BMW R75

 

Конструктор BMW-R75 Алекс фон Фалькенхаузен

Берлинский район Шпандау известен нашему читателю прежде всего тем, что в нем была расположена знаменитая тюрьма, в которой отбывал пожизненное заключение, Альфред Хорн, англичанами за выдаваемый Рудольфа Гесса. Однако для читателя немецкого Шпандау это, прежде всего, то место, где находится мотоциклетное отделение БМВ.
Во время первой мировой войны город стал одним из центров военной промышленности Германии — в его пределах располагались правительственные заводы, выпускавшие военную продукцию. 1 октября 1920 года Шпандау был присоединен к Берлину, а в 1923 году Акционенгезельшафт Байерише Моторен Верке расположило там часть своих заводов. Первым образцом продукции стал R32, скопированный с английского «Триумфа». Мотоцикл был оснащен двухцилиндровым оппозитным двигателем объемом 486 куб. см.
Однако славу фирме принес мотоцикл BMW R75, поскольку именно он, наряду с мотоциклом Zündapp KS 750, стал основным мотоциклом нашего основного противника.
BMW R-75 с коляской и оппозитным мотором представлял собой мотоцикл, специально разработанный для военных нужд.

Двигатель  BMW-R75 в месте с коробкой передач, разрез.

Двигатель  BMW-R75 в месте с коробкой передач, разрез.

 

Длина BMW R75 при полутораметровой колесной базе составляла 2400 мм. Ширина равнялась 173 сантиметрам, а высота не превышала одного метра.

BMW R75 оснащался двухцилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем, который при 78-миллиметровом диаметре цилиндра и таком же ходе поршня имел рабочий объём, равный 7745 куб. см. Левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. Для удобства обслуживания коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. В системе зажигания использовалось магнето, оснащенное механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания. Коленчатый вал имел на переднем конце длинную цапфу, проходившую насквозь через картер двигателя. На эту цапфу насаживался ротор генератора. BMW R75 был достаточно маневренным и вполне скоростным мотоциклом, а по проходимости он не знал себе равных. Благодаря понижающему редуктору, который блокировался с четыретупенчатой коробкой передач, имевшей также пережачу заднего хода, мотоцикл располагал восемью передачами вперёд и двумя назад. В заднем мосту располагался дифференциал с механизмом блокировки. Дело в том, что кроме привода на заднее колесо, BMW R75 имел ещё и привод на колесо коляски.

В середине 1940 года командование вермахта представило заказ двум ведущим мотоциклетным фирмам , эта модель называлась «Сибирь» с мокрым масляным воздушным фильтром и некоторыми другими отличиями. Так, этот вариант имел привод на коляску, систему регулирования подвески колёс в зависимости от состояния грунта и режим экономичного хода в условиях вязкой грязи. "Сахара", в отличие от серого камуфляжа других армейцев и черной окраски эскортных машин, окрашивались в желто-песочный цвет пустыни. С февраля 1943 года "песчаный камуфляж" был распространен на всю германскую боевую технику, за исключением Восточного фронта, где мотоциклы сохранили прежнюю темно-серую окраску.
Мотоцикл обслуживался экипажем из двух или трех человек, имел запасное колесо на коляске и отсеки, предназначенные для хранения предметов снаряжения и боеприпасов. Впереди на коляску устанавливался на вертлюге пулемет MG-34.
На мотоциклах BMW R75 использовался подогрев пола коляски. Также имелась  и система обогрева ног водителя теплым воздухом от двигателя.
BMW R75 оказался незаменим при ведении мобильных операций. Им комплектовались различные соединения Вермахта — пехотные и танковые корпуса, мотоциклетно-стрелковые части, полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция. BMW R75 с коляской и его полугусеничная модификация были единственным транспортом немецких ВДВ и доставлялись к месту высадки на внешней подвеске транспортных Юнкерсов Ju-52 Юнкерс ju-52.

С помощью экипажа или на буксире за танком BMW-R75 мог преодолеть любое бездорожье.

 

BMW R75 был способен преодолевать практически любое бездорожье, особенно с помощью экипажа. Кроме того, он мог тащить прицеп весом до 450 кг. Это могло быть и противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36 и 81-мм миномет s.Gr.W.34.

Кроме того, BMW R75 применялся на фронте как машина связи, перевозил на передовую и обратно с нее в штабы старших офицеров и использовался, конечно, также и для разведки. Так, в состав разведывательного (фузилерного) батальона пехотной дивизии входил мотоциклетный 4-й эскадрон четырехвзводного состава (10 автомобилей и 61 мотоцикл с 54 колясками – 4 санитарных и 9 пулеметных). В танкоразведывательном дивизионе танковых и мотопехотных дивизий тоже были мотоциклетные роты – от одной до трех. До 1943 года в состав стрелковых бригад танковых дивизий входили мотоциклетные батальоны (4 стрелковые роты вышеназванной организации и роты тяжелого оружия или 5 рот с двойным числом пулеметов – 18) или полки (2-3 батальона). В 1940-1942 годах мотоциклетно-стрелковые батальоны имелись и в дивизиях войск СС. По два-три мотоцикла с колясками могли быть на вооружении взводов управления и связи штабных рот и батарей различных воинских частей.
BMW R75 имел трубчатую раму, заднее его колесо и колесо коляски приводились в движение через коробку передач с четырьмя передними и с одной задней скоростями за счет цепи и карданного вала. Он имел блокирующий дифференциал и гидравлические тормоза на ведущих колесах, механические тормоза и «безотказную» телескопическую вилку на переднем колесе. BMW R75 не являлся первым мотоциклом с телескопической передней вилкой, однако в массовом производстве гидравлический демпфер впервые нашел применение на его серийных версиях. Силовой установкой мотоциклу служил бензиновый четырехтактный, двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 745 куб. см. Двигатель имел квадратные параметры – и диаметр цилиндра, и ход поршня были равны 78 мм. Двигатель был нижнеклапанным. Для удобства обслуживания коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. При 4400 оборотах в минуту он развивал 26 л.с. Общая масса мотоцикла составляла 420 кг без коляски, и 670 кг с коляской. Максимальная скорость по шоссе с коляской достигала 92 км/ч, запас хода по хорошей дороге составлял 340 км, однако его представлялось возможным увеличить до 800 км за счет установки на коляске дополнительных канистр с бензином.

r-75-sahara

BMW-R75 Sahara в тропическом исполнении
Заводился мотоцикл кикстартером. Зажигание осуществлялось посредством магнето оснащенное механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания.
Задняя подвеска не имела амортизаторов. Жесткость хода несколько компенсировала подпружиненная подвеска сидений. Коробка передач была четырехступенчатой, имевшей также возможность включения заднего хода. Ее передаточные числа были следующими: I – 3,6; II – 2,28; III – 1,56; IV – 1,19. Задняя передача имела передаточное число 4,2. Кроме того, мотоцикл модификации «Сибирь», благодаря понижающему редуктору, который блокировался с коробкой передач, располагал восемью передачами вперёд и двумя – назад. Эти передаточные числа сохранились до наших дней на современных…Уралах. Ведь была у BMW R75 и другая жизнь. В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось совещание, посвящённое выбору модели для Вооруженных Сил. После сравнения множества образцов, как советских, так и зарубежных, было решено взять за основу BMW-R71, состоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов закупили в Швеции. Два мотоцикла передали ММЗ – Московскому мотоциклетному заводу, созданному на базе велосипедного завода Дукс. Один мотоцикл сохранили как образец, четвёртый разобрали по винтикам, последний отдали технологам. Исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления.
После этого на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому машиностроению.


А уже в августе 1941 года началось серийное производство нового советского мотоцикла, получившего наименование М-72. Правда, при этом на М-72 был установлен двигатель от BMW-R71 – одиночного варианта R75. В отличие от двигателя мотоцикла с коляской, тот был нижнеклапанным и развивал не 26, а 22 лошадиных силы. Именно М-72 использовался в советском кино в рели немецкого R75, но отличить его по характерной крышке головки цилиндра со множеством болтов не представляло труда. Отличался М-72 и от BMW-R71. Так, R71 имел более выпуклый, чем у М-72 бензобак, глубокие щитки колес с оттянутыми концами, а также не имел заднего седла.

 Советский вариант также не имел привода коляски. Всё это делало его проще и дешевле в производстве по сравнению с немецким аналогом, который обходился казне Третьего Рейка по цене трёх Кюбельвагенов Kübelwagen.

Самые результативные снайперы
Самые результативные пулемётчики
Самый результативный воздушный бой
Самый результативный воздушный стрелок
Самый результативный бронебойщик
Самые результативные танкисты
Самые результативные пулемётчики
Самые результативные партизаны
Самая результативная диверсия

 

 

Рейтинг@Mail.ru 

Продвижение сайтов в поисковых системах с гарантией результата





Бронирование фотостудий


SdKfz-250

Sd.Kfz.222


SdKfz 234/4
SdKfz 234/4


SdKfz 2

 

Kübelwagen

Kübelwagen

Typ 325


Opel Blitz