Когда на фронтах СВО появятся российские БПЛА «Сириус» и «Гелиос-РЛД»

20

Недавний инцидент в небе над Азовским морем заставил задуматься над вопросом, можно ли чем-то оперативно заменить малочисленные самолеты воздушной разведки А-50У и Ил-20. К сожалению, так просто эта проблема не решается, однако за счет широкого внедрения беспилотных систем возможно снизить ее остроту.

В предыдущей публикации, посвященной данному вопросу, мы несколько смешали функции воздушной разведки и дальнего радиолокационного обнаружения, но лишь потому, что в суровых реалиях СВО они могут быть завязаны на близкие по своим ТТХ беспилотные воздушные носители.



Аналоги есть


Как это часто у нас бывает, в России есть несколько «почти готовых» БПЛА, которые могли использоваться для решения указанных выше задач. Про многострадальный высотный разведывательный БПЛА тяжелого класса «Альтиус-У», он же - бывший «Альтаир», сказано уже много, потому повторяться не будем. Беспилотник успешно прошел государственные испытания и может выступать в качестве носителя подвесного контейнера РЛС «Сыч», который является упрощенной модификацией системы оптической и радиолокационной разведки с самолета-разведчика Ту-214Р.

Поскольку разведывательных самолетов Ту-214Р у нас имеется аж две штуки, а третий только производится, установка «Сычей» на фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34 и высотные БПЛА представляется рациональным решением. Обещают, что «Альтиус» вот-вот пойдет в серийное производство. Ждем-с.

А пока ждем, хотелось бы сказать несколько слов о перспективных проектах другой отечественной компании под названием «Кронштадт». Начинала она с лицензионной сборки и постепенной локализации израильских БПЛА. Главным хитом производителя является средневысотный разведывательно-ударный беспилотник «Орион», который позиционировался как «убийца Байрактара». В ударной модификации БПЛА может нести 6 единиц КАБ-20 или 3 единицы КАБ-50 либо планирующие авиабомбы УПАБ-50. Российские беспилотники прошли первое боевое крещение в Сирии, а также применялись в ходе СВО на Украине.


То есть, в отличие от некоторых других перспективных отечественных БПЛА, эти реально успели повоевать, и потребность в них на фронте огромна. В подмосковной Дубне построен современный завод, на котором в несколько смен налажено серийное производство. В качестве поставщиков комплектующих выступают более полусотни специализированных российских предприятий. Именно поэтому есть основания возлагать некоторые надежды на новые проекты компании «Кронштадт», которые представляют собой интерес в контексте данной публикации.

Например, БПЛА «Сириус», или «Форпост-РУ», который является дальнейшим развитием «Ориона». В отличие от своего младшего брата, «Сириус» оснащен двумя двигателями с тянущими винтами. Размах крыла беспилотника увеличился до 23 метров, длина – до 9 метров, а максимальная взлетная масса - до 2,5 тонн. Полезная нагрузка теперь составляет 450 кг против 200 кг у «Ориона», практический потолок – 7000 м, крейсерская скорость составляет 180 км/ч. Вооружение российского БПЛА может быть представлено ракетами, также авиабомбами, свободнопадающими или планирующими.

В общем и целом, «Сириус» представляет собой естественную и крайне желательную эволюцию серийно производимых «Орионов». Помимо чисто ударных функций, на фронтах СВО подобные беспилотники самолетного типа нашли бы свое широкое применение в качестве воздушных разведчиков и корректировщиков, а также ретрансляторов. Не менее востребованными они были бы и на флоте, где могли бы использоваться для патрулирования акватории Черного моря с целью поиска и своевременного обнаружения вражеских морских дронов.

Пожалуй, самые большие надежды возлагаются в контексте темы нашего обсуждения на перспективный БПЛА «Гелиос-РЛД». Уже из названия следует, что это беспилотник, предназначенный для ведения радиолокационной разведки.

«Гелиос-РЛД» представляет собой дальнейшее развитие «Ориона», имеющего увеличенные размеры и значительно улучшенные характеристики: максимальная высота полета составляет 9000-11000 метров, максимальная продолжительность полета - от 24 до 30 часов, крейсерская скорость - 350—450 км/ч, боевой радиус - 3000 км, а масса полезной нагрузки выросла до 800 кг. Главной его фишкой является бортовая РЛС, частично заимствованная у самолета ДРЛО А-100 «Премьер». Технических подробностей, по понятным причинам, в открытых источниках нет.

Сами разработчики «Гелиоса» отмечают, что их аппарат не сможет стать полноценной заменой А-50У и А-100, но способен эффективно с ними взаимодействовать, дополняя. Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный конструктор «Кронштадта» Николай Долженков, назвав разработку дрона радиолокационного дозора «архиактуальным направлением» для России:

Самолеты «Гелиос-РЛД» должны объединяться в сеть, которая взаимодействует в рамках системы ПВО с системой автоматизированного управления, и гармонично комбинироваться с работой пилотируемых самолетов РЛДН типа А-50 или А-100.

Действительно, несколько десятков специализированных БПЛА ДРЛО, находясь посменно в небе, способны создать сплошное радиолокационное поле, взаимодействуя с нашими малочисленными разведывательными самолетами А-50У и Ил-20. Осталось лишь ответить на вопрос, почему «Сириусов» и «Гелиосов» нет на фронте в товарных количествах?

Контракт на поставку БПЛА «Сириус» был подписан с Минобороны РФ еще в 2021 году на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021», о чем официально сообщили в российском военном ведомстве:

Подписан государственный контракт на поставку комплекса с беспилотным летательным аппаратом «Иноходец-РУ».

По поводу контракта на поставку «Гелиос-РЛД» точной информации нет, но разработчик обещал, что он полетит в 2024 году. Ждем-с.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 января 2024 11:37
    Когда на фронтах СВО появятся российские БПЛА «Сириус» и «Гелиос-РЛД»

    Самый точный ответ - когда рак на горе свиснет.
    Точнее вам не ответит никто.
    Потому, что своей головой у нас никто и ни за что не отвечает.
    А уж тем более за сроки.
    1. 0
      17 января 2024 14:42
      Еще банальней, - нет двигателей "в товарных количествах", после истории с немецко-российской КОМПАНИЕЙ "РЭД", возможно их нет вообще... Думаю вопрос этот прорабатывается, но вряд-ли что-то появится в ближайшие годы.
      1. D O
        +1
        17 января 2024 18:20
        Submariner971 (Сергей), на случай категорического отсутствия локализованных комплектующих для производства необходимой на поле боя военной техники, существуют "серые схемы".
      2. 0
        17 января 2024 23:59
        Самое простое решение - повесить антену на дирижабль или воздушный шар достаточной грузоподъемности с электрическим кабелем, спускаемым на землю. Шар можно поднять достаточно высоко, а сбить его очень сложно.
        1. 0
          18 января 2024 00:02
          И этот шар (а лучше много) можно держать в непосредственной близости от ЛБС
          1. D O
            0
            18 января 2024 00:13
            andrei432 (Andrei), привязные дирижабли и аэростаты как элемент эшелонированной системы ПВО, целесообразны над городами и важными объектами в глубоком тылу, а также в приграничье, на направлениях возможных внезапных ядерных ударов гипотетического противника, с которым пока ещё нет "горячей войны".
            Но на ТВД СВО, где уже ведутся боевые действия, эти большие и неподвижные высоко расположенные объекты будут элементарно уничтожены дальними ракетами ВСУ.
            1. 0
              18 января 2024 00:27
              Сбить воздушный шар очень тяжело. Китайский шар над америкой это наглядно показал. Зенитные ракеты имеют свою дальность и высоту действия. Чем больше удаление от ЛБС, тем крупнее, сложнее и дороже должна быть зенитная ракета. Если стоимость радиоэлектронного оборудования будет значительно ниже стоимости дорогостоящей ракеты, то такой подход имеет смысл быть.
              1. D O
                0
                18 января 2024 16:02
                Китайский шар над Америкой не был привязным, а висел в небе свободно.
                По Гуглу, кабель привязного аэростата/дирижабля имеет длину до 2...5 км.
                Максимальная высота цели у ЗУР Патриот 24 км, С-300 - 27 км.
                Поэтому да, в глубоком тылу, при надежной ПВО от истребителей противника, привязные аэростаты могут существенно помочь с обнаружением в первую очередь зловредных дронов. Но в условиях СВО, при удалении подвесного аэростата/дирижабля от ЛБС 50 и менее км, ВСУ подгонят подходящий ЗРК, и прощай аэростат/дирижабль.
                По Гуглу, стоимость пуска одной ракеты комплекса Patriot PAC-3 составляет около $3 млн. Привязной аэростат/дирижабль достанет западный ЗРК и попроще/подешевле. Стоимость развед-оборудования аэростата/дирижабля явно выше.
                1. 0
                  29 января 2024 14:03
                  Можно развешивать шары как ложные цели. Пусть подгонять свои зрк поближе к линии фронта где мы их уничтожим
    2. 0
      20 января 2024 11:23
      Там уже несколько гендиректоров поменяли. Но все равно толку нет, так как никто не понёс уголовную ответственность за саботаж
  2. +1
    17 января 2024 15:26
    7 км высота, эту фигню будут иглой сбивать повара, о какой разведке может идти речь, смешно у врагов до 20 км потолок заявлен.
  3. +3
    17 января 2024 16:14
    Пришло время максимально строго спросить с разработчиков и производителей данных БПЛА, они похоже застряли где то в прошлом и совсем не торопятся, видимо до сих пор не осознают всего происходящего вокруг них, такими черепашьими темпами и с такой волокитой много не наработаешь, может быть пора уже руководство этих предприятий поменять на более умелых и эффективных руководителей.
  4. +1
    17 января 2024 16:52
    Ответ. Появятся, когда фронтов не будет. А-50, 100 это 20 тонн радиоэлектроники на борту. Может сделать беспилотник на базе Ил-76? Почему встал А-100? Нет р/э комплектующих, т.к. они изготавливаются в странах НАТО. В РФ либеральная власть уничтожила р/э промышленность, обнулила всё.
  5. D O
    0
    17 января 2024 17:53
    установка «Сычей» на фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34 и высотные БПЛА представляется рациональным решением

    «Альтиус-У» ... . Беспилотник успешно прошел государственные испытания и может выступать в качестве носителя подвесного контейнера РЛС «Сыч», который является упрощенной модификацией системы оптической и радиолокационной разведки с самолета-разведчика Ту-214Р.

    «Сириус» представляет собой ... эволюцию серийно производимых «Орионов». Помимо чисто ударных функций, на фронтах СВО подобные беспилотники самолетного типа нашли бы свое широкое применение в качестве воздушных разведчиков и корректировщиков, а также ретрансляторов. Не менее востребованными они были бы и на флоте, где могли бы использоваться для патрулирования акватории Черного моря с целью поиска и своевременного обнаружения вражеских морских дронов.

    Гелиос-РЛД» представляет собой дальнейшее развитие «Ориона» ... : максимальная высота полета составляет 9000-11000 метров, максимальная продолжительность полета - от 24 до 30 часов, крейсерская скорость - 350—450 км/ч, боевой радиус - 3000 км, а масса полезной нагрузки выросла до 800 кг.

    https://topwar.ru/199782-universalnye-kontejnery-razvedki-sych-v-specoperacii.html

    В семейство «Сыч» входят три типа контейнеров. Так, изделие УКP-РЛ представляет собой подвесную радиолокационную станцию бокового обзора. Этот контейнер отличается наличием крупных боковых радиопрозрачных панелей. УКP-РЛ предназначается для обнаружения единичных и групповых наземных целей на дальностях до 300 км. С его помощью можно выявлять войска противника на марше, в местах сосредоточения или на позициях.
    Контейнер УКP-РТ оснащен приборами радиотехнической разведки. Он позволяет бомбардировщику засекать средства связи и РЛС противника, определять их координаты и выдавать другую информацию, в т.ч. используемую при нанесении удара. В зависимости от особенностей радиотехнического средства, оно может быть обнаружено на дальностях от десятков до сотен километров.
    Также существует контейнер УКP-ОЭ с оптико-электронной станцией. Он предназначается для визуального наблюдения за местностью в любое время суток и тоже позволяет находить цели и определять их местоположение.

    Комментарий к приведенным выше цитатам:

    Подвесная РЛС Сыч УКP-РЛ, которая светит на сотни километров как новогодняя ёлка, должна устанавливаться на носитель Су-34, который имеет шанс уйти от дальней ракеты противника. А ещё лучше на старенькие Су-27, модернизарованные в беспилотники - это сделает возможным их рискованное приближение к ЛБС, для разведки на большую глубину.

    БПЛА Альтиус-У, Сириус/Орион, Гелиос (если последние два подойдут по грузоподъемности), целесообразны как носители пассивных контейнеров Сыч УКP-РТ и УКP-ОЭ, или другого пассивного разведывательного оборудования.
  6. -2
    17 января 2024 23:07
    можно ли чем-то оперативно заменить малочисленные самолеты воздушной разведки А-50У и Ил-20.

    - почему они малочисленные? Значить надо срочно производить их в количестве 200 штук или больше, запустить 300/400 военных и частных спутников разведчики в космос!
  7. -1
    18 января 2024 03:08
    I hate to say it, because as Ukraine whines for a "Wunder weapon", Russia also seems to be whining for the same. Blood wins this war; it will be the side willing to spend the most of it who wins.
    1. Комментарий был удален.
  8. 0
    18 января 2024 18:32
    Ждём-с.

    А ждать можно бесконечно...
  9. 0
    19 января 2024 09:37
    Имхо , Сириус пиарился сильно, помню
    И если его нет, если "Когда на фронтах СВО появятся " то весьма странно (вежливо)
    Но ожидаемо. У власти и руководства теже самые люди есть и будут, что так "эффективно" сделали "импортозамещение", "авиастроение" и прочее
  10. +1
    20 января 2024 11:27
    Цитата: Elena123
    Значить надо срочно производить их в количестве 200 штук или больше, запустить 300/400 военных и частных спутников разведчики в космос!

    Для такого количества требуется развитая промышленность. Но создать развитую промышленность под 18% годовых не получится. Набуиллина не позволит
  11. 0
    22 января 2024 12:56
    Все эти клоны поршневого "Жнеца" США устарели ибо даже полу партизанские формирования хуситов сбивают этих "Жнецов" (Альтиус, Сириус и пр. ждёт такая судьба). Вот " Глобал Хавк" США уже более продвинуты с большой скоростью и высотой, что возможно и защитить от ПВО. Такие создавать, не вчерашнего дня высотные БПЛА. Но если и вчерашний день не могут создать, так о чём речь, только от Ирана и КНДР выпрашивать. И кто за такое состояние отвечает в РФ?