Международные конвенции, запрещающие применение конкретных видов обычного оружия (2013)

Майор Д. Орлов

В системе международного контроля над обычными вооружениями особое положение занимает ряд глобальных документов, заключенных на уровне ООН. В большинстве своем они представляют собой набор типовых соглашений об обязательствах государств сократить или ограничить определенные виды оружия. К ним относятся такие документы, как Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция о «негуманном оружии» - КНО), Конвенция по кассетным боеприпасам (ККБ) и Конвенция о запрещении противопехотных мин(КЗПМ).

Конвенция о «негуманном оружии» (КНО), вступившая в силу в 1983 году, была подписана исходя из желания сторон «содействовать международной разрядке, прекращению гонки вооружений и укреплению доверия между государствами, а также запретить или ограничить применение конкретных видов обычного оружия». В настоящее время ее участниками являются 115 государств, включая Россию, США, Великобританию, Францию, Германию, Китай, Бразилию, Индию и ЮАР.

По сути КНО представляет собой рамочный документ, дополненный пятью протоколами, устанавливающими запреты и ограничения на применение так называемых негуманных видов оружия.

 
Страны, подписавшие Конвенцию о запрещении противопехотных мин
 
Синим цветом отмечены страны, подписавшие конвенцию о запрете кассетного оружия, фиолетовым — ратифицировавшие её.

Протокол I, в частности, запрещает применение любого оружия, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

Протокол II, в свою очередь, запрещает или ограничивает применение мин, мин-ловушек и других подобных устройств. Запрет касается в том числе минно-взрывных средств, срабатывающих при прохождении над ними миноискателей, а также применяемых против гражданских лиц и объектов.

Протокол III запрещает применение зажигательного оружия в районах сосредоточения гражданского населения. Однако в 2009 году Соединенные Штаты уведомили генерального секретаря ООН как депозитария КНО (международное право позволяет государствам делать интерпретирующие оговорки в отношении текста многостороннего документа) о том, что сохраняют за собой право «применять зажигательное оружие против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения, в случае если имеется оценка, что такие действия могли бы повлечь меньше жертв или нанести меньший общий ущерб, чем использование альтернативного оружия». При этом уточнялось, что «будут приняты все меры по снижению зажигательного эффекта в отношении военных объектов и во избежание случайных жертв среди гражданских лиц».

В связи с этим резко негативные комментарии последовали со стороны Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Кипра, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Финляндии, Франции, Швейцарии и Швеции.

Указанные страны в 2010 году направили генеральному секретарю ООН соответствующие возражения. Большинство из них также отметили, что оговорка США противоречит тексту Конвенции, но не препятствует вступлению в силу Протокола III между каждой из этих стран и США.

Великобритания, в свою очередь, возразила по сути противоречивости оговорки Соединенных Штатов, но не исключила и ее правомерности. В оправдание американцев британцы сослались на якобы сделанные публично разъяснения о том, что «зажигательное оружие является единственным эффективным средством для высокотемпературного уничтожения биологического оружия».

Протокол IV запрещает применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях с целью причинения постоянной слепоты и необратимого повреждения органов зрения человека, а также передавать такое оружие любому другому государству или негосударственному образованию.

Протокол V устанавливает ответственность государств за постконфликтное обезвреживание взрывоопасных пережитков войны, к которым относятся неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы.

Несмотря на достаточно универсальный характер Конвенции о «негуманном оружии» и протоколов к ней, ряд неудовлетворенных ее содержанием стран инициировали разработку двух альтернативных международных договоренностей, запрещающих применение конкретных видов обычного оружия. Ими стали Конвенция о запрещении противопехотных мин и Конвенция по кассетным боеприпасам. Наиболее активными сторонниками принятия этих документов являются Австрия, Германия, Канада, Норвегия, Мексика, Швеция и Швейцарии.

Так, Конвенция о запрещении противопехотных мин (КЗПМ), вступившая в силу в 1999 году, нередко называемая «Оттавской конвенцией» по месту ее заключения» запрещает производство и применение противопехотных мин, призывает к полному их уничтожению, а также к расчистке заминированных территорий. В документе особо оговорено, что он не распространяется на противотранспортные мины, оснащенным элементами неизвлекаемости.


Мина-ловушка
 
Так выглядит неразорвавшийся кассетный боеприпас на пале боя, когда у него не сработал механизм самоликвидации

К КЗПМ присоединилось 161 государство, включая Белоруссию, Бразилию, Великобританию, Украину и ЮАР. США в данной Конвенции не участвуют.

Государства - члены КЗПМ согласно преамбуле данного соглашения «намерены положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, а также порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки».
Следует отметить, что запретительный характер Конвенции не исключает возможности сохранения и приобретения запаса противопехотных мин для разработки методов их обнаружения, обезвреживания и утилизации. Этим воспользовались 76 государств - участников КЗПМ, включая обладателей наиболее крупных арсеналов - Бангладеш и Турцию (более 10 000 единиц в каждой из этих стран).

В свою очередь, Конвенция по кассетным боеприпасам (ККБ), по аналогии с Оттавской называемая Ословской, вступила в силу в 2010 году. Она запрещает разработку, производство, применение, накопление и передачу третьим странам конкретных типов кассетных боеприпасов (КБ). К ним в документе отнесены боеприпасы, содержащие взрывчатые суббоеприпасы массой менее 20 кг каждый. Вместе с тем условия Конвенции не распространяются:
- на КБ, содержащие менее десяти суббоеприпасов массой более 4 кг, каждый из которых предназначен для обнаружения и поражения одиночной цели и оснащен электронными механизмами самоуничтожения и самодеактивации;
- на боеприпасы, содержащие осветительные, дымовые и пиротехнические заряды, дипольные отражатели, электроразрядные устройства, генераторы электромагнитных излучений или предназначенные исключительно для целей противовоздушной обороны.

В Конвенции участвуют 111 государств, включая Великобританию, Германию, Францию и ЮАР. США эту договоренность не подписали.

Сторонники ККБ ставят своей целью «навсегда положить конец страданиям и потерям, порождаемым кассетными боеприпасами в процессе их применения, когда они не срабатывают так, как это предполагалось, или когда их бросают». Как и в случае с Конвенцией о запрещении противопехотных мин, в ККБ не исключается возможность сохранения и приобретения запаса оговоренных типов кассетных боеприпасов для разработки методов их обнаружения, обезвреживания и утилизации. По данным неправительственных организаций, это положение документа решили использовать всего десять стран — участниц соглашения: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Франция, Чехия, Швеция и Швейцария.

В целом действующие международные конвенции о запрещении применения конкретных видов обычного оружия имеют неоднозначный характер, ограничивая использование различных типов обычных вооружений со множеством исключений. При этом, как показывает сравнение заявленных целей рассмотренных документов, они зачастую противоречат условиям их достижения. Такая вариативность объясняется неоднородностью и противоречивой структурой самого мирового сообщества наций и свидетельствует о том, что в мире по-прежнему сохраняется потребность как в производстве, так и в применении обычных вооружений в интересах обеспечения национальной безопасности.

Зарубежное военное обозрение №6, 2013, с. 44-46

 

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar