search
menu
person

NEWS AND UDATES


Опыт использование аутсорсинга в вооружённых силах США (2013)

Опыт использование аутсорсинга в вооружённых силах США

Полковник В. Печорский

В США под аутсорсингом понимается использование на конкурсной основе сторонних организаций для выполнения непрофильных (вспомогательных) функций военного ведомства путем заключения соответствующего долгосрочного контракта. Сторонними организациями могут быть как государственные организации, так и (в основном) частные компании.

В вооруженных силах США аутсорсинг используется как для обеспечения повседневной, так и боевой деятельности. В соответствии с американским законодательством военное ведомство обязано оптимально (с точки зрения стоимости и качества работ) организовывать выполнение вспомогательных функций, используя в качестве альтернативы возможности коммерческих специализированных предприятий.


Согласно многолетним наблюдениям Пентагон является основным федеральным органом Соединенных Штатов, масштабно привлекающим для обеспечения своей жизнедеятельности и решения иных задач сторонние частные организации. Наиболее востребованными функциями, которые в ВС США традиционно передаются для исполнения компаниям-подрядчикам, являются: материально-техническое обеспечение; содержание объектов инфраструктуры, пунктов дислокации и обслуживание территорий; техническое обслуживание и ремонт ВВТ; предоставление бытовых и финансовых услуг; выполнение ремонтных и строительных работ.

По мнению экспертов Пентагона, аутсорсинг позволяет обеспечить:

- необходимое качество при существенном сокращении расходов за счет привлечения узких специалистов со значительным опытом работы в той или иной сфере;

- высокие боеготовность и боеспособность войск за счет сосредоточения основного внимания на решении основных задач;

- внедрение современных технологий;

- высокий уровень гибкости и оперативности при принятии решений;

- экономию за счет исключения временных и финансовых затрат на повышение профессионального уровня и совершенствование квалификации персонала, организацию рабочих мест, обеспечение страховых и премиальных выплат;

- высвобождение времени и ресурсов руководства ВС всех категорий для выполнения ими основных служебных обязанностей;

- возможность выбора наиболее оптимальных вариантов использования компаний-подрядчиков за счет конкуренции на рынке потенциальных исполнителей, их адаптированности к требованиям заказчика и заинтересованности в поддержании взаимодействия на долгосрочной основе;

- финансовые и юридические гарантии компенсации внешними организациями возможного ущерба.

К главным недостаткам аутсортинга относят:

- риск утраты (в том числе необратимой) персоналом вооруженных сил США уникальных знаний и опыта, необходимых при решении ряда специфических задач, таких как ремонт, подготовка к эксплуатации и обслуживание современных образцов вооружения и военной техники, ведение разведки, оценка и обработка получаемой информации, обучение личного состава по прикладным дисциплинам в качестве инструкторов;

- возможность значительной недооценки базовых накладных расходов при принятии решения о передаче функций внешней организации;

- сложность контроля за ходом выполнения масштабных работ, что приводит к риску их некачественного выполнения;

- ограниченность рычагов управляющего воздействия на исполнителей;

- отсутствие преемственности при смене компании-подрядчика.

После начала военных операций ВС США и союзников в Ираке и Афганистане, а также в ходе последующей стабилизации обстановки и постконфликтного урегулирования в этих странах беспрецедентный размах приобрело привлечение персонала частных военных компаний (ЧВК) к выполнению задач в интересах воинских контингентов американских войск. На текущий момент на афганской и иракской территории по контракту с Пентагоном действуют около 138 тыс. представителей различных ЧВК (из них только 42,9 тыс. - граждане США).

Сильными сторонами аутсорсинга при использовании частных военных компаний в ходе операций по стабилизации обстановки и постконфликтному урегулированию в передовых зонах в Пентагоне считаются: - значительно более короткие, чем у резервных компонентов ВС США, сроки подготовки персонала, оборудования и материальных средств ЧВК к переброске за рубеж и выполнению возлагаемых на них функций;

- отсутствие жесткого, определенного законом, периода пребывания персонала частных компаний в передовых зонах или районах;
- отсутствие необходимости дополнительной специальной подготовки сотрудников ЧВК, так как они обычно являются высококвалифицированными специалистами с опытом работы в силовых структурах или службы в «горячих точках»;

- широкое задействование компаний-подрядчиков, что позволяет Пентагону сократить численность группировок американских войск в передовых зонах и районах боевых действий и, как следствие, уменьшить расходы на их содержание и ротацию, а также значительно снизить боевую нагрузку на личный состав и освободить его от выполнения несвойственных военнослужащим функций.

Численность персонала ЧВК США

Государства, где задействованы ЧВК Представители ЧВК Итого
Граждане США Местные граждане Граждане третьих стран
Афганистан 31 814 38 270 39 480 109 564
Ирак 2 314 2 065 4 621 9 000
Сопредельные страны 8 764 782 9 297 18 843
Всего 42 892 41 117 53 398 137 407

   К основным недостаткам привлечения частных военных компаний относятся:

- полное отсутствие фактора идейной (идеологической) мотивации персонала;

- «излишняя самостоятельность» в действиях и решениях представителей частных компаний, выражающаяся в неправомерном или непропорциональном применении силы против местного населения, игнорировании установленных командованием контингента требований и правил, нарушении дисциплины и т. д.;

- отсутствие эффективного контроля за деятельностью ЧВК, способствующее увеличению случаев коррупции и финансовых махинаций.

Несмотря на продолжающуюся практику широкого задействования аутсорсинга в ВС США, руководство Пентагона в последние годы предприняло ряд мер, направленных на снижение ведомственной зависимости от сторонних компаний. В апреле 2009 года министр обороны США Р. Гейтс объявил о своем решении открыть в 2010 финансовом году 13 тыс. новых должностей для гражданского персонала с целью передачи ему функций, традиционно выполняемых представителями коммерческих структур. К 2015 финансовому году общее число таких должностей предполагается довести до 30 тыс.

В сентябре 2011 года Пентагон уведомил национальный конгресс о том, что в течение 2010 финансового года были открыты 16 782 должности гражданских служащих для замены персонала внешних организаций (42 проц. новых должностей в сухопутных войсках, 28 проц. - в ВВС, 16 проц. - ВМС и 14 проц. - в органах центрального подчинения Минобороны). Данные изменения были проведены в основном (более половины случаев) из соображений экономии бюджетных средств.

Руководство министерства обороны США и федеральных контрольных органов признает, что на текущий момент не представляется возможным в полной мере объективно оценить результаты предпринимаемых шагов, поскольку финансовые, социальные и кадровые последствия могут проявиться только через значительный период времени.

Зарубежное военное обозрение 2013 №2 с.37-39

 

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (19.03.2013) | Автор: Полковник В. Печорский
Просмотров: 5894 | Теги: аутсорсинг, В. Печорский, ЧВК | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar