Визит Ахмадинежада в Ирак: в Багдаде не «все спокойно»?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Метастазы сирийского кризиса достигли Ирака. Та часть страны, что осталась после фактического отделения Иракского Курдистана, стоит на пороге гражданской войны. Итог ее вполне предсказуем – раскол на суннитскую и шиитскую части, кровь, хаос, нестабильность и «дикие земли», на которых будут «резвиться» экстремисты.

Масла в костер добавило заявление Мартина Демпси, сделанное им в начале июля. Председатель Объединенного комитета начальников штабов объявил, что США готовы увеличить объемы военной помощи (и количества советников) Ливану и Ираку. Примечательно, что готовность эта мотивируется «повторным появлением "Аль-Каиды"». Багдад, что стало неприятной неожиданностью для Тегерана, воспринял данную инициативу весьма благожелательно – советник премьера по СМИ Али аль-Муссави практически на следующий день заявил, что Ирак «будет приветствовать увеличение объемов военной помощи со стороны США».

Впрочем, любой из двух вариантов – гражданская война или же расширение американского военного присутствия в Ираке будет для Тегерана неприемлем. В любом из этих вариантов он лишается «коридора» в Сирию, что, в свою очередь, придаст второе дыхание антисирийской коалиции, переживающей сегодня тяжелые времена, больше напоминающие агонию.

Стратегическое партнерство, которое с 2008 года возникло между Багдадом и Тегераном – заслуга Ахмадинежада. Поэтому вполне логично, что именно он полетел в Багдад в критический момент для иракского премьера Нури аль-Малики, на поддержку которого Иран затратил в период президентского срока Ахмадинежада значительное количество и политических, и финансовых ресурсов.

Визит Ахмадинежада в Багдад в 2008 году вполне справедливо расценивался многими экспертами как серьезная дипломатическая победа Исламской Республики. В ходе визита иранской стороне удалось убедить Багдад в том, что именно сотрудничество с Тегераном даст ему гарантии безопасности и стабильного развития, что было вполне справедливо с учетом того влияния, которое Иран имел на целый ряд шиитских организаций. Впрочем, далеко не все иракские шииты одобряли сближение с Ираном, а великий аятолла Али Систани даже отказался встречаться с Ахмадинежадом, будучи не в состоянии забыть то, какую поддержку иранский президент оказывал его «конкуренту», Муктаде аль-Садру. Но подобные «мелочи» не слишком смущали иранское руководство, сделавшего ставку на аль-Малики и ради его поддержки откровенно «давившие» на проиранские организации (тех же садровцев), когда аль-Малики требовалась поддержка.

Важность стратегического партнерства с Ираком требовала определенных жертв, и не только финансовых. Финансовые затраты Ирана окупались с лихвой, товарооборот между двумя странами показывал потрясающий рост (по разным оценкам, он составил в прошлом году от 7 до 12 миллиардов долларов). В условиях непрерывной «войны санкций» Ирак стал для Ирана настоящей «отдушиной»: поставляемые в Ирак иранские товары расходились по всему Ближнему Востоку, обеспечивая приток финансов в иранскую экономику, а иракским торговцам – стабильную прибыль от посреднических услуг.

При содействии иракского бизнеса Ирану удавалось в обход санкций даже подключиться к международной финансовой системе, вызывая приступы бешенства у сотрудников финансовой разведки США. Так, в октябре 2010 г. американские эксперты установили, что целью открытия двух частных иранских банков в Ираке было обслуживание международных финансовых транзакций компаний из ИРИ. А один из этих финансовых институтов вообще оказался связан с государственным банком «Мелли», попадавшим под самые жесткие санкции. Кроме того, всевозможные компании Ирака и Турции были теми лазейками в санкционном режиме, через которые Иран приобретал технологии для нужд собственной экономики.

С финансово-экономической стороны партнерство было более чем взаимовыгодным, а вот в политической сфере шло постепенное накопление негатива. Трудно сказать, понимали ли в Тегеране, что аль-Малики настроен далеко не проирански. Скорее всего, прекрасно осознавали данное обстоятельство. Да и никакого секрета в этом не было. Посол США в Ираке Залмай Халилзад (первый мусульманин, сделавший успешную карьеру в дипломатическом ведомстве США), приложивший немало усилий для политической карьеры нынешнего иракского премьера, предельно точно охарактеризовал аль-Малики как человека, «не зависящего от Ирана и позиционирующего себя как арабского националиста». Его сотрудничество с Ираном всегда диктовалось, в первую очередь, политическими интересами части иракской элиты, а уж потом – какими-либо «идейными» соображениями.

Но подобная ситуация Тегеран вполне устраивала, потому как и в отношении США аль-Малики исповедовал принцип «равноудаленности», заявив во время визита в Вашингтон: «Я считаю себя другом США, но я не человек Америки в Ираке». Кроме того, как лидер партии «Дава», он являл собою образ представителя правящей шиитской исламской партии, что вполне вписывалось в концепцию «Исламского пробуждения в шиитском полумесяце», провозглашенную Тегераном. Единственное, что позволяли себе иранские официальные лица, – это сдерживать аль-Малики в его стремлении ответить массовыми репрессиями на любые выступления как против его партии, так и лично против него.

Благодаря собственному политическому таланту и потрясающему инстинкту политического самосохранения аль-Малики добился того, что воспринимался как «свой» и в Тегеране, и в Вашингтоне.

Однако сохранять подобный баланс после начала конфликта в Сирии стало невозможным. К экономической заинтересованности Тегерана в партнерстве с Багдадом добавилось то обстоятельство, что Ирак стал коридором для поставок иранской техники в Сирию, важнейшим каналом, по которому Тегеран осуществляет поддержку Башара Асада и Сирийской Арабской Республики, отражающей агрессию салафитских «джихадистов». Кроме того, с конца прошлого года иракские шииты-добровольцы достаточно активно стали принимать участие в боевых действиях в Сирии на стороне правительственных войск.

Ситуацию осложнила и произошедшая «смычка» бывших членов низвергнутой БААС с суннитскими радикалами в Ираке. А вскоре в разжигание внутрииракского противостояния активно включилась Саудовская Аравия, без которой не обходится ни одно кровопролитие на Большом Ближнем Востоке со времен афганской кампании СССР.

Нужно сказать, что активность саудитов в Ираке имела вполне понятное объяснение. По мнению короля Абдаллы, высказанному еще в 2009 году, Малики является «иранским агентом», его правление «открыло дверь для иранского влияния в Ираке». С учетом саудовской «иранофобии» данное заявление было равносильно зачислению аль-Малики в проскрипционные списки. И хотя прямых доказательств так и не обнаружено, но в экспертных кругах существует убеждение, что саудиты при посредничестве представителей республиканской партии США в августе 2007 г. оплатили долгосрочный контракт с компанией Barbour, Griffith & Rogers на предмет ведения информационной войны против аль-Малики и его партии.

К нынешнему лету сложилась ситуация, когда на Ираке сомкнулись интересы антисирийской и антииранской коалиций (при внешней схожести в их конфигурации все же есть отличия, потому о них есть смысл говорить как о разных союзах). Суннитская оппозиция Ирака, мало того что сомкнулась с баасистами, – так еще и получила вооруженное подкрепление от исламистов, прошедших обкатку боем в Сирии и мечтающих поквитаться с шиитами и на иракской территории. За акциями протеста в регионах проживания арабов-суннитов в полный рост встает «Аль-Каида в Ираке». Собственно, определенная часть иракской «суннитской оппозиции» уже контролируется исламскими экстремистами, а требования этой оппозиции становятся день ото дня все жестче и невыполнимее. Становится понятным и план этой коалиции, в которой змеиным клубком сплелись салафиты, баасисты и откровенные террористы – либо отстранение аль-Малики (а заодно и всех шиитов) от власти, что нереально, либо гражданская война и разрыв Ирака на суннитскую и шиитскую части, находящиеся между собой в состоянии перманентной войны.

Перед лицом столь мощной коалиции аль-Малики всерьез задумался о возможности Ирана оказать ему серьезную поддержку. Разумеется, ни отстранение нынешнего правительства, ни раскол Ирака не могут устроить Тегеран, в любом из этих вариантов: дело оборачивается стратегическим поражением, а исход сирийского конфликта вновь зависает на волоске. Но в то же время Тегеран, связанный конфликтом в Сирии (а Ахмадинежада неоднократно жестко критиковали внутри Исламской Республики за излишнюю вовлеченность в этот конфликт) и, мягко говоря, ограниченный в возможностях из-за тяжелой экономической ситуации, вряд ли сможет держать еще и «иракский фронт».

Косвенным подтверждением этого являются и постоянные призывы иранских официальных лиц, адресованные аль-Малики и другим лидерам иракских шиитов, проявлять сдержанность и стремиться к разрешению возникшего кризиса политическими методами.

Примечательно, что в ходе визита в Ирак в начале апреля нынешнего года руководитель иранской службы безопасности Хейдар Мослехи, встречаясь с Нури аль-Малики и другими высшими руководителями государства, предложил Багдаду полноценное и всестороннее сотрудничество в сфере безопасности. Судя по тому, что данное предложение не встретило особого понимания иракского руководства и было откровенно «спущено на тормозах», можно предположить, что надежды в обеспечении собственной безопасности команда аль-Малики склонна все же связывать с Вашингтоном.

В этой связи весьма примечателен обмен заявлениями, сделанный в ходе нынешнего визита Ахмадинежада в Багдад. «Мы полны решимости использовать все доступные возможности для развития братских отношений. Исламская Республика Иран не видит никаких ограничений для дальнейшего расширения связей с Ираком», - заявил иранский президент и в ответ услышал уклончивое: «Сегодня Ирак проводит политику «открытых дверей», и мы выступаем за расширение сотрудничества и отношений с дружественными странами с общими историческими и культурными традициями».

Подобная сдержанность – весьма тревожный звонок для Тегерана, означающий возникновение реальной и весьма серьезной угрозы. И визит в Багдад Ахмадинежада за две недели до окончания его президентских полномочий – признак серьезной озабоченности иранского руководства ситуацией, возникшей буквально за несколько месяцев. И здесь уже не важны персоналии, деление на «команду Рухани» и «команду Ахмадинежада», «бывших» и «будущих». Речь идет о вызове всей Исламской Республике Иран, а в таких ситуациях иранская элита умеет переступить через политические разногласия.