Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Американские «убийцы танков» станут отличными мишенями для русских «Фланкеров»

Списываемые из ВВС США штурмовики А-10 решено утилизировать на Украине

17352
На фото: самолеты A-10 Thunderbolt II
На фото: самолеты A-10 Thunderbolt II (Фото: Tech. Sgt. Christopher Drzazgows/Zuma/TASS)

Главный «пехотинец» Украины, командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал-полковник Александр Сырский внезапно решил публично поговорить на непрофильную для себя тему — о перспективах развития боевой авиации.

В интервью агентству Reuters он дал понять, что Киев теперь, оказывается, будет рад и тому, чему давно фактически сопротивлялся: поставке Повітряним силам постепенно списываемых из ВВС США по причине крайней дряхлости американских штурмовиков А-10 Thunderbolt II. За неказистый внешний вид они во всем мире больше известны как «Бородавочники».

«Я бы говорил о А-10 как о варианте, если они будут нам переданы. Это не новая машина, а надежная, зарекомендовавшая себя во многих войнах, имеющая широкий набор вооружения для уничтожения наземных целей для помощи пехоте», — признался Сырский Reuters.

Читайте также
«Герань-3» пустила по ветру остатки украинской ПВО «Герань-3» пустила по ветру остатки украинской ПВО Зеленский в Швеции сбил 70% русских ракет, после чего выклянчивал у Стокгольма зенитную батарею

Почему заявление украинского генерал-полковника выглядит именно «внезапным»? Главным образом потому, что мысль о поставках американцами самых старых из своих «Бородавочников» и в Киеве, и в столицах его западных союзников стала активно обсуждаться, как минимум, с 2022 года. Иными словами — сразу после того, как в Пентагоне было принято решение о замене «выходящих в тираж» А-10, выпуск которых начался аж в 1972 году (а эксплуатация в строевых частях — с 1975-го), на многоцелевые истребители пятого поколения типа F-35.

Однако куда девать сотни совершенно не нужных американцам штурмовиков? Разделать на металлолом? Дорого и не рационально с точки зрения бизнеса.

Отправить на базу хранения куда-нибудь в калифорнийскую пустыню, где примерно в 100 километрах от Лос-Анжелеса и без того доживают свой век тысячи еще раньше выведенных в вечный «резерв» и тоже списанных из состава ВВС США боевых машин? Но и там с ними немало хлопот. В частности, по правилам для контроля работоспособности отдельных элементов конструкции резервных самолетов даже эту давно забывшую о небе технику положено регулярно осматривать. С периодичностью в семь, десять и тридцать дней. Для чего требуется держать в пустыне тучу инженерно-технического персонала.

На фото: президент США Джо Байден встречается с генералом ВВС США Чарльзом К. Брауном-младшим, председателем Объединенного комитета начальников штабов (слева), и Уильямом Дж. Бернсом, директором Центральное разведывательное управление (ЦРУ) (справа) в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, перед брифингом по Украине.
На фото: президент США Джо Байден встречается с генералом ВВС США Чарльзом К. Брауном-младшим, председателем Объединенного комитета начальников штабов (слева), и Уильямом Дж. Бернсом, директором Центральное разведывательное управление (ЦРУ) (справа) в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, перед брифингом по Украине. (Фото: Samuel Corum - Pool via CNP/Keystone Press Agency/Global Look Press)

Другое дело — поручить утилизацию «Бородавочников» русским, отправив эти самолеты на Украину. Одновременно записав такие поставки в и без того уже давно неподъемные для Киева долги перед Вашингтоном.

Идея во многих смыслах по-американски рациональная. Насколько известно, впервые ее на людях в июле 2022-го высказал генерал-лейтенант Чарльз Браун, в ту пору — первый афроамериканец в должности начальника штаба ВВС США. А ныне — глава Комитета начальников штабов ВС Соединенных Штатов. Он сформулировал свою мысль относительно дальнейшей судьбы «Бородавочников» по-военному кратко: «Почему бы нам не отдать эти A-10 Украине?».

Тогдашний начальник Брауна министр ВВС США Фрэнк Кендалл ему крайне деликатно возразил: «Почтенный A-10 — не та система, которая нам понадобится против тех типов самолетов противников, о которых мы сейчас больше всего беспокоимся».

Но Кендалл не особенно возражал против инициативы Брауна. Очевидно, расшифровывая свои сомнения примерно так: «Давно отпахавший свое на разных войнах „Бородавочник“, конечно, слишком легкая жертва над полем боя для куда более современных истребителей типов Су-35, Су-30СМ и МиГ-35 русских. Но чем мы, американцы, рискуем? Жизнями украинских пилотов, которые в таком случае окажутся в кабинах превращенных в факелы А-10? Да чего их, восточноевропейских туземцев, жалеть-то?».

Насколько известно, в ту пору невнятные возражения на ту же тему бурчал и Киев. Которому, ясное дело, хотелось бы получить от Запада нечто более конкурентноспособное и приспособленное для битвы за небо Украины. Если и не красу и гордость боевой авиации НАТО истребитель пятого поколения F-35 Lightning II, то хотя бы тоже сильно не новый, но испытанный в боях F-16 Fighting Falcon.

С той поры на компромиссном F-16 Украина с НАТО, вроде как, и сговорились. Несколько десятков самых опытных и продвинутых пилотов Повітряних сил давно уехали в Соединенные Штаты осваивать на тамошних полигонах «Боевые соколы».

Наконец 20 августа 2023 г. Минобороны Дании выпустило заявление, что вместе с датчанами готово предоставить свои помаленьку списываемые F-16 Киеву. По причине постепенной замены их в армии страны к середине 2024 г. на F-35. Якобы всего Копенгаген пообещал Киеву 19 таких боевых самолетов, Амстердам — 42.

Но, во-первых, где Повітряним силам понабрать столько готовых немедленно ринуться в бой с русскими на даренных «Боевых соколах» пилотов? Менее месяца назад (23 декабря) западные союзники Украины объявили, что первые шесть (всего лишь!) присланных к ним на учебу летчиков-истребителей завершили базовый курс подготовки к полетам на F-16. И теперь убыли в Данию для дальнейшего совершенствования знаний и навыков.

Когда вся эта затянувшаяся канитель для ВСУ завершится? Когда примеру первых шести «самостийных» пилотов последуют другие их соотечественники? И сколько их окажется?

Да если даже представить почти невозможное — что к лету нынешнего года удастся укомплектовать каждый из 61 обещанного истребителя экипажами и наземным техперсоналом, много ли те в таком составе навоюют против одних только сверхманевренных Су-35 с управляемым вектором тяги и с ракетами типа Р-37 класса «воздух-воздух», способными сбивать кого угодно на дальности до 300 километров?

О многом, похоже, заставляет задуматься и такой факт: по данным издания FlightGlobal World air forces 2023, всего в составе Воздушно-Космических сил РФ на начало прошлого года насчитывалось примерно 253 тяжелых истребителя типов Су-27/30/34/35 «Фланкер», способных как минимум на равных вести воздушные бои с украинскими F-16. Да и про то, что Россия вот-вот выставит на фронт первый полк новейших и еще более мощных истребителей пятого поколения Су-57 тоже забывать не стоит.

Понятно, что не все наши «Фланкеры» в строю. Не все прямо сегодня сосредоточены у границ с Украиной. Но если потребуется — еще подлетят в зону боевых действий.

Читайте также
Проданные ВСУ «Стингеры» могут выстрелить и в США Проданные ВСУ «Стингеры» могут выстрелить и в США Американцы недосчитались на Украине поставленного ими оружия на миллиард долларов с лишним

Про лучшие в мире российские ЗРК большой дальности типа С-300, С-350, С-400, которые давно уже с завидной регулярностью целыми бригадными комплектами клепают в Нижнем Новгороде, тоже всем известно.

Словом, похоже, что и в Киеве, и в Вашингтоне на сегодня возобладало мнение, что даже если все у них с «Боевыми соколами» и выгорит к лету — перелома в небе над полем боя не добиться. Вероятно, так на абсолютном американо-украинском военно-авиационном «безрыбье» и стала формироваться мысль, что заодно с «Боевыми соколами» и какими-никакими списываемыми «Бородавочниками» тоже неплохо бы разжиться.

Попробуем представить: многое ли изменило бы скорое появление над Украиной еще и штурмовиков типа А-10? С их 30-мм семиствольной авиационной пушкой GAU-8 Avenger, которая со скоростью 4200 выстрелов в минуту выпускает снаряды огромной поражающей силы из обедненного урана. С прочнейшей броней, способной якобы выдержать прямое попадания по меньшей мере русской «Иглы»?

Да, для самообороны на крайних крыльевых узлах подвески «Бородавочников» могут дополнительно размещаться ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 «Сайдуиндер». Возможна подвеска двух пушечных контейнеров SUU-23, или с ИК-ловушками/дипольными отражателями, или с аппаратурой постановки активных помех.

В общем, в свое время, то есть полвека назад, это был действительно отличный и крайне эффективный штурмовик. Для пущей объективности в этом отношении сошлемся на мнения западных военных экспертов.

Как пишет чешское издание Echo24, в США «Бородавочник» «появился вследствие работы над ошибками Вьетнама. Где обнаружился недостаточный уровень поддержки с воздуха, к чему потом еще прибавились опасения в связи с численным превосходством танковых сил Варшавского договора. Поэтому А-10 был разработан, прежде всего, как «убийца танков» для гипотетического конфликта в Европе. Так, согласно техническим предписаниям ВВС США, получился самолет, который приобрел огромное число восторженных поклонников…

Свои способности А-10 прекрасно продемонстрировал во время операции «Буря в пустыне» в 1991-м, когда лишил Саддама Хусейна около 1000 танков, 2000 других бронемашин, 1200 единиц артиллерии и еще многих видов техники. Выдающаяся эффективность А-10 проявилась и на Балканах и в Афганистане. Особенно в суровых условиях последней «Бородавочник» проявил себя как отличный инструмент поддержки с воздуха" (конец цитаты).

Читайте также
Т-55 снова в строю. Проверенный советский танк легко адаптируется к новым реалиям Т-55 снова в строю. Проверенный советский танк легко адаптируется к новым реалиям Генералы всегда готовятся к прошедшей войне. А конструкторы?

Но и это не всё. По данным американского издания 19FortyFive, особую ценность для Украины А-10 могут представлять еще и потому, что с недавних пор в Соединенных Штатах их приспособили для пусков управляемых высокоточных авиабомб GBU-39 с дальностью действия более 95 километров. Которые можно использовать в тандеме с беспилотниками, подавляющими ПВО противника.

Таким образом, если бы на дворе сегодня были 1980-е или хотя бы 90-е, Киев имел бы все основания принимать горячие поздравления с такой гипотетической пока щедростью американцев. Но нынче на календаре совершенно иные даты. И «блестящий полувек» этого самолета в борьбе с высокотехнологичным оружием любого сильного современного противника (хоть Китая, хоть России) близится к закату.

Потому что над полем боя на Украине «Бородавочник» с его боевым радиусом, не превышающим 500 километров, имеет слишком мало шансов хотя бы просто долететь до наших передовых окопов, чтобы применить по ним свое оружие. Если исходить из обычных тактико-технических характеристик, истребители Су-35 и прочие наши «Фланкеры», а также ЗРС типов С-300 и С-400 вернут его с небес на землю намного раньше, чем палец пилота А-10 ляжет на гашетку.

Собственно, этим и были вызваны сомнения, высказанные Фрэнком Кендаллом, про которые мы упомянули выше в этой статье. «Это не та система, которая нам понадобится против тех типов самолетов противников, о которых мы сейчас больше всего беспокоимся».

Золотые слова. Поэтому — никакой паники!


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Владимир Можегов

Политолог-американист

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня