БТР для спецназа

Виктор Голобков
Журнал «Танкомастер»

 

БТР-80 сегодня является одной из наиболее распространенных и популярных боевых машин не только России и республик бывшего Союза, но и других стран мира, куда машина широко экспортировалась. Наряду с такими преимуществами как надежность, скорость и маневренность, в последнее время стали ощущаться и недостатки этой бронемашины, проявившиеся в больших и малых конфликтах последних лет. Наиболее крупными из них стали война в Афганистане, события в Нагорном Карабахе и Таджикистане и недавние, но самые болезненные уроки Чечни.

Предметом основных претензий к БТР-80 служат недостаточная огневая мощь и слабая защищенность. Машина, скроенная по меркам «большой войны», оказалась не в полной мере приспособлена к реалиям сегодняшних локальных конфликтов, в которых бронетехнике приходится участвовать в операциях по наведению порядка, контролируя обстановку в населенных пунктах и на дорогах и действуя в стесненных условиях, среди городских кварталов.

Основную опасность при этом представляют мины и РПГ противника – массовые атрибуты партизанской войны, противостоять которым 8–10-мм стальная броня БТР-80 не может. К завершению крупных боев в Чечне в мае 1996 г. российские части по некоторым данным безвозвратно потеряли 331 единицу бронетехники (танки, БТР, БМП, БРДМ, МТЛБ), сожженных большей частью кумулятивными гранатами РПГ, которые, благодаря своей простоте в обращении и безотказности стали едва ли не таким же распространенным оружием, как автомат Калашникова.

«Восьмидесятка» с ее противопульной защитой заслужила в Чечне не очень-то лестную оценку: «Годится, чтобы на базар ездить». Нетерпимость положения не раз отмечалась на самом высоком уровне, вплоть до министра обороны. Так, на конференции в Кубинке в марте 1995 г. он прямо поставил задачу улучшения живучести и защищенности бронетехники. Тем не менее, дело практически не сдвинулось с места и не приходится сомневаться, что преодоление этих препятствий «оборонкой», как обычно, упрется в хронический недостаток средств, раскачку предприятий и отток квалифицированных кадров из КБ и заводов. Не дожидаясь затянувшейся поддержки, бойцам и офицерам прямо в частях приходится изобретать всевозможные импровизированные варианты повышения защищенности своих машин. Чаще всего в дело идут всякие подручные средства – крепление решеток из арматуры и проволочных сеток, предохраняющих от гранат РПГ, навеска на корпус досок, патронных ящиков, а то и старых покрышек, прикрывающих борта от кумулятивной струи и осколков.

 

 

К счастью, умелые головы и руки есть не только в КБ. Сообразно своим взглядам, разведчики отдельного батальона противодиверсионной борьбы специального назначения из подмосковной Власихи провели собственную доработку «восьмидесятки». Переделка, предложенная старшим прапорщиком Юрием Спасибуховым, включала все этапы, принятые в практике «взрослых КБ», в том числе оценку наиболее уязвимых мест машины, варианты их защиты с учетом эффективности и сопутствующих факторов – сохранения приемлемой массы, подвижности, секторов обстрела и условий работы экипажа. Нелишне сказать, что пригодился и почти двадцатилетний моделистский опыт Юры Спасибухова, имеющего на своем счету не одну «конверсионную» бронемашину тридцать пятого масштаба. Уровень БТР-80 от «Драгона» однако оставлял желать лучшего, и естественным было перейти на более крупный масштаб, благо объект работы находился под рукой.

Наибольшей опасностью для БТР грозит поражение отделения управления, где размещается экипаж, и силовой установки, влекущее потерю хода. Машина становится неподвижной мишенью и добивается огнем противника, а раненые и контуженные члены экипажа зачастую уже не могут ее покинуть, оставаясь в «братской могиле». Не менее важным является сохранение боевой мощи, обеспечивающее БТР боеспособность и напрямую связанное с выживаемостью на поле боя – спарка крупнокалиберного пулемета КПВТ-14,5 и ПКТ. Установленные в башне кругового вращения, они позволяют вести круговой обстрел, способны поддержать пехоту, подавляя огневые точки и засады на дальности до 2000 м. Да и подбитый, но огрызающийся огнем БТР имеет куда больше шансов выжить, чем «обезглавленная» машина. Поражения ходовой части менее опасны – восьмиколесное шасси хорошо держит попадания, и даже при потере одного или двух колес БТР-80 сохраняет способность двигаться и может выйти из-под обстрела.

Решение вопроса «в лоб» навеской дополнительных листов брони, стальных экранов или разнесенного бронирования, как это сделали на своих БТР, доставшихся в наследство от СССР эстонцы, сочли не очень практичным. Значительная площадь корпуса, нуждающаяся в защите, даже при установке экранов толщиной в несколько мм утяжелит машину на добрые 2,5–3 тонн, ухудшив ее проходимость, маневренность и скорость. А это неминуемо скажется на уязвимости – в малоподвижную «броню» легче попасть (за годы предыдущих модернизаций «восьмидесятка» и без того прибавила в весе более 2 тонн по сравнению с БТР-70 и 3,5 тонны – с его предшественником БТР-60ПБ).

Сразу отказавшись от установки лишних бронеплит, кроить которые из подручных материалов само по себе проблема, разведчики решили использовать «активную броню» – защиту из контейнеров с пластитом – взрывчатым веществом фугасного действия, срабатывающим при попадании кумулятивной гранаты и встречным взрывом разрушающим ее струю (подобная защита уже более 20 лет используется на танках).

Комбат, подполковник Леонид Мельников, имевший дело с «душманскими» РПГ в Афганистане, доработку одобрил, поставив, однако, условие: «машину не ломать»!

Коробками под ВВ и кронштейнами крепления удалось разжиться со списанных Т-72, а на корпусе БТР их смонтировали на болтах и сварке. 34 короба в инертном исполнении (боевые контейнеры с пластитом хранятся на складах и заменяют их только на случай военных действий) навесили по бортам передней части корпуса БТР-80. Ими защитили органы управления, места командира, водителя и наводчика башенной пулеметной установки. Большая часть контейнеров смонтирована с достаточным зазором от брони, чтобы не повредить собственный борт мощным фугасным ударом при срабатывании их содержимого, а сами они разнесены с тем, чтобы сохранить зоны обстрела из амбразур десанта и не затенять поля зрения смотровых приборов.

Еще восемью контейнерами прикрыта башня, сохранившая круговой обстрел и 60-градусные углы возвышения пулеметов, что важно для поражения целей на верхних этажах зданий или на высоких склонах при бое в горах.

Ходовую часть и нижнюю часть корпуса (колеса прикрывают здесь лишь элементы подвески и около половины площади борта) завесили резинотканевыми 10-мм экранами-«ковриками», заимствованными с Т-72. Гибкая эластичная резина в этих местах служит куда лучше металлических листов, сминающихся и коробящихся при задевании за ветки, заборы и развалины. Шарнирно закрепленные панели разделены посередине метровыми просветами между 2-й и 3-й парами колес под боковые десантные люки.

«Броненосец» обратил на себя внимание и специалистов-танкистов. По их совету, для дополнительной защиты довольно тонкой бортовой брони при взрывном «всплеске» пластита под контейнерами была предусмотрена экранирующая прослойка из алюминиевых сот, сминающихся и поглощающих энергию ударной волны.

Доработанный БТР-80 сохранил свои ходовые и маневренные качества, подтвердив эффективность переделки участием в нескольких учениях. Другим доказательством стал «психологический эффект»: защищенность рабочих мест сказалась на возросшей уверенности экипажа в своей машине, далеко не лишней в боевой обстановке.

 

 

Переоборудование всего парка российской бронетехники, однако, остается под вопросом – нет ни средств, ни возможностей. На то, что проблему удастся решить энтузиазмом отдельных умельцев, надежд мало. В то же время западные эксперты прогнозируют, в том числе и на территории бывшего СССР, появление новых очагов вооруженных конфликтов, в которых, с большей или меньшей вероятностью, предстоит участвовать и российской армии. В каком виде встретят их наши танки и бронетранспортеры?..


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru