Наемная или народная: какая армия нужна России для Победы?

57

Спецоперация на Украине идет уже шестнадцатый месяц подряд, и тенденция такова, что эта война может затянуться еще не на один год, а то и вовсе перерасти в перманентный вооруженный конфликт по индо-пакистанскому образцу с регулярными кровопролитными обострениями и перемириями, если в Кремле не решатся наконец воевать с решительными целями, до Победы, полной и безоговорочной. Однако проблема заключается в том, что, даже пожелай всерьез Верховный здесь и сейчас дойти до польской границы, для этого ему понадобится армия, которой у нас пока что нет.

Ожидания и реальность


Да, ее нет, увы. Вернее, она у нас была до начала СВО, но больше в виде бумажных отчетов, красивых военных парадов и выставочных образцов различных неотразимых гиперзвуковых «вундерваффе». Чтобы не быть голословными, приведем широко разошедшийся в Рунете образца 2015 года текст, описывающий признаки того, как российская армия явится на войну с Украиной:



Первый признак — отказ всех средств связи, полная разрядка аккумуляторов в автомобилях, танках и прочей технике, заодно разрядка батареек в мобильниках, прицелах, радиостанциях. Затем происходит разрыв электроцепей во всей технике — любой. Это ЭМИ. Все двигатели глохнут, завести нет никакой возможности. Так работает система «Хинган» радиусом в 20 км.

Второй — полный отказ всех систем, использующих жидкокристаллические мониторы, выход из строя всех целеуказующих приборов системы ПВО — радары мертвые стоят. Действует система «Альтаир».

Третий — отказы при попытке использования любых видов управляемого оружия — от ПЗРК до ПТУРС... При попытке использовать снаряды самоликвидируются сразу же... Это система «Ртуть» — на базе МТЛБ такая антенна высокая, теперь у русских в каждом батальоне есть. Работает радиусом в 15 километров.

Четвертый — невозможно использовать дроны-беспилотники. Они либо падают, с выходом из строя навигационки и двигателя, либо садятся в расположении русских. Система «Красуха-4» выводит из строя бортовую аппаратуру самолетов и любых других летательных аппаратов. Система «Автобаза» осуществляет перехват управления беспилотниками.

Пятый признак успеют увидеть и понять не только лишь все. Это феноменальная точность артогня, ведущегося с недосягаемого для украинской артиллерии расстояния. Станции артразведки и наведения российской армии работают через спутники и свои беспилотники. Русские модернизировали снаряды, они у них теперь с системой самонаведения, стали длиннее и несут больше ВВ.

У Украины своих спутников нет. Только два спутника связи... С американских спутников оперативная корректировка огня украртиллерии невозможна. Десятки (сотни при необходимости) боевых вертолетов, оседлав все дороги, начинают охоту в тылу за единицами бронетехники, поездами, автомобилями. Ж/д парализована, разбиты стрелки, взорваны мосты.

В тылу гаснет свет — разбиты подстанции. Гражданские и военные штабы в тылу и отдельные руководители единовременно ликвидируются заранее внедренными группами. И вот тогда... С небес спускается «вата». Стопицот дивизий ВДВ и ГРУ...

Извините за столь большой текст, который пришлось привести в качестве цитаты, но формат пересказа лишил бы его всего этого пафоса и напыщенности. Все, кто внимательно следит за происходящим в зоне СВО, наверняка найдут что сказать по поводу написанного. Еще раз напомним, что это был 2015 год, когда ВС РФ могли войти на Украину и малой кровью ее денацифицировать и демилитаризовать. Накануне белорусский президент Лукашенко покаялся, что не ввести войска тогда было стратегической ошибкой Москвы и Минска.

Возможно, начиная спецоперацию 24 февраля 2023 года, президент Путин всерьез был уверен, что все будет именно так, как описано выше. Тогда все недоуменные вопросы ему следует адресовать своим министрам обороны Сердюкову и Шойгу, которые своими реформами привели российскую армию к ее нынешнему состоянию. О возможных путях выхода ВС РФ из системного кризиса, о принципах формирования армии Победы мы и поговорим подробно далее.

Наемники


Приведенный выше пропагандистский текст можно долго критиковать за несоответствие реалиям СВО. Но проблема не только и не столько в технике, а в людях, которые ею управляют, сидят под обстрелами крупнокалиберной артиллерии противника и идут по приказу командиров штурмовать в лоб украинские укрепрайоны. И вот тут начинается самое интересное.

Неоднократно отмечалось, что самыми боеспособными частями с нашей стороны являются ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, теперь уже бывшая Народная милиция ЛДНР, а также элитные подразделения ВС РФ и ВМФ РФ – ВДВ, ССО, морская пехота и бойцы БАРС (Боевой армейский резерв специальный). Способность основной массы российской армии вести активные наступательные действия пока ограничена из-за системных проблем с защищенной оперативно-тактической связью для координации взаимодействия, средствами воздушной разведки и корректировки артогня, дефицита снарядов и необходимости мобилизованным экипироваться за свой счет. Решение Минобороны РФ значительно увеличить численность ВДВ и морской пехоты оправданно и можно только поприветствовать, но понятно, что всех в военную элиту не запишешь и полноценную армию вокруг спецвойск не построишь.

Да, России нужны не только силы прорыва, но и армия Победы, большая, обученная, сплоченная и мотивированная, способная пройти до польской границы и при необходимости дальше. Возникает закономерный вопрос, а на каких принципах она должна формироваться?

С апреля 2023 года началась масштабная информационная кампания, имеющая целью завлечь в ВС РФ до 400 тысяч военнослужащих-контрактников. Все вокруг увешано агитационными плакатами, призывающими подписать контракт с Минобороны, и даже прямо указывается конкретная сумма денег, которые будут выплачиваться. Определенные успехи по найму новых военнослужащих имеются, но та ли это армия, которая нам нужна? Для того чтобы стойко сидеть под обстрелами крупнокалиберной артиллерии и РСЗО и штурмовать укрепрайоны, солдатам и офицерам нужна высокая личная мотивация, которая может достигаться различными средствами. Она есть у ВСУ и бывших НМ ЛДНР, которые считают, что воюют на свои дома и землю. Десантники, морпехи, ССО и прочая «спецура» имеют внутрикорпоративные традиции и честь, которые наряду с хорошей подготовкой обеспечивают им высокую боеспособность. Еще одним средством мотивации являются деньги, и о них хотелось бы поговорить подробнее.

Главная волна «хейта» на экс-министра обороны РФ Сердюкова пошла после начала СВО, когда стало понятно, что его стараниями были развалены Сухопутные войска, система военного образования и мобилизации, тылового обеспечения. Однако до этого в качестве великого его достижения пропагандой преподносилось то, что взамен российские военнослужащие получили более высокие заработные платы и военную ипотеку. И да, в армию мирного времени люди действительно пошли, чтобы получить все причитающиеся социальные блага. Обратной стороной данного подхода к формированию ВС РФ стало то, что после начала СВО немало контрактников, увы, предпочли «спятисотиться». Как в старом анекдоте про работу в пожарной части: все хорошо, нормально платят, коллектив замечательный, но как пожар, так хоть сразу увольняйся. Те военные профессионалы, на которых рассчитывало Минобороны РФ, разорвали контракты и в условиях отсутствия норм военного времени не понесли за это никакой юридической ответственности. Заливать пожар в сентябре 2022 года пришлось за счет принудительной мобилизации плохо обученных резервистов.

Справедливости ради отметим, что отнюдь не всегда причиной увольнения для «пятисотых» была личная трусость. Проблема порой заключалась в неадекватном командовании некоторых офицеров, не имевших реального боевого опыта, что приводило местами к неоправданным потерям среди личного состава. Желающим продолжить воевать вне структуры Минобороны РФ открываются двери в ЧВК «Вагнер», что само по себе является еще одной большой проблемой, требующей всестороннего обсуждения.

Благодаря медийной активности Евгения Пригожина «Вагнер» позиционируется как самая лучшая частная армия в мире, чуть ли не единственная в России, способная активно наступать. Но почему она стала такой?

Потому что она перетянула в свой состав самых толковых солдат и офицеров из российской армии, уставших от армейской бюрократии и прочих «прелестей», о которых не принято говорить в СМИ. Созданная в 2014 году ЧВК «Вагнер» сперва вобрала в себя самых «отмороженных» в хорошем смысле слова добровольцев с Донбасса, которых оттуда предпочли увезти в 2015 году в Сирию, пока ЛДНР возвращают обратно в состав Украины в рамках Минских соглашений. Там они прекрасно показали себя, освобождая один город за другим, пока ВКС РФ бомбили «бармалеев» с воздуха. Высокие зарплаты и собственная внутрикорпоративная культура сделались привлекательными и для российских военнослужащих, которые за пару «туристических поездок» вполне могли выплатить ипотеку. Выходит, России нужен один сплошной «Вагнер» вместо армии Шойгу, на что намекает Евгений Пригожин?

Упаси боже. Следует помнить, что наемники – это люди, которые воюют за деньги. Кто платит, тот и заказывает музыку. Хорошо, что сегодня «музыканты» воюют на нашей стороне. Но не будем забывать, что под рукой у олигарха Пригожина целый армейский корпус, который он сам назвал «военизированной ОПГ с танками, самолетами и вертолетами», находящейся в состоянии открытого конфликта с министром обороны РФ Шойгу и главой Генштаба ВС РФ Герасимовым. «Музыканты» еще могут сыграть заметную роль в российской внутриполитической жизни. Пока все хорошо, ЧВК «Вагнер» можно и даже нужно продолжать использовать для прорывов фронта вглубь совместно с ВДВ и морской пехотой и последующим вводом мотострелков. Но и только. Извините, но делать ставку на наемников – это безумие.

Тогда что остается в качестве возможного ядра для формирования российской армии Победы?

«Пятнадцатитысячники»


Конечно же, это оба корпуса бывшей Народной милиции Донбасса. Да, у НМ ЛДНР куча проблем со снабжением, поскольку они всегда были на правах «бедного родственника» для Минобороны РФ и местные воротилы давно оседлали тему со снабжением «милиционеров». Но, несмотря на это, именно Народная милиция демонстрирует высочайшую стойкость в бою, что признал даже лично президент Путин:

Меня просто поражает мужество этих людей, в том числе и тех, которые борются за свою Родину на переднем крае. Это не профессиональные военные, два корпуса сформированы из местных жителей, они воюют лучше, чем профессионалы. Они сражаются очень мужественно, очень храбро и результативно.

Эти люди, как и ВСУ, на войне уже девять лет и имеют неизмеримо больший боевой опыт, чем российская армия. Они четко знают, что за их спинами родные дома и семьи. В отличие от нашей интеллигенции либерального толка, «милиционеры» Донбасса не имеют никаких иллюзий по поводу противника и того, что тот учинит, оказавшись в Донецке, Луганске, Белгороде, Курске или Москве. Восемь лет подряд они за пятнадцать тысяч рублей в месяц держали фронт против превосходящего во всем противника и освобождали Дебальцево.

НМ ЛДНР – это была настоящая сила, которую очень серьезно проредили, направляя на штурмы украинских укрепрайонов.
Но, несмотря на тяжелые потери, именно бывшая Народная милиция, с 1 января 2023 года влившаяся в состав ВС РФ, может стать ядром для создания настоящей народной российской армии. Наших мобилизованных уже начали направлять на пополнение обоих потрепанных армейский корпусов, но этого недостаточно. Прямо там, на Донбассе, необходимо формировать новые части и подразделения вокруг опытных бойцов, превращая роты в полки, полки – в бригады, бригады – в дивизии, дивизии – в новые армейские корпуса. Их боевой дух и эффективность будут неизмеримо выше, чем у любых тыловых резервных частей Минобороны РФ. Там же, в Донецке, работает Высшее общевойсковое училище, которое готовит офицеров прямо под террористическими обстрелам ВСУ, о чем рассказал начальник училища генерал-майор Михаил Тихонов:

В войсках наши курсанты хорошо себя зарекомендовали. Во-первых, они мотивированы, у них мотивация защищать свою родину. Мы восемь лет находимся постоянно под обстрелами. Первые курсанты пришли сюда учиться, многие из них даже участвовали в боевых действиях. Отзывы хорошие, воюют хорошо. <…> Награжденные есть даже, один из них награжден орденом Мужества.

Для Победы России нужна именно народная армия, которая точно знает, за что воюет, а не наемная, куда приходят воевать за деньги. Уточним, что это не призыв платить по 15 тысяч. Опасный труд военного необходимо оплачивать достойно, но точно не деньги сегодня должны быть главным в качестве мотива.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    2 июня 2023 10:58
    Для Победы России нужна именно народная армия

    Чтобы армия была народной, надо чтобы власть в стране сначала была народной, а она народная? Нет. Вот на этом можете и закончить)
    1. Комментарий был удален.
    2. +15
      2 июня 2023 16:30
      В этом еще один парадокс так называемой СВО. Рабоче-крестьянская армия воюет за интересы олигархов, буржуев и капиталистов. Уникальный случай в истории.
      1. +1
        2 июня 2023 23:15
        Ничего уникального, лет 150 назад так же воевали.
        1. +2
          3 июня 2023 08:34
          150 лет назад только крепостное право отменили, элиты опирались на веру в бога и царя, большая часть населения жила в сельской местности, была гораздо менее образованная, не было доступа к информации и к современным благам, не было исторического опыта жизни при другом социально-общественном строе. Текущий афро-капитализм, лицемерие и очковтирательство понимают все.
        2. 0
          4 июня 2023 17:00
          Тогда не знали, что может быть иначе.
  2. Комментарий был удален.
  3. +4
    2 июня 2023 11:20
    Естественно армия должна быть профессиональная наемная армия. Полностью ҫостоять из контрактников, помоему только совсем глупый человек может рассказывать про срочную службу(тем более в таком виде как она сейчас)

    Как армия будет мотивирована, солдаты же не дураки и все видят. Либо кто-то думает что солдат это? Они видят зерновые сделки, медведчуков, бесконечные мольбы запустить амиакопровод, видят как "гении мысли и стратегии" целые колонны техники в начале СВО пускали в прорыв по шоссе, где они очевидно просто расстреливались из засады, сколько людей погибло с помощью такой гениальной тактики прорыва в начале СВО? Типо солдаты это не знают? Не понимают что за "гениальные приказы" им отдают?

    Когда я шел служить в армию(срочку) у меня был скептицизм к ТВ сказкам про аналоговнет,поднятие армии и так далее.К сожалению я получил даже хуже чем думал,потому что даже запаха и пылинки рассказов про неимеющиханалогов не увидел.

    Армия должна быть полностью контрактной,это никак не обсуждается.Что изменится если призвать миллиард под началом тех,кто рассказывал что бпла это игрушки для детей?Тот кто до сих пор ударные бпла в больших количесвах не сделал?Что измениться то?Разведка не нужна,спутники не нужны - это все выдумки клятого ната.

    Верю что какой-нибудь сержант и лейтенант хочет для страны лучшего и сражается ради народа?Конечно.Но толку,если высшие чины это все обнулят,ведь как известно деньги это святое,родина может подождать
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      3 июня 2023 11:21
      видят как "гении мысли и стратегии" целые колонны техники в начале СВО пускали в прорыв по шоссе, где они очевидно просто расстреливались из засады, сколько людей погибло с помощью такой гениальной тактики прорыва в начале СВО?

      Есть документальные кадры этих расстреляных колонн укронацистами...
      Ребят, что шли по ротации на смену сводному отряду моего племянника, полковника ОМОН, разбомбили...При выгрузке или на марше - он не уточнил...Без прикрытия они были...Были... Полторы сотни человек...Оставили еще на один срок - пока не набрали новых на смену. Да, и отправляя его туда в начале марта прошдого, 22 года , сказал ему - "Выкинь весь этот бред из башки про "братский" народ. Выкинь - и забудь!... Сначала стреляешь - разборка потом. Но сначала стреляешь..".
      А потом этот кошмар, на Харьковском направлении... И его сообщение мне в "Телеге"-"Лексеич, ты лучший.Спасибо.".
      А у него - обе "чеченские" за плечом.. и командировки в горячие точки.
      Не пацан уже...
  4. +19
    2 июня 2023 11:25
    Чтобы армия была по настоящему мощной - люди должны чётко понимать, за что конкретно они должны сражаться и умирать... И - безоговорочно верить в своё руководство. Именно потому - мы победили в ВОВ. И именно этого - нет в помине сейчас. Отсюда и результаты..

    За Советскую Родину и товарища Сталина - я бы лично не раздумывая с гранатой под танк полез бы.. За буржуйскую РФ и господина Путина - нет, не полезу. И думаю - таких большинство..
    1. +8
      2 июня 2023 11:32
      за товарища Сталина это ты мощно выдал. Сражались не за него, а за родину в тот момент, на которую напал враг. За что сегодня сражаться - за Путина? за его олигархов?
      1. +9
        2 июня 2023 14:48
        Сражались не за него, а за родину

        Видишь ли - в то время люди эти два понятия как-то не разделяли. Товарищ Сталин - и олицетворял собой Советскую Родину.
        1. -3
          2 июня 2023 19:43
          То есть если бы гипотетически СССР в момент нападения Германии возглавлял не Сталин а кто-то другой, то никакой Родины бы не было и все бы разбежались вместо того чтобы защищать страну, что ли? Все дело было в одном Сталине? Как там говорится...

          Не сотвори себе кумира
          1. +1
            2 июня 2023 23:14
            Я наверное как-то не ясно выразился? Странно.. Вроде всё чётко сказано - товарищ Сталин просто олицетворение Советской власти. Персонификация так сказать..
            1. -2
              2 июня 2023 23:31
              Ага. Бог во плоти.
          2. -1
            3 июня 2023 11:42
            Так понял - это Ваше выражение видимо, не от большого ума? Что делать - ЕГЭ дает свои плоды...

            ...Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!
            Выпьем - и снова нальем.
            Выпьем за тех, кто командовал ротами,
            Кто замерзал на снегу.
            Кто в Ленинград продирался болотами
            Горло ломая врагу...


            Эту песню Вы, видимо, никогда не слышали. А я ее услышал еще мальцом, в 65 году, от отца-фронтовика и его ребят, собравшихся у нас дома на 20 лет Победы...
            Выживших с того призыва 40 года...
          3. 0
            4 июня 2023 17:06
            Сталин это символ той эпохи когда руководители думали о стране и народе, а не о своих кошельках
        2. 0
          3 июня 2023 08:43
          Государство должно быть для людей, а не люди для государства
          1. Ну, это в идеале.
            И то не везде. Азиатские деспотии как раз устроены так, что там люди для государства.
  5. +6
    2 июня 2023 11:28
    Вобщем, за все хорошее , против всего плохого.
    А пока лощеные "експерды", олигархи, чиновники, золотые детки не несут никакой ответственности, жируют за счет населения и сидят в теплых тылах, да шикуют за бугром.

    Что до ура-прогнозов, то они все для оболваниванния населения. Написали, оболванили, забыли.

    Кто помнит поток книг в 10е годы? Нато вторгается в Украину, русские и украинские партизаны вместе громят колонны леопардов и абрамсов, чудо оружие, братство народов, спецназеры вытаскивают из лимузинов продажных чиновников...
    В реале же Москва бомбит Киев, а в СМИ просачивается инфа о "мясных штурмах"
  6. +11
    2 июня 2023 11:40
    Контрактная армия - это путь к поражению. Наемная армия - угроза государству.
    Нужен призыв и полный пересмотр программы обучения. Десантников учат разбивать бутылки о головы, пограничников - ходить рядом с собакой. Армия России не может быть меньше 2-2,5 млн человек. Не менее 1 млн в сухопутных войсках. Дивизии ВДВ надо сокращать и переформатировать в мотострелковые. Ни в коем случае не снижая уровня боевой подготовки.
    И прекратить безумные биатлоны и шагистику. Каждый день обучение, обучение и ещё раз обучение военному делу. Как говорится "пот сохраняет кровь".
    После обязательной службы (надо возвращать 2 года) ежегодные сборы. Хотя бы на неделю. Но реальные сборы.
    Проблем много и наверняка, есть масса вопросов, которые надо утрясти. В любом случае, расходы на оборону надо увеличивать.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. +7
      2 июня 2023 16:42
      Соглашусь, что дивизии ВДВ уже свое отжили. Мы не видели и не увидим десантирования, просто потому-что сейчас средства ПВО намного эффективнее чем раньше. Морской десант тоже под большим вопросом. Спецназ ВДВ и МП, может быть, но не более. Нужна революция в военном деле, ГШ РФ и министр Шойгу на это не способны. Нужно переосмыслить принципы ведения современного боя, тогда появится новый образ ВС РФ.
      1. +3
        2 июня 2023 19:21
        Пару дивизий ВДВ надо все же оставить. Может бригады. Как и морскую пехоту. Но 7 дивизий ВДВ на сегодняшний день смотрятся излишними.
        Все же локальные войны или полицейские операции никто не отменял.
        Но в нынешнем виде использовать дивизии ВДВ как элитную пехоту, не подкрепленную тяжелой артиллерией и бронетехникой - просто преступно. А если их насытить тяжелой бронетехникой, то они станутмотострелковыми. В то же время практику интенсивной подготовки надо распространить на все ВС.
    4. +3
      2 июня 2023 20:37
      Армия России не может быть меньше 2-2,5 млн человек.
      ...После обязательной службы (надо возвращать 2 года) ежегодные сборы. Хотя бы на неделю. Но реальные сборы.

      Во многом (но не во всём) вы правы. По демографическим и экономическим причинам нынешний предел численности ВС - 2 миллиона человек, причём и его будет весьма непросто обеспечить, если всё делать как нужно! Два года срочной службы ничего принципиально не изменят, если солдат учить так как это делали раньше и сейчас. В то же время при интенсивной подготовке по ВУС, не требующим высокой квалификации (стрелок, гранатомётчик и т.п.) достаточно одного года (конечно с последующими реальными ежегодными сборами). Командиры отделений и выше, а также должности требующие высокой квалификации должны замещаться контрактниками.
      Ну и как говорится на злобу дня: в нынешних условиях давно необходимо привлекать на добровольной основе "запасников" 3 разряда (возможно также "отставников" из возрастной группы на 5 лет старше) для комплектования тыловых подразделений по охране и обороне объектов (например, расчёты ПВО) и ремонту вооружения и военной техники (если конечно есть чем их обеспечить).
      1. +1
        3 июня 2023 14:22
        В настояшее время численность ВС РФ чуть более 2 млн человек. Из них 1,25 млн человек - это военнослужащие. То есть поднять численность до 2,5 млн человек вполне достижимая планка.
        Два года как раз и увеличат численность ВС.
        Насчет интенсивной подготовки я писал.
        Командные должности (даже сержантские) надо укомплектовывать контрактинками. Причем для контрактников должны быть изменены условия прохождения службы. В случае отказа от участия в боевых действиях, не просто разрывается контракт, а возвращаются все плюшки, полученные военнослужащим.
        Армия без тыла не существует. Значит тыловые службы должн ыбыть заполнены теми, Кто негоден к строевой службе. Это не синекура. Обслуживание техники - достаточно сложная работа. Также, как и логистика.
        СВО показала, что армии необходимы перемены. Из истории. После финской войны в Москве проходило всеармейское совещание, где вскрывались многие недостатки организации РККА. От тактических приемов, до образцов техники и тылового обеспечения.
        1. 0
          4 июня 2023 13:12
          no Гражданский персонал ВС - это другое!
    5. -1
      3 июня 2023 09:17
      После конфликта должна быть нормальная укомплектованная контрактная армия не более 1% от населения страны. Не на бумаге. От захватнических войн есть ядерное сдерживание. Надо снизить уровень милитаризма в обществе и мнения, что мы всех к ногтю прижмем. И внутри насилия будет меньше и соседям спокойнее будет. Не выдержит Россия при таких размерах и демографии армию в 2,5 миллионов и еще силовиков и связанного персонала на 10-15 миллионов. К тому же призывники будут демотивированы (у всех свои планы на жизнь - в разгаре 21 век), а подобный военный аппарат будет постоянно разлагаться и будет нагрузкой на общество в мирное время.
      1. +1
        3 июня 2023 14:27
        1% от населения страны это 1,4 млн человек. Или даже меньше. Несерьезно. В настоящее время армия 2 млн человек.
        От захватнических войн ядерное оружие не спасает. Ядерное оружие спасает от тотальной войны. Что Вы будете делать, если захватчик НЕ применит ядерное оружие? Не слышал, что призывники при службе в 2 года были демотивированы. Демотивация происходит если солдаты вместо боевой подготовки строят дачи генералам.
        Если армия в 2,5 человек будет нагрузкой на общество, то можете смело сдаваться. Сразу же.
    6. -1
      4 июня 2023 17:10
      По моему так контрактная и наёмная армия -близнецы братья. И воюют за того, кто больше платит.
  7. +3
    2 июня 2023 12:40
    Даже не стоит говорить о том,чего не будет. Вот когда под словом Родина будут видеть Народ,тогда и будет просветление в умах. Сейчас идет эвакуация из Белгородской области.Умное действие. Но вместе с этим умным действием допускают следующие провокации.Это уже испытано на Донбассе.Нам часто показывают ВСУ,как гитлеровскую орду,способную делать,что они пожелают. В политике,как и в жизни.Что ты допускаешь в отношении себя,то и будут злодеи творить.Только от тебя зависит,останешься ты чистым,или потонешь в грязи.
  8. +7
    2 июня 2023 12:52
    Всё было. И страна и армия и народ. Всё проорали.
    Поздно пить Боржоми, его тоже
  9. Комментарий был удален.
  10. +6
    2 июня 2023 14:07
    Прочитав эту публикацию возникла крамольная мысль: Уж не намекает ли уважаемый Автор на необходимость перенести столицу РФ из Москвы в ...Донецк? Это конечно фантастика.
    Но есть реальный вариант дабы инициировать "военную реформу": принудительно переместить резиденцию В.Путина из Ново-Огарева в Белгородскую область!
  11. +5
    2 июня 2023 14:47
    Начать надо с того, что заставить работать власть в Кремле и правительстве как в условиях военного времени. Убрать чиновников у которых основные интересы у врага: недвижимость, активы, семьи. это если сегодня не изменники, то точно саботажники. Спрятавшись за СВО врага не победить.Надо воевать, а не проводить гуманитарную операцию экономя жизни врага.
    1. -2
      2 июня 2023 23:19
      Чтобы менять чиновников под чаяния людей, нужна демократия. Иначе каких поставили, теми и наслаждайтесь.
  12. +6
    2 июня 2023 15:00
    Главная беда в том, что власть пытается, ничего не меняя в кривой общественно-политической системе, сложившейся в РФ, проскользнуть в сложной и опасной ситуации, ставшей следствием многолетней цепи ошибок. Ситуация в армии - одно из ее следствий. Расчет на то, чтоб а) удержаться и б) договориться. А это вряд ли выйдет. Отсюда разброд и немотивированность слоев общества, хоть и по разным причинам. Простого выхода из ситуации не видно.
    А по технике - действительно подтверждаю, кое-что из описанного и заложенного в 80-х лет 15 таскали по выставкам, но денег на ОКР не давали.
    1. Комментарий был удален.
  13. +10
    2 июня 2023 16:14
    Замечательная статья и замечательно, что в ней подчеркнута главная проблема нашей армии отсутствии мотивации. За что мы собственно воюем и в чем цель СВО. Этого не только армия не понимает, этого никто не понимает. Зам секретаря совета безопасности Медведев, зам министра иностранных дел Галузин, зам председателя госдумы Толстой озвучивают самые радикальные решения проблемы Украины: денацификаци и демилитаризация всей Украины, использование в случае неоходимости ядерного оружия и т.д. и т.п. Между тем В.В.Путин говорит, что целью СВО является защита Донбасса. Как говорится почувствуйте разницу. Причем интересно что своих замов: Патрушева, Лаврова и Володина Путин клоунами не выставляет. Патриотическую пургу несут их заместители, вопрос зачем? Для поднятия духа диванных турбопатриотов? Да, диванные турбопатриоты слышат, что хотят слышать. Для поднятия духа армии? Но армия которая год сидит в окопах и лучше кого-либо понимает, что для реализации наполеоновских планов нужны наполеоновские же усилия, а именно в окопах видно что они не предпринимаются, предпринимаются полумеры. И тут важное замечание, да армии солдату нужна мотивация. Но не меньше армии нужны наступательные действия, которые, как видно солдату, приближают конец, тяжелой прежде всего для солдата, войны. Это еще один повод мотивировать солдат воевать. Если солдат сидит в траншее год и понимает: что он будет сидеть в этой траншее и год и два и три и десять лет до тех пор пока политики не договорятся, и от него лично в этой войне ничего не зависит, как бы он не воевал, в то время как во время ВОВ солдат знал, что его действия приближают победу. От него, а не от политиков, которые может быть договорятся, зависит конец войны. И это мотивировало не меньше чем осознание того, что он воюет за свою родину.
    1. +3
      2 июня 2023 19:46
      Тут сравнивать уместнее не с ВОВ, а с Первой Мировой или Русско-японской. Непонятная война непонятно зачем с непонятными целями и предсказуемым итогом.
      1. 0
        3 июня 2023 12:22
        Давно пишу, что сво идентична 1мв. И сегодняшние власти очень напоминают по действиям лиц РИ. ВВП - Николай 2
        1. Комментарий был удален.
      2. 0
        3 июня 2023 14:30
        Война понятно зачем
        Цели войны вполне понятны
        Итог предсказуем.

        Не надо свои непонятки распространять на всех.
  14. +5
    2 июня 2023 16:50
    Что обсуждать. Армия обязана быть регулярной. В РФ капитализм, отсюда и рассуждения наёмная, контрактная, народная. Всё зависит от социального устройства государства. Это как в Советском Союзе была милиция, а в РФ полиция. Милиция охраняет народную собственность, а полиция частную собственность, капиталистов.
  15. +5
    2 июня 2023 16:58
    Какая должна быть армия? Не нужно изобретать электросамокат.
    70% - контрактная, 30% - призывная. Срок службы 2 года. Призыв нужен для формирования мобилизационного резерва. Да нужны базы хранения техники и вооружения, да нужны сокращенные части. Нужны полноценные военные училища и академии. Общая численность - 1,5-2 млн в мирное время с возможность утроить в военное время. Ну вообще это военная арифметика и даже не математика. Мне возразят, что это очень затратно и где взять деньги на все это. Ответ очень простой: надо работать. Делать свои станки, автомобили, самолеты и т.д. и т.п.
    Ну а если нет, то будем сидеть в глухой обороне и ждать когда западные партнеры посадят нас за стол переговоров.
    Да еще маленькое замечание. Контрактная армия и наемная это две больших разницы, как говорят в Одессе, которая все равно будет нашей!
  16. +2
    2 июня 2023 18:00
    Цитата: Михаил Л.
    Прочитав эту публикацию возникла крамольная мысль: Уж не намекает ли уважаемый Автор на необходимость перенести столицу РФ из Москвы в ...Донецк? Это конечно фантастика.
    Но есть реальный вариант дабы инициировать "военную реформу": принудительно переместить резиденцию В.Путина из Ново-Огарева в Белгородскую область!

    Двумя руками "за". Это шанс для России подняться над всем тем, что олицетворяют понятия "Москва" и "Путин". Давно писал о том, что только те граждане РФ, которые живут в ДНР, ЛНР, ПМР - являются гораздо большими "русскими", чем те, что живут в РФ. Ежедневно, ежеминутно эти граждане подвергаются испытаниям, только из-за того, что у них в кармане паспорт РФ! Но они остаются быть гражданами РФ! Посмотрите фото улиц Донецка, Луганска, Тирасполя, там флагов РФ больше, чем в любом городе РФ. Эти люди, прошедшие испытание - самые верные. Поэтому. Путина в Донецк (Белгород) на всё время СВО. Харьков освобождать и передавать в адм. подчинение Луганску(Белгороду), Днепропетровск освобождать и передавать в адм. управление Донецку, Одессу освобождать и передавать в адм. подчинению Тирасполю. Эти люди заслужили! А те, что сейчас живут в Харькове, Одессе...
  17. +2
    2 июня 2023 18:18
    На сегодня главное, по мнению ВВ-

    Сегодня этими же вопросами мы и займёмся применительно к обеспечению безопасности России, в данном случае безопасности внутриполитической, с учётом тех усилий, которые предпринимают до сих пор и активизируют их наши недоброжелатели для того, чтобы раскачать ситуацию внутри Российской Федерации.

    Дошло?
  18. 0
    2 июня 2023 21:26
    Стопицот дивизий ВДВ и ГРУ...

    Уважаемый автор. Приведенная вами цитата сводится до тривиального стёба и троллинга этим предложением. А вы так и не поняли
  19. Комментарий был удален.
  20. +2
    2 июня 2023 21:33
    За интересы какого народа воюет Русская армия сейчас? Всё под знаком "Ж" или "Z" кому как нравится. Только в Русском алфавите его нет.
  21. +1
    2 июня 2023 23:05
    Во время Великой отечественной войны подавляющее число бойцов было призвано путём мобилизации. Добровольцы были, но их было явно мало для победы.
    Для победы нужна хорошо вооружённая, обученная, дисциплинированная и достаточна по численности армия. А вот мотивация - это тот ещё вопрос. А что у нас: вооружения недостаточно, обученность не самая высокая и разная в разных частях, дисциплина в части стойкости - не знаю, контрнаступ покажет, численность - недостаточная. Судя по всему, если в результате перемирия России достанется Донбасс и юг в нынешнем состоянии - это уже победа. А мирного договора не будет в любом случае. Моя мечта линия разграничения по всему Днепру.
    1. -1
      3 июня 2023 09:31
      Алексей, ваша мечта - линия разграничения по Днепру, а мечта многих (хоть и не всех) - не участвовать в этих событиях. И это не связано с каким-то предательством, нелюбовью к Родине или либеральными настроениями. Скажите, это возможно, чтоб численность армии и ваши цели и мечты достигались только за счет ваших единомышленников, а также тех, кто связал свою жизнь с силовыми структурами и государственным аппаратом?
      1. +1
        3 июня 2023 19:13
        Конечно, моих единомышленников недостаточно, чтоб укомплектовать сухопутные ВС РФ добровольцами, потому мобилизация. Точно такая же история и в Украине.
        Увы, мечта отдельных людей и проблемы государства - это разное. Иногда это совпадает, часто нет. При этом влияние людей на государство очень слабое: будь это Украина или Россия, или даже Германия. Просто современные медиа в принципе могут сделать из большинства простых людей, что угодно: хоть расового нациста, хоть зомбированного демократа. При этом все это делается для блага человека. В итоге государством часто управляют продажные политики, поставленные какими то группами или, что ещё хуже иностранными государствами.
        Понятно, что государственные интересы могут не совпадать с желаниями людей, как в России, так в Украине. И таких людей немало. Украина хотела в НАТО, не считаясь со своим соседом Россией, которая изначально не представляла никакой опасности для неё, а наоборот хотела какой то интеграции, сотрудничества. А НАТО представляет для России существенную угрозу. В этом все и дело. А Донбасс - это уже дополнительный фактор. Не понимать этого в Украине не могли. Тогда, что? Отвечаю - продажность руководства Украины Западу, прежде всего США. Что касается Путина, то какую бы грязь на него не лили, он патриот России. Другое дело, что войну он начал неудачно, авантюрно и это его вина. Будь у него в начале СВО ещё тыс 200 вооружённых солдат с техникой война могла бы закончится год назад.
  22. +4
    3 июня 2023 09:13
    Нам нужна армия из детей чиновников и олигархов, тогда будет все, тогда будет применено ядерное оружие и любой на Западе кто посмеет хоть что то пикнуть будет уничтожен.
  23. +3
    3 июня 2023 10:30
    К слову.. Яков Кедми пару дней назад высказал своё мнение по теме СВО. Так вот, начал он вполне конкретно и жёстко - достаточно Кремлю довести российское тактическое ядерное оружие до уровня дивизий и прямо объявить об этом - и .. всё!
  24. +1
    3 июня 2023 19:33
    Наёмная? Или народная? - БОЕСПОСОБНАЯ.
  25. +2
    3 июня 2023 21:36
    Что бы армия стала по-настоящему народной, это надо возвращать Советскую власть. Народные армии это в народных республиках КНДР, КНР, ДНР, ЛНР в соответствии с названием, как-то так. В капстранах вроде как армии контрактные, если не считать некоторые африканские страны.
    1. 0
      4 июня 2023 12:25
      Профессиональная армия или призывная не зависят от социального-экономического строя. В призывной армии на два года для постройки дач для генералов и уборкой снега кубиками нет смысла. Это как тюрьма для человека. А, да, и КНР это чистейшая капстрана
      1. 0
        4 июня 2023 17:19
        Так дело то в генералах, а не в призыве.
  26. 0
    3 июня 2023 23:19
    Армия должна быть едина. История с минированием МО путей отхода Вагнера - беспредел. Если не будет публичного расследования, то на что вообще рассчитывать в этой СВО.
    1. История с минированием МО путей отхода Вагнера - беспредел.

      Cкиньте ссылочку на "историю", а то вдруг затеют расследование, а я буду не в теме:).
  27. +2
    4 июня 2023 14:56
    Для Победы России нужна именно народная армия, которая точно знает, за что воюет, а не наемная, куда приходят воевать за деньги.

    Чушь какая-то...
    Воевать должны профессионалы, а за деньги или по долгу - вторично...
    Потому как "война" - это профессия, тяжелая и с высоким уровнем смертности...
    Можно набрать "армию" из народа, толку от них никакого - он необучен, не "надриссерован", психологически не выдержан - пороха не нюхал.
    Как результат - пушечное мясо...
    С таким же успехом, можно набирать врачей, инженеров и т.д. из народа
    Вы знаете примеры "народная армия, которая точно знает, за что воюет"?
    Да, были добровольцы, и не мало, но погоды они не делали никогда
    Народные армии набирали путем мобилизации - т.е. принуждением
    А за что воюют - им рассказывала пропаганда, у каждой страны своя...
    В 99.9% - за капиталистов и их семьи
    В нашем случае есть одно исключение - ВОВ
    ----
    Нынешняя государственная идеология будет каждую минуту напоминать: идет война народная, чтобы готовить молодых людей умирать за "Родину".
    Идет "война" народная: вершки – отдыхают! У жирующих от продажи сырья – жизнь наладилась. Хоть поубивай за Родину весь остальной народ – накласть на то три кучи, душонки паразитов не болят. Надо лишь воспитать новые поколения и старые нашколить окончательно – безмолвно дохнуть за господ, крутящих всякие свои военные и прочие аферы. Народ у нас жуть какой способный: сам себе рот зашьет, на смерть без всяких разговорчиков в строю пойдет. Что б с таким не воевать! Не господская ж при этом кровь будет литься, а людская, что для господ наших – сущая водица, тьфу!
  28. 0
    6 июня 2023 12:32
    Воюют контрактники, армия народа стоит на заднем дворе.
  29. -2
    6 июня 2023 14:16
    Прежде чем задавать вопрос какая армия нам нужна, нужно задать вопрос, а какие цели мы перед этой армией будем ставить?

    Да, России нужны не только силы прорыва, но и армия Победы, большая, обученная, сплоченная и мотивированная, способная пройти до польской границы и при необходимости дальше. Возникает закономерный вопрос, а на каких принципах она должна формироваться?

    В отличие от нашей интеллигенции либерального толка, «милиционеры» Донбасса не имеют никаких иллюзий по поводу противника и того, что тот учинит, оказавшись в Донецке, Луганске, Белгороде, Курске или Москве.

    Т.е. автор видит альтернативу: либо мы побеждаем Украину и НАТО дойдя до польской границы, а понадобится и дальше (до атлантики наверно), и проводим парад победы на Крещатике, а лучше на Елисейских полях. И обеспечиваем себе мирную спокойную благополучную жизнь. Либо нас побеждает Украина, города и население жестоко уничтожаются бандеровцами, а на Красной площади ВСУ проводит парад победы. Правда есть и третий вариант:

    ...тенденция такова, что эта война может затянуться еще не на один год, а то и вовсе перерасти в перманентный вооруженный конфликт по индо-пакистанскому образцу с регулярными кровопролитными обострениями и перемириями,

    И автор нам предлагает выбирать: либо бесконечная война, либо победа ВСУ, оккупация и геноцид российского народа, либо наша полная и безоговорочная победа над Украиной, а лучше и над стоящим за её спиной блоком НАТО. В такой постановке вопроса выбор ясен. Однако даже автор вынужден признать:

    Однако проблема заключается в том, что, даже пожелай всерьез Верховный здесь и сейчас дойти до польской границы, для этого ему понадобится армия, которой у нас пока что нет.

    А какая армия у нас есть? Наша армия конгломерат соединений с разной профессиональной подготовкой и мотивацией. Есть контрактники, но разные: более или менее подготовленные и мотивированные элитные войска: ВДВ и морская пехота и обычные контрактники, которые после череды поражений массово "пятисотились", есть мобилизованые, которыми разбавлены обычные части. Есть чеченцы, есть национальная гвардия, есть ЧВК Вагнер. В виде отдельных подразделений. Наконец есть армия ДЛНР, которая вошла в состав ВСРФ, но как целостная структура, она пожалуй одна из самых боеспособных, потому что сражается за свою землю и своих близких. У остальной нашей армии такого понимания нет. Впрочем и Вагнер сражается неплохо, мотивация основана на железной дисциплине и и хорошей зарплате. А профессионализм основан на хорошей подготовке под руководством офицеров из российской армии. Генерал-полковник Мизинцев, герой Сирии и Мариуполя стал зам командира Вагнера. Т.е. там лучшие офицерские кадры не прижившиеся в нашей армии.
    Народная или наёмная армии нужны России? Народная призывная и добровольческая армия будет эффективно воевать только ясно понимая, что защитить свои дома и семьи можно только дойдя до Львова, а потом и Парижа. Нападения на Белгородскую область должны приближать это понимание, но без недвусмысленных призывов и главное поступков сверху ничего не будет. Люди ж знают, что дети нашей элиты в Голландиях, Англиях, США, в лучшем случае в Дубаях. Так что призывы: защитим свои семьи от ворога, будут звучать лицемерно. Вторая проблема нашей армии, она для решения столь масштабных задач должна быть минимум вдвое более многочисленной. И даже для войны с Украиной нам требуется самое передовое вооружение и в большом количестве. Что уж говорить про войну с НАТО. Мы сегодняшнюю не слишком многочисленную армию не можем обеспечить современными вооружениями и на фронт идут Т-54 и Т-62. Мы небо страны не можем прикрыть от немногочисленных украинских "стрижей", вся ПВО на ЛБС занята, а что будет, когда полетят тысячи томагавков? Политический аспект проблемы. Для всего мира агрессор Россия, и все эти разговоры, что мы защищаемся, воюем чтобы ВСУ не пришла в Россию и не устроила геноцид, резню, это разговоры в пользу бедных. Если им даже в России не верят, то расчитывать, что им где-то поверят, не приходится. Так что наша война за свое спасение будет извне восприниматься, как агрессия и захват Украины, а там и Европы.
    Итог: мотивировать армию на войну, а народ на милитаризацию стране, пока не получится. Ни верхи ни низы не хотят. Вооружения ни количественно ни качественно не позволяют создать армию способную сокрушить хотя бы Украину. Внешнеполитически мы будем быть в положении агрессора и в полной изоляции. Поэтому хотелки автора приходится признать совершенно нереалистичными.