Удлиненный заряд разминирования УЗ-3

Удлиненный заряд разминирования УЗ-3

Удлиненный заряд разминирования УЗ-3 предназначен для проделывания проходов в противотанковых минных полях взрывным способом. Принцип действия данного заряда основан на том, что после подачи его на минное поле производится подрыв заряда. Мощная ударная волна вызывает срабатывание взрывателей мин (но не детонацию самого взрывчатого вещества мин!). В результате образуется проход в минном поле шириной около 6 метров.

Удлиненный заряд разминирования УЗ-3

Основным элементом УЗ-3 является сборка, состоящая из трех стальных труб диаметром по 7 см. каждая, и длиной 1.95 м., соединенных двумя хомутами в пространственную ферму. Эта сборка именуется "блок". Трубы заполнены тротилом. Общее количество тротила в блоке 15.6 кг., что составляет по 8 килограмм на каждый метр длины. Блоки имеются трех типов - обычные, заполненные тротилом; инертного снаряжения, т.е. без ВВ; и блоки с дросселем и тройником. Последний тип блока имеет тройник с ВВ между трубами с тем, чтобы детонация распространялась по всем трем трубам. Кроме того он имеет в трубах пустотные промежутки для того, чтобы детонация шла в одном направлении, но не шла в другом. Каждая труба блока с одного конца имеет резьбу, а с другого накидную гайку. Это позволяет соединять блоки между собой в единую конструкцию необходимой длины. На рисунке показана часть собранного заряда УЗ-3. Длина полного комплекта заряда УЗ-3 составляет 100 м.

Предусмотрено три основных способа подачи заряда УЗ-3 на минное поле - натаскиванием за танком, наталкиванием перед танком и подача на минное поле с помощью пороховых реактивных двигателей (вариант УЗ-3Р).

Удлиненный заряд разминирования УЗ-3

Для подачи заряда на минное поле с помощью танка методом наталкивания к головной части заряда крепится тральный каток, который обеспечивает возможность продвижения заряда по местности и подрывания встречающихся противопехотных мин без повреждения самого заряда. Противотанковые мины под катком и зарядом не взрываются, т.к. заряд достаточно гибок и масса заряда, давящая на взрыватель мины недостаточна для его срабатывания. При подаче заряда натаскиванием за танком к раме трального катка крепится буксирный трос танка. Сам танк, натаскивающий за собой заряд УЗ-3, должен иметь индивидуальный минный трал типа КМТ-4м, или КМТ-6.

Удлиненный заряд разминирования УЗ-3

Для обеспечения подрывания заряда в его головной или хвостовой части крепится запальное устройство, представляющее собой ящик с размещенными в нем запальным стаканом. После подачи заряда на минное поле, танк отцепляет заряд, отъезжает на безопасное расстояние и расстреливает запальное устройство из пулемета. При попадании пули в щиток запального устройства происходит подрыв запального стакана и от него всего заряда. На рисунке показано запальное устройство и красной стрелкой направление попадания пули.

Способом наталкивания заряд можно подавать на расстояние до 500 метров, натаскиванием до 3 км.

Общий вес комплекта УЗ-3 в упаковке составляет 3.8 тонны, без упаковки 2.2 тонны. Комплектность УЗ-3 позволяет собрать два заряда по 50 метров длиной или один заряд длиной 100 метров. Время сборки заряда саперным отделением 1.5 часа.

В комплект УЗ-3 входят 42 основных блока БО-УЗ, 8 блоков БДТ-УЗ, 6 блоков инертных, 2 запальные кассеты ЗК-УЗ, 2 тральных катка ТК-УЗ, 2 тяговых троса.

Безопасное удаление личного состава при  взрыве УЗ-3 - 500 метров.

Удлиненный заряд разминирования УЗ-3

В самодвижущийся вариант заряда УЗ-3Р, кроме вышеперечисленного входят еще 45 реактивных двигателей, представляющих собой металлические цилиндры с двумя соплами, заполненные пороховым реакивным зарядом. Эти двигатели по определенным схемам в зависимости от требуемой дальности подачи размещаются равномерно по длине УЗ-3 между трубами блоков. На рисунке схематически показано размещение реактивного порохового двигателя в блоке. Сопла двигателей размещены так, что реактивная струя приподнимает заряд над землей и движет его вперед. Заряд УЗ-3Р летит на дальность до  300 метров на высоте 0.8-1.2 метра от земли. Точность приземления определяется длиной тормозного троса. После падения заряда УЗ-3Р на землю его подрыв производят саперы с пульта управления по проводам.

Заметки на полях. Заряд УЗ-3 в его варианте наталкивания или натаскивания оказался вполне приемлемым способом проделывания проходов в минных полях. Часто его использовали и в более простом варианте - его разбирали на отдельные трубы и саперы вручную раскладывали эти трубы на минном поле, двигаясь по колейным проходам, проделанным танком с тралом КМТ-6 или КМТ-5М, а затем подрывали их электрическим способом. Этот метод гораздо более медленный, но не надо выпрашивать у танковых командиров танки, которые саперам все равно никто не даст, а во-вторых очень надежен. Конечно, если по минному полю не стреляют в это время.

В то же время вариант УЗ-3Р с пороховыми реактивными двигателями оказался полным бредом.

Во-первых, требовалось, чтобы местность имела уклон не более 2-3% и на ней не было препятствий (пеньки, бугры, камни) выше 05-0.8 м. Во-вторых, заряд необходимо было собирать на месте пуска, сразу нацеливая его в нужном направлении. Можете себе представить ночную возню саперов на плоской, совершенно открытой местности с лязганьем гаечных ключей, звуками шагов, звонкими стуками соединяемых металлических частей, тихими матерками, подмигиванием фонариками всего в 200-300 метрах от противника, ожидающего атаки? Нетрудно представить себе конечный результат такой деятельности.

Ну и в-третьих, невозможно согласовать одновременность запуска и выхода на полную тягу трех-четырех десятков пороховых двигателей. В результате одна часть заряда еще поднималась с намерением двигаться вперед, другая уже вовсю пыталась лететь вперед, третья еще мирно дремала на земле, четвертая...

Итак, эта стометровая конструкция весом в 3 тонны, изрыгая огонь и дым, начинала изгибаться, приподниматься, ерзать в разные стороны. Затем, естественно, по законам физики, она разламывалась на части, кои начинали с дымом и воем летать по небу в самых различных направлениях. Недаром УЗ-3Р сразу же получил у пехоты и танкистов громкое и нелестное наименование "Змей Горыныч"

Автор за свою многолетнюю службу ни разу не видел успешного пуска УЗ-3Р. Но почему-то в Главном военно-инженерном Управлении (ГВИУ) УЗ-3Р был в большом авторитете, и на всех генеральских сборах, показных занятиях, с упрямством, достойным лучшего применения, они пытались показать пуск УЗ-3Р, рискуя одним махом уничтожить всю верхушку Советской Армии. Эти опасные игры закончились лишь с появлением установок разминирования УР-67 и УР-77, которые действительно могли с помощью ракеты забрасывать на минное поле 100 метровый гибкий шланг с взрывчаткой и подрывать его.

Вот только тогда интерес ГВИУ к УЗ-3Р погас, и мы смогли вздохнуть с облегчением.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

  • Статьи » Боеприпасы
  • Mercenary70230

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль