modelforce.ru

Cоветские самолеты МиГ-21 — 58 лет в небе Сербии

Истребители МиГ-21 пробыли в югославском и сербском небе 58 лет. Всего через югославские ВВС прошло 264 МиГ-а в девяти вариантах. Они принимали участие в боях в Словении, Хорватии, Боснии и в отражении агрессии НАТО в 1999 году.

Решение о необходимости закупок современных истребителей командование ВВС и ПВО Югославии приняло в 1958 году. Сначала всерьез рассматривалось приобретение французских Mirage III, однако из-за конфликта на фоне поддержки Югославией Алжира от «миражей» пришлось отказаться.

Следующим вариантом стал советский истребитель МиГ-19, который Югославия хотела производить по лицензии. Но вскоре югославская делегация передумала и объявила, что хочет новый, более современный самолет. Из-за подобных метаний югославов даже заподозрили в том, что на самом деле они хотят купить самолеты в США, а переговоры ведут лишь для видимости.

Однако все недоразумения были преодолены, и в апреле 1961 года начались переговоры. 2 августа было подписано соглашение о покупке — причем цена для Югославии была такой же, как и для стран Варшавского договора. Уже 5 мая после двухмесячных курсов русского языка пилоты и техники прибыли в Москву, а далее отправились на обучение во Фрунзе и Алма-Ату.

Первым в 1962 году МиГ-21 получил элитный 204-й полк, базирующийся в Батайнице под Белградом.

Покупку МиГ-ов Югославия пообещала хранить в строгой тайне. Потому для них было введено специальное обозначение L-12. В дальнейшем Югославия продолжала покупать новые версии МиГ-21, получившие обозначения L-13 – L-17. Среди пилотов он получил прозвище «Ракета» за исключительную скороподъемность.

После распада Югославии МиГ-21 совершали боевые вылеты с самого начала — во время отделения Словении. Всего в боях 1991 — 1995 годов было потеряно пять самолетов, еще три перелетели в Хорватию (и почти двадцать Хорватия смогла купить за рубежом). Республика Сербская Краина просила у Белграда 12 МиГ-ов, но ей в этом было отказано.

В ходе агрессии НАТО против Югославии на земле было потеряно по разным данным от 20 до 34 МиГ-ов.

В сентябре 2015 года сербские МиГ-21 казалось бы, окончательно оказались прикованными к земле. Однако им решили дать шанс, и после ремонта они стали «учебной партой», помогавшей готовиться к полетам на полученных от России и Белоруссии МиГ-29.

Окончательно с «ветераном» попрощались лишь 21 мая 2021 года на торжественной церемонии, прошедшей на аэродроме  «Пилот-полковник Миленко Павлович» в Батайнице. В Хорватии МиГ-21 летают до сих пор.

Сейчас основа ВВС Сербии — многоцелевые МиГ-29, а что будет дальше — посмотрим, отмечает автор канала О Сербии по-русски, специально для RT на Балканах.