Перспективы американских «стратегов»
России надо поторопиться с созданием системы воздушно-космической обороны

Стратегическая бомбардировочная авиация (СБА) ВВС США предназначена для сдерживания и поражения критически важных и стратегических объектов вероятных противников в военных действиях с применением обычных и ядерных средств поражения.

Мидыхат ВИЛЬДАНОВ

Сергей ИЛЬИН

К основным задачам СБА относятся:

— ядерное и неядерное сдерживание вероятных противников;

— несение боевого дежурства в различных степенях боевой готовности на авиабазах и маршрутах боевого патрулирования;

— подготовка и участие в ядерных операциях самостоятельно или совместно с другими компонентами ядерной триады;

— действия СБА в составе сил и средств, выделенных командующим объединенными группировками ВС США на ТВД;

— нанесение внезапных и упреждающих ударов по мобильным, критичным по времени целям вероятного противника и его ключевым объектам в рамках концепции «Быстрый глобальный удар», в том числе с перенацеливанием в ходе полета;

— демонстрация «передового присутствия» с базированием части сил и средств на передовых авиабазах, решение других боевых задач.

В боевом составе ВВС США находится 131 стратегический бомбардировщик (в Договоре о СНВ – тяжелый бомбардировщик): 63 В-52Н, 52 В-1В и 16 В-2А. Кроме того, 29 стратегических бомбардировщиков (СБ) поддерживается в активном резерве: 13 В-52Н, 12 В-1В и 4 В-2А. На складском хранении на АвБ Девис-Монтан содержится 80 самолетов: 13 В-52Н, 51 В-52G и 16 В-1В. Несколько СБ задействовано в интересах проведения НИОКР.

Организационно СБА сведена в пять авиакрыльев в составе 8-й воздушной армии (ВА) командования глобальных ударов (АвБ Барксдейл шт. Луизиана) и 12 ВА боевого авиационного командования (АвБ Ланглей, шт. Виргиния). Для обеспечения действий СБ из состава командования воздушных перебросок ВВС США и подразделений ВВС национальной гвардии может привлекаться до 300 самолетов-заправщиков.

БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ НАДО ПОДТЯНУТЬ

Военно-политическое руководство (ВПР) США предъявляет высокие требования к состоянию боевой готовности авиационной компоненты СНС.

Согласно уставным документам ВВС в боеготовом состоянии поддерживается до 75% боевого состава СБ В-52Н и В-2А, В-1В – до 70%, а также самолеты стратегической разведывательной авиации и самолеты-заправщики. Состав дежурных сил СБА на периоды мирного времени, нарастания военной угрозы устанавливается ВПР США, с приведением ВС США в наивысшие степени боевой готовности предусматривается наращивание группировки СБ до 100%. В связи с реализацией положений концепции «Быстрый глобальный удар» боевая готовность СБА в настоящее время повышена, и в ходе стратегических учений отрабатываются задачи возобновления боевого дежурства. Кроме того, на АвБ Уайтмен (шт. Миссури) организовано боевое дежурство четырех стратегических бомбардировщиков В-2А, которые могут быть оперативно передислоцированы на различные ТВД.

Руководство ВВС США заявляет о высоком уровне подготовки экипажей стратегической авиации.

Следует подчеркнуть, что руководство ВВС неоднократно заявляло о высоком уровне подготовки летных экипажей СБА, подтверждая это результатами их участия в локальных конфликтах. Особое внимание уделяется повышению качества боевой подготовки, направленной на обучение летного и технического состава по поддержанию постоянной готовности СБ к боевому применению. Их подготовка ведется комплексно и характеризуется значительной интенсивностью мероприятий оперативной и боевой подготовки, средний налет на экипаж составляет около 210 часов в год. Большинство летных экипажей на ротационной основе участвует в локальных конфликтах, что учитывается командованием частей при назначении летчиков на вышестоящие должности.

Вместе с тем, в стратегической бомбардировочной авиации США в 2007 г. был допущен ядерный инцидент, получивший мировую извест-ность: с АвБ Майнот (шт. Северная Дакота) на АвБ Барксдейл (шт. Луизиана) был перебазирован стратегический бомбардировщик B-52Н с пятью крылатыми ракетами типа AGM-129А в ядерном оснащении. Как выяснилось позже, из-за бесконтрольных действий и низкой подготовки специалистов авиационного крыла, ядерные боеприпасы с крылатых ракет, направляемых на утилизацию, не были сняты. При этом экипаж бомбардировщика даже не знал, что транспортирует крылатые ракеты в ядерном оснащении.

Для расследования причин инцидента была назначена группа независимых экспертов на правах подкомиссии Управления военной политики Министерства обороны США. Главная задача заключалась в комплексной проверке, анализе и оценке состояния ВВС с разработкой предложений по повышению боевой готовности и совершенствованию управления авиационной компонентой СНС. По результатам работы выявлено значительное количество недостатков и проблемных вопросов в поддержании боевой готовности органов управления и войск. Материалы проверки изложены в документе: Report of the Secretary of Defense Task Force on DoD Nuclear Weapons Management, Phase I: The Air Force’s Nuclear Mission.

Его анализ показывает, что в ВВС США в последние годы не проводилось крупномасштабных стратегических учений с привлечением всех частей и подразделений наземного и воздушного ядерных компонентов СНС. Основные усилия руководящего состава ВВС были сосредоточены на подготовке авиационных крыльев и эскадрилий к решению задач в боевых действиях с применением обычных средств поражения, в ущерб планированию и проведению ядерных операций. Содержание программ подготовки личного состава авиационных крыльев не обеспечивало совершенствования их оперативно-тактического мышления и профессиональной подготовки по таким вопросам, как:

— уяснение роли и места ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США и их союзников;

— знание тактико-технических характеристик и боевых возможностей существующих и перспективных ядерных средств поражения;

— подготовка и боевое применение СБ в интересах решения ядерных задач;

— обеспечение безопасной эксплуатации ЯБП, их учет, техническое обслуживание, приемопередача, организация транспортировки и контроля.

Отмечалось также, что в авиационных крыльях и эскадрильях бомбардировщиков В-52Н большинство документов по подготовке к боевому применению ядерных крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) устарело. Многие положения инструкций боевого авиационного командования ВВС противоречили друг другу. Контроль технического состояния, учета и содержания ядерных боеприпасов, обеспечения ядерной безопасности при проведении всех видов занятий и работ с ними проводился по разным инструкциям, что вводило в заблуждение командный и технический персонал крыльев и эскадрилий. Отсутствовали единые критерии и показатели оценки состояния ядерно-технического обеспечения. Выявлено несовершенство отдельных нормативных документов по обеспечению ядерной безопасности и организации пооперационного многоступенчатого контроля при проведении работ на КРВБ в ядерном оснащении. Не принималось эффективных мер по ремонту и развитию учебно-материальной базы и обеспечению эскадрилий современными тренажерами.

В-2 – наиболее современный стратегический бомбардировщик в ВВС США.

Таким образом, доминирование состава неядерных задач, перекосы в планировании боевого применения, профессиональной подготовке личного состава, недостатки в содержании руководящих документов и обеспечении боевых действий СБА негативно сказались на состоянии их готовности к выполнению ядерных операций.

С целью устранения недостатков в ВВС США был реализован комплекс оперативных, организационно-штатных и кадровых мероприятий. В интересах поддержания практических навыков экипажей СБ к решению ядерных задач сформирована группировка из 16 самолетов В-52Н и В-2А, которая в обязательном порядке привлекается к отработке мероприятий боевого применения ядерных средств поражения (условно) в ходе стратегических учений. Привлечение летных экипажей осуществляется по графику на ротационной основе. Кроме того, больше учебного времени стало уделяться совершенствованию практических навыков в вопросах подготовки и применения ядерных авиабомб на тренажерах, на что отводится около 40% учебного времени. Специальные меры оперативного и организационно-технического характера были приняты в интересах повышения ядерной безопасности и обеспечения надлежащего учета, содержания, обслуживания, выдачи и внедрения пооперационного тройного контроля при производстве всех видов занятий и работ с ядерными боеприпасами.

НА ПУТИ К «ПЕРЕХОДНОМУ» СТРАТЕГУ

Согласно ядерной стратегии США после выполнения условий Договора о СНВ (к 2018 г.) количество СБ, предназначенных для решения ядерных задач, предусматривается довести до 60 единиц. Основу авиационной ядерной составляющей СНС США составят стратегические бомбардировщики В-52Н (76 единиц) и В-2А (18 единиц). Часть самолетов В-52Н и всю группировку СБ В-1В планируется переориентировать на решение неядерных задач. Существующий парк СБА будет поддерживаться до 2040 г. Особое внимание будет уделено модернизации самолетов В-2А, для чего до 2015 г. планируется выделить более $1 млрд. Проведение НИОКР по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения в связи с финансовыми затруднениями переносится на неопределенное время.

Следует отметить, что руководство ВВС США заблаговременно организовало проведение научно-исследовательских работ о необходимости и целесообразности сохранения авиационной компоненты СНС США с оценкой состояния и боевых возможностей существующей и перспективной группировки СБА. Результаты анализа характеризуются следующими выводами.

Стратегические бомбардировщики В-52Н будут сохранены в боевом составе как носители КРВБ большой дальности в ядерном и неядерном оснащении, часть из них переориентируется для применения обычных средств поражения. Самолеты хотя и имеют значительный срок эксплуатации, однако их тактико-технические характеристики поддерживаются на требуемом уровне. Вместе с тем, впервые отмечено, что их боевое применение требует значительного наряда самолетов тактической авиации для подавления системы ПВО и ПРО вероятного противника. С целью выхода на предельные уровни сокращения СНВ, часть бомбардировщиков и крылатых ракет воздушного базирования будут ликвидированы после истечения сроков эксплуатационного ресурса.

Стратегические бомбардировщики В-2А планируются для нанесения ракетно-бомбовых ударов в ядерном и неядерном оснащении по объектам вероятного противника, особенно по мобильным ракетным комплексам в условиях действия современных систем ПВО и ПРО. Часть самолетов будет выведена из боевого состава СНС и переведена в неядерный статус. В ходе модернизации предусмотрена установка новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой, обладающей высокой разрешающей способностью. Это позволит обеспечить более эффективный поиск, повышение дальности обнаружения и сопровождения мобильных целей. Мероприятия по модернизации этих бомбардировщиков предусматривают увеличение их бомбовой нагрузки и доработку системы вооружения с целью обеспечения возможности применения в одном вылете различных типов авиационных боеприпасов.

Бомбардировщики В-1В планируется переориентировать для решения неядерных задач.

Стратегические бомбардировщики В-1В планируется вывести из боевого состава СНС и переориентировать для решения неядерных задач. Самолет В-1В рассматривается командованием ВВС США в качестве основного бомбардировщика для применения обычных средств поражения. Мероприятия по модернизации направлены на расширение номенклатуры применяемых обычных боеприпасов и усовершенствование бортовых систем с оснащением аппаратурой космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR.

Таким образом, группировка американской СБА сохраняется в боевом составе СНС США в качестве ударного средства «двойного предназначения», что соответствует положениям ядерной стратегии США о создании новой стратегической триады. По оценкам российских специалистов, стратегические бомбардировщики, переоборудованные для решения неядерных задач, сохраняют техническую возможность возврата в ядерный статус при незначительном объеме ремонтно-восстановительных работ силами войсковых специалистов. Одновременно с реализацией договорных обязательств по сокращению СНВ, будет обеспечено выполнение программ модернизации СБ всех типов. Предусматривается оснащение самолетов новым управляемым авиационным оружием класса «воздух-земля», применение которого возможно круглосуточно в любых метеоусловиях, что позволит увеличить количество поражаемых за один вылет целей, а также будут усовершенствованы системы управления оружием, радиоэлектронного противодействия, навигации и связи. Большое внимание уделяется другим мероприятиям, направленных на продление ресурса самолетов и снижение стоимости эксплуатации. В рамках реализации в ВВС США концепции «Ведение боевых действий в едином информационном пространстве» дополнительно планируется оснастить все машины новой высокоскоростной аппаратурой обработки и передачи данных целеуказаний, что позволит повысить пропускную способность каналов передачи и обработки информации. В период до 2020 г. военное руководство США предусматривает направить на модернизацию и поддержание стратегической ядерной триады около $100 млрд., из них $40,5 млрд. планируется выделить на программы модернизации СБ и МБР.

Вместе с тем, результаты анализа зарубежных информационных материалов свидетельствуют о неоднозначных подходах руководства ВВС США к планированию развития СБА с учетом положений Договора о СНВ. Так, специалисты Центра стратегических и бюджетных исследований ВС США открыто заявили, что требуемая эффективность применения самолетов В-52Н, В-2А и В-1В в условиях действия сильной ПВО вероятного противника подтверждена недостаточно. Отмечено, что основу планов создания новой стратегической ядерной триады не могут составлять самолеты с истекающим сроком эксплуатации. В связи с этим, очередной раз сделан вывод о необходимости разработки перспективного СБ с новыми ударными системами вооружения, к которым относятся КРВБ нового поколения, гиперзвуковые крылатые ракеты и активные средства радиоэлектронного подавления. При этом новый бомбардировщик должен быть выполнен по технологии «стелс», иметь модульную конструкцию, что позволит в перспективе проводить его модернизацию с продлением эксплуатационного ресурса. Для снижения технических рисков и стоимости машины предлагается широко использовать готовые технологии.

В феврале 2011 г. Пентагон представил в Конгресс США «План развития авиации», в котором на проведение НИОКР по перспективному бомбардировщику на период с 2011 по 2020 г. запрашивалось от $2 до $4 млрд. Отмечалось, что план имеет комплексный характер и включает разработку не только бомбардировщика, но и самолетов радиоэлектронного обеспечения, высокоскоростной информационной сети, крылатых ракет воздушного базирования нового поколения. Вновь подчеркнута необходимость решения задач по нанесению высокоточных ракетно-бомбовых ударов по стационарным и мобильным целям вероятного противника на любой дальности в течение часа с момента их обнаружения. При этом стратегические бомбардировщики В-52Н и В-1В предлагается применять в интересах поражения объектов вероятного противника, прикрытых слабой системой ПВО. По оценкам представителей американской промышленности, для принятия на вооружение к 2024 г. нового СБ, необходимо в 2012 г. приступить к его созданию. Отмечается, что те заинтересованные фирмы, которые уже вложили значительные средства в разработку, должны подталкивать руководство МО США на дальнейшее финансирование работ и выделение средств из государственного бюджета.

Руководство ВВС США, несмотря на неопределенность со сроками и порядком финансирования, полагает необходимым разрабатывать стратегический бомбардировщик «переходного варианта» с учетом существующих технологий. Это позволило бы поддерживать на требуемом уровне боевые возможности группировки СБА по мере их сокращения в связи с выполнением Договора о СНВ. Основные ТТТ должны быть следующие: значительный боевой радиус, обеспечивающий нанесение ударов с континентальной части США и с передовых баз; возможность применения ядерных и неядерных высокоточных средств поражения; оптимальные массогабаритные характеристики; способность преодоления систем воздушно-космической обороны вероятных противников. Был проведен сравнительный стоимостной анализ разработки и производства четырехдвигательного СБ с массой полезной нагрузки 18100 кг и двухдвигательного бомбардировщика с массой полезной нагрузки 9000 кг. Оказалось, что стоимость разработки и производства 50 четырехдвигательных бомбардировщиков составит около $44 млрд., в то время как разработка и производство 100 двухдвигательных СБ будет стоить $46 млрд. По результатам оценок, сделан вывод о предпочтительности второго варианта СБ. Кроме того, были проведены исследования целесообразности разработки самолета в беспилотном варианте с дозвуковой или сверхзвуковой скоростью полета, в ходе которых выявлен комплекс проблем, связанных с содержанием на борту ядерного оружия и приведения его в готовность, перенацеливания летательного аппарата.

По Договору о СНВ США намереваются ликвидировать в основном устаревшие В-52G – не боеготовые и находящиеся на хранении.

Следует подчеркнуть, что выполнение Договора о СНВ в части касающейся группировки СБА, потребует вывода из эксплуатации и ликвидации части стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет воздушного базирования AGM-86В и AGM-129А с истекшим сроком эксплуатации. Поэтому отдельные боевые задачи по поражению критически важных и стратегических объектов вероятных противников будут возложены на ВТО в неядерном оснащении. Разработка и принятие на вооружение таких вооружений предусматривается в рамках концепции «Быстрый глобальный удар», согласно которой нанесение высокоточных ударов должно быть осуществлено в течение часа с момента обнаружения цели. Для решения этой задачи разрабатываются новые крылатые ракеты воздушного базирования (AGM-158B) и гиперзвуковые крылатые ракеты (ГКР) Х-51А. Так, в 2010 г. были проведены летные испытания демонстрационного образца этой ракеты, которая развила скорость М-6,5. Оснащение ими самолетов стратегической, а в перспективе – тактической авиации и ударных БЛА значительно повысит боевые возможности ВВС США по нанесению быстрых ударов по объектам в любой точке планеты. Кроме того, такие летательные аппараты не подпадают под ограничения действующих Договоров о РСМД и СНВ.

По оценкам зарубежных специалистов, полномасштабная разработка нового бомбардировщика может быть начата после 2013 г., а принятие его на вооружение ВВС США – в 2017 г. При этом отмечается, что финансирование работ в значительной степени зависит от хода реализации других важных программ разработки и закупок авиационной техники ВВС.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ США И ДОГОВОРА О СНВ

Договор о СНВ содержит ряд ключевых положений, выполнение которых, в части касающейся СБА, создает условия для военно-технического превосходства СНС США в целом. Этот вывод подтверждается следующими аргументами.

1. В соответствии со Статьей III, пункта 8с Договора о СНВ, существующими типами тяжелых бомбардировщиков для США заявлены: В-52Н, В-1В, В-2А и B-52G, при этом бомбардировщики В-1В вновь представлены в качестве носителей ядерного оружия. Между тем, военное руководство США по результатам выполнения Договоров о СНВ-1 и СНП официально заявило, что группировка бомбардировщиков В-1В переведена в неядерный статус, что российскими инспекторами до сих пор не подтверждено. По результатам инспекций неоднократно фиксировалось, что передний и средний бомбоотсеки самолета В-1В конструктивно исполнены в виде единого отсека с подвижной перегородкой, в которой могла быть размещена пусковая установка для 4-8 ядерных КРВБ большой дальности, а пилоны крепления крылатых ракет были заделаны каким-то клеем. Поэтому статус бомбардировщиков В-1В, как «неносителей ядерных КРВБ большой дальности», согласно прежнему Договору о СНВ-1 российской стороной до сих пор не подтвержден.

«Симфония разрушения» – эмблема одного из бомбардировщиков В-1В.

В связи с этим, проведенный американцами в марте 2011 г. на АвБ Дэвис-Монтан (шт. Аризона), первый показ так называемого неядерного В-1В оказался формальным, поскольку убедительных признаков необратимого технического переоборудования этих самолетов в носители обычного вооружения американцы не представили. Российские эксперты отметили, что бомбардировщики В-1В могут быть в относительно короткие сроки в войсковых условиях переоборудованы для выполнения ядерных задач при небольшом объеме восстановительных работ в бомбоотсеках и на подфюзеляжных пилонах. Необходимо отметить, что на переоборудованные СБ положения Договора о СНВ не распространяются, хотя в отношении них и могут проводиться инспекции второго типа. По завершении переоборудования последнего СБ В-1В для решения неядерных задач, они перестают подпадать под действие Договора о СНВ (ст. III, пункт 7) и могут базироваться вне национальной территории или временно там размещаться без предоставления уведомлений (ст. IV, пункт 11),что предоставляет определенные преимущества американцам. При этом российская сторона будет иметь возможность инспектировать эти самолеты на АвБ Дайсс и Элсуорт с целью подтверждения их неядерного статуса.

По оценкам российских специалистов, стратегические бомбардировщики в неядерном оснащении будут представлять собой возвратный ядерный потенциал – то есть, сохранится техническая возможность обратного переоборудования в интересах решения ядерных задач. Данный вывод подтверждается официальными документами РФ, разработанными уже после вступления Договора о СНВ в силу.

2. Согласно статье IV, пункт 9 Договора о СНВ: «Каждая из Сторон не осуществляет на авиационной базе совместное базирование тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных вооружений, и тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для неядерных вооружений, если только Сторонами не согласовано иное».

Уместно напомнить, что данный пункт, который постоянно нарушался американцами, с незначительными изменениями заимствован из текста предыдущего Договора о СНВ-1. Учитывая, что американской стороной планируется переоборудование определенной части СБ в неядерный статус, можно предполагать, что совместного базирования таких бомбардировщиков не избежать, поскольку организационно-штатная структура авиационного крыла и эскадрилий, система боевого управления и связи, технического обслуживания и материального обеспечения, в основном, сохраняются.

Таким образом, будут поддерживаться благоприятные условия для оперативного переоборудования неядерных бомбардировщиков в интересах решения ядерных задач.

3. Вызывает недоумение, что в статье III, пункта 8с Договора о СНВ устаревшие бомбардировщики B-52G заявлены в качестве существующих типов тяжелых бомбардировщиков. При этом термин «существующие типы» в главе первой Протокола к Договору о СНВ не определен. Более того, бомбардировщики B-52G в количестве 51 единицы в настоящее время не боеготовы и находятся в режиме хранения на АвБ Девис-Монтан. Следует ожидать, что они составят основную квоту ликвидации СБА в счет сохранения в боевом составе СБ других типов.

4. Согласно статье III, пункта 2b «за каждым развернутым тяжелым бомбардировщиком засчитывается один ядерный боезаряд». Эти так называемые правила условных засчетов уже внесли путаницу в разработку и военно-экономическое обоснование Плана строительства СЯС ВС РФ, а также расчетов основных параметров Государственной программы вооружения. В связи с этим, в органах государственного и военного управления РФ имеет место неоднозначное толкование количественного состава российских и американских СНВ, что негативно сказывается на качестве разработке планирующих документов. Кроме того, американская сторона, при таких правилах засчета, получает значительное военно-техническое превосходство, поскольку СБ В-52Н имеет максимальную загрузку 20 КРВБ, российский бомбардировщик Ту-160 – 12 крылатых ракет в ядерном оснащении. В связи с этим, можно предполагать, что сокращения СБ и крылатых ракет воздушного базирования (по условным засчетам) будут представлять собой манипуляцию с количеством ядерных боеголовок. Так, в справке о боевом составе ядерных сил РФ и США, опубликованных Госдепом США в июне, не могут разобраться чиновники, различные эксперты и даже специалисты в области СЯС.

В рамках концепции «Быстрого глобального удара» для СБА США разрабатывается гиперзвуковая ракета Х-51А.

5. Согласно пункту 11 статьи IV: «Стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора, не базируется за пределами национальной территории. Тяжелые бомбардировщики могут временно размещаться за пределами национальной территории, о чем представляется уведомление».

Следует подчеркнуть, что в условиях мирного времени СБ ВВС США дислоцируются на 16 авиабазах, из них восемь расположены на территории США и восемь – на территории других государств. В зонах Тихого, Индийского океанов и Европейском ТВД для временного размещения СБ может быть задействовано 16 аэродромов. Рассредоточение дежурных сил в условиях нарастания военной угрозы и перевода в высшие степени боевой готовности планируется осуществлять на 35 аэродромах. В качестве резервных может быть использовано дополнительно еще 11 аэродромов в Канаде.

Ясно, что вышеуказанный пункт Договора сформулирован в интересах США, поскольку объекты инфраструктуры аэродромов на территории иностранных государств подготовлены и способны принимать СБ ВВС США, заявленные в Договоре о СНВ. Так, на авиабазе Эль-Удейд (Катар) дислоцируются на ротационной основе до 15 стратегических бомбардировщиков В-1В. Ежемесячно они совершают около 73 вылетов в воздушном пространстве Ирака и Афганистана. Вполне реально, что американская сторона (как и при выполнении Договора о СНВ-1) будет допускать обходы и нарушения Договора о СНВ, используя авиационные базы за пределами континентальной части США для базирования СБ при подготовке и в ходе проведения стратегических учений, для нанесении ракетно-бомбовых ударов в ходе локальных конфликтов. Не приходиться сомневаться, что американцы будут представлять установленные Договором уведомления о прибытии и убытии СБ с авиабаз, однако проверить их достоверность практически невозможно. Нужны эффективные национальные технические средства контроля, работающие в реальном масштабе времени, которых у российской стороны нет.

ЗАДАЧА РОССИИ – СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВКО

Основными достоинствами СБА США считаются глобальная досягаемость и гибкость ее применения. Последняя обусловлена способностью бомбардировщиков действовать в ядерном и обычном оснащении, поражать широкий спектр целей, осуществлять самостоятельный поиск и уничтожение целей (в том числе мобильных) в глубине территории противника.

Как отмечено в ядерной стратегии США, авиационный компонент ядерной триады, благодаря «видимости» присутствия сил и средств СБА в передовых зонах, является убедительным инструментом сдерживания. Кроме того, имеются возможности по перенацеливанию на новые объекты поражения или отмене боевой задачи непосредственно в ходе полета.

К слабым сторонам СБА можно отнести значительную продолжительность доставки боеприпасов к целям на территориях некоторых вероятных противников США, высокую уязвимость самолетов на земле и в воздухе, зависимость от заправочной авиации и необходимость иметь заранее подготовленные аэродромы с необходимой инфраструктурой на передовых ТВД.

В условиях реализации Договора о СНВ роль и место стратегической бомбардировочной авиации ВВС США в обеспечении интересов национальной безопасности государства и его союзников возрастают. Возможности СБ в плане досягаемости (при наличии достаточного парка транспортно-заправочной авиации и подготовленных авиабаз в передовых зонах) позволяют действовать в глобальном и региональном масштабе без каких-либо ограничений. Выполнение договорных обязательств, в части касающейся сокращения числа СБ и крылатых ракет воздушного базирования, будет направлено на формальное переоборудование СБ для решения неядерных задач. В рамках создания новой стратегической триады и сокращения боевого состава СНС США состав и сложность неядерных задач, возлагаемых на стратегическую бомбардировочную авиацию, будут возрастать. В то же время руководство ВВС продолжает реализовывать комплекс оперативных и организационно-технических мероприятий по поддержанию высокого уровня боевой готовности авиационных крыльев и эскадрилий СБА и профессиональной подготовки летного и технического состава в интересах решения ядерных задач.

В случае успешной реализации программы создания бомбардировщика «переходного типа» американские ВВС получат на вооружение новый самолет, обладающий широкими возможностями по нанесению высокоточных ударов на большие дальности. Это позволит не допустить снижения боевых возможностей СБА и последовательно отработать к 2030 г. наиболее критичные технологии, необходимые для создания стратегических бомбардировщиков нового поколения.

В свою очередь, это потребует от военно-политического руководства России создания эффективной системы воздушно-космической обороны государства и его союзников.

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – генерал-майор, профессор АВН, кандидат военных наук, Заслуженный военный специалист Российской Федерации

Сергей Вениаминович ИЛЬИН – полковник, кандидат технических наук, начальник отдела НИИ МО РФ


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS