внезапно Бонапартовы войска!»
Правда, они же (вернее – их жалкие ошмётки в несколько тысяч из былой 600-тысячной армии) уже в декабре пересекли Неман обратно, спасаясь от победоносной русской армии. Так что, с одной стороны, добавление имени той самой реки вроде и почётно, с другой – ещё и хороший намек французским элитам впредь избегать искушения искать лавров Наполеона. И единолично, и в составе другой армии – хоть Третьего рейха, хоть Рейха «четвертого» (более известного как ЕС), хоть НАТО, хоть любого другого «соискателя мирового господства и российских просторов». А не то сторонникам таких маниакальных стремлений не удастся избежать заслуженных и не самых приятных последствий, не помогут и настоящие боевые заслуги предков из героического полка «Нормандия-Неман».
Впрочем, сами французские герои-летчики – и павшие за нашу общую победу, и дожившие до почтенного возраста после войны – заслуживают лишь самой искренней благодарности.

5
1
Средняя оценка: 2.94286
Проголосовало: 105