A6M Zero

японский палубный истребитель

A5M – предшественник Зеро

Японский истребитель A6M все знают под именем Зеро. Это имя дали ему американцы, обычно обозначавшие японские самолёты не цифрами, а женскими именами. Сами же японцы называли его типом 0 по году принятия на вооружение (2600 от основания Японии), а полное его название звучало как 零式艦上戦闘機– Рэй-сики кандзё: сэнто:ки. В 1937 году – в разгар воздушной войны в Китае – на вооружение японского флота был принят истребитель A5M, созданный компанией Мицубиси. Самолёт оказался настолько удачным, что даже наземные войска стали использовать его вместо сухопутного истребителя Ki-10.

Йиро Хорикоши – создатель A5M и A6M Зеро

Однако уже в момент принятия A5M на вооружение командование флота озаботилось созданием перспективного палубного истребителя с убирающимся шасси и пушечным вооружением. В конкурсе, объявленном командованием флота, сначала участвовали фирмы Мицубиси и Накадзима. Но вскоре Накадзима отказалась от соревнования в обмен на размещение производства части тиража будущего самолёта на её заводах. Работы по созданию новогшо самолёта на Мицубиси возглавил 34-летний Йиро Хорикоши – создатель того самого А5М. Ознакомившись с требованиями военных моряков, он сделал основную ставку на максимальное снижение веса конструкции – только таким способом можно было обеспечить высокие маневренные и скоростные характеристики в отсутствие достаточно мощных двигателей. Конструкция самолета была цельнометаллической. Основные стойки шасси убирались гидроцилиндрами в крыло, а хвостовое колесо – в фюзеляж. Пилот размещался в закрытой кабине, фонарь которой обеспечивал и хороший обзор, и хорошую аэродинамику. Бронирование кабины пилота и протектирование топливных баков не предусматривалось, что экономило несколько десятков килограммов. Две 20-мм пушки Тип-99, выпускавшиеся фирмой Дайнихон Хейки КК по лицензии швейцарской компании Oerlikon на базе Oerlikon FF, были установлены в крыле у основных стоек шасси. А пару 7,7-мм синхронных пулеметов разместили над силовой установкой, в качестве которой первоначально предусматривалась 14-цилиндровая двухрядная звезда фирмы Накадзима Сакае 12 мощностью 940 л.с.

Первый образец Зеро, взлетевший 1 апреля 1939 года

 

Зеро ранних выпусков

Правда, вскоре Мицубиси создала собственный двигатель Кинсей 46, и Хорикоши попробовал установить на своё детище этот авиамотор. Однако двигатель был тяжёл, и машина оказалась перегруженной весом авиамотора. Пришлось ставить гораздо менее мощный 875-сильный Зюйсей 13. Деревянный макет был готов в апреле 1938 года, а в марте 39-го был построен уже и опытный образец, который 1 апреля 1939 года поднял в воздух лётчик-испытатель Кацузо Шима. С мотором Зюйсей 13 и трехлопастным воздушным винтом первый А6М достиг скорости до 490 км/ч на 3000 м, что было на 10 км/ч ниже обозначенной техническим заданием. К тому же, на прототип еще не установили вооружение, и скорость полностью снаряженной машины оказалась бы еще меньше. В результате пришлось вернуться к первоначально задуманному Накадзима Сакае 12, которым оснастили второй прототип. Правда, при этом длина истребителя возросла с 8,74 м до 9,06 м. Уже в сентябре оба прототипа поступили на испытания в войска, где были в штыки встречены лётчиками – японским пилотам не нравилось ни убираемое шасси, ни закрытый фонарь, и понадобились специальные дисциплинарные меры, чтобы заставить их убирать шасси и закрывать кабину. Боевое крещение А6М получили в Китае: группа из шести предсерийных истребителей типа «0» под командованием лейтенанта Тамоцу Йокояма прибыла туда в июле 1940-го, войдя в состав 12-й смешанной авиагруппы.

К сентябрю их число достигло 13, и 13 сентября они атаковали группу из 27 китайских И-15 И-15 . По японским отчётам были сбиты все 27 китайцев, и не был потерян ни один Зеро. По китайским же было сбито пять японцев без единой собственной потери. На самом же деле потерь не имела ни та, ни другая сторона, хотя многие И-15 получили повреждения. Маневренные И-15 легко уходили от атак более скоростных Зеро, а японцы решили экономить 20-миллиметровые снаряды и действовать только пулемётами. Дело в том, что у японцев имелся приказ сохранять на обратный путь некоторое количество боеприпасов. Безрезультатный бой продолжался до тех пор, пока у японцев не стало кончаться горючее и они не улетели на базу. За год боёв авиагруппа отчиталась о 266 сбитых китайских самолётах при реальном наличии у китайцев на этом участке 99 машин. Собственные потери составили два самолёта.

В сентябре 1941 года A6M Зеро были выведены из Китая для подготовки войны с Америкой. До начала войны в конструкцию самолета внесли ряд изменений: с 22-го самолета усилили задний лонжерон крыла, с 65-го самолета ввели складываемые вручную законцовки крыла, что позволило самолету вписаться в 11-метровый подъемник авианосцев. К моменту налёта на Пёрл-Харбор в строю находилось уже 420 Зеро. A6M оказался для американцев серьёзным противником. Если для борьбы с И-15 манёвренность Зеро оказалась недостаточной, то для борьбы с Зеро оказалось недостаточно манёвренности тяжёлых американских истребителей. Более того, Зеро имел и некоторое преимущество в максимальной скорости перед основным тогдашним американским палубным истребителем F4F Wildcat, несмотря на более высокую мощность мотора у Вайлдкэта. Однако пилоты «Диких котов» вскоре разработали эффективную тактику противодействия японским Нулям, названную в честь её изобретателя лейтенант-коммандера Джимми Тача Thach Weave – узор Тача. Тактика эта заключалась в том, что ведущий и ведомый американские самолёты шли не друг за другом, а в одну линию с 200-футовым интервалом. При нападении Зеро с задней полусферы на один из самолётов Вайлдкэты разворачивались навстречу друг другу, вследствие чего Зеро, если он продолжал атаку, попадал в прицел другого самолёта. Впоследствии, с появлением у американцев самолёта F4U Корсар, имевшего преимущество в скорости перед Зеро, такая тактика стала применяться и при атаке – куда бы ни сворачивал японский самолёт от одного американца, он неизменно оказывался в прицеле у другого. С появлением корсаров господство Зеро в воздухе быстро сошло на нет. Тем не менее, он, частично модернизируясь, продолжал оставаться основным японским истребителем.

Зеро поздних выпусков

В конце войны появились А6М5с, отличавшиеся наличием двух дополнительных 13,2-мм крыльевых пулеметов Тип-З. Зеро стали первыми самолётами для камикадзе, но размещавшийся на них 250-кг заряд не наносил крупным кораблям существенных повреждений, и вскоре для смертников был создан специальный самолёт-снаряд Ока. Всего было выпущено 10449 истребителей А6М, из которых 3879 было собрано на Мицубиси, а 6570 - на Hакадзиме. После войны Зеро ещё некоторое время оставался на вооружении Индонезии, Сиама и гоминьдановской армии Китая, а 252 Зеро, захваченных советскими войсками в Корее и на Курилах, были преданы армии китайских коммунистов. Использовали Зеро и ненадолго возвратившиеся в Индокитай французские колонизаторы.
 

   

Знаки различия Русской Императорской Армии

Знаки различия Русского Императорского Флота

 

Знаки различия царской полиции

Знаки различия царских чиновников

Народная Армия Комуча

 

 

Петлюровцы

Армия Сибирского правительства

Флот Временного правительства

Армия Дальневосточной республики

РККА 1919-22  

РККА 1922-24 

Знаки различия  РККА 1924-35

РККФ

 

 

Знаки различия ГУЛАГа

Знаки различия РККА 1935-40

Знаки различия РККА 1940-43

Знаки различия РККА (с 06.01.1943) 

НКВД и внутренняя охрана 1935-37 

 

 

Знаки различия Рабоче-крестьянской милиции 1936-43

русские коллаборационисты

 

Знаки различия Рабоче-крестьянской милиции с 11.02.1943 года

Знаки различия Охраны путей сообщения НКПС

 

Знаки различия Советской Армии обр. 1969 года

 

Знаки различия советской милиции

 

Знаки различия советской прокуратуры 

Знаки различия российских гражданских чиновников

Знаки различия российской армии

 
       

Смотрите также:

Таблица соответствия воинских и гражданских чинов дореволюционной России их эквивалентам в армиях и гражданских ведомствах СССР и РФ

 

 

Add to your Facebook

 

 

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100

Арисака

Арисака

Намбу
nambu 14


Ki-27
ki-27

Первый японский танк Тип-89 Оцу

Тип 89 Оцу

тип 95 Ха-го

Тип 95 Ха-го

2597 Тип 97 Чи-ха

Тип 97 Чи-ха

Те-Ке

Те-Ке

Ка-Ми

Зарплаты, в Российской империи, СССР и Российской  Федерации с 1853 по 2010 годы

Курс рубля к доллару и доллара к рублю с 1792 по 2010