КАРАБАХ. ХРОНИКА ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ

Авиация в карабахском конфликте
Михаил Жирохов
Журнал «Авиамастер» №6 / 2000 г.

Одним из наиболее «ярких» последствий распада Советского Союза стало то, что многие границы районов, республик и областей, которые раньше никто и не замечал, превратились в линии фронта. Южная Осетия, Приднестровье, Абхазия, Чечня – эти слова стали символами кровавых вооруженных конфликтов. Но первым был Карабах, где уже зимой 1991-1992 годов разгорелась полномасштабная война с использованием артиллерии, авиации и бронетехники. Информация об этой войне поступала в Россию крайне скупо, а о применении в ней авиации не было известно почти ничего. Парадоксально, но факт: мы гораздо больше знаем о том, как американские летчики воевали в Индокитае или английские – над затерянными где-то в Южной Атлантике Фолклендскими островами, чем о том, как совсем недавно сошлись в жестоком противоборстве наши (хотя и бывшие) соотечественники на наших же вертолетах, «Мигах» и «Су». Пришла пора заполнить этот пробел.

 

Вооруженный конфликт на территории Нагорного Карабаха, входившего в состав Азербайджана, но заселенного преимущественно армянами, начался в конце 80-х годов, хотя и назревал в течение многих десятилетий. Он имел давние этнические и религиозные корни. При «нарезании» территорий закавказских республик в первые годы советской власти и был заложен очаг будущего пожара: «армянская» Нагорно-Карабахская автономная область вошла в состав Азербайджана. С ослаблением центральной власти и перестроечным разбродом сдерживающие факторы ослабли, и армянская сторона все активнее стала выступать за силовое решение вопроса между вчерашними «братскими республиками».

Целью армян было присоединение Нагорного Карабаха к Армении или провозглашение его независимым государством, азербайджанцы же, что вполне естественно, отстаивали территориальную целостность своей республики.

Все началось с демонстраций и митингов, затем, как в популярном тогда анекдоте, «перестройка сменилась перестрелкой». Постепенно конфликт обострялся, и в нем начало применяться тяжелое вооружение. Поначалу это были самодельные броневики из тракторов и бульдозеров, обшитых броней, а также старые зенитные пушки, ранее использовавшиеся в сельском хозяйстве для борьбы с градом.

Подразделения Советской Армии и Внутренних войск МВД, привлеченные для погашения конфликта, также стали «источником вооружения», включая артиллерию и бронетехнику. Особенно в этом преуспели части местной. 75-й мотострелковой дивизии, три четверти солдат и офицеров которой составляли азербайджанцы, дезертировавшие с оружием в руках.

В этот период в Карабахе широко применялись вертолеты Советской Армии, Внутренних и Пограничных войск – Ми-8, Ми-6 и боевые Ми-24. Основными задачами авиации было сопровождение военных колонн, нанесение ударов по местам дислокации незаконных вооруженных формирований (НВФ – именно тогда эта аббревиатура вошла в обиход), а впоследствии и обеспечение блокированных боевиками армейских частей.

Надо отметить, что Советская Армия и Внутренние Войска, вплоть до распада СССР занимали ярко выраженную антиармянскую позицию. На первый взгляд это является весьма странным, так как православная Армения психологически ближе к России, чем мусульманский Азербайджан. Однако в тот период именно армянская сторона, выступавшая за передел границ в ущерб соседнему Азербайджану, выглядела дерзким нарушителем конституционного порядка. Российские же граждане участвовали в боевых действиях по обе стороны фронта.

В январе 1990-го в Баку начались армянские погромы и состоялась попытка вооруженного свержения коммунистических властей. Через несколько дней Советская Армия, сломив сопротивление боевиков, вошла в город. Прикрытие осуществляла армейская авиация. В те дни под Гянджой один Ми-24 был подбит огнем из градобойного орудия.

Резня армян в Баку и Сумгаите послужила причиной их повального бегства из Азербайджана и азербайджанцев из Армении, в ходе которого свои дома покинули 370 тысяч армян и 135 тысяч азербайджанцев. Исключением стал Нагорный Карабах и населенный армянами Шаумяновский район, вскоре превратившийся в арену ожесточенных боевых действий.

 

 

Основной боевой силой, действовавшей в Карабахе, первоначально был азербайджанский ОМОН численностью 10 тысяч человек, который поддерживали и обеспечивали военные. ОМОН полностью блокировал армянские коммуникации, а также проводил «антитеррористические операции» против армянских сел – повальную проверку документов, аресты и депортации армян.

На этом этапе борьбы широко применялись и гражданские Ми-8 Азербайджана. Например, 20 января 1990 г. в район села Малибейли пятнадцатью рейсами вертолетов был переброшен крупный отряд ОМОНа. Аналогичные рейсы совершались в Шушу, Ходжалы и Гервент. При этом местные власти полностью игнорировали существование боевых групп Народного Фронта Азербайджана, фактически таких же боевиков, как и их противники.

Так как армяне Карабаха не имели наземного сообщения с Арменией, единственным средством доставки туда продовольствия, медикаментов, оружия, боеприпасов и добровольцев, а также эвакуации раненых и беженцев, была гражданская авиация Армении. Однако Внутренние войска СССР, расквартированные в Степанакерте, пытались резко ограничить такие рейсы – вплоть до вывода бронетехники на взлетную полосу. После протестов Еревана эти ограничения по команде Москвы снимали, а потом все повторялось вновь. В апреле 1990 г. жители Мардакерта для поддержания связи с внешним миром построили грунтовую ВПП, способную принимать Ан-2. Однако 21 мая азербайджанские рабочие под охраной военных распахали взлетную полосу и разгромили оборудование.

Из-за нехватки продовольствия положение в армянских населенных пунктах становилось критическим, а единственным средством его доставки оставалась авиация. Гражданская авиация Армении задействовала Ан-2, Ми-8 и Як-40. Утверждалось, что по крайней мере один Ан-2 был сбит наземным огнем азербайджанских боевиков. В гуманитарных операциях принимали участие и армейские вертолеты. 1 августа 1990 г. у села Фаррадж Лачинского района потерпел катастрофу армянский Як-40, выполнявший рейс Ереван-Степанакерт.

Погибли 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Расследование проводил Госавианадзор СССР в сотрудничестве с азербайджанскими представителями, заявившими, что «черный ящик» отправлен в Москву, Согласно официальному заключению «самолет разбился из-за потери ориентации в условиях плохой видимости». Однако армянская сторона сомневалась в объективности расследования, утверждая, что еще б августа, то есть через 5 дней после катастрофы, вскрытый или разбитый «черный ящик» валялся возле обломков самолета. В то же время очевидцы утверждали, что самолет просто-напросто перегрузили – после посадки заявленных пассажиров командир взял на борт еще более десяти человек.

18 сентября советские боевые вертолеты Ми-24 атаковали цели в селах Норагюх, Мехтишен и Беркадзор Аскеранского района. Вертолеты имели целью подавить опорные пункты армянских боевиков. Неизвестно, пострадали ли боевики, но в Норагюхе погибла женщина и еще семь человек было ранено.

23 сентября 1990 г. подразделение азербайджанского ОМОНа предприняло штурм села Чапар Мардакертского района. Кроме стрелкового оружия, гранатометов и минометов, атакующие использовали гражданские вертолеты, с которых на село сбрасывались ручные гранаты. В ходе боя с армянской стороны погибло шесть человек.

25 сентября два азербайджанских вертолета таким же образом «бомбили» Степанакерт, а также села Шош и Карин. А 14 октября Ми-8 с эмблемами Аэрофлота приземлился у армянского села Карачинар. Местные жители, решив, что это армянский вертолет, побежали к месту посадки и попали под огонь прибывших на нем азербайджанских ОМОНовцев. Два человека погибли и семь получили ранения.

С 13 мая по конец июля 1991 г. в Нагорном Карабахе МВД Азербайджана (при активной поддержке войск МВД СССР и СА) проводило операцию «Кольцо». При этом военные вертолеты широко применялись для оперативной переброски милицейских подразделений. В частности,15 мая 1991 года в районе армянских сел Спитакашен и Арпагядук из вертолета Ми-8 Внутренних войск СССР был высажен десант азербайджанского ОМОНа для «проверки паспортного режима», выразившегося в поголовной депортации жителей этих сел в Армению.

В условиях нарастающего развала страны армейские части, расквартированные в зоне конфликта, постепенно теряли контроль над ситуацией. Более того, они зачастую подвергались нападениям обеих враждующих сторон. Для подавления огневых точек боевиков использовались боевые вертолеты, по крайней мере появлялись сообщения об ударах Ми-24 по армянским позициям в июле-августе 1991 г., причем 20 июля при атаке армянских боевиков близ села Бузулук Шаумяновского района получили повреждения три Ми-24, а один из летчиков был ранен.

2 сентября 1991 года, вскоре после известных московских событий, армянские лидеры Нагорного Карабаха провозгласили создание независимого государства, признанного, правда, только Арменией.

Вооруженные отряды Карабаха были переименованы в «Силы Самообороны». Азербайджанцы же, не без оснований считая их опирающимися на Ереван, заявляли, что имеют дело с «армянским экспедиционным корпусом».

28 января 1992 года была открыта новая страница воздушной войны в Карабахе: гражданский Ми-8 азербайджанской авиакомпании «Азал» совершал полет из Агдама в блокированный армянами карабахский город Шуша (единственный в Карабахе относительно крупный город, населенный азербайджанцами). При заходе на посадку вертолет был поражен ракетой ПЗРК и рухнул в стороне от жилых кварталов. Все 30 человек, находившиеся на его борту, погибли.

После скоропостижного «упразднения» СССР в декабре 1991-го бурными темпами пошел процесс раздела имущества бывшей Советской Армии. В начале 1992 года Азербайджану достались 14 Ми-24 и 9 Ми-8, базировавшиеся на аэродроме Сангачалы, а Армении – эскадрилья из 13 Ми-24, ранее входившая в состав 7-го Гвардейского вертолетного полка, расквартированного под Ереваном.

Уже 19 февраля 1992 г. азербайджанские Ми-24 впервые появились над полем боя, нанеся удар по армянским позициям у села Карагалы. Пилотировали вертолеты бывшие советские летчики, перешедшие на контрактную службу в ВС Азербайджана. Отнюдь не все они были «титульной национальности». Собственно азербайджанцы среди летного состава советских ВВС встречались очень редко, и вовсе не по причине дискриминации – просто профессия военного летчика никогда не пользовалась популярностью у жителей этой республики.

3 марта 1992 г. российский военно-транспортный Ми-26, сопровождаемый боевым Ми-24, доставил в армянское село Полистан 20 тонн муки, а на обратном пути вывез оттуда женщин, детей и раненых. Не долетев до Армении, Ми-26 подвергся атаке камуфлированного азербайджанского Ми-8, но эта атака была сорвана вертолетом сопровождения. Тем не менее полет завершился трагично – запущенная с земли ракета ПЗРК поразила Ми-26, он загорелся и рухнул около азербайджанского села Сейдиляр. Из пятидесяти человек, находившихся на борту, 12 погибли.

В марте армяне заявили, что им удалось сбить два азербайджанских Ми-24, но, как принято говорить в таких случаях, подтверждения из независимых источников не поступило. А 22 апреля неизвестно кем был сбит российский Ми-8МТ (экипаж погиб).

12 мая опять-таки неизвестные боевики сбили еще один российский Ми-26 на маршруте Вазиани – Нахичевань (скорее всего это дело рук армянских вооруженных формирований, так как вертолет летел из Азербайджана в Грузию через территорию Армении – Прим. ред.). Трагедия произошла на высоте около 2000 метров, погибли три члена экипажа и шесть пассажиров. Как и многие рейсы военных в то время, вертолет летел без письменного разрешения командования.

8 апреля 1992 года азербайджанская авиация получила свой первый боевой самолет. Штурмовик Су-25 из состава 80-го Отдельного Штурмового полка был угнан с аэродрома Ситал-Чай старшим лейтенантом Вагифом Бахтияр-оглы Курбановым (азербайджанец по национальности, бакинец, 1967 года рождения, выпускник Борисоглебского училища летчиков). При помощи двоих своих соотечественников – техника самолета лейтенанта Мамедова и авиамеханика прапорщика Кулиева летчик подготовил штурмовик к взлету и перелетел на азербайджанский аэродром Евлах, откуда через месяц начал совершать боевые вылеты.

Россия потребовала от властей Азербайджана немедленного возврата машины, но это требование было откровенно проигнорировано. Тогда Министерство обороны России отдало приказ уничтожить самолет-дезертир. 982-й ИАП, базировавшийся в Грузии на аэродроме Вазиани, с апреля постоянно держал в готовности пару МиГ-23 для перехвата азербайджанского штурмовика. Подоспело и соответствующее заявление Главного Штаба ВВС СНГ о том, что «приняты все меры, чтобы исключить участие самолета в боевых действиях в Карабахе». Однако для решения этой задачи требовалось нарушить новоиспеченный суверенитет Азербайджана, а к подобным решительным действиям тогдашнее руководство России оказалось не готово. В угоду политике приказ МО был положен «под сукно». Реальных попыток перехвата не предпринималось ни разу.

Начиная с 8 мая Су-25 регулярно бомбил Карабах, Главной целью стал Степанакерт и близлежащие села, но эффективность этих налетов была низкой. От авиаударов в основном страдал жилой сектор и мирное население. В то же время армянские подразделения потерь практически не несли (по крайней мере, о них ничего не сообщалось – Прим. ред.). За первые два дня налетов по армянским данным было убито 30 и ранено 120 мирных жителей.

Бомбардировки не помешали планам армян, и 8 мая 1992 года карабахские войска начали штурм азербайджанского города Шуша. Находящийся в 11 км от Степанакерта город был стратегически важен для азербайджанцев, позволяя эффективно обстреливать столицу Карабаха из зенитно-градобойных орудий, а также ракетных установок «Град» и «Алазань». Огонь «Града» наносил армянам тяжелые потери. Стремительным ударом карабахцы захватили Шушу. Там им досталось большое количество боеприпасов, складированных в здании городской церкви, которые азербайджанцы не успели ни вывезти, ни уничтожить.

По утверждениям армянских источников, сразу после взятия города Су-25 Курбанова выпустил по церкви несколько управляемых ракет, намереваясь вызвать детонацию сложенных там боеприпасов, но безуспешно. Это сообщение вызывает большие сомнения, так как применение управляемого оружия требует достаточно высокой квалификации летчика (Вагиф Курбанов летал в составе 80-го ОШАП только с 1990 года), а также – множества различных стендов и дюжины высококлассных специалистов, чего не могло быть в ВВС Азербайджана в то время.

8 тот же день, 8 мая, четыре азербайджанских Ми-24 обстреляли Степанакерт. Еще два вертолета атаковали села Мюришен, Авдур, Красный Базар и Норшен Мартунинского района.

9 мая боевые вертолеты Азербайджана обстреляли село Шош, а штурмовик Вагифа Курбанова атаковал и подбил армянский Як-40, вывозивший беженцев из Степанакерта. Экипаж сумел, не выпуская шасси, посадить горящую машину и спасти пассажиров. Разбитый самолет был списан. Так закончился первый и единственный «воздушный бой» карабахской войны.

Майские бои имели решающее значение для обеих сторон. Азербайджанская авиация действовала очень активно. Известно о множестве налетов на населенные пункты Карабаха. Например, 10 мая четыре вертолета атаковали аэропорт Степанакерта. Обстрелу с воздуха подверглись также Аскеран и села Гаров и Красни. По этим же селам «отработал» и Су-25. На следующий день, 11 мая азербайджанские вертолетчики вновь ударили по Аскерану, кроме того, досталось армянским селам Даграз и Агбулаг. Целью Курбанова в тот день был город Мартуни. 12 мая Су-25 бомбил села Шош и Храморт в Аскеранском районе, а также Вериншен и Ай Парис. В Шаумяновском районе вертолеты атаковали село Даграв.

Но, несмотря на авиаудары, армяне вскоре предприняли новое наступление в направлении города Лачин, находящегося уже за пределами Нагорного Карабаха. 18 мая Лачин был взят штурмом, в результате чего оказалась прорвана наземная блокада Карабаха. Возник так называемый «Лачинский коридор», соединивший Арцах (армянское название Карабаха) с Арменией. Стратегический успех армянских войск вызвал новую волну налетов азербайджанской авиации. В день взятия Лачина Су-25 четырежды отбомбился по городу Мартуни. Действия Курбанова поддержали и вертолетчики, которые нанесли по Мартуни ракетный удар.

19 мая вертолеты обстреляли села Марати и Чайлу Мардакертского района, а штурмовик, в свою очередь, – Атерк и Загли в Мартунинском районе.

20 мая четверка Ми-24 совершила рейд в Шаумяновском районе, их целями были села Бузлук, Эркедж и Манашид. 25 мая «Сушка» вновь «утюжила» Мартуни, а 26-го – Бузлук. Одновременно четверка Ми-24 проштурмовала Манашид и Вериишон.

Применение азербайджанской авиации в мае 1992 г. выявило интересную особенность: Ми-24 использовались не только для ударов по городам и селам, но и оказывали эффективную поддержку своим войскам на поле боя, ведь летали на них опытные экипажи (как известно, большинство советских вертолетчиков прошло через Афган). В то же время штурмовик Су-25 благодаря своей относительно большей дальности и грузоподъемности занимался исключительно «стратегическими бомбардировками». Такое применение боевых самолетов было характерно на протяжении всей войны и, видимо, имело главной целью не столько нанести реальный урон, сколько оказать психологическое давление на противника. Кроме того, азербайджанское командование явно не хотело рисковать своим единственным ударным самолетом, посылая его на штурмовку.

В мае началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану (согласно Директиве МО России от 22 июня 1992 года №314(3)022 всего Азербайджан получил 237 танков, 325 боевых бронированных машин, 204 БМП и БТР, а также 170 артустановок, включая «Грады»). Кроме того, острейший дефицит квалифицированных военных кадров был несколько смягчен переходом на службу в Азербайджанскую армию около 300 офицеров и прапорщиков бывшей СА. Боеспособный азербайджанский ОМОН был усилен добровольцами из Чечни, Казахстана и Украины, а также большим количеством призывников, наскоро обучен-ных азербайджанскими (бывшими советскими) и турецкими офицерами.

В свою очередь Армения к 1 июня 1992 г. получила 54 танка, 40 БМП и БТР, а также 50 орудий. Захват Лачинского коридора позволил перебрасывать эту технику в Карабах, где до того у армян имелось лишь несколько трофейных БМП и пара самодельных броневиков.

13 июня 1992 года Азербайджанские ВВС понесли тяжелую потерю – был сбит и погиб Вагиф Курбанов. Боевая карьера этого летчика продолжалась всего три месяца. Армянское телевидение продемонстрировало обломки самолета, среди которых выделялся характерный киль Су-25 с нарисованным поверх звезды азербайджанским флажком. Посмертно летчик был удостоен высшей награды своей республики – звания «Национальный Герой Азербайджана».

Однако именно в этот период авиация Азербайджана резко повысила свою боевую мощь. На территории республики базировалось четыре авиаполка ВВС и ПВО – 80-й ОШАП в Ситал-Чае (Су-25), 82-й ИАП ПВО в Насосной (МиГ-25ПДС), 976-й БАП в Кюрдамире (Су-24) и 882-й ОРАП в Далляре (МиГ-25РБ и Су-24МР). После распада СССР и непродолжительного подчинения Главному Штабу ВВС СНГ, структуре эфемерной и недолговечной, все они перешли под юрисдикцию России. Но в то же время остро нуждающийся в оружии Азербайджан резко усилил нажим на российские гарнизоны. В ход пошло все – просьбы, уговоры, подкуп, ультиматумы, даже вооруженные нападения, В этих условиях началась экстренная перегонка авиатехники в Россию, прошедшая 9-10 июня 1992 года. Основная часть техники была успешно выведена, но кое-что досталось и азербайджанцам.

На аэродроме ПВО и на ремзаводе в Насосном было захвачено несколько (по некоторым данным до 30) перехватчиков МиГ-25ПД. Немалую роль в этом сыграл полковник Владимир Кравцов, занимавшийся расформированием полка ПВО, а чуть позже ставший… командующим ВВС Азербайджана.

Аналогично поступил и заместитель командира разведывательного авиаполка в Далляре подполковник Александр Плеш. Возможно, именно он сообщил азербайджанцам о намеченной перегонке самолетов в Россию, за что впоследствии получил место командира эскадрильи в Азербайджанских ВВС. Так или иначе, но 9 июня на территорию аэродрома ворвались вооруженные азербайджанцы, блокировали полосу и сорвали взлет самолетов-разведчиков. Всего на этом аэродроме азербайджанцы захватили 16 машин: 5 МиГ-25РБ и 11 Су-24МР. Кроме того, сообщалось, что в числе «трофеев» оказался и Ил-76, посланный для обеспечения эвакуации. Это вполне возможно, так как на сегодняшний день в составе ВВС Азербайджана служит по крайней мере один Ил-76М (№86810) и два ИЛ-76МД (№76608 и 76609).

Разведчики Су-24МР не имеют никакого оборудования для бомбометания, но установить держатели для бомб и подвески НАР азербайджанцы, в принципе, могли, тем более что в Азербайджане имелся авиаремонтный завод, специализировавшийся, правда, на МиГ-25. Атаковать цели в таком случае можно «на глазок», благо по городу не промахнешься. МиГ-25РБ, помимо ведения фото– и радиотехнической разведки, предназначены для навигационного бомбометания с помощью бортовой системы «Пеленг», обеспечивающей поражение целей с заранее введенными координатами. Сброс бомб производится в автоматическом режиме с выходом в расчетную точку. Разброс в лучшем случае достигал нескольких сотен метров, а то и 1-2 км, из-за чего целями могли служить разве что населенные пункты.

Помимо боевых самолетов, ВВС Азербайджана имели солидный парк учебных Л-29 «Дельфин» (по разным данным – от 50 до 80 машин), ранее принадлежавших одному из авиаполков Армавирского летного училища. Они базировались на аэродроме Сагачалы под Баку, где развернули учебный центр МО Азербайджана и начали оборудование Л-29 подвесками для бомб и блоков УБ-16-57. Парк азербайджанской авиации летом 1992 года пополнили и три МиГ-21, полученных из Чугуевского летного училища в обмен на авиакеросин – таким образом украинские военные пытались поправить катастрофическое положение с ГСМ в своих ВВС. Поставки оружия в «горячую точку» вызвали недовольство Госдепартамента США (правда, не обошлось и без давления весьма сильной там армянской диаспоры). На Киев оказали внушительный нажим, и оставшиеся в Чугуеве МиГи были разделаны на металлолом.

19 июля 1992 года боевые действия в Карабахе разгорелись с новой силой. Армянские войска перешли в наступление на северном участке фронта. Несмотря на плохую погоду, азербайджанская авиация активно наносила удары по армянским колоннам, штабам и артиллерийским позициям.

По рассказу одного из русских добровольцев в Карабахе, командира зенитной установки ЗУ-23-2, на закате 19 июля он лично сбил один из двух низколетящих азербайджанских Су-24, пытавшихся уничтожить батарею армянских гаубиц Д-30. Из-за быстрого наступления темноты поиски летчика организовали лишь на следующее утро. В горах нашли только парашют, кресло и в нескольких километрах – обломки взорвавшегося самолета.

По сведениям, полученным от пленных, летчику удалось катапультироваться и, используя надувной плот, спуститься по реке на азербайджанскую территорию. Пилотом был русский подполковник, воевавший до этого в Афганистане. Какова судьба второго члена экипажа Су-24, осталось невыясненным.

Между тем, азербайджанская армия, подтянув резервы, остановила натиск противника. Армяне оседлали высоты, прилегающие к Мардакерту и нависающие над равниной. Высоты постоянно обстреливались «Градами» и артиллерией, по два-три раза в день армян «навещали» азербайджанские Ми-24.

Зенитное прикрытие Мардакертских высот осуществляли две ЗУ-23-2, одна из которых, трофейная, была смонтирована на «Урале». Так как наклонная дальность огня этих установок всего 2,5 км, они прикрывали только одну высотку, а остальные боевые группы полагались на ПЗРК. Но применение экипажами Ми-24 тепловых ловушек надежно защищало их от устаревших «Стрел». Вертолеты действовали группами по 4-6 машин, устраивая «карусель» над армянскими позициями. Летая по кругу, Ми-24 поочередно пикировали на цель, в то время как остальные вели наблюдение и прикрывали друг друга от огня с задней полусферы.

8 августа несколько вертолетов провели отвлекающий маневр, а еще одна пара, подойдя на малой высоте, повредила «Урал» с зениткой. Через несколько дней установку добили ракетой.

Вскоре по Лачинскому коридору из Еревана в Карабах прибыло восемь 57-мм зениток С-60. Два орудия перебросили на Мардакертские высоты для усиления ПВО, но в первом же бою с вертолетами азербайджанский Ми-24 на малой высоте подкрался к позиции и поразил одно орудие. Однако хорошо подготовленный расчет ЗУ-23-2 отомстил противнику, уничтожив другой Ми-24 в этом же бою.

После артподготовки и атаки вертолетов азербайджанский танковый батальон при поддержке «Градов» и большого количества пехоты перешел в атаку, разгромив армянскую группировку и отбросив ее на десяток километров от Мардакертских высот.

В ходе боев в Мардакертском районе азербайджанцы потеряли еще один самолет. 20 августа зенитным огнем был сбит МиГ-25ПД, в кабине которого сидел бывший летчик-истребитель 82-го ИАП ПВО киевлянин Александр Беличенко. 16-й боевой вылет на карабахской войне для него оказался последним. Летчик катапультировался и попал в плен. Его доставили в штаб, а затем – в Главное управление национальной безопасности Нагорного Карабаха. Вскоре Беличенко пришлось выступить на пресс-конференции для иностранных журналистов, где его продемонстрировали в качестве наглядного примера того, что Азербайджан привлекает к ведению боевых действий наемников.

Вот выдержка из рассказа пилота:

«После расформирования части, где я проходил службу, мне практически некуда было податься с семьей. Как-то раз в наполовину опустевшем военном городке, где проживали наши семьи, появились эмиссары Народного Фронта Азербайджана. Нам, немногим оставшимся в городке пилотам, было предложено за соответствующую плату перегнать несколько боевых машин с военного аэродрома в населенном пункте Насосный на военный аэродром Кировабада (Гянджи), находившийся поблизости с границами Карабаха. Мы согласились. Дальше – больше. Нам предложили сделать несколько разведывательно-боевых вылетов в районы, занятые армянами. Вопреки расхожим мнениям, плата за работу была определена не за каждый боевой вылет, а помесячно и составляла 5000 долларов. Мне помогли отправить семью на Украину, к родителям, и я снова почувствовал, что кому-то нужен.

В Карабахе на боевые задания летал месяц. Перед очередным вылетом мне давали карту с нанесенными на ней объектами, подлежащими уничтожению. Что это были за объекты, мне не говорили. За день до того, как меня сбили, я решил прервать контракт и улететь в Киев, к семье. Однако меня уговорили сделать еще один боевой вылет, после чего я получу причитающуюся сумму денег и билет на самолет до Киева. Я решился. Сидя в кабине, думал только о том, что скоро окажусь дома. Видимо, из-за этого при подлете к объекту проявил невнимательность, в результате – был сбит.»

Верховный суд Армении приговорил летчика к смертной казни. Однако в результате переговоров между президентами России, Армении и Азербайджана много пленных наемников было помиловано. В их числе оказался и Беличенко. Взвесив все за и против, он решил остаться в Карабахе. Сегодня «ветеран войны» служит начальником аэропорта в Степанакерте.

В августе 1992 г. было отмечено первое применение армянами нескольких Ми-24, а в сентябре азербайджанцы заявили об уничтожении одного из них. Второй армянский Ми-24 был сбит 12 ноября.

Первоначально азербайджанской авиации противостояла весьма слабая ПВО армян, насчитывавшая шесть зениток ЗУ-23-2, четыре самоходных ЗСУ-23-4 «Шилка», четыре 57-мм зенитки С-60 и несколько десятков устаревших ПЗРК «Стрела-2М». Градобойные пушки полноценными зенитками, разумеется, не являлись. Позже прибыли уже упоминавшиеся восемь С-60, а у азербайджанцев была захвачена ЗУ-23-2 на шасси «Урала» и еще одна «Шилка». Эти маловысотные средства не могли эффективно противостоять налетам самолетов противника, и азербайджанская авиация практически ежедневно наносила удары по Степанакерту, Иногда производилось по 3-4 налета в день. Обычно азербайджанские экипажи действовали парами, атакуя цели с высот более 4000 м. Хотя точность бомбометания была низкой, эта высота обеспечивала неуязвимость самолетов, Иногда использовалась другая тактика. Самолеты уходили ложным маршрутом, потом делали крюк и на высоте 100-200 метров с неожиданного направления производили удар по городу. Потери среди населения были весьма значительны. О потерях среди военнослужащих армяне по понятным причинам не сообщали.

С августа 1992 г. азербайджанские самолеты, помимо обычных «фугасок», стали сбрасывать рассеивающие бомбовые контейнеры РБК-250 и РБК-500 с мелкими осколочными бомбами. Оружие не только эффективное против живой силы, но и весьма впечатляющего действия. РБК обеспечивали накрытие большой площади – городского квартала, сельской улицы – исчезавших в сплошных пыльных клубах разрывов.

23 августа Степанакерт бомбили три Су-25. Одна из 500-кг бомб попала в пятиэтажное здание гостиницы, где жили беженцы из Мардакертского района. Погибли 14 человек. А 31 августа на столицу Карабаха было сброшено 20 РБК. Жертвами налета стали 16 человек и 121 был ранен.

Есть данные, что к боевым действиям с обеих сторон нелегально привлекались и российские экипажи. Так, майор Сергей Синюшкин и капитан Евгений Карлов, оказавшись вне контроля командования, согласились «за разумную оплату» произвести боевой вылет в интересах азербайджанской армии. К несчастью для летчиков, этот полет для них оказался последним. Оба незадачливых наемника «пали смертью храбрых».

Сообщалось также, что 4 сентября 1992 года армяне при помощи ПЗРК «сняли» азербайджанский МиГ-21, а его пилот попал в плен. Следующей жертвой армянских зенитчиков стал Ми-24, сбитый 18 сентября.

Несмотря на успех летнего контрнаступления в Мардакертском районе, в азербайджанском Генштабе ясно понимали, что полной победы можно достичь только после перекрытия Лачинского коридора. Поэтому в середине сентября 2-й армейский корпус Азербайджана под командованием генерал-майора Далдаша Рзаева, преодолев Карабахский хребет, с.севера начал наступление на Лачин. Но армяне, успевшие создать мощные укрепления, остановили противника буквально в трех километрах от города. 3 сентября карабахский лидер Георгий Петросян объявил, что «республика занята формированием регулярной армии и это позволяет надеяться на перелом в ходе боевых действий». Как оказалось, это были не пустые слова.

Кроме ударов по городам и населенным пунктам, ВВС Азербайджана стали чаще привлекаться для авиационной поддержки своих войск и уничтожения опорных пунктов врага, а в октябре 1992 были отмечены попытки бомбить армянские транспортные колонны в Лачинском коридоре.

Так как в тот период Армения еще не имела боевых самолетов, азербайджанские ВВС не встречали сопротивления в воздухе. Но с передачей Армении техники бывшей Советской Армии карабахские армяне смогли создать надежную систему ПВО, дополнив имеющиеся зенитки, «Шилки» и ПЗРК мобильными ракетными комплексами «Оса» и «Круг». Это сразу сказалось на потерях азербайджанской авиации.

10 октября 1992 г. она лишилась второго Су-25, сбитого в районе села Малибейли после удара по Степанакерту. От пилота, не успевшего катапультироваться, мало что осталось, по обрывкам документов удалось определить только имя – Александр.

По западным данным, 7 декабря 1992 г. азербайджанцы потеряли от зенитного огня в Мартунинском районе Ми-24 и очередной Су-25. А к началу 1993 года у Азербайджана оставалось 8 Ми-24 (из 14 полученных), и у Армении 11 таких вертолетов (из 13).

15 января 1993 г. армянской ПВО удалось сбить еще один МиГ-21 ВВС Азербайджана.

В феврале 1993 года Карабахцы предприняли новое наступление в Мардакертском районе. Мобильные армянские отряды вышли к Сангарскому водохранилищу, перерезав дорогу на Кельбаджар. Таким образом, 2-й армейский корпус азербайджанской армии оказался зажат между Арменией и Карабахом с двух сторон и отрезан от Азербайджана труднопреодолимым зимой Карабахским хребтом (высота до 3700 м).

Попытка азербайджанской армии в середине марта нанести контрудар провалилась. А уже 25 марта армяне начали кельбаджарскую операцию, в ходе которой 2-й АК Азербайджана был разгромлен. Личный состав, бросив тяжелую технику (15 танков и БМП), через Карабахский хребет ушел в сторону Гянджи. Азербайджан заявил, что основной удар был нанесен со стороны Армении, а с Карабаха – лишь вспомогательный. Так или иначе, но кельбаджарская операция поставила Армению и Азербайджан на грань открытой войны. В ходе операции армяне взяли под свой контроль почти половину армяно-азербайджанской границы, значительно расширив лачинский коридор, и открыли вторую дорогу из Армении в Карабах.

Сразу после взятия Кельбаджара карабахцы провели наступление на Физули, пытаясь отрезать от Азербайджана южную группировку азербайджанской армии. Хотя они были остановлены в 4-5 км от города, Азербайджану пришлось стянуть туда, все резервы. Закрепившись,на подступах Физули, армяне начали наступление из района Лачинского коридора на Кубатлы, оттеснив противника еще на 25-30 километров.

Тем временем внутриполитическая обстановка в Азербайджане резко обострилась. На фоне военных поражений 4 июня 1993 года в Гяндже вспыхнул антиправительственный мятеж 709-й бригады полковника Сурета Гусейнова, потребовавшего смещения президента Азербайджана, лидера Народного фронта Абульфаза Эльчибея, как неспособного возглавить оборону страны. Гусейнова поддержали некоторые другие воинские подразделения. И хотя до серьезных боев между мятежниками и правительственными частями не дошло, президент ушел в отставку, а его полномочия взял на себя прилетевший из Москвы Гейдар Алиев.

Мятеж Сурета Гусейнова сыграл только на руку армянам. Пока их противники занимались междоусобными разборками, карабахцы развернули наступление на Агдам, являвшийся главной опорной базой азербайджанской армии в войне против Карабаха. В городе находились склады боеприпасов бывшей СА, базировалась танковая бригада (точнее – то, что от нее осталось), ремонтная база, к тому же из находящегося на перекрестке дорог города можно было наступать как в сторону Степанакерта, так и Мардакерта. Дальнобойная артиллерия из окрестностей Агдама регулярно обстреливала Степанакерт.

18 июня 1993 г. группировка из 40 армянских танков при поддержке «Градов», пехоты и вертолетов Ми-24 вышла к окраинам Агдама и начала обходить город с севера. Больше месяца шли упорные бои за Агдамский укрепрайон, и только 24-25 июля город был взят.

Теперь единственной потенциальной опасностью для карабахцев осталась так называемая зангеланская дуга на юге Карабаха, образуемая городами Физули, Джебраил, Кубатлы и Зангелан. В Кубатлинском и Зангеланском районах азербайджанская армия имела примерно два пехотных полка, которые теоретически могли угрожать Лачину. Но пополнения и снабжение этой группировки шли только через прифронтовые Физули и Джебраил. 18 августа армяне захватили Физули, а 19 августа – Джебраил, отрезав южную группировку азербайджанской армии.

Утром 19 августа три азербайджанских самолета нанесли удар по городу Кафан на юго-востоке Армении, убив 10 человек. В последующие дни объектами атак стали населенные пункты Мартунинского и Гадрутского районов Карабаха.

Несмотря на это, Армянские силы продолжали разгром южной группировки противника – 25-30 августа бои шли уже на подступах к Кубатлы и Зангелану. 1 сентября армяне сбили Ми-24, и в этот же день пал Кубатлы, а вслед за ним был взят Зангелан.

Результат летней кампании 1993 года для Азербайджана можно оценить одним словом – катастрофа. Семь районов страны были полностью или частично оккупированы «Армянским экспедиционным корпусом». Хотя официально Армения не участвует в войне, ясно, что 200-тысячное армянское население Карабаха не может создать столь боеспособную армию без активной поддержки извне. Азербайджан снова наводнили беженцы с оккупированных территорий, по разным оценкам, от 300 до 500 тысяч человек. Азербайджанская армия была истощена и деморализована. Ощутимые потери (на фоне общего числа самолетов) понесли и военно-воздушные силы. Азербайджанские источники приводят следующий список потерь своих ВВС по состоянию на осень 1993 г.:

1 МиГ-21

1 МиГ-23

2 Су-25

2 МиГ-25РБ

1 МиГ-25П

3 Л-29

Как видите, перечень этот далеко не во всем совпадает с армянскими данными. Те называют большее число Су-25, упоминают и Су-24, но ничего не говорят об Л-29. Вполне возможно, что армяне, не знавшие о применении учебно-боевых «Дельфинов» в качестве бомбардировщиков, принимали их за Су-25.

Летний разгром привел к назначению нового министра обороны Азербайджана. Им стал «афганец» генерал-лейтенант Мамедрафи Мамедов, жесткими методами наведший в армии дисциплину. За уклонение от призыва, дезертирство, самовольное оставление позиций – расстрел. Благодаря столь решительным мерам армия была подготовлена к новому наступлению.

Впервые азербайджанские войска начали активные наступательные действия зимой – в конце декабря 1993 г. Удары наносились сразу с трех направлений. На севере азербайджанские войска с боем взяли перевал Омар и заняли несколько сел Кельбаджарского района. На востоке атакам подверглись Агдам и Мардакерт. На юге – Физули и пограничный с Ираном Горадиз. Однако к середине февраля наступление выдохлось, а получившие подкрепление карабахцы вернули под свой контроль большинство потерянных позиций.

23 января 1994 г. армянские боевые вертолеты нанесли удар по азербайджанскому населенному пункту у границ Карабаха. В тот же день пара азербайджанских самолетов бомбила армян, которые сообщили об уничтожении одного Су-25, однако Азербайджан опроверг это сообщение. 17 февраля при сопровождении разведчика Су-24МР над Веденисским районом Армении был сбит азербайджанский МиГ-21, пилот которого попал в плен.

В 1994 году впервые отмечено появление боевых самолетов у Армении. Известно, что четыре Су-25 были переданы Россией в рамках военного сотрудничества СНГ. Они принимали участие в боях с азербайджанскими войсками, а один штурмовик, по армянским данным, был сбит противником. Любопытно, что западная пресса зафиксировала среди авиаинцидентов уничтожение армянами 18 января 1994 г. собственного Су-22. Скорее всего, речь идет об одном и том же случае, и сбит был все-таки Су-25, которые у Армении имеются, в отличие от Су-22, которых у нее, судя по всему, нет.

25 марта 1994 г. два азербайджанских самолета сбросили РБК на позиции армян у Горадиза, причем пострадали и азербайджанские солдаты. В этот же день армянская ПВО воспрепятствовала налету на Степанакерт.

10 апреля азербайджанский самолет сбросил на Степанакерт три бомбы, в том числе одну РБК-500 с шариковым заполнением. Ударам подверглись и другие населенные пункты. ТВ продемонстрировало видеокадры, где ясно виден характерный силуэт Су-25. По всей видимости, азербайджанцы смогли получить несколько таких штурмовиков из соседней Грузии, где они оставались с момента распада Союза на Тбилисском авиазаводе. По другим данным, распространенным одним из западных информагентств, Азербайджан в 1993 году тайно приобрел четыре Су-25 на Украине.

12 апреля два самолета вновь бомбили Степанакерт, убив двоих и ранив 38 человек. Один из самолетов был сбит над селом Чипа, а его летчик катапультировался. 23 апреля 1994 г. группа из семи азербайджанских самолетов нанесла мощный удар по Степанакерту, однако один из них (Су-25) был сбит ПВО. Азербайджанская сторона признала потерю, но утверждала, что это произошло в результате аварии над своей территорией. Летчик катапультировался и благополучно вернулся на базу.

12 мая 1994 года стороны подписали соглашение о перемирии, которое, несмотря на отдельные перестрелки, соблюдается по сей день. Всего за период с 21 ноября 1991 года до 12 мая 1994 года на столицу Карабаха Степанакерт было сброшено (по армянским данным) 180 РБК и около сотни 500-кг осколочно-фугасных бомб, а также 8 ОДАБ.

В целом, можно смело утверждать, что карабахская война закончилась победой армянской стороны. Армяне практически полностью контролируют Нагорный Карабах, а также Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский, Физулинский, Кельбаджарский и Агдамский районы Азербайджана, создав там так называемые «зоны безопасности».

Несомненно также, что Азербайджан вряд ли способен смириться с потерей 20% своей территории. С его стороны вполне возможно возобновление попыток вернуть эти земли под свой контроль, тем более что Нагорно-Карабахская республика так и не была официально признана мировым сообществом. Одним словом, конфликт продолжается. И предугадать, как и когда будет развязан (или разрублен) запутанный карабахский узел, сейчас не возьмется никто.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru