Войти

Нас просто сомнут

8311
14
+1
X-51A_1
Беспилотный летательный аппарат Х-51А WaveRider (США) .

Сегодня ядерного оружия уже недостаточно для сдерживания агрессивных устремлений извне

Роль науки в создании новых вооружений постоянно растет. Передовые научно-технические достижения способствуют появлению принципиально иных видов оружия – лазерного, электромагнитного, информационного, что качественно меняет облик вооруженных сил. Традиционные виды ВВТ уже неспособны обеспечить успех в современной войне. Поэтому в гонке военных технологий важно не оказаться аутсайдером.


Характерно, что руководители ведущих стран рассматривают уровень развития оборонной науки и технологий не только как гарантию военного превосходства, но и как условие достойного позиционирования государства в мировом сообществе. И это подтверждается тысячелетиями истории цивилизации: происходили эволюционные изменения общественного строя, войн, вооруженных сил и средств вооруженной борьбы. С появлением первых государств возникла необходимость их обороны и обеспечения безопасности. Эффективность решения этих задач определялась используемыми в тот или иной исторический период формами и способами военной деятельности или согласно современной терминологии базовыми военными технологиями (БВТ).


Первоочередные задачи


В наше время стало модным рассуждать об инновационном развитии страны, о передовых, прорывных, высоких и прочих технологиях. От чересчур частого употребления термина «технологии» и производного от него – «военные технологии» у читателя может сложиться представление об исключительно благоприятном состоянии дел в военно-технологической области.


Однако это далеко не так. Дальнейшее технологическое совершенствование ВВТ осложняется тем, что научно-технический задел (НТЗ), созданный еще в советский период, практически исчерпан. Совокупность научных достижений и технологий, ориентированных на реализацию оружия индустриальной эпохи, обладающего мощными поражающими факторами, но плохой защищенностью, низкой избирательностью, слабой автономностью, отсутствием «гибкости» воздействия, а также рядом других свойств, характеризующих его «интеллектуальность», выполнила свою историческую миссию и была либо воплощена в существующих образцах ВВТ, либо утрачена в период перестройки, дезинтеграции и непродуманной конверсионной политики государства.


Поэтому велением времени является воссоздание отечественного оборонного НТЗ в максимально короткие сроки, учитывая, что одна из военно-стратегических задач, во имя которых он создается, состоит в сдерживании агрессии. В условиях глобальной научно-технологической революции обладание ядерным оружием уже не сможет оставаться достаточным фактором для сдерживания агрессивных устремлений извне. Нетрадиционные же виды вооружения (оружие на новых физических принципах – ОНФП), а также качественно усовершенствованные традиционные ВВТ, аккумулировавшие в себе новейшие научно-технические достижения и технологии, со временем могут стать одним из главных инструментов поддержания военно-стратегического паритета. К сожалению, в последние годы научно-технический задел (а особенно его фундаментальная составляющая) фактически был «пасынком» государственного оборонного заказа (ГОЗ) и работы по его созданию финансировались по остаточному принципу.


По состоянию на 2012 год степень перекрытия перечня базовых и критических военных технологий исследованиями и разработками, проводимыми по заказу Минобороны России, составляла 35–40 процентов, а перечня приоритетных направлений фундаментальных и поисковых исследований (ФПИ) – лишь 30. Но в это же время заключались многомиллиардные контракты на постройку французских вертолетоносцев «Мистраль», которые, как теперь выяснилось, совершенно не приспособлены к нашим климатическим условиям, принимались решения о закупке итальянской бронетехники и других образцов ВВТ иностранного производства. На научно-технических советах Минобороны в ответ на предложения о постановке новых фундаментальных, поисковых и прикладных работ по приоритетным научно-техническим направлениям подчас высказывались рекомендации о закупке соответствующих технологий за рубежом. Однако в законодательстве ряда ведущих зарубежных стран имеется запрет на продажу другим государствам не только военных, но и гражданских технологий. В этой связи нелишне напомнить об отказе в 2009 году американского автоконцерна General Motors продать контрольный пакет акций компании Opel канадско-российскому консорциуму «Magna-Сбербанк» именно из-за риска утечки технологий.


Поэтому в лучшем случае наше оборонное ведомство, отказываясь от проведения собственных научно-технологических исследований, могло рассчитывать лишь на предоставление зарубежных технологий позавчерашнего дня. Подобная политика не только не способствовала генерации новых научно-технологических идей учеными и специалистами Российской академии наук (РАН), высшей школы и промышленности, но и вела к утрате тех позиций, по которым отечественные военные технологии могли конкурировать с зарубежными.


В настоящее время положение меняется в лучшую сторону. Руководством страны и Министерства обороны принят ряд решений, связанных с дальнейшим развитием оборонного научно-технологического комплекса. В частности, 16 октября 2012 года президент подписал федеральный закон «О Фонде перспективных исследований» (№ 174-ФЗ), основная цель деятельности которого – содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах. Проводятся и планируются (в том числе в части ФПИ) научно-исследовательские работы оборонного характера в федеральных целевых программах (ФЦП). Кроме того, в ряде ФЦП, в Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук, в рамках проектов, финансируемых ОАО «РОСНАНО» и фондом «Сколково», а также по грантам Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда могут быть разработаны технологии, имеющие перспективы двойного, то есть гражданского и военного применения. При этом степень их зрелости имеет весьма широкий разброс – от новых научных знаний о явлениях, эффектах, законах и закономерностях, представляющих интерес для обороны страны и обеспечения безопасности государства, до макетных и экспериментальных образцов технических устройств, имеющих перспективы использования при создании ВВТ. Это вселяет надежду, что отечественный оборонный НТЗ будет не только восстановлен, но и дополнен новыми научными знаниями и прорывными научно-техническими решениями.


Межведомственная координация


Появление новых структур вне военного ведомства, связанных с заказом военно-технологических исследований и разработок, формирование соответствующих разделов в составе ФЦП ни в коей мере не должны умалять роли Минобороны России в создании НТЗ для перспективного обычного и нетрадиционного (ОНФП) вооружения. Напротив, она должна возрастать в первую очередь в таких сферах, как обоснование приоритетных направлений развития военных технологий; формирование действенного механизма межведомственной координации исследований и разработок, проводимых в Государственной программе вооружения (ГПВ), федеральных целевых программах, программах РАН и при поддержке научно-инновационных фондов; экспертиза научно-технологических проектов оборонного характера.



К сожалению, формирование механизма межведомственной координации в области создания оборонного НТЗ в настоящее время находится на самой начальной стадии, а информационное взаимодействие различных министерств и ведомств в данной области практически отсутствует. Такое положение недопустимо, поскольку в недалеком будущем потребуется не только координация соответствующих разделов ГПВ и ФЦП, но и организация совместной работы при формировании Государственной программы вооружения на 2016–2025 годы. Ведь согласно федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственными заказчиками НИОКР по созданию новых технологий производства ВВТ теперь могут быть не только федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), имеющие в своем составе войска и вооруженные формирования (как это было записано в предыдущей редакции закона), но и другие ФОИВ, обеспечивающие поставки продукции по ГОЗ, в частности Минпромторг России и Роскосмос.


Принятие новой редакции закона «О государственном оборонном заказе» практически совпало по времени с началом формирования в составе Минобороны новых структурных подразделений, связанных с научно-инновационной деятельностью, в дополнение к тем, которые были созданы еще в советский период, доказали свою работоспособность в течение многих десятилетий и выстояли во времена как всеобщего развала начала 90-х годов, так и непродуманных реформ последних лет. Поэтому наряду с межведомственной координацией требуется и слаженная, взвешенная, конструктивная работа всех органов военного управления, связанных с развитием военных технологий, независимо от того, к какому внутриведомственному «стволу» они принадлежат. Работа, направленная не на перетягивание каната в части соответствующего функционала, а на достижение синергетического эффекта от усилий всех заинтересованных сторон в части поддержания на должном уровне и дальнейшего наращивания научно-технического задела для перспективного обычного и вооружения на новых физических принципах. При этом как можно меньше следует прислушиваться к советам людей, давно утративших связь с военной организацией государства и неспособных адекватно оценить сложившиеся реалии.



Межведомственная координация должна предусматривать не только взаимодействие при формировании и реализации соответствующих программных мероприятий ГПВ и ФЦП, но и совместную деятельность по разработке и корректировке руководящих и организационно-методических документов, в той или иной степени затрагивающих военно-технологическую область. Это в первую очередь документы, определяющие целевые установки государственной научно-технической и технологической политики (Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, Основы военно-технической политики Российской Федерации) и приоритетные направления развития военных технологий (Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечень критических технологий Российской Федерации, Перечень базовых и критических военных технологий). Особо следует подчеркнуть важность прогнозирования достижимых результатов научных исследований и технологических разработок, которое является одним из основных средств поддержки принятия решений в процессе управления развитием военных технологий.


Повышение требований, предъявляемых к качеству программ и планов создания военных технологий, вызывает необходимость совершенствования методологии программно-целевого планирования (ПЦП) их развития. Применяемая на практике методология ПЦП должна обладать необходимой гибкостью и адаптивными свойствами, позволяющими оперативно учитывать интересы различных ведомств, задействованных в данном процессе.


В интересах Минобороны


Для развития военных технологий к основным задачам военного ведомства следует отнести:

    координацию разработки в составе единой системы исходных данных (ЕСИД) для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики РФ на 2016–2025 годы перечня базовых и критических военных технологий, а также приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

    координацию разработки в рамках плановых НИР методологии обоснования и формирования программных мероприятий, связанных с созданием НТЗ для перспективного обычного и нетрадиционного (ОНФП) вооружения;

    осуществление функций государственного заказчика в части фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ в интересах создания и совершенствования военных технологий, выполняемых в рамках соответствующих разделов ГПВ;

    организацию взаимодействия с силовыми ведомствами РФ, госкорпорацией «Росатом», Минпромторгом России, Роскосмосом в части проведения НИР по созданию военных технологий и реализации их результатов;

    мониторинг результатов исследований, проводимых организациями РАН, высшей школы, промышленности, общественными академиями наук в рамках федеральных и ведомственных научно-технологических программ, а также по грантам научных фондов, и выявление важнейших научно-технических и технологических достижений с целью их использования в интересах разработки перспективных и модернизации существующих образцов ВВТ, поиска новых форм и способов вооруженной борьбы;

    формирование и ведение единого информационного банка важнейших достижений отечественной науки и военных технологий, полученных в рамках ГПВ, и информационный обмен с другими заинтересованными министерствами и ведомствами;

    участие в экспертизе предложений при отборе работ, финансируемых через Фонд перспективных исследований, а также оборонных ФПИ, предполагаемых к выполнению в рамках ФЦП;

    организацию проведения выставок и показов научно-технических достижений и военных технологий, полученных в рамках ГПВ, а также участие в организации и проведении конференций и семинаров по оборонной тематике совместно с научно-исследовательскими организациями РАН, госкорпорации «Росатом», Роскосмоса, Минпромторга и Минобрнауки России.


Одной из организаций, способных внести существенный вклад в решение задач Минобороны по развитию военных технологий, является Российская академия ракетных и артиллерийских наук. К числу возможных направлений деятельности академии в данной сфере в первую очередь относятся разработка концептуальных, нормативных и научно-методических документов, связанных с созданием и развитием военных технологий; проработка и апробация механизмов проведения независимой экспертизы подобных документов, разработанных различными ведомствами; оценка новейших достижений отечественной науки и технологий на предмет их возможного применения при создании перспективных образцов ВВТ; проведение исследований в области ценообразования на продукцию военного назначения в части создания военных технологий; проведение в рамках целевых прогнозов работ по приоритетным направлениям научных исследований и технологических разработок с анализом возможности реализации их результатов при разработке перспективных и модернизации существующих образцов ВВТ и оценкой уровня повышения их военно-технической эффективности.



Владимир Корчак, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор экономических наук


Опубликовано в выпуске № 19 (487) за 22 мая 2013 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
11.02.2015
Блицкриг импортозамещения ИТ-технологий
25.12.2014
Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать"
18.12.2013
Дмитрий Рогозин ответил на вопросы "Эхо Москвы" в программе "Арсенал"
14.11.2012
Дмитрий Рогозин: то, что мы задумали и уже делаем, врагу не понравится
23.04.2012
Еще раз об утилизации – с эмоциями и без
02.03.2011
Мы не можем позволить себе закупать плохое вооружение
14 комментариев
№0
22.05.2013 15:58
5-10 тысяч гиперзвуковых ракет, на 20% которых установлены тактические ЯБЧ обеспечат паритет на ближайшие 30-40 лет, если разумеется вернут коррупцию в приемлемые рамки. В СССР было 308 ракет Воевода Р-36 и 4 млн. армия, но его развалили изнутри. Как говорили древние:"Крепости берутся изнутри".
-1
Сообщить
№0
22.05.2013 16:37
Цитата
5-10 тысяч гиперзвуковых ракет, на 20% которых установлены тактические ЯБЧ обеспечат паритет на ближайшие 30-40 лет,
Какие тысячи гиперзвуковых ракет? Появление в обозримом будущем гиперзвуковой атмосферной КР с прямоточным двигателем вещь далеко не очевидная. Работы ведутся лет 70, а ничего реального до сих пор нет.
А вот по поводу "Крепости берутся изнутри", соглашусь.
+2
Сообщить
№0
22.05.2013 17:28
Цитата
Появление в обозримом будущем гиперзвуковой атмосферной КР с прямоточным двигателем вещь далеко не очевидная.
Сейчас гиперзвук должен быть приоритетом как ядерная бомба в 1940-х. Тогда будет и прогресс. А если относиться к нему как к очередной цацке вроде танка Армата, то он и останется фантастикой, пока они не прилетят из-за бугра.
-3
Сообщить
№0
22.05.2013 21:34
Цитата
Сейчас гиперзвук должен быть приоритетом как ядерная бомба в 1940-х.
Да он всегда был приоритетом, да только толку мало. Ядерное устройство взорвали через шесть лет после открытия деления ядер урана. А тут такая "бодяга" тянется уже 70 лет и не видно ей конца.
0
Сообщить
№0
22.05.2013 22:15
В статье есть дельные моменты.

Однако заголовок "Нас просто сомнут" и комментарий про "5-10 тысяч гиперзвуковых ракет" отражают желание распространить панические настроения, которые испытывают отдельные личности.  

Также не совсем понятен посыл в виде "Традиционные виды ВВТ уже неспособны обеспечить успех в современной войне".

Современная война в том числе является и информационной войной. В которой, в том числе, также участвуют и отдельные личности, которые испытывают панические настроения.

Среди приоритетов должны быть обеспечение надежного и точного целеуказания, более активное применение средств РЭБ в комплексе со средствами ПВО и при ударных операциях, обеспечение защиты техники от РЭБ и так далее.

Время гиперзвука в качестве надежного и массового оружия еще не пришло и когда оно придет, пока не совсем понятно.

Можно еще людей рельсотроном пугать, тоже "вот-вот прилетит из-за бугра". Zumwalt скоро начнет обстрел из своего (своих, может 2 поставят) рейлгана, прячьтесь, бегите, спасайтесь и так далее.
+6
Сообщить
№0
22.05.2013 23:23
Ммммм, автор не совсем разбирается в базовых военных технологиях.....в голове одна мешанина....
На мой взгляд, доктор экономических наук должен заниматься экономикой, а не техникой.....для этого есть д.т.н.
Рассмотрим пример.
См. состав базовых военных технологий: навигация и целеуказание....одно и то же для автора....
Т.е. для экономиста это одно и то же, а это совершенно разные вещи....т.к. задача навигации отличается от задачи целеуказания....а вот важные  базовые военные технологии экономист забыл..это БИУС и системы управления огнем (СУО)..которые в будущем будут главными в создании перспективных высокоточных ВВТ.....
Новое поколение ИА, БЖРК, новые типы торпед и КР....перспективные реактивные снаряды РСЗО, КАБ и УАБ....список можно продолжать и продолжать.....
Цитата
Кроме того, в ряде ФЦП, в Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук, в рамках проектов, финансируемых ОАО «РОСНАНО» и фондом «Сколково», а также по грантам Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда могут быть разработаны технологии, имеющие перспективы двойного, то есть гражданского и военного применения
Это очень-очень спорно....везде стоят свои задачи...и свои цели. Ну, не будет фонд Сколково разрабатывать технологию для БЖРК.....или для перспективной разведывательной машины на базе Тайфун-У в интересах Сухопутных войск Вооруженных Сил России.....
Так же как и ОАО "Роснано".....  
Цитата
Одной из организаций, способных внести существенный вклад в решение задач Минобороны по развитию военных технологий, является Российская академия ракетных и артиллерийских наук.
А вот это очень-очень понятно.....
+2
Сообщить
№0
22.05.2013 23:36
Цитата
Также не совсем понятен посыл в виде "Традиционные виды ВВТ уже неспособны обеспечить успех в современной войне".
Я  полностью соглашусь с Караваджо по данному тезису: Современная война в том числе является и информационной войной. В которой, в том числе, также участвуют и отдельные личности, которые испытывают панические настроения.
Автор и нагонял панику ради получения заказа от МО...он так и пишет в конце своей статьи:
Цитата
Одной из организаций, способных внести существенный вклад в решение задач Минобороны по развитию военных технологий, является Российская академия ракетных и артиллерийских наук.
Эх...как много различных организаций которые готовы внести свой вклад в развитие военных технологий: начиная от АСИ ( http://www.asi.ru/ ) .....заканчивая Фонда перспективных исследований (ФПИ).....и тут уже объявилась Российская академия ракетных и артиллерийских наук.
У кого будет время - почитайте стратегические проекты России .....http://www.asi.ru/projects/
+2
Сообщить
№0
23.05.2013 10:39
Цитата
Среди приоритетов должны быть обеспечение надежного и точного целеуказания, более активное применение средств РЭБ в комплексе со средствами ПВО и при ударных операциях, обеспечение защиты техники от РЭБ и так далее.

Это оружие, чтобы парировать агрессию, а гиперзвук - наступательное. У нас предпочитают обороняться на своей земле со всеми вытекающими. А гиперзвуковое оружие позволяет дать отпор на территории противника. Современные ракеты типа X55/555, X101 не позволяют насытить ПВО и ПРО противника вследствие авиационного запуска и малочисленности ракет. У амеров есть 100 тыс. томагавков, и они могут насытить любое ПВО. Ядерное оружие пока спасает нас, но оно как член, эффективно только в руках политика с потенцией типа Рузвельта, Сталина, на крайняк Хрущева, а не воришек и временщиков. Перспектива совместного использования и освоения богатств России вероятнее.
0
Сообщить
№0
24.05.2013 19:57
Цитата
У амеров есть 100 тыс. томагавков, и они могут насытить любое ПВО

Вы уверены про 100 тысяч? То есть, уже не десятки, как раньше пугали, теперь на порядок выше, значит, стало.

Вот об этом и речь. Как только появилась новость про X-51A один дядя пугал тысячами гиперзвуковых КР, запущенных из космоса. У вас 100 тыс. томагавков.
И аргументы про член впридачу.  
О чем тут можно говорить? Говорить тут не о чем.
Все пропало, все кончено, заворачивайтесь в белую простыню.
+3
Сообщить
№0
25.05.2013 07:15
Цитата
о есть, уже не десятки, как раньше пугали, теперь на порядок выше, значит, стало.

Педивикия говорит, что произведено более 4к. Авантюра - что менее 5к.  Это за всю историю со всеми модификациями.
0
Сообщить
№0
25.05.2013 07:41
mikhalich
И тот и другой источник скорее всего близки к истине относительно количества "томагавков" однсако производство их продолжается..
0
Сообщить
№0
25.05.2013 07:41
mikhalich
И тот и другой источник скорее всего близки к истине относительно количества "томагавков" однсако производство их продолжается..
0
Сообщить
№0
25.05.2013 08:48
Цитата
близки к истине относительно количества "томагавков" однсако производство их продолжается.

Темпы которого, видимо, не впечатляют.
0
Сообщить
№0
25.05.2013 10:50
mikhalich
Ну так а что Вы хотите.. дефицит федерального бюджета + секвестр.. Это всё же сказывается..
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.04 05:20
  • 118
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 05:01
  • 1028
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?
  • 25.04 01:52
  • 1
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
  • 24.04 18:08
  • 477
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 24.04 18:05
  • 43
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 24.04 17:59
  • 6
В JAXA допускают, что лунный модуль SLIM сможет начать выработку электроэнергии
  • 24.04 17:50
  • 21
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 24.04 16:17
  • 0
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?
  • 24.04 14:35
  • 5
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 24.04 13:06
  • 2
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 24.04 11:41
  • 0
Закарпатье: Этнические конфликты и экономические проблемы в тени СВО
  • 24.04 11:28
  • 1
В России работают над 3D-принтером для крупных деталей
  • 24.04 10:51
  • 1
Глава НАСА обвинил Китай в скрытной милитаризации космоса под прикрытием гражданских программ