Опыт СВО: штурмовой авиации придется учиться взаимодействовать с беспилотной

6

Явно выраженное желание президента Лукашенко наладить в Белоруссии производство штурмовиков Су-25 вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, Батька – молодец, что тянет к себе в хату все, что только можно. С другой стороны, возникает закономерный вопрос, а не закончился ли в принципе век штурмовой авиации в таком виде, как мы ее знаем?

Опыт ВОВ


Сама концепция штурмовой авиации была сформирована в ходе Великой Отечественной войны, когда от успешности ее действий во многом зависело, будет ли достигнута Победа над опаснейшим врагом и какой ценой. Штурмовать наземные цели для поддержки пехоты приходилось даже с обычных истребителей, заточенных на воздушные бои, и бомбардировщиков, что вело к соответствующим потерям. Результатом осмысления кровавого боевого опыта стало появление штурмовика Ил-2, или «железобетонного самолета», как его называли сами немцы за сложность в уничтожении.



Всего было собрано порядка 36 тысяч таких «летающих танков», что сделало данный штурмовик самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Ил-2 внес серьезный вклад в разгром Вермахта, однако в 1956 году штурмовая авиация вообще была временно упразднена. Связано это решение было с появлением тактического ядерного оружия, которое должно было изменить очень многое в случае реального применения. Также повлияло то, что значительно выросли боевые возможности советских истребителей, которые могли нести больше вооружений. Однако в середине 60-х годов прошлого века концепции ведения войны СССР и США вновь претерпели изменение. Обе стороны пришли к выводу, что широкомасштабная ядерная война никому не выгодна, а вместо нее будут идти локальные конфликты, где должны применяться обычные вооружения.

В ходе учений «Днепр» в 1967 году выяснилось, что советским истребителям с их большой скоростью трудно поражать наземные цели. Так, опять появился запрос на полноценный штурмовик. В конкурентной борьбе с Ил-102 верх одержал Су-25, также известный как «Грач». Это дозвуковой бронированный штурмовой самолет, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. «Грачи» поступили на вооружение в 1981 году и остаются там по сей день. Су-25 несет широкий ассортимент различных вооружений, применялся во множестве конфликтов, включая сирийскую кампанию.

Опыт СВО


Приходится констатировать, что в ходе спецоперации «Грачи» не могут полноценно раскрыть свой ударный потенциал. Причиной является перенасыщенность ВСУ различными ПЗРК, а также наличие у противника достаточно серьезных современных комплексов ПВО, что совместно крайне затрудняет действия российской авиации. Наши ударные вертолеты, фронтовые бомбардировщики и штурмовики несут потери, оказавшись в зоне действия противовоздушной обороны противника.

Увы, но вооруженная блоком НАТО Украина – это совсем не «бармалеи», передвигающиеся по пустыням на своих пулеметных пикапах. Возникает закономерный вопрос, не закончилась ли с СВО эпоха штурмовой авиации?

По всей видимости, она действительно завершилась в том виде, как ее принято воспринимать. Очевидно, что направлять Су-25 на укрепленные позиции, откуда навстречу могут одновременно взлететь несколько ракет из ПЗРК типа «Стингер», – это игра со смертью для пилота, который в самолете является самым ценным элементом. Не менее очевидно, что в условиях перенасыщения фронта различными средствами ПВО основная ставка должна делаться именно на беспилотную авиацию. Нужны дроны всех типов – разведывательные, разведывательно-ударные, ударные и чисто камикадзе – в товарных количествах. Однако этот вывод не означает, что для профессионального воздушного штурмовика работы больше нет, напротив.

На данный момент представляется целесообразным сделать ставку не на возобновление производства устаревших Су-25, а на наращивание объемов производства легких учебно-боевых самолетов Як-130. Это компактный двухместный современный самолет, который может использоваться как для обучения пилотов истребителей четвертого и пятого поколений, так и в качестве легкого штурмовика. Применять его можно сразу в нескольких ипостасях.

Во-первых, Як-130 может быть ведущим самолетом, с которого будет осуществляться управление ведомыми беспилотниками. На второго пилота штурмовика можно вывести управление БПЛА типа «Орион» и «Охотник», которые будут вести разведку, давать целеуказание, наносить воздушные удары, корректировать ракетно-артиллерийский огонь.

Во-вторых, Як-130 сам может быть превращен в ударный беспилотник, имеющий серьезную скорость, боевую нагрузку и выживаемость при обстреле с земли, которая обеспечивается конструктивными особенностями штурмовика и его безэкипажностью.

В-третьих, Як-130 может использоваться в качестве охотника на вражеские дроны. Благодаря своей скорости и наличию ракет класса «воздух – воздух» он сможет догонять украинские БПЛА и уничтожать их прямо воздухе. Возможно, именно этот штурмовик сможет выступить в качестве носителя для российских дронов-камикадз» типа «Ланцет» для осуществления так называемого воздушного минирования. При обнаружении приближающегося дрона противника штурмовик мог бы выпустить несколько «Ланцетов» в режиме барражирования, которые устремились бы навстречу ему на скорости до 300 км/ч и вместе подорвались.

В общем и целом наиболее перспективным пока что представляется развитие штурмовой авиации в данном направлении.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 марта 2023 16:20
    Даст ист фантастик.
    Тут о боевом применении когдато распиаренного Як 130 ничего не слышно и не видно (по сми), а тут уже его прожект и как лидер беспилотников, и как сам беспилотник, и как охотник на беспилотники....
    Для такого подойдет любой самолет , включая более дешевые и освоенные учебно-спортивные самолеты, и самолеты-мишени, и старье всякое...
    Китай, по СМИ ,приспосабливает старые аналоги АН-2 например.
    Но и ЯК 130 можно. Если их девать некуда и руки откуда надо растут...
    1. Комментарий был удален.
  2. 0
    15 марта 2023 16:26
    Все верно. Возврата к традиционным штурмовикам уже не будет, но в каком то облегченным виде они должны остаться. Американцы кстати это уже просекли и не планируют замену также старенькому А-10. Морской штурмовик А-7 так вообще списан из ВМС
  3. D O
    +1
    15 марта 2023 18:07
    Як-130 как пилотируемвй штурмовик не выдерживает сравнения с Су-25. Хотя бы потому, что что у Су-25 есть бронированная капсула пилота.
    Как серийный беспилотник, Яу-130 дороговат, ибо имеет два двигателя. В качестве беспилотного штурмовика гораздо лучше был бы однодвигательный самолёт на основе планера МиГ-23. Ибо оказывается, КБ МиГ в 2000-х годах выполнял заказы для зарубежных заводов в этом направлении, и возможно, не утратил ещё соответствующие компетенции.
    А вот как пилотируемый охотник за дронами - да, скорее всего Як-130 в одноместный модификации оптимален.
    Как высоко летающий пункт управления низколетящими беспилотными штурмовиками, возможно, двухместный Як-130 тоже годится. Хотя двухместный МиГ-35 в этой роли кажется предпочтительнее, ибо в случае работы по нему ПВО противника, он с большей вероятностью сможет уклониться или удрать.
  4. +1
    15 марта 2023 20:14
    С другой стороны, возникает закономерный вопрос, а не закончился ли в принципе век штурмовой авиации в таком виде, как мы ее знаем?

    В существующем виде закончился, поскольку есть ощутимый риск потери штурмовиков даже в противоповстанческих операциях. Для этой цели можно было бы использовать глубоко модернизированный Су-25, но в вооружённом конфликте высокой интенсивности (как СВО) даже такие машины достаточно уязвимы.

    Нужны дроны всех типов – разведывательные, разведывательно-ударные, ударные и чисто камикадзе – в товарных количествах

    Безусловно! Что же касается применения Як-130 в качестве лёгкого штурмовика - нет, его действительно можно было бы использовать в борьбе с БПЛА в связке с системой ПВО, но только на некотором удалении от ЛБС. Управление с него своими БПЛА возможно, но эта идея имеет свои ограничения и требует ещё большей проработки.
  5. 0
    15 марта 2023 22:12
    Почему бы не переделать несколько штурмовиков в FPV дронов и не пустить ради эксперимента?
  6. +3
    16 марта 2023 12:49
    Штурмовая авиация умерла 20 лет назад,когда первые ударные БПЛА начали уничтожать врагов.
    Тем более что БПЛА многократно дешевле самолета,обслуживание и теперь ты в случае сбития не теряешь высококлассного специалиста.

    Штурмовики которые остались будут переоборудованы в вспомогательные самолеты.Комплексы рэб,ДРЛО и прочее будут на них вешать.Ну это нормальных армиях.
    А у нас они будут воевать еще лет 50 похоже

    Любители рассказать,что ударные бпла будут щелкать как орешки,могут посмотреть нарезки к примеру с украины,как ударные бпла даже зрк уничтожали

    Собственно БПЛА многократно более перспективный и дешевый продукт.К сожалению у нас этого не понимают и даже после года СВО не хотят ничего делать с этим.

    До чего эффективные менеджеры крутые,наследие бывшего флагмана в БПЛА СССР наоптимизировали.Старые советские бпла так вообще как у себя дома пролетают 1000км территории НАТО и 800 км до наших аэродромов.

    Генералы у нас одни старые деды,которые с трудом приняли отсутствие подшивы у ВКПО.У них БПЛА - игрушки для детей.Пока не будет молодого боевого генерала у руля вооружением,никаких бпла над не видать.Орланы я не беру в рассчет,так как разведывательным бпла такого формата уже лет 35.

    Ударные БПЛА "убийца штурмовой авиации",Америкосы это поняли уже лет 15 назад,

    Это я еще не беру в рассчет,что обучение операторов БПЛА напорядок быстрее и не требует от оператора физических и психологических данных особо.Ведь количество желающих отптурить врага с теплого местечка за 200 км от боевых действий будет больше чем тех,кто согласиться летать на передке в 200метрах от пехоты с ПЗРК.