Судьба бронепоезда «Железняков»

Сергей Ромадин
Журнал «Танкомастер» № 1 / 1998 г.

После победных операций на Керченском полуострове войска вермахта, выйдя на подступы к главной базе Черноморского флота, 30–31 октября 1941 г. предприняли безуспешную попытку взять с ходу Севастополь. Оценив организацию Севастопольского оборонительного района (СОР), немецкое командование пришло к выводу о непригодности центрального участка фронта для решительного наступления. Было решено наносить основной удар с севера и северо-востока, несмотря на то, что участок между долиной р. Бельбек и бухтой Северной представлял собой сплошной укрепленный район с позициями гораздо более мощными и многочисленными, чем на юге. Однако местность здесь была более открытой, и эффективность действий авиации и артиллерии не вызывала сомнений.

В структуре СОРа эта зона распределялась между третьим и четвертым секторами обороны. Со стороны Инкермана, через ст. Мекензиевы горы, сворачивая в долину реки и пронизывая всю оборону на севере, проходит железнодорожная ветка, также включенная в структуру СОРа. Для работы на этой ветке предназначался бронепоезд «Железняков», заказ на строительство которого севастопольский Морзавод выполнил в конце октября – первых числах ноября 1941 г.

Судьба «Железнякова» в истории боевого применения бронепоездов во многом уникальна – это редчайший случай длительного (8 месяцев) активного (более 140 боевых рейсов) и эффективного использования бронепоезда в условиях жесткой позиционной обороны. Тому способствовал ряд причин. Во-первых, на всем протяжении боев удалось обеспечить оперативное восстановление железнодорожной ветки. С этой целью бронепоезду была придана восстановительная бригада военно-эксплуатационного отдела, работавшая поданным разведки и оснащенная всем необходимым. Бригада обеспечивала безопасность движения и латала полотно не только во время подготовки операций, но и непосредственно во время боев. Во-вторых, «Железняков» представлял собой бронепоезд индивидуальной постройки, спроектированный для работы в специфических условиях конкретной местности. В связи с этим следует особо отметить роль его создателей, которые, не связывая себя тиражированием известных типовых решений, творчески подошли к делу и разработали превосходную боевую систему.

Работами по бронировке состава руководил инженер Калинин. Бронеплощадки выполнялись на базе 60-тонных платформ с широким применением электросварки. Бронировка – каркасного типа, двухслойная с бетонной заливкой. Орудия монтировались в штатных полубашнях с толщиной брони 6 мм. Артиллерийские погреба размещались под палубой казематов. Каждый каземат был оборудован башней КП и десантным люком, позволявшим выходить под площадку на железнодорожное полотно. НП и КП командира бронепоезда имел сдвижную бронезащиту мостика КП и дальномера ДМ–1,5, был оснащен внутренней связью (корабельными телефонами) со всеми боевыми постами, радиостанцией внешней связи и штурманским столом.

Интересен многоцелевой характер вооружения бронепоезда. 76-мм палубные универсальные морские орудия 34-К на полноповоротных установках были способны вести огонь как по наземным (включая навесную стрельбу), так и по воздушным целям; 76-мм зенитные орудия Лендера, в свою очередь, были пригодны для стрельбы по наземным целям. Систему вооружения удачно дополняли минометы и пулеметы ДШК. Таким образом, бронепоезд, являясь, по существу, средством ПВО, был приспособлен к гибкому ведению боя как прямой наводкой с открытых позиций, так и навесной стрельбой с закрытых позиций, что было крайне важно в условиях сильно пересеченной местности.

Важным фактором успешной работы «Железнякова» была тщательная подготовка его выходов к передовой. Сведения о противнике, как правило, вносились командирами частей в заявки на вызов бронепоезда и служили основанием для приказа командующего береговой обороной СОРа на огневую поддержку войск того или иного сектора обороны. С получением приказа «Железняков» направлял в передовые подразделения разведчиков, которые уточняли данные и пеленговали удобные ориентиры. Обобщенная информация ложилась в основу плана операции: заранее определялись огневые позиции (чаще всего в выемках с учетом возможности маневрирования в случае атак авиации и артобстрела), предварительно готовились исходные данные для стрельбы, на передовую направлялись корректировщики, обеспеченные средствами связи. В итоге бронепоезд мог на предельной скорости выйти на позицию и после короткой пристрелки, с подачи корректировщиков, переходить на поражение целей. В дальнейшем на рельсах были сделаны специальные отметки, встав на которые «Железняков» сразу же открывал беглый огонь. Нередко его выводили на огневую позицию ночью, прикрывали маскировочными сетями и с рассветом внезапно проводили огневой налет.

Высокая живучесть «Железнякова» во многом объяснялась наличием в зоне действия значительного числа выемок и тоннелей, используемых командованием (командир – инженер-капитан-лейтенант С.Ф. Харченко, комиссар – батальонный комиссар П.А. Порозов) с величайшей ловкостью. Противник так и не смог разбить этот бронепоезд, который стремительно менял позиции, – то уходя в выемки, то ныряя в тоннели, – как только неприятельским артиллеристам удавалось пристреляться. Мастерство локомотивных бригад в этих случаях играло особую роль. Кроме того, находясь на позиции, «Железняков» мог подключаться к телефонной линии и своевременно вызывать помощь – ремонтную бригаду или авиационное прикрытие.

Особое значение придавалось мерам скрытности и средствам маскировки. Бронепоезд не имел постоянного места стоянки, а все время кочевал из одного тоннеля в другой. Склад боеприпасов находился в Троицком тоннеле, база стояла в Городском тоннеле, как наиболее безопасном.

Первый боевой рейд «Железнякова» состоялся на рассвете 7 ноября 1941 г. с целью испытания матчасти, одновременно произведя огневой налет на скопление противника в районе деревни Дубанкой. Бронепоезд действовал из выемки, примерно в километре за Камышловским мостом, – позиции, наиболее близкой к противнику, допускавшей использование минометов, но и наиболее опасной из-за недостаточной глубины выемки. Сделав 10 залпов по заданным целям, бронепоезд расстрелял прямой наводкой огневые точки на высоте 165,4 и обстрелял из минометов полевые укрепления в лощине. Бой был прекращен как только неприятельские НП засекли «Железнякова», который немедленно дал задний ход и ушел на тыловую позицию.

В дальнейшем «Железняков» использовали преимущественно в качестве кочующей артбатареи, а как средство ПВО только в целях самообороны.

Характерен эпизод (ноябрь 1941 г., район Дубенское), когда бронепоезд одновременно работал по двум целям; при этом командир управлял орудийным огнем, а его заместитель – огнем минометов. Примерно через 20 мин противник засек местоположение состава и почти накрыл его артогнем. Не прекращая огня по пехоте, «Железняков» запросил у корректировщиков координаты неприятельской батареи, ввязался в контрбатарейную борьбу, взвинтил до предела темп стрельбы и вышел из боя, только когда подвергся обстрелу еще одной батареи противника и атаке с воздуха.

Действия «Железнякова», типичные для полевого бронепоезда, имели место, в частности, 22 декабря 1941 г., когда он в течение четырехчасового боя обеспечил в критической ситуации развертывание 79-й стрелковой бригады морской пехоты, а затем совершил налет на ст. Мекензиевы горы. 15 июня 1942 г. бронепоезд атаковал танковую колонну в лощине кордона Мекензи, минимум три машины были подбиты. Только появившаяся авиация спасла танки от полного уничтожения.

Однако приближалась трагическая развязка. 21 июня 1942 г. на Северной стороне советские войска были вынуждены подорвать всю тяжелую боевую технику. Бронепоезд остался единственной мощной артиллерийской единицей. Чтобы не оказаться отрезанным от города, он был переведен в Троицкий тоннель. 25 июня «Железняков» 21 раз покидал тоннель для обстрела противника, пытавшегося форсировать Северную бухту с целью захвата Корабельной стороны, ночью он совершил три артналета по 150 – 200 выстрелов каждый.

Но 26 июня в результате бомбардировки обрушились своды тоннеля. От тяжести обвалившегося грунта под второй бронеплощадкой лопнули рельсы, и она почти на половину ушла в землю. Оставшаяся в строю площадка и паровоз еще трижды покидали укрытие через второй выход для проведения огневых налетов, израсходовав более 400 мин. После очередной бомбардировки тоннель опять был завален, и железнодорожное полотно разрушено. Тогда орудийная прислуга сняла минометы с бронеплощадки и вела стрельбу с грунта из Килен-балки.

Следующий выход «Железнякова» оказался последним. Бронепоезд не успел сделать и трех десятков выстрелов, в результате бомбардировки он был окончательно блокирован в тоннеле. Команда сняла с площадок уцелевшее вооружение и заняла оборону у площадки ГРЭС.

30 июня гарнизон Севастополя стал покидать город, уходя к Херсонесскому мысу и в Казачью бухту для эвакуации. На рассвете следующего дня команда «Железнякова» была окружена противником и отошла в тоннель. Еще несколько дней остатки экипажа оказывали сопротивление, а 3 июля оставшиеся в живых были взяты в плен при попытке прорыва через Южный вход.

 

Проекции бронепоезда «Железняков» (М 1:87) (разработка автора):

А Бронеплощадка с 76-мм пушкой Лендера

Б Бронеплощадка с орудием 34-К, пулеметами ДШК и дальномером ДМ-1,5

В Бронеплощадка с двумя орудиями 34-К

Г Бронепаровоз

Д Минометная бронеплощадка, конструктивно аналогичная бронеплощадке А (вместо пушек Лендера установлены два 82-мм миномета)

Е «Черный» (небронированный) паровоз


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru