Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
История крупнейшего скандала холодной войны перестала быть тайной ЦРУ
18.02.10 00:03 История: факты и документы

Замаскированный военный корабль США действительно извлек советскую К-129 в 1974 году

Национальный архив секретных материалов США рассекретил данные об операции ЦРУ по подъему со дна Тихого океана советской атомной подлодки К-129. "Проект Азориан", или "Дженнифер", как его ошибочно называла пресса, в 1970-х годах стал одним из крупнейших скандалов холодной войны.

Обнародованный 12 февраля документ представляет собой 50-страничный доклад американской разведки для внутреннего пользования. Это самый полный источник о "проекте Азориан", который находится сегодня в открытом доступе. Это стало большой удачей для Национального архива секретных материалов США, который требовал рассекретить документы с 2007 года. Исследователям не удалось получить от ЦРУ полный текст документа. Многие его части остаются замазанными. Также из текста вырезано имя автора.

Рассекреченный доклад ЦРУ.pdf, 3.0 МБ скачать

Тем не менее публикация доклада стала официальным подтверждением, что операция по поднятию потерпевшей крушение у берегов Гавайи советской подлодки действительно состоялась. До этого ЦРУ в течение более 30 лет придерживалось политики замалчивания: обсуждавшиеся в прессе слухи не подтверждались и не опровергались.

Новая старая история

Покоящаяся на дне советская атомная подлодка вызывала нескрываемый интерес Ричарда Никсона

Источник: Korabli.ucoz.ru

Согласно новым данным, история "проекта Азориан" началась 1 марта 1968 года. Тогда подводная лодка СССР К-129, вышедшая из военного порта Петропавловска, направилась на советскую патрульную станцию на северо-востоке от Гавайи. На ее борту находилось два снаряда Р-13 с атомными боеголовками весом в 1 мегатонну. Во время следования на К-129 произошла критическая неполадка и машина пошла ко дну.

Засекшие подлодку США, убедившись в крушении, запустили секретный "проект Азориан", который был одобрен лично президентом США Ричардом Никсоном в 1969 году. По мнениям Никсона и советника по национальной обороне Генри Киссинджера, США следовало поднять советскую подлодку и изучить ее, чтобы узнать сильные и слабые стороны противника.

Курировали проект Джон Парангоски, один из руководителей отдела науки и технологии ЦРУ, а также Эрнест Зеллмер, ветеран Второй мировой и специалист по подлодкам Морской академии США. Этот строго секретный отдел работал в павильоне под названием "Дженнифер". Поэтому многие книги и статьи в 1970-х, основываясь на утечках из ЦРУ, ошибочно назвали операцию по поднятию К-129 проектом "Дженнифер". В СССР и России это название тайной операции также получило широкое распространение.

Опубликованный доклад гласит, что изначально руководители "проекта Азориан" считали, что вероятность успеха всего предприятия составляет лишь 10%. Тем не менее в октябре 1970 года команда Парангоски сообщила ЦРУ: единственная возможность поднять К-129 – это создание специального корабля с уникальным механизмом высокопрочных лебедок.

Проекту мешали Брежнев и бюджет


Схема корабля Hughes Glomar Explorer из рассекреченного доклада ЦРУ

Источник: Национальный архив секретных материалов США

На ранних стадиях конструирования корабля, который впоследствии получил название Hughes Glomar Explorer, весь проект оказался под угрозой срыва. Затраты на исследования сильно превысили ожидаемую сумму. Администрация Никсона решила продолжить лишь потому, что успешное извлечение К-129 сулило ценные данные для американской разведки.

В 1972 году взаимоотношения между США и СССР потеплели на фоне успешных переговоров между Никсоном и генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Тогда возникли опасения, что продолжение "проекта Азориан" нанесет "большой ущерб новому политическому климату", и большинство высокопоставленных членов ЦРУ и министерства обороны рекомендовали прекратить операцию. Однако Никсон настоял на продолжении разработок, утверждает автор опубликованного доклада.

Ельцин знал о советских моряках

В 1974 году Hughes Glomar Explorer, замаскированный под судно для добычи нефти, отправился к месту крушения К-129 и начал работу по извлечению подлодки весом в 1750 т с 5-километровой глубины. По мнению экспертов, весь проект стоил США $1 млрд в современном эквиваленте.

Во время работ на К-129 ЦРУ обнаружили тела шестерых российских моряков. В начале 1990-х ЦРУ рассекретило видеозапись с церемонией погребения советских моряков и передало ее тогдашнему президенту России Борису Ельцину.

К разочарованию исследователей, из текста опубликованного 12 февраля доклада вырезаны сведения о результатах "проекта Азориан". До сих пор неясно, окупились ли затраты на поднятие советской подлодки и что именно выяснила об СССР американская разведка.

Секретная операция попала во внимание прессы в результате ответных мер СССР. За работой Hughes Glomar Explorer начали открыто следить советские корабли, которые иногда посылали вертолеты с фото- и видеокамерами для получения детальных данных. Кадры попали в американскую прессу. Первое сенсационное расследование "проекта Азориан" провел полулегендарный американский журналист Сеймур Херш, работавший тогда в The New York Times.

 

весёлый18.02.10 08:20

Это нарушение морских конвенций - затонувший корабль - это могила нельзя трогать.

И ещё много чего в связи с этим есть. Неужели проглотим. Надо предъяву кидать.

Catnip18.02.10 09:20
> весёлый

Это нарушение морских конвенций - затонувший корабль - это могила нельзя трогать.

Затонувший корабль нельзя трогать без разрешения владельца, если о его гибели было официально объявлено.

О гибели лодки не было официально объявлено, так что нарушения Морского права не было.

Церемония погребения советских моряков была проведена по ритуалу ВМФ СССР, так что неуважение к могиле тоже предъявить нельзя.

весёлый18.02.10 09:54

Catnip Откуда информация, что гибель лодки официально не признали. порылся по ссылкам самое подробное на ttp://www.sovsekretno.ru/magazines/article/341. Однозначно про это ни чего не сказано - это есть доказательство?

Horza18.02.10 11:03
В своё время утверждалось, что при подъёме отломилась часть механизма по подъёму и из лодки выпала на дно ракета(?) из шахты и субмарина вроде как тоже разломилась и поднять удалось только её часть. Ключевой вопрос, что из криптооборудования, систем активации ядерного оружия, самих "изделий" и т.д. попало в руки американцев? Вполне вероятно, что попало в их руки "многое" Косвенно об этом можно судить по такому, на первый взгляд не связанному, факту, что наши использовали глубинные бомбы рядом с затонувшим "Курском". Предположительно, чтобы отпугнуть или дать понять "кому-то" (ну кто это может быть кроме США и Великобритании) - ползать рядом с затонувшей АПЛ нежелательно. Можно рискнуть и предположить, что результаты предыдущей операции себя окупили.
Так же хочется понять, откуда взялась цифра в один миллиард, по некоторым сведениям - разработка проекта, постройка специализированного судна и подъём с глубины в 5,5(!) км. обошлись в затраты сопоставимые с лунной программой. Оценивая сложность проекта в это можно поверить. К примеру, подумайте о том, что только для стабилизации судна относительно субмарины на дне, были использованы по 10 двигателей с каждой стороны корпуса. Там много ещё чего было, желающие могут порыться в интернете.
В статье не указана причина по которой советская субмарина пошла ко дну, а ведь основная версия - столкновение с американской подводной лодкой выполнявшей слежение на нашей. Если подумать, то откуда бы иначе США точно узнали место где навсегда погрузились наши советские моряки?
Ega2318.02.10 11:27
Боян.
Фильму про всё это дело я по Discovery года 3-4 назад видел.
Как проект запускали, мол, как "океанографическое судно". Как пытались лодку поднять. Как потом отдали последние почести морякам, а нашим передали координаты гибели (вот только не помню, по-моему ещё при СССР).
salavat18.02.10 11:32
Вообще-то, то, что ЯО на легендарных Челомеевских ракетоносителях, размещенных на подлодках являлось ударной основой ядерного щита СССР, например, я узнал только несколько лет назад. Эта тема была ранее весьма успешно засекречена.
По-моему и движки на наших подлодках для своего времени были весьма хороши.
Не удивительно, что пиндосы проявили ТАКОЙ интерес к нашей подлодке.
РП18.02.10 11:32
Боян, да ещё и с дезой. Лодка была дизельной. Хорошее описание этой истории здесь ссылка
Catnip18.02.10 18:25
> весёлый

Catnip Откуда информация, что гибель лодки официально не признали. порылся по ссылкам самое подробное на ttp://www.sovsekretno.ru/magazines/article/341. Однозначно про это ни чего не сказано - это есть доказательство?

Официальным признанием является публикация в морском регистре (для гражданских кораблей) либо заявление органов государственной власти. Ничего этого к 1974 году не было.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» На случай войны в Европе: Швеция реанимирует электростанцию в Мальмё
» Комплексы РЭБ в зоне СВО эффективно перехватывают переговоры ВСУ и глушат связь
» ЦАР изучает российскую военную практику на Украине, заявили в Банги
» В МИД рассказали, как Россия ответит на конфискацию ее активов
» Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США по ядерному оружию в космосе
» Пентагон подтвердил тайную передачу ATACMS Украине
» Армия Израиля заявила, что атаковала около 40 целей "Хезболлы"
» CNN: Украина запретила оказание консульских услуг мужчинам призывного возраста за границей

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"