Южный Кавказ может превратиться в Дикое Поле

В ходе недавнего еженедельного брифинга официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ответила на вопрос о проекте реализации совместного проекта Турции и Азербайджана систем управления воздушным командованиям.

«Это тоже вопрос компетенции Минобороны, но я хотела бы отметить, что Российская сторона неоднократно выражала негативные отношения к возможному появлению постоянной или квазипостоянной инфраструктуры НАТО в регионе Южного Кавказа и наша позиция остаётся неизменной».

В текущей реальности полное «отуречивание» вооружённых сил Азербайджана, на чем не первый год работают в Баку инструкторы как из Анкары, так и из стран НАТО, стало объективным фактом. А встраивание Азербайджана в информационную и боевую инфраструктуру НАТО идет полным ходом и является стратегической целью Госдепа США.

Инфраструктура НАТО уже появилась и в Армении. Под внедрение военных стандартов Альянса сформирован учебный центр и создаётся объединенная Военная академия. Группа будущих руководителей создаваемой в Армении Службы внешней разведки проходит обучение в Лэнгли (ЦРУ).

Между тем, эсхатологическое противостояние Армении и Азербайджана никуда не делось несмотря на явно предательскую с точки зрения интересов армянского народа политику правительства Пашиняна.

Вместе с тем, члены НАТО отнюдь не едины в том, что касается их интересов на Южном Кавказе.

Так, часть правящих кругов Франции находится в геополитических и геоэкономических контрах с Турцией и активно поддерживает действующие армянские власти. В некоторых СМИ активно муссируется информация о том, что Париж якобы уже приступил к поставкам вооружения Еревану, организовав поставку 50 бронетранспортеров.

Активизация военного сотрудничества Франции с Арменией была инициирована в ходе визита в Париж министра обороны Сурена Папикяна в сентябре 2022 года, после очередного приграничного обострения.

27 октября 2022 года посольство Франции в Ереване сообщило о визите делегации Минобороны и переговорах с министром обороны, министром высокотехнологичной промышленности и секретарем Совбеза Армении. Отмечалось, что «делегация одобрила назначение в Ереван постоянного атташе по вопросам обороны».

1 марта 2023 года американский аналитический ресурс по международной безопасности Global Security Review сообщил: «Проармянская риторика президента Макрона может привести к соглашению по противовоздушной обороне». Отмечалась вероятность поставок Армении французских зенитно-ракетных комплексов Mistral.

24 апреля негласный рупор спецслужб Франции Intelligence Online сообщил, что официальный Париж приступил к подготовке выстраивания системы экспорта вооружения Армении. Тогда же стало известно о возобновлении работы двустороннего комитета по вооружениям.

В тот же день глава группы дружбы Франция – Армения Сената Франции Жильбер-Люк Девиназ заявляет: «…Мы должны позволить, чтобы Армения обеспечила безопасность своих границ, то есть мы должны помочь ей вооружиться».

28 апреля 2023 г. слово берёт глава МИД Франции Катрин Колонна: «Что касается обороны, то создание военной миссии при посольстве Франции в Армении должно дать возможность углубить наше двустороннее сотрудничество в этой ключевой сфере», заявив о важности диалога между представителями Нагорного Карабаха и Азербайджана. «Мы хотим, чтобы между представителями Нагорного Карабаха и властями Азербайджана начались переговоры при поддержке международного сообщества относительно содержания прав и гарантий населения. Это означает, что для таких переговоров должны быть созданы благоприятные условия, в том числе в восстановлении свободного передвижения через Лачинский коридор (единственный путь, связывающий Нагорный Карабах с Арменией – Прим. авт.). Франция поддержит любое решение, которое обеспечит, чтобы армянское население Нагорного Карабаха могло продолжать жить там в безопасности, сохраняя свою историю, наследие и культуру. Это его неприкосновенное право».

Колонна также заявила, что блокирование официальным Баку Лачинского коридора «препятствует продолжению мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном, представляет серьезную угрозу стабильности региона».

В интервью «Первому новостному» политолог Армен Ованнисян высказал мысль о том, что «Франция сможет стать для Армении военно-стратегическим союзником. Создание военной миссии при посольстве Франции в Армении – очень важный шаг».

По мнению небезызвестного главы Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артура Сакунца, «учитывая несоответствие военных ресурсов, Армения обязана пополнить составляющую своей безопасности посредством других стран... будь то Франция, США, Великобритания».

«Новый военный атташе будет курировать поставки французского оружия в Армению. Основную поддержку военно-политическому решению Парижа относительно отправки оружия в Армению оказал лично президент Эммануэль Макрон», – пишет иранское информагентство Yazeco.

Французские военные пока еще не встали твердой ногой на территории Армении либо Нагорного Карабаха. Но намерение таковое озвучивается, хотя пока на уровне деклараций.

Имеются большие сомнения в том, что охваченная массовыми беспорядками и погромами «макроновская» Франция сможет на деле восставить военную и политическую конкуренцию Турции, за которой стоят британцы. При этом Макрон и его единомышленники будут пытаться «вставлять палки в колёса» намерениям своих соратников по НАТО.

Верховным же модератором «гордиева узла» региональных проблем станут США, которые будут дергать то за турко-британские, то за французские ниточки в своём фирменном англо-саксонском стиле, чтобы в один прекрасный момент выйти из политических и военных кулис и предстать перед целевой региональной аудиторией в тоге миротворца.

Каковы перспективы конфликта групповых интересов на Южном Кавказе?

В октябре 2015 года израильский военный эксперт Мартин ван Кревельд опубликовал в своем блоге статью под названием «A Thirty Years’ War?» («Тридцатилетняя война?»), в которой коснулся перспектив военного конфликта в Сирии. Автор – один из наиболее авторитетных мировых «стратегистов». Так на Западе называют экспертов, специализирующихся на анализе и разработке перспективных военно-политических концептов. Обладая эксклюзивной инсайдерской информацией и высокой эрудицией, ван Кревельд даёт практически безошибочные прогнозы по развитию как отдельных региональных конфликтов, так и общемировых стратегических трендов. В сфере военной стратегии его авторитет примерно соразмерен авторитету в глобалистике многоопытного Генри Киссинджера.

Так вот, Ван Кревельд уподобляет военный конфликт на Ближнем Востоке средневековой «Тридцатилетней войне» за гегемонию в Священной Римской империи, продолжавшейся с 1618 по 1648 год и затронувшей практически все европейские страны.

Война велась в основном на территории Германии, на территории погибло от голода и эпидемий две трети населения. Две попытки прекращения войны, а именно Любекский (1629) и Пражский мир (1635), не принесли успеха, так как не учитывали интересов всех заинтересованных сторон. Лишь только всеевропейский Вестфальский мирный конгресс 1641-1648 гг. положил конец этому кровавому конфликту. Вестфальский мир 24 октября 1648 года зафиксировал новый баланс сил в Европе (включая обретение независимости Швейцарией и Нидерландами) и новые правила политической игры.

Ван Кревельд увидел системное сходство этого знаменитого средневекового конфликта с нынешней войной в Сирии. Столкновение разнонаправленных сил и интересов, внутренних и внешних, делает ситуацию безвыходной, резюмирует израильтянин, по мнению которого, имеются все основания считать, что военные действия только разгораются. Главной жертвой конфликта будет гражданское население, как и во время средневековой «Тридцатилетней войны», писал ван Кревельд, и в этом не ошибся.

То ли в шутку, то ли всерьез, он завершает свой прогноз риторическим вопросом и сакраментальным ответом на него: «Ну а кого объявят главным виновником? Конечно же, Израиль! Но мы, израильтяне, к этому привыкли» (« And whom will everyone blame? Israel, of course. But that is something we Israelis, and Jews, are used to»).

Есть все основания полагать, что начавшееся «размножение» внешних интересантов конфликтной ситуации на Южном Кавказе произведёт тот же эффект, который многомудрый ван Кревельд спрогнозировал в отношении войны на Ближнем Востоке – и тогда Южный Кавказ превратится в кровоточащее Дикое поле. И есть еще больше оснований полагать, что еще одной, причём не такой уж второстепенной, стороной регионального противостояния окажется Израиль. И если в конечном итоге именно его объявят главным виновником незатухающего конфликта, то тот же ван Кревельд не преминет воскликнуть: «Но мы же, израильтяне, к этому привыкли».

Возможно, тогда страны региона вспомнят, что только северный сосед к северу от Большого Кавказского хребта, единственно в состоянии обеспечить им покой и стабильность. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук