Защитить российские тылы от украинских БПЛА могут мобильные группы антидронной ПВО

22

Частота и, увы, эффективность украинских террористических ударов по российским тылам непрерывно увеличивается. Ущерб, наносимый дронами-«камикадзе» ВСУ отечественным НПЗ, накапливается, и через некоторое время количество может перейти в качество. Какие меры противодействия можно предпринять реально?

Самые уязвимые места


Данной темы о наращивании интенсивности украинских воздушных ударов по российским НПЗ и прочим объектам нефтегазового сектора мы уже касались в конце февраля. С тех пор ситуация только ухудшилась: враг дотягивается до предприятий, находящихся в глубоком тылу, повреждается оборудование, требующее ремонта и замены, уже есть погибшие среди работников.



К сожалению, это только начало большой террористической войны против России, о чем прямо заявил президент Зеленский:

Определили самые уязвимые места, те, где мы можем нанести ему наибольший вред. И будем наносить.

Какие цели преследует Киев, уничтожая или повреждая объекты нефтегазового сектора России?

Прежде всего, подобная тактика направлена на то, чтобы лишить ВС РФ возможности активно маневрировать, поскольку без топлива и ГСМ бронетехника просто не поедет. Разумеется, совсем без солярки и керосина наши войска не останутся, поскольку нужды фронта стоят на первом месте, но у искусственно создаваемого противником дефицита топлива в России есть и своя обратная сторона.

Нетрудно догадаться, что после перехода количественного ущерба отечественного нефтегазового сектора в качественный произойдет определенный рост цен на моторное топливо для населения и бизнеса, что, в свою очередь, повлечет увеличение стоимости иных товаров на прилавках. Уменьшение объема экспорта продуктов переработки нефти за рубеж снизит доходы федерального бюджета, а также эффективных частных собственников этих НПЗ.

В общем и целом, продолжение подобных диверсионно-террористических ударов будет иметь неблагоприятные последствия для социально-экономической ситуации в нашей стране. А прекращать их Киев и стоящие за ним «западные партнеры» явно не собираются, используя дыры в российской противовоздушной обороне.

Кто виноват?


В комментариях некоторые гневно требуют, чтобы ведомство Шойгу обеспечило всех и каждого надежной системой ПВО. Однако не все так просто, как кажется. Почему вообще украинские дроны оказываются способными пролететь столь далеко над территорией России и Союзного государства РФ и РБ?

Потому, что единой сплошной системы ПВО, прикрывающей ее на 100%, не существует. Противовоздушным куполом прикрыты военные объекты на фронте и в тылу, а также столица страны. И то украинские дроны Ту-141, превращенные в «камикадзе», в 2022 году пару раз смогли долететь до военного аэродрома в Энгельсе, где базируются самолеты Дальней авиации ВКС РФ.

В настоящее время между Москвой и Незалежной выстроена эшелонированная система ПВО, которая достаточно эффективно перехватывает подавляющую часть вражеских беспилотников. А вот с НПЗ и прочими гражданскими объектами инфраструктуры дело обстоит сложнее. Их охрана возложена не на Минобороны РФ, а на Росгвардию, и это создает массу новых организационных и технических проблем.

Допустим, украинский дрон, запущенный откуда-то из Черниговской области, где не было своевременно создано буферного пояса, нет линии боевого соприкосновения с эшелонированной системой ПВО, взлетел и на малой высоте пролетел над российской территорией в обход крупных населенных пунктов и воинских частей к НПЗ. В момент, когда он поражает нефтеперерабатывающий завод, его уничтожение относится к компетенции Минобороны РФ или Росгвардии?

Интересный вопрос, который влечет за собой следующие. Например, какими средствами бойцы Росгвардии или нанятого владельцами НПЗ ЧОПа должны его защищать? Отстреливаться из дробовиков? Так на то, чтобы прикрыть огромную территорию завода, просто личного состава не хватит, и эффективность подобного зенитного огня вызывает сомнения.

Некоторые военные эксперты предлагают завесить приграничье с Украиной аэростатами ДРЛО и передать частным охранным предприятиям сотни находящихся на складах хранения Минобороны РФ зенитные самоходки «Шилка». Однако при всей кажущейся перспективности темы с радарами, размещенными на дирижаблях и прочих аэростатах, в наличии здесь и сейчас их на вооружении нет ни у российской армии, ни у Росгвардии, поэтому разговор этот, увы, беспредметный.

С «Шилками» совсем интересно. Если их и правда на хранении стоят сотни, то спрашивается, почему они не на фронте, где остро нужны для противостояния украинским дронам? Где-нибудь под Работино? После небольшой модернизации прицельного устройства получится отличная зенитка, которая прикроет ЛБС от вражеских FPV-дронов. С учетом остроты потребности в «Шилках» на передовой, призывы отдать их для охраны тылов звучат довольно странно. Еще страннее будет выглядеть передача серьезнейших боевых машин на вооружение гражданских ЧОПов.

Между тем, указанные выше проблемы можно решить реально имеющимися в наличии средствами.

Что делать?


Так, например, создать сплошное радиолокационное поле на критических направлениях возможно при помощи универсальных передвижных вышек 40В6МД от комплекса ПВО С-300П, которые были разработаны для повышения возможностей ЗРК по обнаружению низколетящих целей. На них РЛС возвышается над землей на высоте в 42 метра.

Защитить российские тылы от украинских БПЛА могут мобильные группы антидронной ПВО

Еще более повысить ее можно, установив вышку на специальной насыпной горке либо на высотах естественного происхождения. Массовое производство и установка вышек 40В6МД позволило бы кардинально повысить осведомленность Минобороны РФ о низколетящих украинских БПЛА, навстречу которым можно выслать ударные вертолеты или истребители.

Параллельно с этим целесообразно создание мобильных групп противовоздушной обороны по линии Росгвардии. Как известно, вместо Теробороны у нас разрешили создавать в регионах некие ГУПы, в задачи которых входит «содействие правоохранительным органам, органам ФСБ и органам военного управления в охране общественного порядка, защите границы РФ, борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, а также борьба с беспилотниками путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления, повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов».

Если посмотреть украинский опыт борьбы с «Геранями», то там были созданы мобильные группы ПВО, оснащенные «зушками» и пулеметными спарками на открытых пикапах. Зная примерно, по какой траектории могут лететь российские дроны, ВСУ организовывали на них засады и даже кое-что сбивали.

Аналогичные мобильные группы противодронной ПВО можно было бы организовать и в России, в самых проблемных регионах, по линии ГУПов под контролем Росгвардии и в координации с Минобороны РФ. Они могли бы выступать в качестве последнего рубежа противовоздушной, и не только, обороны стратегически важных объектов.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 марта 2024 12:32
    это все борьба "с симптомами" по сути.
    а в реале, до 14 года Украина успешно расподавала армию, ни о каких налетах БПЛА никто и подумать не мог, а росийскиие олигархи вкладывали деньги в украину...
  2. +5
    17 марта 2024 12:48
    вспоминаются события прошлого года, начало активного применения гераней, тогда все смеялись над тупopылыми окраинцами, которые создавали мобильные тачанки с крупноколиберными пулеметами и прожекторами для борьбы с бпла и вот на тебе, теперь у нас пришли к тому же самому, но главное что тупopылыми оказались руководство страны и МО которых год назад предупреждали что у нас будет аналогичная ситуация, но мы же тогда всё "щелкали как орешки"
    1. +1
      17 марта 2024 15:37
      Только нужно обратить внимание, что "глупые" хохлы ставят на тачанки ДШК, которые помощней чем те, что поставлены на фото.
  3. -1
    17 марта 2024 13:06
    Раздать населению дробовики, чтоб каждый гражданин имел возможность сбить дрон в случае обнаружения! fellow
    1. +7
      17 марта 2024 13:18
      Цитата: Странный гость
      Раздать населению дробовики, чтоб каждый гражданин имел возможность сбить дрон в случае обнаружения! fellow

      лучше бы дали мозги рукамиводителям, но это из области фантастики, у них ведь все прекрасно, это же не их детей убивают на детских площадках и не их дома разрушают
      1. -2
        17 марта 2024 13:46
        В моем предложении гораздо больше плюсов, чем видится на первый взгляд.
        Во-первых, усилим антидроновую оборону.
        Во-вторых, 100 миллионов дробовиков и патроны к ним - весомый вклад в рост промышленности.
        В-третьих, при мобилизации каждый придёт со своим дробовиком.
        В-четвертых, сокращение времени и расходов на подготовку, так как каждый уже будет уметь практически обращаться с оружием.
  4. +3
    17 марта 2024 13:36
    ВСУ организовывали на них засады и даже кое-что сбивали.

    Не кое-что, а большую часть. Подобные "тачанки" очень эфективны, мобильны. Не понятно почему на 3-ем году войны в России ничего подобного нет. Ведь никто не скрывал, что будут атаки по инфраструктуре. Странно это. Кто-то явно свой хлеб зря жует.
  5. +2
    17 марта 2024 15:21
    Там,где есть объекты,можно мобилизовать обычных охотников.Дрон можно поражать даже дробью.Пусть охотятся. За каждый сбитый дрон давать денежную премию. Дронов в будущем ожидается много.Все эти дела с дронами являются причиной затянувшейся операцией.
  6. 0
    17 марта 2024 16:49
    Цитата: rotkiv04
    Вспоминаются события прошлого года, начало активного применения гераней, тогда все смеялись над тупopылыми окраинцами, которые создавали мобильные тачанки с крупноколиберными пулеметами и прожекторами для борьбы с бпла и вот на тебе, теперь у нас пришли к тому же самому, но главное что тупopылыми оказались руководство страны и МО которых год назад предупреждали что у нас будет аналогичная ситуация, но мы же тогда всё "щелкали как орешки"

    В статье конкретно описано , МО не занимается вопросами защиы объектов ,это делегировано Росгварии. В Росгвардии есть ПЗРК, но они мало эффективны по небольшим дронам, издесь наверно опыт противника интересен, а " Шилки" есть, только их надо привести в рабочее состояние, доработать+ экипажи набрать и обучить. Как то так.
  7. +1
    17 марта 2024 17:19
    Почему-то помалкивают об одной серьезной проблеме, далеко не каждая пуля крупнокалиберного пулемета и снаряда от "шилки" - попадает в цель... Следовательно при расположении атакуемого вражескими БПЛ важного объекта в черте города (населенного пункта) или рядом с ним - серьезные жертвы среди мирного населения, сопутствующие разрушения (Судя по опыту ВОВ и укровермахта.) - НЕИЗБЕЖНЫ...

    Если хлёпцам на свои граждан - откровенно наплевать, то нам такие "сопутствующие" - "эффекты" - не нужны...
    В конце-концов, наше мирное население - абсолютно не виновато, что какие-то весьма высокопоставленные и весьма непрофессиональнные мерзавцы, подлецы и негодяи, - отдав(совершенно не подумав пустой башкой...) распоряжение "подарить" укрорейху освобожденные приграничные территории бывшей УССР, обеспечили этим продажным натовско-бандеровским тварям неплохие позиционные районы для обстрела Наших территорий и, уже не только в приграничье, но в глубоком тылу...
    Интересно, хоть одна эта "начальствующая бездарь" - съездила на могилы погибших от обстрела наших территорий соотечественников?... Пусть не думают, Российская история простит этим "командармам" эту то ли подлость, то ли тупость, или - предательство...
  8. +1
    17 марта 2024 17:25
    Ранее мной предлагалось простое и не дорогое решение ПВО РФ. Берёте серийно выпускаемую опору ЛЭП (линия электро передачи). Высота опоры ЛЭП может достигать 260 м. Строите сотовую конфигурацию из опор ЛЭП. Ставите опоры ЛЭП высотой 60-70 м, на расстоянии 40 км друг от друга, сверху на опору устанавливаете локатор, можно 2-3, как на корабле. Внизу вагончики обеспечения. Всего 10 опор ЛЭП закрывают 450 км. Одна "опора" имеет радиус видимости 40 км. Это самое дешёвое и быстрое решение по закрытию дырок в ПВО РФ. Опора ставится 4 рабочих дня, пусть монтаж антенн, подключение займёт 6 дней, итого 10 дней. Здесь все комплектующие выпускаются серийно. Оценочно, можно 10 бригадами за один месяц закрыть участок длиной 450 км. Решения с летающими и воздухо плавательными аппаратами много дороже и требуют много времени на разработку и производство. ПВО нужна сейчас.
  9. +1
    17 марта 2024 18:28
    Почему-то помалкивают об одной серьезной проблеме, далеко не каждая пуля крупнокалиберного пулемета и снаряда от "шилки" - попадает в цель... Следовательно при расположении атакуемого вражескими БПЛ важного объекта в черте города (населенного пункта) или рядом с ним - серьезные жертвы среди мирного населения, сопутствующие разрушения (Судя по опыту ВОВ и укровермахта.) - НЕИЗБЕЖНЫ...

    Если хлёпцам на свои граждан - откровенно наплевать, то нам такие "сопутствующие" - "эффекты" - не нужны...
    В конце-концов, наше мирное население - абсолютно не виновато, что какие-то весьма высокопоставленные и весьма непрофессиональнные мерзавцы, подлецы и негодяи, - отдав(совершенно не подумав пустой башкой...) распоряжение "подарить" укрорейху освобожденные приграничные территории бывшей УССР, обеспечили этим продажным натовско-бандеровским тварям неплохие позиционные районы для обстрела Наших территорий и, уже не только в приграничье, но в глубоком тылу...
    Интересно, хоть одна эта "начальствующая бездарь" - съездила на могилы погибших от обстрела наших территорий соотечественников?... Пусть не думают, что Российская история простит этим "командармам" эту то ли подлость, то ли тупость, или - предательство...
  10. 0
    17 марта 2024 19:17
    Для создания сетки наблюдения годятся любые высокие объекты - вышки мобильной связи, заводские трубы, ЛЭП, собственно радар со своей вышкой, дирижабли. Вот и закрыли "дыры". А за ними уже позиционный район ПВО , и Шилки , и ДШК на тачанках. Можно объектовую дружину, тоже мобильную, из местных охотников собрать, с дробовиками, где что. Местная воинская часть, опять же, может ... Заняться некому, а бюрократов полно.
  11. 0
    17 марта 2024 19:39
    Да, наверно все это хорошо, но лучшее ПВО - это наши танки на аэродромах противника.
    1. 0
      18 марта 2024 08:48
      Цитата: жучок120560
      Да, наверно все это хорошо, но лучшее ПВО - это наши танки на аэродромах противника.

      Тогда уж - на западной границе Украины.
  12. 0
    18 марта 2024 00:31
    Разделить РЛС на модули по функционалу (излучатель, приемник, обработка информации о полученных отраженных сигналах). Модули разместить частично на аэростатах, частично на земле. Вот и дешевое сплошное радиолокационное поле, которое можно приспособить для обнаружения в том числе и малозаметных низколетящих целей.
  13. 0
    18 марта 2024 09:05
    Имитация обороны...Атакующий всегда может выбирать направления, силу, массированность удара. Растащить ПВО как вы предлагаете - не здорово. Лучшее ПВО - танки в Одессе, Очакове, Николаеве, Херсоне...
    1. Странно.
      украинцы кошмарят Белгородскую, Курскую, Брянскую, Калужскую, а вы толкуете про Одессу, Очаков. По-моему, лучше уже русские танки в Сумах, Житомире, Чернигове.
    2. -1
      18 марта 2024 10:30
      В советские времена, когда военноначальники были ещё из фронтовиков, существовал отдельный вид войск - ПВО СТРАНЫ !!!!
  14. 0
    18 марта 2024 14:25
    Временная затычка. Очень скоро, запилят самонаведение с ИИ и РЭБ станет бесполезен. Нужно работать на опережение.
  15. +1
    18 марта 2024 16:01
    Любой вид деятельности, включая защиту от вероятного нападения с воздуха на произвольный объект на территории страны, требует своей методологии и своего инструментария, так как необходимо РЕШАТЬ специфические задачи, а не предпринимать судорожные попытки прикрыть голую тыловую часть тела. Для этого в свое время и был создан род войск ПВО СТРАНЫ. Кто-нибудь вспомнит откуда растут ноги у старичка МИГ 31? Это был всего лишь один из инструментов .
  16. Voo
    0
    19 марта 2024 00:34
    Аналогичные мобильные группы противодронной ПВО можно было бы организовать и в России, в самых проблемных регионах, по линии ГУПов под контролем Росгвардии и в координации с Минобороны РФ. Они могли бы выступать в качестве последнего рубежа противовоздушной, и не только, обороны стратегически важных объектов.

    Всё это закончится тем, что собственников жилья и другого недвижимого имущества, заставят обеспечивать ПВО для сохранения своего имущества, примерно как с противопожарной безопасностью и вневедомственной охраной.