Когда говорят о самолете Су-30МКИ и его бортовом оборудовании не без основания часто употребляют термин «Первый».
Это первый в мире серийный самолет, обладающий сверхманевренностью с возможностью применения оружия ближнего боя по воздушному противнику.
Это первый экспортный истребитель, оснащенный радиолокационной системой управления (РЛСУ), где установлена антенна с электронным сканированием луча.
Это первый истребитель, в радиолокационной системе которого использованы вычислительные средства, разработанные и произведенные Индийской стороной и интегрированы совместными усилиями российских и индийских специалистов.
Это первый истребитель, подтвердивший возможность модификации РЛСУ «БАРС» для самолетов семейства Су-30 благодаря развитой открытой архитектуре сопряжения с оборудованием самолетов.
История создания и развития
В сложные для России девяностые годы ОКБ Сухого вместе со своими смежниками начало активно развивать экспортную составляющую своей деятельности. Потенциальным Иностранным заказчикам был предложен самолет Су-35 (экспортное обозначение самолета Су-27М) с установленной на борту самолета РЛСУ с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), дающей существенное расширение потенциальных и боевых возможностей самолета за счет многоканальности и многофункциональности при решении тактических задач и задач перехвата.
Наибольший интерес к самолету проявила Индийская сторона, которая рассматривала этот одноместный самолет в качестве двухместного с установкой комплекса «БАРС». В 1997 г. переговорный процесс завершился подписанием контракта на разработку и поставку самолета Су-30МКИ, удовлетворяющего требованиям индийской стороны. Кроме производства 40 самолетов Су-30МКИ в России, контракт предусматривал лицензионную сборку еще 140 самолетов непосредственно в Индии силами корпорации ХАЛ.
Разработку РЛСУ «БАРС» для индийских самолетов осуществляла известная российская фирма ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова» (НИИП). Выбор разработчика РЛСУ был закономерен: НИИ приборостроения, входящий в настоящее время в состав ОАО «Концерн ПВО “Алмаз–Антей”» и ГК «Ростехнологии», имеет полувековой успешный опыт создания радиолокационных систем воздушного и наземного базирования.
Сегодняшний технический уровень
РЛСУ «БАРС» – это радиолокационная система, где в полной мере реализованы преимущества антенны с электронным сканированием лучом (по сравнению с антеннами с механическим сканированием) наряду с возможностями вычислительных систем, включая цифровую обработку радиолокационных сигналов. Это позволило создать радиолокационную систему, которая по сравнению с обычными для РЛСУ возможностями режимов «воздух-воздух» и «воздух–поверхность (море)» обеспечивает:
• Одновременное обнаружение в заданной зоне поиска и сопровождение до 15 воздушных целей в передней и задней полусфере для решения задачи оценки тактической обстановки.
• Одновременное точное сопровождение, атаку и обстрел до четырех воздушных целей в пределах зоны электронного сканирования (более 5500 квадратных градусов) с обеспечением наведения до 4-х ракет одновременно на сопровождаемые цели.
• Обнаружение, сопровождение, атаку, обстрел наземной (морской) цели одновременно с обнаружением, сопровождением и обстрелом воздушной цели с возможностью наведения ракет «воздух-воздух».
• Гибкое реагирование на изменение радиолокационного фона и радиолокационного противодействия противником.
Результаты эксплуатации
В настоящее время появился повышенный интерес к характеристикам самолета Су-30МКИ. Прошедшие в июле-августе 2008 г. в США международные виртуальные учения «Красный флаг» (Red Flag), между российскими самолетами «Су» и перспективным американским истребителем F-35, проведенных на Гавайских островах в присутствии представителей ВВС Австралии, а также результаты опросов, проведенных британским журналом «Flight» в ноябре 2008 г. показали, что истребитель Су-30МКИ превосходит американский истребитель F-15.
Необходимость модернизации
За время, прошедшее с начала разработки Су-30МКИ и РЛСУ «БАРС» наука и техника не стояли на месте. Совершенствование материалов, технологий, вычислительной техники позволило удовлетворить самые смелые запросы заказчиков и привело к смене поколений боевых самолетов как в технологическом смысле, так и в связи с появлением новых боевых и тактических задач, возлагаемых на истребители этого класса.
Решение задач по повышению боевой эффективности с учетом открывшихся возможностей для их технической реализации предлагается при модернизации РЛСУ.
Потенциал для наращивания возможностей
Когда говорят о радиолокационных системах самолетов пятого поколения, то наличие активных фазированных антенных решеток (АФАР) преподносится как залог обеспечения подавляющего превосходства перед противником. На самом деле подразумеваются преимущества антенн с электронным управлением лучом перед антеннами с механическим сканированием.
В РЛСУ «БАРС» используется пассивная фазированная антенная решетка (ПФАР). ПФАР – это не АФАР, но относительно антенн с механическим сканированием обладает тем же главным преимуществом – возможностью практически мгновенной установки луча антенны в заданную точку пространства.
Главные преимущества АФАР относительно ПФАР – возможность одновременного формирования нескольких лучей с независимым управлением и работа в более широком диапазоне частот. Это положительно сказывается на помехозащищенности системы и позволяет параллельно решать большее количество задач, правда с ухудшением потенциальных характеристик.
Основным и немаловажным для многих заказчиков недостатком систем с АФАР является ее высокая стоимость, в несколько раз превышающая стоимость радара с ПФАР. Специалисты НИИ приборостроения работают в области создания АФАР, но при этом они уверены, что возможности РЛС с пассивными решетками далеко не исчерпаны и продолжают линию развития ПФАР.
В настоящее время разработаны и переданы Индийской стороне пакеты предложений разного объема и глубины по проведению модернизации РЛСУ «БАРС»: от наращивания программного аппаратного обеспечения до внедрения активной фазированной решетки.
Путем доработок программного обеспечения могут быть реализованы новые режимы работы РЛСУ, например, режим обнаружения опасных метеорологических образований.
Реализация модернизации предполагает двухэтапность:
• на первом этапе аппаратной модернизации РЛСУ «БАРС» сохраняется существующая фазированная антенная решетка с установкой передающего устройства повышенной мощности для повышения дальности обнаружения воздушных и наземных целей;
• второй этап (реализуется после выполнения первого этапа модернизации) предусматривает переход на АФАР.
Потенциальные характеристики РЛСУ «БАРС» после такой модернизации вплотную приблизятся к характеристикам радаров самолетов пятого поколения. При этом предполагается:
• Существенное увеличение дальности обнаружения воздушных целей.
• Увеличение количества сопровождаемых и обстреливаемых целей в 1,5-2 раза.
• Улучшение характеристик режимов картографирования в части дальности обнаружения наземных целей и их разрешающей способности.
• Увеличение количества сопровождаемых наземных целей – в два раза.
• Введение новых режимов, обеспечивающих расширенное применение возможностей, реализованных в РЛСУ, как при работе в режимах «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», так и в «новых» режимах (в частности: режим «метеолокации», режимы активного противодействия помехопостановщикам противника).
• Расширение взаимодействия с другими системами БРЭО в целях обмена информационной поддержки.
• Расширение номенклатуры используемых средств поражения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
• Расширение возможностей при ведении групповых действий как в составе самолетов Су-30МКИ, так и в «смешанных» строях с самолетами других типов (МиГ-29, Су-27 и т.д.).
• Улучшение эксплуатационных характеристик.
• Внедрение новых производительных интерфейсов для связи с БРЭО самолета.
• Обеспечение возможности проведения независимой модернизации РЛСУ Заказчиком, включая применение новых средств поражения.
• Повышение надежности. EES