Почему ВМФ РФ не намерен отказываться от тупиковых проектов кораблей

22

На написание данной статьи ее автора натолкнула одна довольно тревожная информация. В предыдущем материале было высказано предположение, что следующей целью для атаки украинских террористов на Черном море с использованием истребителей МиГ-29, несущих ПКР воздушного базирования, может быть выбран один из российских патрульных кораблей проекта 22160, не имеющих штатно никакой серьезной системы ПВО. Так вот, оказывается, эту откровенно тупиковую ветвь военного кораблестроения пытаются продолжить.

Для того чтобы понять, почему ВМФ РФ, несмотря на пару десятилетий вполне себе «тучных» лет, когда нефтедоллары лились в федеральный бюджет рекой, подошел к прокси-войне с блоком НАТО в таком состоянии, которое мы наблюдаем, достаточно посмотреть, на что тратились деньги. А шли они, в том числе, на крайне сомнительные проекты, вызывавшие шквал критики среди настоящих военно-морских экспертов и просто неравнодушных к судьбе отечественного флота.



«Невидимки»


Первый проект, который несколько месяцев назад фактически приказал долго жить, носил шифр 20386. В СМИ этот корвет позиционировался как первый в России, созданный по технологии стелс, что не соответствует действительности. Корабль был заложен 28 октября 2016 года на стапеле ПАО «Северная верфь», но 31 мая 2023-го РИА Новости со ссылкой на собственный источник в оборонном ведомстве рассказали, что корвет-«невидимка» отправляется на перепроектирование:

Проект не закрыт, проект продолжается, но сдвигается вправо на необходимый для перепроектирования срок. Потребовалась дополнительная проработка ряда принятых инновационных решений, внедряемых на этом корабле.

Как говорится, понадобилось всего семь лет, чтобы понять, что-то идет не так, как задумывалось. Для кораблика полным водоизмещением в 3400 тонн это многовато. Так что же пошло не так?

Наверное, главной проблемой отечественного военного судостроения является то, что от его продукции заказчик требует максимальной универсальности. Удивляться тут нечему: после распада СССР и разрыва промышленной кооперации с Украиной строительство крупных кораблей 1-го ранга стало технически очень сложной задачей. Поэтому Минобороны РФ пыталось превратить обычные корветы чуть ли не в «Звезду смерти», напичкивая их вооружениями по максимуму, что автоматически вело к удлинению сроков строительства и удорожанию. Особенно ярко это было видно на судьбе проекта 20386.

От небольшого корабля требовалось уметь действовать одновременно и в ближней, и в дальней морских зонах, бороться с вражескими субмаринами, прикрывать свои корабли зонтиком ПВО, поддерживать высадку морского десанта и даже сражаться с надводными кораблями противника, оставаясь невидимым на радарах. То есть, от корвета требовалось выполнение задач многоцелевого корабля дальней морской и океанской зоны водоизмещения проекта 22350/22350М. Нетрудно догадаться, чем дело закончилось.

Вырисовывался корвет стартовой стоимостью в 29 миллиардов рублей, что приближало его по цене к искомому многоцелевому фрегату. Для сравнения, серийно производимые корветы проекта 20380/20385 обходятся бюджету в «жалкие» 18 миллиардов за штуку. При этом стелс-корвет проекта 20386 имел бы меньшую мореходность, дальность хода и был бы слабее вооружен, чем фрегат. И еще множество претензий технического плана, высказываемых специалистами.
Построить их собирались аж десять! Однако за семь лет не построили до конца ни одного.

Головной корвет серии изначально назывался «Меркурий», но был сперва переименован в «Дерзкий», а теперь отправляется на перепроектирование. Феноменальная «эффективность» использования бюджетных средства и, самое главное, времени, которое не отмотать назад. Но это еще ничего. Худо-бедно, потратив нерационально огромные суммы, но эти полукорветы-полуфрегаты еще можно было бы заставить реально воевать и выполнять иные боевые задачи, чего не скажешь о следующем нашем герое.

«Голуби войны»


Как было отмечено выше, кандидатом номер один на потопление украинскими ВВС в составе Черноморского флота является любой корабль проекта 22160. Удивляться тут вообще нечему: это изначально не военные, а именно патрульные корабли, которые разрабатывались для нужд Береговой охраны ФСБ, но там не пригодились и «неведомым» образом оказались востребованными Черноморским флотом. Предполагалось, что воевать они будут с сомалийскими и прочими пиратами.

Свое неофициальное название «голуби мира» корабли получили за крайне слабую вооруженность: единственная артиллерийская установка, пара дистанционно-управляемых гранатомётов ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Системы ПВО морского базирования в проекте 22160 не предусмотрено. Вернее, она предусмотрена, в рамках продвинутой модульной системы, но реально ее нет. Отбиваться от украинских МиГ-21 или F-16, если что, придется либо из ПЗРК «Игла», либо из закрепленного цепями на палубе модуля ЗРК «Тор» наземного базирования с соответствующим боезапасом.

Самым правильным решением видится отдать проект 22160 Береговой Охране, для которой он и создавался, забрав взамен в состав ВМФ РФ два сторожевых корабля проекта «Нерей» – ПСКР «Дзержинский» и ПСКР «Орел». После их ремонта и модернизации можно получить два вполне приличных фрегата ПЛО. Однако, оказывается, разработчики «голубей мира» совершенно не собираются успокаиваться и намерены превратить их в «голубей войны». Гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов рассказал РИА Новости дословно следующее:

Проектантом, в соответствии с результатом строительства «патрульника», а также с предложениями и требованиями потенциальных заказчиков, была проведена модернизация и актуализация ряда параметров и замена некоторых систем. Модернизированная версия корабля проекта 22160 дополнена управляемым ракетным оружием и многоканальным зенитно-ракетным комплексом «Ресурс». Для продвижения данного проекта силовым структурам нужна была проработка и представление облика корабля с конкретизированной установкой на нем вооружения, систем и комплексов.

То есть, вместо того чтобы забыть про этот тупиковый проект, в него хотят вбухать еще больше денег, впихивая в корпуса новых патрульных, не военных, кораблей пусковые установки под «Калибры» и дорогостоящие зенитно-ракетные комплексы. По некоторым оценкам, стоимость такого «голубя войны» может перескочить за 20 миллиардов рублей за штуку. Нет слов.

Занимать производственные мощности, тратить огромные бюджетные средства на абсолютно тупиковое направление, когда можно было бы построить больше корветов проекта 22380/22385 либо малых корветов ПЛО на базе МРК «Каракурт», которые реально нужны и реально смогут выполнять массу боевых задач. Просто нет слов.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 августа 2023 17:14
    Тупиковые супер проекты нужны. Без них не возникла бы война с Украиной. Это же надо было додуматься развалить СССР. Это, как левой ногой одновременно чесать глаз и затылок.
    1. 0
      10 августа 2023 16:24
      Эксперименты конечно нужны и не всегда они успешны, но засада ситуации в том, что ВМФ заложив "прогрессивный" проект 20386, только заложив и не построив ни одного корабля, решил, что негоже строить корветы по "устаревшему" проекту 20385, отказалось от закладки корветов по этому проекту. Прошло 6 лет стало ясно что проект 20386 провалился, причем настолько, что корвет пока не удалось даже ввести в состав флота, он в ранге опытового корабля. Тут ВМФ схватился за голову и кинулся закладывать корветы проекта 20385, только вот время не вернёшь. А так да, эксперименты нужны.
  2. +7
    9 августа 2023 18:04
    А что, была задача по строительству чего-то для защиты государства?
  3. Комментарий был удален.
  4. -2
    9 августа 2023 20:07
    очевидно что автор прав по поводу стелс корвета, однако идеи Климова Тимохина насчет парульника не совсем точные, при наличии модуля ПВО (того же тора или панциря М ) это очень полезный корабль, а тупиковые проекты гораздо дороже и безсмысленее чем парульник предназначенный для конвоев сухогрузов, тупики это КУЗя деньгожор, два УДК, два БДК то есть не имея тральщиков , не имея большого количечесва ПЛ, не мея БЕ200 ПЛО тратиться на четыре огромные трпанспорпа мирного времени и на безсмысленого Кузю, преступно!
    1. +2
      10 августа 2023 23:16
      Конечно, "Кузя" - бредовый корабль... Идиотский. Но он создавался другой страной, с другими возможностями, и был, фактически экспериментальным кораблем. И с УДК/БДК вопрос интересен - где их использовать? Хотя бы теоретически? Но и бесполезный патрульник, по цене превосходящий нормальный фрегат - нафиг не нужен!
  5. 0
    9 августа 2023 20:31
    Провальные и тупиковые проекты тоже нужны. На их основе нарабатывается компетенция. И корабль это набор огромного количества новых компонентов. За время службы эти новые компоненты будут оценены и либо исправлены, либо перепроектированы. Даже если корабль признают провальным, то это не означает, что он на 100% состоял из негодных частей.
    1. +6
      9 августа 2023 21:57
      Тут возможно присмотреться, кто и почему выдаёт такие заказы от МО РФ. "Пилятся" огромнейшие деньги, что для множества участников хватает на десять поколений вперёд, и эта коррупционная составная давно не последняя в колее неудач. Имели падёж ракет Росскосмоса, но возможно ракеты несли пустышки от разворованных средств и падали, тем унося концы буквально в прямом смысле в воду... В сегодняшней РФ многое "невероятное , но очевидное".
      1. -3
        9 августа 2023 22:19
        Слишком притянуто за уши. Как бы я не смотрел со скепсисом на МО РФ, там достаточно людей, которые не стали бы молчать.
        1. +7
          10 августа 2023 10:57
          Реплика. Основную массу офицеров и служащих, которые не стали бы молчать, уволили сердюковскими реформами и набрали большинством тех , кто молчат да ещё участвуют в аферах и хищениях... Уж такие реалии, на пример, виновники в провале и более полтора года неприглядного ведения СВО, далее сидят на своих высоких должностях.
  6. 0
    9 августа 2023 22:52
    Экспериментировать в судостроении тоже нужно - это наработка опыта. Америкосы своего Замволта тоже строили с мыслью в голове. Это те ошибки, за которые стоит платить деньги. Именно таким экспериментом перед самой войной был создан танк Т-34, за что большое спасибо его создателю.
  7. -1
    10 августа 2023 00:25
    Вместо того,что перспективный и экономически выгодный проект ,который предусматривает сброс ракет с помощью транспортного самолета.Продолжают многомилиардные попилы бесполезных кораблей,которые по 8-16 ракет несут и полностью бемполезными становяться.
    Транспортный самолет с контейнером для пуска,сможет за час выходить на место пуска(500км пролететь),вернуться на базу за полтора и снова полететь.Экипаж транспортника 7-10 человек.
    Но как известно,чем тупее,тем лучше.Еще 10 носителей крылатых ракет сделаем за 100500 миллиардов)
    1. +2
      10 августа 2023 10:45
      Боевой корабль хотя бы теоретически может отбиться от атаки ракетами - беспилотниками.
      Транспортный самолет гарантированно собьют при наличии систем ПВО ( а они есть).

      Ну и если за дешевизну - то оптимально - ПУ в контейнерном исполнении, возить грузовиками, в том числе на один боевой - 5 ложных (и возить ложные - беспилотными грузовиками).
  8. -2
    10 августа 2023 00:34
    Bonjour à tous, en 2023 je trouve ça " débile" les gros navires, les gros chars, les bases, en fait tout ce qui est une grosse cible souvent lente voir immobile! J'opterais que pour des petits robots dans la triade + espace (air, mer, terre, espace) oui de petits robots avec une capacité de neutralisation à chaque fois sur mesure. Par exemple pour attaquer, un "lancet" (drone x wing) avec une ogive à cristaux de quark (mieux que le nucléaire, plus petit, plus léger) pour traiter des cibles avec de l'équivalence à 100Kt... pour surveiller c'est pareil! de petites choses et en nombres! L'idéal serait de surveiller et en même temps avoir la capacité de neutralisé. ETpourquoi pas même embarquer une IA qui, à la fois commande et exécute? Cible ennemie détectée, neutralisation possible pendant x secondes, attente contre ordre, neutralisation fenêtre augmentée, attente contre ordre, attention neutralisation en dégradation ni contre ordre ni communication d'avertissement possible: feu!
  9. 0
    10 августа 2023 01:54
    Сергей, касаемо темы патрульников вы чрезмерно повелись на плачь ипсо-всепропальщиков и недостаточно изучили характеристики этих кораблей.

    Сегодня они патрулируют Чёрное море, но изначально они проектировались под возможность службы в дальних походах, именно для этой задачи они просели по скорости, зато имеют впечатляющую дальность плавания и автономность (конечно, врагам России такое понравится не может и идёт вал заказного хейта). Кто-то скажет, да что им делать в мировом океане, слишком малы, но как же Флетчеры со своим водоизмещением справлялись во Второй мировой или с тех пор океаны стали каким-то другими!?

    Если будет сформирована группа кораблей из Горшковых, корветов 20380/5, пл и десантных кораблей, то понадобятся и корабли охранения-поддержки. Так вот, помимо пушки и пулеметов, вы совершенно проигнорировали электронное оборудование корабля, возможность обеспечения целеуказания другим кораблям ордера, имеющийся шлюз для спуска-приема на ходу десантной бронированной лодки (тут отдельная песня, бесшумность водометных движителей, работа на мелководье, маневренность, может двигаться боком. Там лодка - мечта спецназа), наличие ангара для беспилотников и вертолета. Да один Ка-52К на борту это уже ничего себе "голубь мира", таких сюрпризов может раздать. Модульность, предусмотренная проектом, даёт широкие возможности, если в походный ордер включить 6 таких патрульников: два из них могут иметь на борту - Катраны, два - многоцелевые транспортники, и ещё два можно заточить в противолодочные задачи, взять по противолодочному вертолёту, бронированную лодку оставить на базе, а шлюз корабля использовать для работы с надводными или подводными беспилотниками для контроля подводной обстановки, сейчас дроны развиваются семимильными шагами, какая же тут к черту "тупиковость"? Тут будущее!

    Незачем уродовать Каракурты (с малой автономностью) под противолодочные задачи, когда 22160 являются куда лучшей базой для этих задач. И тот факт, что кораблям закроют их слабости установкой приемлемого пво и ПКР Х-35, это очень здорово. Проект не так плох, как многим кажется или хочется
    1. +2
      10 августа 2023 07:42
      Цитата: Object.F7
      Сергей, касаемо темы патрульников вы чрезмерно повелись на плачь ипсо-всепропальщиков и недостаточно изучили характеристики этих кораблей.

      Сегодня они патрулируют Чёрное море, но изначально они проектировались под возможность службы в дальних походах, именно для этой задачи они просели по скорости, зато имеют впечатляющую дальность плавания и автономность (конечно, врагам России такое понравится не может и идёт вал заказного хейта). Кто-то скажет, да что им делать в мировом океане, слишком малы, но как же Флетчеры со своим водоизмещением справлялись во Второй мировой или с тех пор океаны стали каким-то другими!?

      Если будет сформирована группа кораблей из Горшковых, корветов 20380/5, пл и десантных кораблей, то понадобятся и корабли охранения-поддержки. Так вот, помимо пушки и пулеметов, вы совершенно проигнорировали электронное оборудование корабля, возможность обеспечения целеуказания другим кораблям ордера, имеющийся шлюз для спуска-приема на ходу десантной бронированной лодки (тут отдельная песня, бесшумность водометных движителей, работа на мелководье, маневренность, может двигаться боком. Там лодка - мечта спецназа), наличие ангара для беспилотников и вертолета. Да один Ка-52К на борту это уже ничего себе "голубь мира", таких сюрпризов может раздать. Модульность, предусмотренная проектом, даёт широкие возможности, если в походный ордер включить 6 таких патрульников: два из них могут иметь на борту - Катраны, два - многоцелевые транспортники, и ещё два можно заточить в противолодочные задачи, взять по противолодочному вертолёту, бронированную лодку оставить на базе, а шлюз корабля использовать для работы с надводными или подводными беспилотниками для контроля подводной обстановки, сейчас дроны развиваются семимильными шагами, какая же тут к черту "тупиковость"? Тут будущее!

      Незачем уродовать Каракурты (с малой автономностью) под противолодочные задачи, когда 22160 являются куда лучшей базой для этих задач. И тот факт, что кораблям закроют их слабости установкой приемлемого пво и ПКР Х-35, это очень здорово. Проект не так плох, как многим кажется или хочется

      Модульность в США признана бесперспективной.Мало того,что на замену до месяца уходит,так ещё и второй-третий экипаж приходиться держать
      1. 0
        10 августа 2023 13:39
        Модульность в США признана бесперспективной.

        Я бы перефразировал: модульность по-американски беспереспективна. Чем Вам не по нраву модульность в смысле замены противолодочного вертолёта на ударный или ДРЛО; замена контейнера с калибрами на контейнер с "Тором" или БУГАС; замена безпилотника противоминного на разведывательный или ударный? За полтора года СВО сколько раз уже поменялась обстановка и задачи надводных кораблей ЧФ? От угрозы десанта на Одессу до охраны газопровода, от ПВО ВМБ до противодействия морским беспилотникам. Да, для противодействию постоянным угрозам нужны специализированные корабли (тральщики,МРК,корветы ПЛО), а для борьбы с вновь возникающими угрозами или для усиления борьбы с постоянными и нужны универсальные модульные патрульники.
    2. +1
      10 августа 2023 11:47
      Сегодня они патрулируют Чёрное море, но изначально они проектировались под возможность службы в дальних походах, именно для этой задачи они просели по скорости, зато имеют впечатляющую дальность плавания и автономность (конечно, врагам России такое понравится не может и идёт вал заказного хейта). Кто-то скажет, да что им делать в мировом океане, слишком малы, но как же Флетчеры со своим водоизмещением справлялись во Второй мировой или с тех пор океаны стали каким-то другими!?

      Интересно, что Россия к концу лета 2023 года забыла в дальних океанских походах? Конкретно?

      Если будет сформирована группа кораблей из Горшковых, корветов 20380/5, пл и десантных кораблей, то понадобятся и корабли охранения-поддержки. Так вот, помимо пушки и пулеметов, вы совершенно проигнорировали электронное оборудование корабля, возможность обеспечения целеуказания другим кораблям ордера, имеющийся шлюз для спуска-приема на ходу десантной бронированной лодки (тут отдельная песня, бесшумность водометных движителей, работа на мелководье, маневренность, может двигаться боком. Там лодка - мечта спецназа), наличие ангара для беспилотников и вертолета.

      То есть, фрегаты проекта 22350 и корветы 20380/5 будут охранять патрульные корабли проекта 22160? recourse

      Модульность, предусмотренная проектом, даёт широкие возможности, если в походный ордер включить 6 таких патрульников: два из них могут иметь на борту - Катраны, два - многоцелевые транспортники, и ещё два можно заточить в противолодочные задачи, взять по противолодочному вертолёту, бронированную лодку оставить на базе, а шлюз корабля использовать для работы с надводными или подводными беспилотниками для контроля подводной обстановки, сейчас дроны развиваются семимильными шагами, какая же тут к черту "тупиковость"? Тут будущее!

      Есть встречное предложение: можно взять многоцелевую баржу и поставить на нее вертолет, ЗРК и пусковые ячейки для Калибров, а также морские дроны. Идея примерно одного порядка.

      Незачем уродовать Каракурты (с малой автономностью) под противолодочные задачи, когда 22160 являются куда лучшей базой для этих задач.

      Какая особенная автономность нужна малым корветам ПЛО в БМЗ? Достаточно увеличить водоизмещение Каракурта до 1,5 тт.

      И тот факт, что кораблям закроют их слабости установкой приемлемого пво и ПКР Х-35, это очень здорово. Проект не так плох, как многим кажется или хочется

      Втыкать столь серьезные и дорогостоящие вооружения в плохой патрульный корабль - это просто преступление перед ВМФ РФ, который и так в кризисе. На эти деньги можно и нужно строить нормальные корветы, нормальные фрегаты и нормальные суперКаракурты-ПЛО. Все остальное - это распил бабла.
  10. 0
    10 августа 2023 09:15
    Интересны отзывы профессиональных судостроителей, Н.П. Патрушева и Кириенко!
  11. 0
    10 августа 2023 11:07
    У автора сплошной сумбур-каламбур в голове.
    То проект 20386 стал 3400 тонн (из 1800т пр.20380), то он хочет передать пограничные корабли пр.22160 береговой охране (совершенно разные задачи).

    Пр. 22160 - это, по сути, плавучая база для вертолёта и скоростного катера с десантом, которые и выполняют задачи задержания, осмотра,..... Сам корабль предоставляет относительно комфортные условия обитания экипажа, который по специфике службы, более чем в разы на других кораблях, находится в море на патрулировании. И уже было сообщение, что строительство новых, пока приостановлено.

    Пр.20386 - относительно малогабаритный боевой корабль, в котором часть вооружения может находиться в двух сменяемых контейнерах/модулях. Это позволяет надолго или кратковременно менять боевые возможности. При этом, могут быть загружены различные ракеты (мелкие-крупные, ПВО, ПЛО или ударные) или системы противолодочной борьбы (погружные/буксируемые ГАС) или транспортные объёмы. Такая модульность предполагает возможность быстрой перезарядки или смены вооружения или самого носителя для ремонта/модернизации.
    1. 0
      10 августа 2023 11:39
      то он хочет передать пограничные корабли пр.22160 береговой охране (совершенно разные задачи).

      Ну, да, странный чувак этот автор, предлагает передать патрульные корабли, которые создавались для Береговой охраны, Береговой охране, и забрать у Береговой охраны корабли проекта "Нерей", которые создавались для ВМФ РФ, и отдать их ВМФ РФ. laughing

      У автора сплошной сумбур-каламбур в голове.

      Точно у него сумбур-мумбур, не то, что у тебя и заказчиков из Минобороны good
  12. Voo
    0
    11 августа 2023 08:20
    При отсутствии свежих мыслей остаётся уповать на то, что имеется, а то ведь и без работы можна остаться. Главное процесс, а содержание вторично.
  13. 0
    2 сентября 2023 11:20
    Надо же денег наворовать! Вместо того чтобы ЧФ имел 200 и более мощных военных кораблей разного рода, безэкипажных военных судов примерно в 9000/ 10000, они занимаются глупостями.
    Но денег на такие стройки нету, так как воровать надо же!