ТАНК-РОБОТ ИЗ ХАРЬКОВА – ПОЖАРНАЯ МАШИНА БУДУЩЕГО

Сергей Березуцкий. Фото ХБТРЗ
Специально для «Отваги»

В новостных лентах с недобрым постоянством появляются сообщения о пожарах на арсеналах, базах хранения, парках армейской техники. Даже если очередной инцидент и обходится без жертв, то всякая деятельность на несколько километров вокруг парализуется – пожарная техника не в состоянии управиться с горящими штабелями боеприпасов. Обычная тактика в таких случаях – эвакуировать людей и дождаться, пока опасный объект выгорит дотла. Цена этого бессилия – не только уничтоженное имущество, здания и сооружения, но и последующие дорогостоящие работы по поиску и обезвреживанию разлетевшихся порой на километры вокруг «подарков».

Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности – у военных горит? Пусть военная техника и тушит! Поставить на танк цистерну побольше – и вперёд! По этому принципу и создан ряд гусеничных пожарных машин высокой защищённости: российская «Сойка», украинская «ГПМ-54», чешская «SPOT-55». Не остались в стороне и китайские конструкторы, установившие цистерну на «рабочую лошадку китайского танкиста» – танк «Тип-59».

Однако, проблемы эти машины почему-то не решают: в массовое производство их не запускают и дальше опытных образцов дело, как правило, не заходит. В чём же причина? Ответ прост – любой полумера решает лишь часть проблемы. Мощная броня, необходимая танку, оказывается явно избыточной для пожарной машины – разлетающиеся осколки имеют на несколько порядков более низкую энергию, чем снаряд, выпущенный из пушки. На машине приходится возить несколько тонн лишней брони. Цистерна, установленная на корпус с минимальным объёмом переделок, оказывается явно недостаточной для машины такого класса – от четырёх тонн на «китайце» до пятнадцати тонн на одной из модификаций чешской машины. Кроме того, расположенная на приличной высоте цистерна значительно поднимает центр тяжести – работа на уклонах для таких машин сопряжена со значительным риском. Для доступа к двигателю приходится пускаться на дополнительные ухищрения – к примеру, на ГПМ-54 задняя цистерна для этой цели поднимается специальными гидроцилиндрами. И без того спартанские, рабочие места танкистов комфортнее не становятся – расположенная наверху цистерна зачастую протекает. О сколько-нибудь значительных объёмах под размещение специального оборудования не приходится и мечтать – в забронированном объёме корпуса каждый кубический дециметр уже задействован.

Выход из тупиковой, на первый взгляд, ситуации предложили конструктора Харьковского бронетанкового ремонтного завода (ХБТРЗ). Не отказываясь от проверенных временем, по-армейскому надёжных танковых узлов, агрегатов и систем, они предложили машину, являющуюся не переделкой танка, а созданную специально как пожарная машина.

Изготовленная с использованием узлов танка Т-64 машина имеет модульную конструкцию, что позволяет не только выпускать широкую гамму вариантов исполнения в пределах семейства, но и на отдельно взятой машине, при необходимости производить монтаж оборудования под выполнение конкретной задачи, например, демонтировать пеногенератор для того чтобы произвести эвакуацию пострадавших из очага пожара.

Машина выполнена по капотной схеме – кроме удобства доступа к двигателю, такое решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа: в случае подрыва машины на взрывоопасном предмете двигатель прикрывает собой экипаж. Впрочем, эта мера безопасности не является единственной – бронированный корпус пожарной машины защищает экипаж и оборудование, как от осколков рвущихся боеприпасов, так и от теплового излучения пожара.

В машине используется танковый двигатель 5ТДФ-А, при необходимости предусматривается возможность дополнительного охлаждения радиаторов водой из цистерны. В трансмиссии применён редуктор, снижающий обороты на ведущих колёсах по сравнению с танковым шасси вдвое, но, во столько же раз повышающий крутящий момент. Машина несколько теряет в скорости, но, значительно выигрывает в проходимости и способности транспортировать тяжёлый груз.

«Изюминкой» машины является негорючая ходовая часть. Обычный танковый каток начинает обгорать уже при двухстах шестидесяти градусах – это температура тления дерева. В катке «шестьдесятчетвёрки» резиновый массив прикрыт металлом, вследствие чего, для его повреждения требуется греть его до температуры шестьсот градусов на протяжении часа. Но и в этом случае резина будет не гореть, а лишь разлагаться, постепенно утрачивая свои свойства. А при включеной системе орошения ходовой части (на машине предусматривается и такое решение) – опасная температура возрастает до семисот градусов. Другим плюсом такой конструкции катка является защищённость резины от механических повреждений – на обычных катках она режется и вырывается при попадании камней и металлических предметов на беговую дорожку гусеницы.

«Военное происхождение» ходовой части обуславливает её стойкость к подрыву, в случае её наезда на взрывоопасный предмет. Ажурная гусеница – её трак не монолитен, а собран из составных частей, к тому же снабжённых отверстиями, при подрыве пропускает часть образовавшихся при взрыве газов через себя, снижая тем самым их разрушительную силу. Опорный каток малой массы при подрыве на устройстве большой мощности (от 5 кг тротилового эквивалента) просто отрывает с блоком подвески, при этом на корпус передаётся лишь незначительная часть энергии взрыва. Кроме того, в конструкции ходовой части заложена способность к самоочищаемости при работе в грязи – весьма нелишняя способность для работы в районах, не избалованных хорошими дорогами.

Низко расположенная в корпусе цистерна позволяет взять на борт 26 тонн воды – на сегодняшний день это мировой рекорд. Такая ёмкость цистерны – не самоцель: мощный водомёт «выстреливает» сто литров воды в секунду на расстояние до ста метров. Машина оснащена бульдозерным отвалом, позволяющим проделывать проходы в завалах и т.п., осуществлять проводку к месту работы специализированной техники.

Отдельно следует упомянуть разрабатывающуюся систему дистанционного управления пожарной машиной. В случае возникновения условий с высоким уровнем риска (высокий уровень радиации, возможность взрыва значительной мощности, в условиях мощного теплового излучения и т.п.) машина в состоянии выполнять штатные задачи без экипажа на борту. Управление производится с пункта дистанционного управления, находящегося на безопасном расстоянии.

На сегодняшний день изготовлен лишь макетный образец машины, по западной терминологии – «концепт-кар». Эта машина при проведении заводских ходовых испытаний позволит проверить как конструкцию в целом, так и оценить работу основных узлов. По результатам испытаний в конце года будет изготовлен опытный образец пожарной машины.

В более отдалённой перспективе планируется интеграция на шасси различных типов специализированных систем: установки импульсной подачи распылённой воды, оптических и телевизионных средств наблюдения, болометров (теплолокаторов), аппаратуры спутниковой навигации, манипуляторов, установки для запуска химических гранат абсорбционного пожаротушения и т.д.

При работе с заказчиком (в данном случае это Министерство обороны) применена схема взаимоотношений, принятая в американском военно-промышленном комплексе: фирма-изготовитель производит инициативную разработку машины-прототипа, которую и представляет потом заказчику. Если предложенный прототип устраивает заказчика – открывается финансирование фирмы-изготовителя для подготовки машины к серийному производству. Такая схема «подстёгивает» проектировать машины высокого качества – если заказчик останется недовольным предложенным образцом, затраты изготовителя попросту не компенсируются. Данная схема чрезвычайно выгодна для государства – бюджетные деньги не тратятся на предварительные этапы разработки, разработка машины происходит в сжатые сроки (в противопоставление можно вспомнить историю с индийским танком «Арджун», который проектировался 34! года). Кроме того, при участии в конкурсе нескольких фирм появляется возможность выбрать лучший образец как по техническим, так и по экономическим показателям, при этом тупиковые направления не финансируются.

Украинская машина пока делает только первые шаги, и, хочется верить, что эти шаги не будут последними, и люди будут долго вспоминать добрыми словами и саму машину, и её создателей.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru