Какой транспорт требуется нашим военным на Донбассе

9

Накануне на «Репортере» вышла публикация, в которой было озвучено предложение системно подойти к процессу вооружения обычной гражданской автомобильной техники для использования ее в зоне СВО. Реакция аудитории на «опус» оказалась неоднозначной, а кое-кто даже пожелал автору и членам его семьи отправиться в лобовую атаку на укрепрайон ВСУ на такой «тачанке». Оставлять подобное без реакции и более детального разбора непозволительно.

«Игры Патриотов»


Признаться, наибольшее недоумение вызвали некоторые комментарии от вполне здравомыслящих людей, которые в укоризненном стиле начали пенять, что автор-де предлагает бросать в бой вместо БМП и БТР обычные пикапы без какой-либо брони, оснащенные лишь крупнокалиберным пулеметом. Кто-то даже попытался смоделировать ситуацию боестолкновения «тачанки» с вражеским бронетранспортером. Встречный вопрос, а кто-то разве предлагал использовать гражданский автотранспорт в таких целях? Давайте поступим проще, и раз автор такой-сякой и ничего в этой жизни не понимает, то дадим слово тем, кто уже почти девять лет реально воют на Донбассе.



Так, например, весной 2021 года, за год до начала СВО, переполох в украинском сегменте Интернета наделала информация о том, что Россия передала Народной милиции ДНР и ЛНР партию пикапов марки УАЗ «Патриот Пикап»:

Сегодня, 15 марта Глава ДНР Денис Пушилин передал Народной милиции первую партию автомобилей повышенной проходимости УАЗ «Патриот Пикап», которые позволят улучшить мобильность и боевые возможности подразделений.

На прилагающихся фотографиях видно, что российские пикапы представляют собой обычные гражданские машины. Но две недели спустя, пройдя через руки местных кулибиных, УАЗы преобразились. Изменилась их окраска, часть пикапов была вооружена крупнокалиберными пулеметами «Утес», другие получили 7,62-мм ПКМ, а на некоторые были установлены гранатометы АГС-17 «Пламя» и пусковые установки ПТУР. Издание Новости ВПК прокомментировало данную трансформацию следующим образом:

В Народной милиции ДНР сформирована специальная мобильная рота, которая оснащена автомобилями УАЗ «Пикап». Эта техника в середине марта была передана бойцам главой ДНР Денисом Пушилиным.

Издание «Российская газета», в свою очередь, сделало такой вывод:

Данная боевая единица создана после анализа локальных конфликтов последних лет, где колесный транспорт, обладающий повышенной мобильностью, показал себя с наилучшей стороны. Легкие внедорожники, в отличие от традиционных гусеничных бронемашин, быстрее перебрасываются на наиболее опасные направления.

На Донбассе по этому поводу высказались следующим образом:

Сразу же, ожидая в комментариях обсуждения того, что пикапы не могут заменить БМП и танки, скажу — конечно же не могут. Это подразделения для своих задач, а мотострелки и танкисты никуда не делись, и продолжают свои занятия. Но современная война показывает необходимость наличия мобильных резервов, включая и противотанковые, машин для охраны колонн и т.д.

Итак, какими могут быть реальные задачи для вооруженного гражданского автотранспорта?

Во-первых, это оперативная переброска пехоты из пункта А в пункт Б, снабжение и эвакуация раненых.

Во-вторых, внедорожные пикапы с установленными на них крупнокалиберными пулеметами и автоматическими гранатометами могут использоваться для охранения колонн. Вспомните, сколько наших колонн снабжения разбили украинские ДРГ на первом этапе СВО. Что будет, когда российская армия окажется вынуждена пойти в наступление вновь где-нибудь в Сумской, Харьковской и Черниговской областях, скажем, весной-летом?

В-третьих, пикап или легкий грузовик может использоваться в качестве мобильной огневой точки, оказывая поддержку своей пехоте в случае необходимости. Из спарки крупнокалиберных пулеметов можно отработать по низколетящему дрону-«камикадзе», заставить противника залечь, закинуть несколько мин и быстро сменить позицию. В самом крайнем случае, если не повезло столкнуться с вражеским БТР, можно попытаться уничтожить его из ПТРК.

То есть, это не замена танками, БМП и прочей специализированной бронетехники, а довольно-таки многоцелевое вспомогательное средство.

«Авто Вальгалла»


О том, насколько гражданский транспорт реально нужен на Донбассе, можно судить по волонтерскому проекту «Авто Вальгалла», суть которого описывается следующим образом:

Люди, у которых есть транспорт вот, который вот им уже не нужен, и который вот-вот уже сам умрёт, так сказать, собственной смертью, имеет возможность умереть на Донбассе вот и попасть в авто Вальгаллу, где там ждет 72 «ламбарджини», и рекой льётся там масло от лучших марок, и там на этих «ламбарджини» никогда не ездил человек, ну и так далее. Вот люди передают эти машины. Многие даже передают не автохлам, а передают какие-то более-менее в нормальном состоянии машины, причём самые разные.

Транспорт на войне нужен в большом количестве для выполнения указанных выше задач. Бойцам бывшей НМ ЛДНР для перемещения по украинским степям требуются простые внедорожники типа УАЗ и «Нива», для эвакуации раненых – «Буханки», «Соболи» и «Газели». Последние также довольно широко применяются в качестве штабных машин. Нужны грузовики, которых не хватает. Местные кулибины по возможности восстанавливают получаемый автотранспорт, однако в условиях позиционной войны он долго не живет, отправляясь в свою «Авто Вальгаллу».

Пока что снабжение Донбасса грузовым транспортом идет по волонтерской линии, но в перспективе может встать вопрос о военно-транспортной мобилизации, о порядке которой мы как-нибудь еще поговорим подробнее.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 марта 2023 12:22
    Увы,но надёжность УАЗа не внушает доверия,на таких авто должны быть все блокировки, двигатель 160-170л.с.,дизель так как надёжность проходимость и скорость это их жизнь
    1. 0
      8 марта 2023 13:22
      Цитата: Найк
      Увы,но надёжность УАЗа не внушает доверия,

      Всё познаётся в сравнении... Если надо перехватить прорыв ДРГ или т.п. то и обычная тачка - подспорье. Не на руках вооружение тянуть. Конечно "Ленд-Крузер" надёжнее, но у нас их не делают, и "Пантер" не делали.
      Да, Сталин говорил, что в буржуазной России не было автостроения, а теперь есть... Теперь можно говорить, что в СССР, было автостроение, а сейчас "получилось как всегда". Но лучше плохо ехать, чем хорошо идти (особенно с крупнокалиберный).
  2. +1
    8 марта 2023 13:54
    Назовите хоть одну область военной деятельности, где у России нет проблем.
    1. 0
      8 марта 2023 20:52
      Крылатые ракеты,но эта область не имеет проблем только из-за гениальных людей из СССР которые оставили после себя продукт который и через 30-40 на хорошем уровне.Не смогли оптимизаторы оптимизировать,
      Но стоит отметить в томёчто эти крылатые ракеты исполбзуют против бесполезных сараев и трансформаторных будок,но это не проблема крылатой ракеты все-таки
    2. -1
      9 марта 2023 09:10
      Цитата: prior
      Назовите хоть одну область военной деятельности, где у России нет проблем.

      А вы наивно полагаете, что у кого-то их нет? Только коммунисты верят в беспроблемное будущее.
  3. +1
    8 марта 2023 22:56
    Вообще нужна полуторатонная машина типа Газель со всеми ведущими колёсами увеличенного диаметра и с местным бронированием, а далее уже варианты: снабжение, пулемет, миномёт ....
    1. +1
      9 марта 2023 09:23
      Самая восстребованная там машина - это банковский броневичок. Машина чуть тяжелее, но гораздо живучее и безопаснее.
      Стойкость к осколкам от разрыва снаряда/мины в 30 метрах - уже достаточно для большей части транспорта. Нужно ориентироваться на статистику поражения и подстраиваться под изменение условий (новые виды поражений).
  4. 0
    9 марта 2023 14:38
    Реально:
    1, нива - юркий быстрый гваноход
    2. УАЗ всех родов
    3, шишарики - очень зря их не делают сейчас
    4 меринаы глены ранних модификаций - очень хорошие вездеходы
    5. ЗИЛ и Урал
  5. 0
    14 марта 2023 20:02
    Оперативная переброска

    Переброска кого и чего? Мотострелков? Так ведь мотострелки - это мехчасть, которая без БМП и БТР небоеспособна. Если бронетехника есть, то переброска идет на ней, если нет - то "переброска" - это просто вывоз в тыл уцелевших.

    Снабжение

    - снабжение чем? Кого? Войскам требуется снабжение десятками и сотнями тонн, особенно самым нужным видам оружия - артиллерии, РСЗО, системам ПВО, не говоря о топливе, для снабжения нужны не "пикапы", а пункты выгрузки из ж/д вагонов поближе на границе тылового района и сотни грузовиков, каждый по возможности тонн на 12, чтобы по грязи гарантированно хоть 4-5 тонн протащить... Не говоря о топливозаправщиках.

    Эвакуация раненных

    Куда? При наступлении эвакогоспиталь оказывается там, где вчера был тыловой район первой оборонительной линии ПРОТИВНИКА, раненных везут не "назад" - туда везут тяжелораненых, в базовый госпиталь, и для этого нужны санитарные машины, а не "пикапы", желательно 6Х6, чтобы одной машиной 10 человек лежа сразу, и сразу в санитарный ПОЕЗД (нет ни одного) или на аэродром (каких раненных теперь авиацией вывозят?)....

    Охранение колонн

    От кого? При наступлении охранение колонн ведется третьими ротами на БТР под прикрытием вертолетов, потому что при наступлении колоннам угрожают остатки разгромленных боевых подразделений противника, то есть с оружием батальонного звена - поэтому нужны БТР, а вертолеты - чтобы находить заранее, чтобы мгновенно концентрировать силы, вертолеты заменяют артиллерию и над СВОЕЙ территорией летают легко, т.к. нет угрозы ПВО. Охранение колонн при отступлении? Ну... Охранение колонн на своей территории, без маневра - а от кого охранять? Если на своей территории есть от кого охранять, надо расстрелять начальника особого отдела с начальником охраны тыла... Новые быстро наведут порядок, чтобы не охранять...

    Мобильная огневая поддержка

    - против каких целей? Поддержку кому? Пулемет - оружие против пехоты в поле, против небронированных целей до 1500 м., АГС - против пехоты на площади, пикап - сам цель больше, чем та, по которой он будет "огневую поддержку" оказывать, то есть труп ДО первого выстрела. Кому поддержку - поддержка нужна тому, у кого нет такого оружия, которое поддерживает его - танковому батальону - батарея 122мм, роте - миномет 120мм... А кому нужна "поддержка" пулемета? Отделению? Так отделение имеет участок 30 метров!!! Пикап не подойдет - он труп заранее, пулемет есть в отделении, АГС - в роте, не говоря о том, что отделение - это 1 БМП или 1 БТР, а если отделение без брони то оно небоеспособно вообще - только лежать мордой в окоп, ведь БМП/БТР это не только броня, это СВЯЗЬ, это боеприпасы (кроме тех что в карманах)...
    Про ПОЛНОЕ отсутствие проходимости "пикапов" я молчу. Если кто хочет узнать, как они ездят по пересеченной местности - пусть поговорит с "джиперами" - они все время их "тюнингуют". Деталями от БТР :) Пикапы ездят только по дорогам, если противник не знает, где эти дороги - потому что банальную воронку от беспокоящего обстрела пикап не преодолевает....
    Бензиновый автомобиль? При 100% дизельной технике? Чем заправлять? Третий вид топливного снабжения?
    Блиииин..... Репортеры....
    Пикапы - это киношное представление "командиров" о войне, способ ездить по тылам вплоть до Грозного, но с пулеметами, чтобы был виден героизм и "небросание своих". Неудивительно, что это оружие террористов - до первой встречи с разведвзводом на БМП-2, которым я командовал, не говоря о паре Ми-8 с подвеской....
    Технкика для армии "пормальных пацанов", которые Родину защищают в кино.
    Хотя - а меня кто спрашивал?