Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Конкурент «Чекмейту» Су-75? Сеул и Джакарта скоро покажут свой самолет пятого поколения

Южнокорейский истребитель KF-21 станет упрощенной версией F-35 — кому и зачем он нужен

5783
На фото: реактивный истребитель Южной Кореи KF-21
На фото: реактивный истребитель Южной Кореи KF-21 (Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press)

В СМИ Южной Кореи появились сообщения о том, что 2024 год для компании KAI должен стать стартом серийного производства современного малозаметного истребителя, созданного в рамках программы KF-X. По мнению военно-политического руководства этой страны, данное событие следует рассматривать в качестве заключительного этапа перехода южнокорейского парка боевой авиации на современный тип техники.

Первая половина наступившего года отводится для всесторонней подготовки крупномасштабного производства стелс-истребителя KF-21. С прицелом на довольно тесную кооперацию с представителями ВПК коллективного Запада, особенно, в части производства авиационного вооружения. В качестве примера такого сотрудничества можно рассматривать достигнутые с ведущим европейским разработчиком ракетных систем — консорциумом MBDA — договоренности об интеграции управляемой ракетой класса «воздух-воздух» с активной радиолокационной ГСН «Meteor» в комплекс вооружения KF-21.

Читайте также
Олег Смирнов: Наша авиация расправит крылья только после того, как полетят головы Олег Смирнов: Наша авиация расправит крылья только после того, как полетят головы Возможный сценарий развития отрасли — эффект домино

Южнокорейские разработчики достаточно давно пытаются создать перспективный стелс-истребитель, находящийся «на стыке» двух поколений: четвертого и пятого. И работы по его созданию, надо признать, выполнены более чем ударными темпами.

Поскольку еще в ноябре 2020 года конструкция лишь отдаленно напоминала летательный аппарат. Новая боевая машина должна будет заменить состоящие в настоящее время на вооружении военно-воздушных сил Южной Кореи истребители «Northrop F-5 Tiger II», F-16 «Fighting Falcon» и «McDonnell Douglas F-4 Phantom II».

Очевидно, что как самолет-невидимка, KF-21 должен обладать сниженным показателем радиолокационной заметности. Ожидаемо, что первые произведенные серийно образцы южнокорейского стелс-истребителя будут проигрывать в отношении «невидимости» таким самолетам, как F-22 «Raptor» и даже F-35 «Lightning II», теряющим в процессе сверхзвукового полета свое стелс-покрытие.

Однако, получение (в перспективе) южнокорейским истребителем внутренних отсеков для размещения авиационного вооружения существенно повысит степень его радиолокационной малозаметности.

А теперь главный вопрос: «Зачем Южной Корее свой стелс-истребитель?». Почему не купить что-то готовое у союзников?

Первая новостная информация о начале разработки и строительства новейшего многоцелевого истребителя в рамках программы KF-X подавляющим большинством военных экспертов была воспринята скептически — как своего рода бахвальство и желание выглядеть сильнее, чем это есть на самом деле. Однако публикация фото, свидетельствующих об интенсивно ведущемся сборочном процессе, рассеяли последние сомнения в серьезности намерений корейцев.

Первые предложения со стороны разработчика и потенциального производителя (аэрокосмическая оборонная компания «Korea Aerospace Industries») о создании собственного истребителя пятого поколения прозвучали еще в 2000 году.

Этому способствовало две вполне объяснимых причины:

1. Понимание корейским руководством того, что Соединенные Штаты, несмотря на «высокое звание» союзника, даже не рассматривают вопрос о поставке Южной Корее истребителя F-22 «Raptor», а широко разрекламированный СМИ F-35 «Lightning II», в действительности представляющий жуткий микс трех типов самолетов, вызывает больше вопросов, чем дает на них ответов.

2. Устойчивое формирование на мировом рынке вооружений перманентного спроса на истребители пятого поколения, сулящее производителю такой авиационной техники солидную прибыль.

Эти соображения и легли в основу обоснования необходимости реализации программы KF-X. В качестве одного из ранних вариантов рассматривалась компоновка «утка» с развитым передним оперением, однако трезвая оценка собственных сил и возможностей предопределила движение по более простому пути.

То есть основной акцент был сделан не на высокий уровень радиолокационной «невидимости», так как опыт работы с технологией «стелс» у корейцев отсутствовал, а на высокую маневренность в сочетании с некой долей «незаметности».

В качестве помощников были привлечены зарубежные специалисты — сотрудники компаний «Boeing» и «Saab». Первые консультировали в вопросах, касающихся технологии «стелс», вторые курировали разработку планера.

По прошествии нескольких лет, а точнее в 2008 году, работы все еще находились в стадии общих исследований и теоретической проработки. И это несмотря на то, что необходимость в собственном самолете-невидимке постоянно росла. На это влияли и усиление напряженности в отношениях с северным соседом, и серьезные задержки с американским F-35.

Именно тогда у разработчиков наступило понимание того факта, что в одиночку Южная Корея подобный проект потянуть не в состоянии. Спасало то, что спрос мировых импортеров вооружений на самолеты пятого поколения действительно вырос. В качестве стран-партнеров рассматривали Тайвань, Турцию и даже Польшу.

Читайте также
Запад в Давосе решил «смилостивиться» над Россией, не спросив ее Запад в Давосе решил «смилостивиться» над Россией, не спросив ее Швейцария считает, что Москву надо включить в процесс мирного урегулирования украинского конфликта

Однако окончательное решение, объявленное в 2010 году, удивило новизной. В качестве партнера в реализации программы KF-X была выбрана Индонезия, обязавшаяся взять на себя 20% стоимости проекта и заказать в своих интересах не менее 50 новых самолетов. Специально для индонезийских ВВС была разработана экспортная версия программы, обозначенная как IF-X.

Примечательно, что к моменту начала сотрудничества с индонезийскими партнерами, отношения с европейцами были постепенно сведены на нет. Разработчики решили не рисковать с применением нетрадиционных компоновок и придали своему самолету привычный большинству авиационных специалистов внешний вид.

К исходу 2012 года пришло осознание недостаточности технологического уровня ученых и конструкторов KAI. На этом этапе в долгой истории создания стелс-истребителя в рамках программы KF-X возникает новое действующее лицо — компания «Lockheed-Martin». Первым предложением американского гиганта было предоставление в распоряжение корейского разработчика готового проекта, причем полностью адаптированного к южнокорейским промышленным мощностям.

Правда, американцы, действуя в привычном для себя стиле, оставляли себе не только все права на разработку, но и львиную долю будущей прибыли. Очевидно, что подобное предложение не смогло найти понимания у корейцев. Одним из вариантов, способных вывести из тупика компанию KAI, стала идея еще большего упрощения конструкции истребителя. Его предложено было сделать однодвигательным.

Переговоры и обсуждения длились еще около двух лет и соглашения, достигнутые в их процессе сторонами, не афишировались. Но по прошествии этого промежутка времени официальные лица «Lockheed-Martin» сообщили о решении предоставить в распоряжение программы KF-X более шести сотен технологических решений и гарантировать оказание практической помощи в разработках.

Спустя некоторое время Сеул заявил о заключении договора на приобретение сорока истребителей F-35. Такое решение было принято исходя из следующих соображений. Малозаметные (по мнению производителя) истребители позиционировались командованием южнокорейских ВВС в качестве своего рода «летучего спецназа», а около двухсот более простых отечественных KF-X-21 предназначались для выполнения роли «рабочей лошадки» и замены состоящих на вооружении F-16.

Читайте также
Новые риски: США втихаря реализовали гиперзвуковую программу Новые риски: США втихаря реализовали гиперзвуковую программу Американцами уже успешно испытана ракета, способная нести тактический ядерный заряд

Итак, о проекте сказано достаточно. Теперь о самолете. Новый истребитель предполагает традиционную аэродинамическую схему с двумя силовыми установками F414-KI. Ввиду того, что программой не предусматривалась адаптация под авианосец (версия самолета вертикального взлета и посадки даже не рассматривалась) истребитель KF-21 получился значительно легче F-35. Соответственно у него возросла тяговооруженность и появилась способность (согласно заявлениям производителя) к бесфорсажному полету на сверхзвуковых скоростях.

Ключевым недостатком, из-за которого новый истребитель полушутя-полусерьезно причисляют к поколению 4,5 — низкий для самолета-невидимки уровень радиолокационной незаметности. И основная причина этого недостатка — отсутствие внутренних отсеков для размещения авиационного вооружения.

Существует два пути решения данной проблемы. Первая — это принятие в качестве основного оружия нового самолета ракеты «Meteor». Этот боеприпас сам по себе малозаметен и не способен существенно повысить эффективную площадь рассеивания. Кроме того, производитель надеется на приобретение у Boeing технологии создания контейнеров-невидимок.

Второй путь повышения радиолокационной малозаметности — создание истребителей по модернизированному проекту, предусматривающему наличие внутренних отсеков для размещения авиационного вооружения. В случае удачи самолет можно будет с уверенностью отнести к пятому поколению.

Проще говоря, корейцами создан тот же самый, намозоливший всему миру глаза F-35, но в его первоначальной версии. Правда, KF-21 преподносится как более дешевая и простая машина, сочетающая высокую маневренность и приемлемый уровень радиолокационной незаметности. Посмотрим.

Последние новости
Цитаты
Владимир Можегов

Политолог-американист

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня