Основной боевой танк России Т-90 (часть 1)

Алексей Хлопотов, 2010 г. Использованы фото автора, а также из архивов редакции «Техника и вооружение», ОАО «УКБТМ», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», С. Суворова, А. Чирятникова, Д. Пичугина
Оригинальный текст статьи предоставлен сайту «Отвага» автором.
Редакторский вариант статьи опубликован в журнале «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №№5, 6, 7 за 2010 г.

Любое заимствование и использование данного материала – только с разрешения автора


 

 

«Т-90», наверное, самый «раскрученный» бренд российской оборонки. Наравне с комплексом ПВО С-300 и суперистребителями семейства «Сухой», Т-90 стал визитной карточкой российского ВПК. Страницы печатных и электронных СМИ пестрят упоминаниями о нем, появился да же некий определенный жанр публикаций, где российский танк сравнивается с себе подобными от иных производителей. Однако на сколько корректны бывают такие сравнения? Во многом это зависит от того что с чем сравнивать. Многие забывают, что танку Т-90 уже скоро исполнится 20 лет! За это время он получил массу изменений в своем техническом облике, стал иметь множество модификаций и субмодификаций. Таким образом, для объективного сравнения необходимо вначале разобраться что же это такое «Основной боевой танк Т-90»?

 

Начало работ по проектированию этой машины приходится 1986 год. К середине 1980-х военная мощь СССР была в самом расцвете, однако необходимо было задумываться и о ближайшей перспективе развития БТТ. А перспективы поводов для самоуспокоения не давали. Парк танков Т-64 в силу конструктивных особенностей машины устаревал, и модернизации не подлежал. Т-80 с ГТД был даже по советским меркам очень дорогим в производстве и эксплуатации, а потому перспектив стать массовой машиной не имел. Модификация Т-80 с двухтактным дизелем – Т-80УД, хоть и была дешевле, но отличалась ненадежностью и капризностью силовой установки. Принятие ее на вооружение в 1985 году обусловило еще большую разунификацию танкового парка. В то же время, самый массовый танк СССР – Т-72 являл собой вариант машины на мобилизационный период, а потому был предельно упрощен для массового производства и эксплуатации слабо подготовленным составом из числа резервистов, хотя и отличался огромной надежностью и ремонтопригодностью.

Слабым местом машин семейства Т-72 являлась крайне упрощенная СУО, которую в принципе системой управления огнем и называть то нельзя было. По этому параметру даже только что принятый на вооружение Т-72Б явно уступал современным ему модификациям Т-64Б и тем более Т-80У. Логичный выход из создавшейся ситуации напрашивался сам собой: конструктивно скрестить простой, но надежный Т-72 с «интеллектуальным», но дорогим Т-80. Такая машина в недалекой перспективе могла бы стать действительно основной в советских Сухопутных Войсках постепенно вытесняя танки иных типов. Решение было очевидным, но крайне непростым. Особенно непростым с политической точки зрения. Конкуренция внутри страны между тремя основными разработчиками танков с течением времени ни сколько не ослабевала. Нижнетагильскому «Уралвагонзаводу» и УКБТМ потребовалось немалых усилий для того что бы «пробить» решение Правительства на глубокую модернизацию танка Т-72.

19 июня 1986 года Постановлением Совета Министров СССР Уральскому КБ транспортного машиностроения в сотрудничестве с рядом отраслевых НИИ и КБ были заданы опытно-конструкторские работы по теме «Совершенствование Т-72Б». Руководителем работ по выполнению ОКР в целом был заместитель главного конструктора УКБТМ Н.А.Молодняков. Решением общекомпоновочных вопросов по изделию занимались В.А.Гудков и В.И.Бундин [Колмаков Д.Г. «Время.Люди.Танки. Уральскому Конструкторскому Бюро Транспортного Машиностроения – 60 лет». Н.Тагил.2001.С.64]. Сохранив неизменными компоновочные решения Т-72Б, разработчики основные усилия направили на адаптацию к Т-72Б КУО 1А45 танка Т-80У, повышение огневых возможностей и защищенности. В этот период в УКБТМ произошли существенные административные изменения. После 38 лет работы в КБ, из которых 18 на должности Главного конструктора, вышел на пенсию Валерий Николаевич Венедиктов. 19 ноября 1987 года на его место заступил Владимир Иванович Поткин. Наследник традиций тагильской конструкторской школы, с отличием окончивший академию, в УКБТМ, он занимался проблемами двигателя, трансмиссии и ходовой части. Внешне нелюдимый, замкнутый, резкий, строгий и до крайности требовательный, для некоторых он выглядел суровым человеком. Однако с годами сквозь эту внешнюю суровость удалось разглядеть человечность, житейскую мудрость, умение принимать продуманные всесторонне взвешенные решения. В труднейшие годы развала страны, промышленности, повсеместного свертывания работ оборонной тематики его кандидатура была единственно возможной в качестве главы УКБТМ.

Концепция создания нового образца предполагала, сохранив компоновочные решения Т-72Б выйти на новый уровень технического совершенства конструкции с целью максимального прироста боевых характеристик. Однако, как и в прежние годы, материальное обеспечение разработок Уральского КБ со стороны Министерства оборонной промышленности было весьма скудным. Не смотря на имеющиеся в СССР наработки по перспективным системам управления, тагильчанам приходилось довольствоваться тем «что дают». Это обстоятельство обусловило особое внимание конструкторов к тем параметрам и характеристикам машины, которые могли быть улучшены исключительно силами КБ и серийного завода без помощи крупных конрагентов-комплектаторов.

Пройдя несколько этапов разработки, новая машина получила индекс «Объект 188».

В конструкторской документации и внешней служебной переписке «Объект 188» именовался сначала Т-72БМ («Б» модернизированный), а позже сменил имя на «Т-72Б усовершенствованный». [Усовершенствованный танк Т-72Б. Техническое описание 188.ТО. Книга первая. 1989 г.]

В январе 1989 года четыре опытных образца «Объекта 188» были представлены на государственные испытания, которые длились около года. По результатам этих испытаний заказчик определил конкретный образец для дальнейшей доработки и принятия на вооружение. С июня по сентябрь 1990 года еще два опытных образца нового танка прошли уже окончательные испытания. В завершение программы один образец машины был подвергнут расстрелу на полигоне, а второй вернулся для изучения и доработки в родное КБ в Нижний Тагил. Итогом проведенных работ стало совместное решение МО и МОП от 27 марта 1991 года о рекомендации принятия на вооружение танка «Объект 188» [Колмаков Д.Г. Указ.соч.С.65-67]. Однако политический кризис и развал СССР в 1991 году привел к существенной задержке с поставкой усовершенствованного Т-72Б на вооружение. Только 30 сентября 1992 года, первый в установочной партии танк вышел на пробеговые испытания перед передачей в войска.

Развал экономики в постсоветской России заставил УКБТМ и УВЗ заниматься самостоятельным выживанием в новой политической и экономической ситуации. В этой связи разработчик и производитель приложили огромные усилия для принятия решения о постановке на вооружение Российской Армии нового танка. Под влиянием политического момента, чтобы дистанцироваться от эпохи СССР, было принято решение о новом войсковом наименовании. Первоначальным замыслом было обозначение «Т-88» [Шпак М.Т. Пятьдесят лет работы на Уральском вагоностроительном (1950-2000 годы). Рукопись. Фонды музея ОАО «НПК «Уралвагонзавод»]. 8 июня 1992 года УВЗ посетил первый Президент России Б.Н.Ельцин. Во время этого визита он пообещал подписать Постановление о принятии на вооружение танка Т-88. Предложение о наименовании танка «Т-90» возникло несколько позже и вошло в окончательную редакцию документа. 5 октября 1992 года Постановлением правительства Российской Федерации №759-58 танк «Объект 188» был принят на вооружение российских бронетанковых войск как «Т-90».

Одновременно с работами по базовой машине «Объект 188» шли работы над созданием экспортной версии – «Объект 188С». Чуть позже была начата работа и по командирскому варианту машины – «Объект 188К».

Что же представлял собой новый танк в техническом плане? Как уже указывалось выше, основные компоновочные решения остались от Т-72Б – «Объект 184». Однако башня была адаптирована под установку автоматизированного комплекса управления огнем, а корпус под установку новой защиты и ходовой части.

Основным оружием танка стала 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка с улучшенными баллистическими характеристиками Д-81ТМ (2А46М). Внешними отличительными особенностями пушки были новая конструкция термозащитного кожуха и устройство для быстрой замены ствола. Эта пушка является модификацией пушки 2А46М-1 танка Т-80, адаптированной под работу с автоматом заряжания АЗ-185 и приспособленной под использование механизма выбрасывания стреляных поддонов. Высокие точностные характеристики пушки достигнуты оптимальным сочетанием кривизны, разностенности и жесткости ствола; симметричным расположением тормозов отката и накатника, свободным незаторможенным откатом ствола до вылета из него боеприпаса, применением термозащитного кожуха. На Т-90 применено встроенное устройство выверки пушки как с основным, так и с тепловизионным прицелами. Это устройство значительно повышает точность проведения операции, сокращает ее время до 1 минуты и дает возможность производить выверку не покидая танка. Боекомплект к пушке включает бронебойный подкалиберный, кумулятивный и осколочно-фугасный выстрелы с раздельно-гильзовым заряжанием, управляемый выстрел [Ямов В.А.Бронетанковая техника.Ч.1. ОБТ Т-90С. Н.Тагил. Рекламное издание; Танковая пушка 2А46М (2А46М-1). Рекламный проспект ГУП «Артиллерийский завод №9». 1999 – 2000г.; 125-мм танковые пушки 2А46М и 2А46М-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.М.:1984 г.]. Причем ОФС для поражения живой силы противника может действовать с системой дистанционного подрыва «Айнет» [Кощавцев А. Т-90 – Российский ОБТ. Журнал «Танкомастер» №4-6 1998 г.; Электронный дистанционно-контактный взрыватель «Айнет-М». Рекламный проспект ГУП «НИИ «Поиск»]. В боекомплект танка может входить так же шрапнельный снаряд со стреловидными готовыми поражающими элементами. В прочем применение такого боеприпаса ограничивается международными конвенциями и по этой причине весь их запас находится на складах на случай «большой» войны. В качестве ракетного вооружения для повышения дальности эффективной стрельбы на Т-90 применен комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» с ракетами 9М119 (выстрел 3УБК14) и 9М119М (выстрел 3УБК20). Комплекс интегрирован в состав КУО. В нем реализована помехозащищенная полуавтоматическая система управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс позволяет вести эффективную стрельбу на дальность от 100 до 5000 метров, как с места, так и в движении со скоростью до 30 км/ч по целям как неподвижным, так и движущимся со скоростью до 70 км/ч в т.ч. вертолетам [Изделие 188. Инструкция по эксплуатации 188. ИЭ-1. Н.Тагил, 1996 г.]. Кроме того, комплекс позволяет вести стрельбу и с использованием тепловизора. Возможность вести огонь управляемым оружием в движении и ночью является существенным нововведением по сравнению с предыдущей моделью танка – Т-72Б, где стрельба ракетой могла осуществляться только с места либо коротких остановок. В качестве вспомогательного оружия традиционно применяется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТМ с боевой скорострельностью 250 выст./мин. и боезапасом 2000 патронов. Дополнительным оружием является зенитная пулеметная установка. В отличие от всех ранние выпускавшихся модификаций танков Т-72, на Т-90 ЗПУ выполнена автономной с дистанционным электромеханическим управлением. Зенитный пулемет – традиционный для Т-72 12,7-мм НСВТ «Утес». Прицел оптический монокулярный перископический ПЗУ-7 с увеличением 1,2x. Закрытая дистанционно-управляемая ЗПУ предназначена для борьбы с легкобронированными наземными целями, живой силой противника на дистанции до 1600.м и защиты от нападения с воздуха по целям движущимся со скоростью до 300.м/с [Ямов В.А. Указ.соч.]. Обнаружение, слежение и ведение огня по целям осуществляется командиром при закрытом люке командирской башенки, что позволяет командиру вести эффективную стрельбу на поражение оставаясь под защитой брони. Боезапас ЗПУ составляет 300 патронов.

Основным новшеством Т-90, по сравнению с остальными «семьдесятдвойками», является применение на нем полноценного КУО. Комплекс управления огнем 1А45Т создан путем адаптации КУО 1А45 «Иртыш» танка Т-80У к башне и исполнительным механизмам Т-72Б. КУО обеспечивает ведение наводчиком днем и ночью, с места и в движении прицельный огонь из пушки и спаренного с ней пулемета, стрельбу управляемым оружием. КУО обеспечивает командиру поиск, обнаружение и опознавание целей, выдачу целеуказания наводчику, ведение прицельной стрельбы из любого оружия танка во всех условиях эксплуатации танка. В состав КУО входят: система управления огнем 1А42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, тепловизионный прицел наводчика. 
СУО состоит из дневного лазерного прицела – дальномера 1Г46 со встроенным блоком автоматики 9С517 КУВ 9К119 «Рефлекс»; электронного баллистического вычислителя 1В528-1 с комплектом датчиков позволяющим автоматически вычислять и вводить поправки на температуру заряда, тип снаряда, дальность, угловые скорости цели и танка, крен (угол наклона цапф орудия) и скорость движения танка, степень износа канала ствола пушки, с помощью емкостного датчика ДВ-Е – температуру воздуха, атмосферное давление и скорость бокового ветра.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение командира за местностью, поиск и обнаружение цели, целеуказание и корректировку огня, ведение прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета во всех условиях в режиме «Дубль», ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С «Агат-С», датчик положения пушки, система управления ЗПУ 1ЭЦ29 с прицелом ПЗУ-7.

Вместо пассивно-активного ночного прицела наводчика 1К13-49 (Т-72Б) на Т-90 установлен тепловизионный комплекс, состоящий из активно-пассивного ночного прицела ТО1-КО1 «Буран-ПА», либо тепловизионного прицела ТО1-ПО2Т «Агава-1». Однако из-за проблем с производством «Агавы» на серийных Т-90 Российской Армии были установлены прицелы «Буран» [Ямов В.А. Указ.соч.; Изделие 188. Инструкция по эксплуатации 188. ИЭ-1. Н.Тагил, 1996 г.]. «Агавой» были оснащены только две опытные машины [Шпак М.Т. Указ.соч.]. Точность наведения так же обеспечивается более мощным стабилизатором вооружения 2Э42-4 «Жасмин» (на Т-72Б используется 2Э42-2) [Ямов В.А. Указ.соч.; Танк Т-72Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.М.:1995 г.].

На Т-90 применен комплекс встроенной динамической защиты. Встроенная динамическая защита «Контакт V» разработана в московском НИИ Стали и в комплексе с пассивным комбинированным бронированием обеспечивает защиту танка от 120 мм БПС М829 [James M. Warford The Russian T-90S: Coming into Focus. ARMOR. September-October 1997] и ПТУР типа HOT, MILAN-2, TOW-2. По информации разработчика – НИИ Стали КДЗ танка Т-90 обеспечивает повышение защиты танка от кумулятивных средств поражения в 1,9-2,0 раза, а от поражения БПС в 1,2 раза. Площадь лобовой проекции, прикрытая КДЗ при курсовом угле 0° составляет более 55%, при курсовом угле 20° корпус прикрыт на 45%, при угле 35° башня прикрыта так же на 45%. Общее количество секций ДЗ составляет 26 штук [http://www.niistali.ru/pr_secure/br_dz_inside.htm]. Из них на башне танка располагаются 8 штук, на верхней лобовой детали корпуса 12 штук и на бортовых экранах – 6 штук. При этом на башне расположены 6 полноразмерных V-образных секций, одну более узкую по ширине V-образную конструкцию и один одиночный контейнер, таким же, как один из блоков составляющих V–образную секцию слева от пушки, но перевернутый горизонтально и закрепленный к башне с наклоном. Кроме блоков «Контакт V» на крыше расположен 21 контейнер ДЗ специально разработанной для защиты крыши башни. На бортовых противокумулятивных резино-тканевых экранах помимо 6 секций ДЗ (по три с каждого борта) имеются крепления еще под две дополнительных секции – по одной на каждый борт. Так на испытаниях в НИИ-38 в Кубинке непродолжительное время на Т-90 на бортовые экраны монтировалось по 4 секции КДЗ на борт. Общая масса комплекта ДЗ на машине составляет 1,5 тонны.

На Т-90 был впервые серийно установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», включающий систему автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты от противотанковых снарядов с лазерными головками самонаведения, которая автоматически создает помехи комплексам управления ПТС с лазерными дальномерами и целеуказателями, и станции оптико-электронного подавления, защищающей машину от поражения управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения.
Для улучшения борьбы с возможными очагами возгорания внутри машины применена автоматическая система пожаротушения ЗЭЦ13-1 «Иней». Система пожаротушения 2-х кратного действия включает в себя 4 баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1, в МТО установлены 10 оптических и 5 термодатчиков.

Взамен дизеля В-84-1 который устанавливался на танке Т-72Б, имеющего проблему в виде перегрева и прогара выпускного коллектора, на Т-90 установлен улучшенный двигатель этого семейства – дизель В-84МС. На выпускных коллекторах этого двигателя установлены сильфоны смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшило температурный режим работы коллектора. Двигатели В-84МС отличаются большой надежностью, на государственных испытаниях один из прототипов Т-90 отъездил межремонтный срок на одном двигателе. Эти дизели обладают реальной многотопливностью и могут работать как на дизельном топливе, так и на бензине, и на керосине, причем без потери мощности. Небольшие потери возникают только при работе на бензине. Во время испытаний в Туркмении танки более 1500 км прошли на керосине РТ, поскольку на окружных складах не было ничего другого. Никаких претензий к работе двигателей не было [Кощавцев А. Указ.соч.].

Оборудование для радиосвязи состоит из УКВ радиостанции Р-163-50У и приемника Р-163-УП.

Т-90 имеет встроенное оборудование для самоокапывания, может работать с колейными минными тралами КМТ-7 или КМТ-8. Часть машин оборудуется платиками для установки бульдозерного отвала ТБС-86. Танк традиционно имеет оборудование для подводного вождения, благодаря чему может преодолевать по дну водные преграды шириной до 1000 метров и глубиной до 5 метров.

Т-90 разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90 ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72. В этом заслуга конструкторов УКБТМ Н.А. Молоднякова, Ю.Н. Нейгебауэра, В.М.Быстрицкого, В.Д.Тумасова, Г.С. Горсевана, Э.Б.Вавилонского, А.Д. Будилова, В.С.Вихорева, Ю.Г.Кормильцева, В.И.Неверова, А.Г.Макеева, Г.А.Хейфица, Н.А.Абрамовского, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И. Васильева, Ю.Н.Кондратьева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова, А.Г.Богомолкина, Н.Н.Макарова, Ю.А.Левковского, Г.Г.Останина, В.И.Этманова, В.В.Пилипчука и многих других.

Общее число выпущенных Т-90 составляет приблизительно 120 штук, включая опытные экземпляры. Первые 13 машин в единичных экземплярах получали различные учебные центры, а первый танковый полк из 94 Т-90 получила 21-я Таганрогская Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая дивизия Сибирского Военного Округа. Следующей частью на Т-90 стала 5-я гвардейская Донская танковая дивизия, расквартированная в Бурятии – на ее вооружение поступило ориентировочно от роты до батальона Т-90 [Кощавцев А. Указ.соч.]. Однако в связи с резким сокращением ассигнований на оборону дальнейшее производство Т-90 для Российских вооруженных сил было прекращено. В середине 2000-х годов в связи с общим реформированием Армии почти все Т-90 находившиеся в Сибири были передислоцированы на запад и поступили на комплектацию 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии и учебных центров. При этом оказалось, что часть машин находится в крайне плохом техническом состоянии и требует немедленного ремонта, а часть и вовсе была разукомплектована [Юрий Авдеев. «Мотовоз» и «Мустанг» в одной упряжке. Газета «Красная Звезда», 19 ноября 2005 г.]. Это произошло вследствие многочисленных нарушений уставов и положений о воинской службе, слабой либо полностью отсутствовавшей подготовки, как рядового, так и офицерского состава в смутные и тяжелые для России 1990-е годы.

  


 

См. продолжение >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru