МЯТЕЖНАЯ ПРОВИНЦИЯ. ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА В КОНГО 1960-1963 гг.

Михаил Жирохов
Журнал «Авиамастер» № 2 / 2001 г.

В последней четверти XIX века маленькая Бельгия, умело играя на противоречиях между Англией, Францией и Германией, смогла установить свой контроль над громадной и богатой природными ресурсами территорией в самом центре Африки. Бельгийцы почти без сопротивления со стороны местных племен оккупировали эту территорию, а в 1908 году объявили ее своей колонией. Северо-западную часть страны захватила Франция, создав колонию Французское Конго.

В феврале 1958 года Французское Конго стало «автономным государством» в составе Французского Сообщества, а 14 августа обрело независимость.

Одновременно активизировались национально-освободительные силы и в Бельгийском Конго. После вооруженных восстаний в Элизабетвилле (Лубумбаши) и Леопольдвилле (Киншасе) правительству Бельгии пришлось вступить в переговоры с местной оппозицией. На Брюссельской конференции в феврале 1960 года было решено, что 30 июня Конго станет независимым государством, но на его территории останутся бельгийские войска.

Бельгия не сделала ничего, чтобы хоть как-то подготовить свою колонию к самостоятельной жизни. Из всего 14-миллионного чернокожего населения Конго только 17 человек имели высшее образование. Брюссель рассчитывал, что новорожденное государство не сможет самостоятельно справиться с навалившимися на него проблемами и попадет в полную зависимость от бывшей метрополии. Но если первая половина плана была реализована полностью (конголезцы оказались не в состоянии управлять столь огромной страной), то по второму пункту бельгийские власти потерпели полное фиаско. Тотчас же вслед за провозглашением независимости по всей стране прокатилась волна грабежей, погромов и убийств выходцев из Европы. Те, кто остался жив, в панике бежали, бросая имущество. В наступившем хаосе бельгийцы быстро потеряли контроль над ситуацией.

Не лучше обстояли дела и у местной администрации. Первый президент республики Конго Жозеф Касавубу назначил премьер-министром Патриса Лумумбу, придерживавшегося левых взглядов. Но на периферии власть президента и премьера была лишь номинальной. В каждой из шести провинций заседало свое правительство, а в сельских районах всем заправляли племенные вожди. Вдобавок страна буквально кишела вооруженными бандами, которые не подчинялись вообще никому.

Наиболее острая ситуация сложилась в богатейшей провинции Катанга (Шаба), где находились огромные залежи меди и месторождения алмазов, разрабатываемые западными компаниями. 11 июля глава провинции Моис Чомбе объявил Лумумбу «агентом Кремля» и отказался подчиняться центральному правительству. Сепаратистские устремления Чомбе поддержала Бельгия, боявшаяся потерять доходы от медных рудников и алмазных копей. Возникла реальная угроза распада страны. Лумумба сразу обратился в ООН за военной помощью для подавления восстания.

Уже через три дня, 14 июля первый контингент войск ООН, состоящий из тунисских военнослужащих, высадился в столице Конго Леопольдвилле. Одновременно международное сообщество потребовало незамедлительного вывода бельгийской армии из Катанги. К концу месяца бельгийцы частично выполнили это требование, оставив лишь небольшой гарнизон в столице провинции Элизабетвилле. Тем временем Чомбе начал спешно формировать собственную армию, костяк которой составили европейские и американские наемники.

Кроме всего прочего, был создан и «военно-воздушный флот». Первые упоминания о так называемых ВВС Катанги («Авикат») относятся к июлю-августу 1960 года. Чомбе при помощи бельгийцев организовал их на базе авиатехники, найденной на ближайшем к Элизабетвиллю аэродроме Луано. К моменту начала мятежа там находилось девять двухмоторных пассажирских самолетов Де Хэвилленд «Доув» (Dove), из которых только два могли подняться в воздух (позднее отремонтировали еще несколько машин). Кроме того, мятежники захватили восемь учебно-тренировочных «Тексанов», четырехмоторный пассажирский Де Хэвилленд «Херон», а также два вертолета: «Сикорский» S-55 и «Алуэт II». Поскольку в Катанге не нашлось ни одного пилота-африканца, все летные вакансии заняли наемники. Из них же, разумеется, был и командир «Авиката» майор Волан.

Правительственные ВВС обладали лишь несколькими допотопными бипланами «Джипси Мот». Правда, уже летом 1960 года в Конго прибыли 10 советских транспортно-пассажирских Ил-14 и пять вертолетов Ми-4 с экипажами. Но в боевых действиях они не участвовали.

24 августа вслед за Катангой провозгласила независимость провинция Касаи. Войска центрального правительства пытались подавить очередной мятеж, но были отбиты. Чомбе поддержал сепаратистов Касаи, и «Авикат» стал привлекаться для доставки им боеприпасов и вооружения. В сентябре все наличные самолеты занимались эвакуацией европейцев из прифронтовых районов. Тогда же отмечены первые случаи боевого применения авиации. Из дверных проемов вертолета S-55, «Херона» и «Доувов» катангцы сбрасывали на головы правительственных войск самодельные бомбы – ручные гранаты со своеобразными «замедлителями», сделанными из … пивных бутылок. Чтобы избежать преждевременного подрыва гранаты еще в воздухе, ее рукоятку вставляли в горлышко бутылки, которое удерживало предохранительную скобу в прижатом состоянии. При ударе об землю бутылка разбивалась, освобождая предохранитель.

В декабре президент Касавубу арестовал Патриса Лумумбу и выдал его Чомбе, надеясь таким образом «откупиться» от лидера сепаратистов и склонить его к прекращению мятежа. Но Чомбе, расправившись с бывшим премьером (официальная версия смерти Лумумбы – «убит при попытке к бегству»), даже не думал идти на уступки. Напротив, в феврале 1961 года он объявил в Катанге всеобщую мобилизацию.

Незадолго до этого «Авикат» получил серьезное по местным меркам пополнение: в январе бельгийцы передали своему ставленнику три реактивных учебно-боевых самолета Фуга СМ. 170 «Мажистер». Но в том же месяце ВВС сепаратистов понесли и первую потерю. 31 января при бомбардировке гарнизона правительственных войск в районе озера Упемба кто-то из наемников случайно уронил в салоне «Доува» ручную гранату с выдернутой чекой. От взрыва самолет развалился в воздухе. После этого случая «пивные бомбы» больше не применялись, а «Херон» и «Доувы» переделали в некое подобие «ганшипов»: в дверных проемах установили станковые пулеметы «Браунинг».

В марте Чомбе под нажимом ООН согласился вступить в переговоры с президентом Касавубу. Переговоры закончились неудачей, после чего Касавубу, несмотря на данные им гарантии безопасности, арестовал Чомбе и заставил его подписать приказ о роспуске своей армии. Но едва оказавшись на свободе, лидер сепаратистов, естественно, отрекся от этого соглашения. Вскоре вооруженные силы Катанги во главе со знаменитым наемником Майклом Хором по кличке «бешеный Майк» начали продвижение на север страны. Наступление проводилось при активной поддержке с воздуха. В частности, тройка «Доувов», используемых в качестве штурмовиков, способствовала взятию стратегически важного населенного пункта – города Маноно.

28 июня 1961 года разбился первый из катангских «Мажистеров». Пилот-бельгиец отрабатывал фигуры высшего пилотажа для военного парада в честь дня независимости мятежной провинции и не справился с управлением. Вскоре возникли проблемы с двигателем второго такого же самолета. Из-за отсутствия запчастей и квалифицированных специалистов отремонтировать его так и не удалось. Таким образом, к началу августа в составе «Авиката» осталась всего одна реактивная машина.

21 августа 1961 года Генеральный Секретарь ООН Даг Хаммаршельд, убедившись, что мирным путем урегулировать конфликт невозможно, впервые в истории этой организации санкционировал массированное применение вооруженных сил против сепаратистов Катанги. На территории Конго была создана достаточно мощная воинская группировка. Воздушные силы ООН, возглавляемые канадским генералом Моррисоном, состояли из ударной группы (шесть фронтовых бомбардировщиков «Канберра» ВВС Индии и шесть истребителей-бомбардировщиков SAAB J-29 ВВС Швеции), а также эскадрильи прикрытия (шесть истребителей F-86 «Сэйбр» ВВС Эфиопии). Кроме того, в обеспечении операции участвовали военно-транспортные самолеты Италии, Канады, Аргентины и Бразилии.

О том, с чем пришлось столкнуться ООНовцам в Африке, красноречиво свидетельствует такой факт: 13 итальянских летчиков были захвачены в плен взбунтовавшимися солдатами конголезской армии. Пленников сразу убили, трупы расчленили и … съели, а то, что не доели, – продали на местном рынке. После этого инцидента Италия немедленно эвакуировала всех своих граждан из Конго.

Но несмотря на подобные «издержки», присутствие регулярных войск быстро дало результаты. Отряды ООН, преодолев сопротивление сепаратистов, взяли под свой контроль центры коммуникаций вокруг Элизабетвилля. Уже 28 августа был захвачен аэродром в Луано, где находилось большинство самолетов и вертолетов Катанги. Однако машины, рассредоточенные на аэродромах Кисенегеи и Колвези, не пострадали и продолжали наносить ощутимый урон миротворцам.

13 сентября силы ООН штурмом взяли Элизабетвилль, но армия Чомбе, оставив свою столицу, продолжала упорно сражаться. В тот же день французский наемник Жозеф Маген на «Мажистере» атаковал и уничтожил две индийских бронемашины, после чего обстрелял подразделение ирландских миротворцев, нанеся им серьезный урон. В последующие несколько дней одинокий самолет нанес ряд ощутимых ударов по авиабазам ООН. На аэродроме Луано он уничтожил несколько транспортных самолетов и повредил контрольно-диспетчерскую башню, а аэродром в Баке вообще был на несколько месяцев выведен из строя. Кроме того, неугомонный француз сбросил две бомбы на только что захваченный ООНовцами аэропорт Элизабетвилля. Самое интересное, что это произошло в тот момент, когда военные чины ООН собрали в городе пресс-конференцию, чтобы отрапортовать об успешном завершении операции!

На самом деле праздновать победу было рано. Буквально через несколько дней войска Чомбе, перегруппировавшись и собрав подкрепления, вновь овладели Элизабетвиллем. Чтобы остановить кровопролитие, Даг Хаммаршельд решил лично вступить в переговоры с катангским диктатором. 18 сентября генсек ООН вылетел на своем самолете в столицу Конго. Но в Леопольдвилле его так и не дождались. Через несколько дней обломки машины были найдены в джунглях Северной Родезии у города Ндоло.

В гибели Дага Хаммаршельда до сих пор есть много неясного. Согласно официальной версии он разбился в авиакатастрофе, но точную причину трагедии установить не удалось. Между тем, ходили упорные слухи, что самолет генсека был сбит истребителем – катангским «Мажистером» или родезийским «Вампиром». Приводилось свидетельство одной негритянки, жительницы Северной Родезии (ныне – Замбия), которая якобы видела в день катастрофы большой самолет, преследуемый маленьким. Маленький самолет быстро догнал большой, после чего тот загорелся и упал.

Правда это или вымысел, сейчас сказать трудно. Во всяком случае, и в Катанге, и в Родезии, которая в те годы управлялась белым меньшинством, активно поддержавшим конголезских сепаратистов, имелось немало людей, заинтересованных в срыве миссии ООН. Смерть Хаммаршельда – активного сторонника этой миссии – как раз и отвечала подобным интересам.

Но те, кто надеялся, что гибель Хаммаршельда повлечет за собой вывод миротворческих сил из Конго, просчитались. Новый генсек ООН У.Тан сохранил прежний курс. Чомбе оставалось только полагаться на армию. В преддверии новых боев он активно занялся закупками оружия и пополнением парка своих ВВС: на «черном» рынке были куплены пять двухмоторных транспортников «Дорнье» Do.28A и четыре Пайпера РА-24 «Команч» (одномоторный четырехместный многоцелевой самолет). В октябре через ЮАР прибыло 10 учебно-тренировочных «Тексанов» с пилотами и механиками. По прибытии на самолеты установили пилоны для подвески вооружения и сразу отправили в бой.

Группу возглавлял один из наиболее известных пилотов-наемников польский ас Второй Мировой войны Ян Зумбах, сбивший 12 немецких самолетов. В дальнейшем этот искатель приключений «отметился» еще во многих вооруженных конфликтах на территории Африки.

В ноябре правительственные войска Конго вступили в Катангу, но очень скоро были разбиты и отброшены на исходные позиции. Тогда вновь за дело взялись международные силы ООН. На этот раз операция готовилась более тщательно и шансы на успех были гораздо выше.

5 декабря все наличные самолеты Чомбе нанесли мощный бомбовый удар по наступающим колоннам миротворцев. В ответ на это шведские J-29 и индийские «Канберры» двое суток «обрабатывали» аэродром Колвези. В результате были, наконец, уничтожены так долго досаждавший ООНовцам «Мажистер» и три «Дорнье». Одна «Канберра» и один СААБ получили повреждения от зенитного огня. Летчикам пришлось совершать вынужденные посадки. Для шведа посадка «на брюхо» прошла благополучно, а индийцам повезло меньше – оба члена экипажа попали в госпиталь с различными травмами.

17-18 декабря силы ООН разгромили сепаратистов и во второй раз взяли Элизабетвилль. 21 декабря Чомбе пришлось распустить наемников и признать суверенитет центрального правительства Конго над Катангой, но он сохранил права автономии и пост главы провинции.

В 1962 году Чомбе вновь разорвал соглашение, начав опять собирать армию и вербовать наемников. Осенью боевые действия возобновились и в них снова приняла участие авиация. 19 октября 1962 года было отмечено последним крупным боевым вылетом ВВС Катанги. Тогда все оставшиеся «Тексаны» атаковали правительственные войска в северной части провинции, сбросив около 70 бомб.

29 декабря все аэродромы мятежников подверглись ударам самолетов ООН. Было уничтожено два только что закупленных «Вампира», шесть «Тексанов», «Команч», «Доув» и «Дрэгон Рэпид». Эта атака поставила точку в истории «Авиката». 14 уцелевших самолетов были в срочном порядке эвакуированы в Анголу. В начале января 1963-го войска ООН полностью очистили территорию Катанги от сепаратистов. 15 января Чомбе бежал в Родезию, а оттуда – в Европу. Так был подавлен этот мятеж, первый, но далеко не последний в крупнейшей стране черной Африки. Нестабильность и угроза гражданской войны сохраняется там до сих пор, о чем свидетельствует недавняя попытка военного переворота.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru