Fliegerfaust

Первый в мире ПЗРК

После поражения немцев в Сталинградской битве, а потом и переход господства в воздухе к нашей авиации после воздушного сражения над Кубанью обострили проблему надежной зашиты войск от наших воздушных ударов. Всю войну основные потери бомбардировщикам наносила истребительная авиация. Зенитная же артиллерия была куда менее эффективной – для поражения одного самолета требовалось около 600 снарядов среднего калибра и несколько тысяч малокалиберных снарядов. Несмотря на то, что к середине 1944 года в частях войсковой ПВО Германии находилось 20106 зенитных орудий калибра 20-37 мм, не считая десятков тысяч зенитных пулеметов, Вермахт продолжал нести большие потери.
Используя высокий научный потенциал военной промышленности и учитывая критическую ситуацию в сфере противовоздушной обороны войск, в 1943 году немецкие конструкторы принялись лихорадочно создавать многочисленные образцы чудо-оружия, способного спасти рейх. Особое внимание уделялось разработке переносных пусковых устройств для стрельбы ракетами малого калибра по самолетам-штурмовикам.
Из пяти аналогичных проектов в реальных изделиях воплотился только Fliegerfaust фирмы Хуго Шнайдер  из города Лейпцига. Инженеры этого предприятия впервые создали вполне работоспособный зенитный комплекс для уничтожения низколетящих целей.
До сентября 1944 г. разрабатывался четырехствольный вариант Fliegerfaust-А под 20-мм оперенные неуправляемые ракеты. Их запуск осуществлялся вышибными зарядами дымного пороха. Они же приводили в действие маршевые двигатели ракетных снарядов. Двигатель соединялся с боевой частью, состоявшей из осколочно-зажигательного заряда весом в 90 грамм. К плюсам такого принципа запуска относилась увеличенная дальность полета ракеты. Однако результаты первых испытаний не удовлетворили заказчика: мощность залпа оказалась недостаточной, а короткая (250 мм) ракета с небольшими стабилизаторами сильно рыскала и быстро отклонялась от заданного направления, пусковое устройство из четырех направляющих не создавало необходимой плотности огня.
Вскоре появилась новая модель Fliegerfaust-B. Вместо связки параллельных стволов, как было в Fliegerfaust-А, трубы-направляющие расположили по кругу. Для усиления залпа их число довели до девяти. Длину направляющих увеличили до 1500 мм. Пуск ракет производился с замедлением. Сначала пять ракет, а спустя 0.1 секунды остальные четыре. Для этого применялся пусковой электрогенератор от реактивного противотанкового гранатомёта Offenrohr. Благодаря разделенному запуску ракеты двигались к цели, не оказывая друг на друга воздействия раскаленными газами двигателей.
Меткость нового оружия повысили за счет стабилизации реактивных снарядов в полете. Подобно снаряду, выпущенному из нарезной пушки, ракета раскручивалась до 26 тысяч оборотов в минуту за счет отвода части реактивной струи на четыре фарфоровых сопла, расположенных в хвосте под углом в 45 градусов к оси. Выигрыш в меткости (на удалении в 500 м ракеты попадали в диаметр 60 м), обернулся уменьшением дальности: ракета, разгонявшаяся до 250 м/с (900 км/час), летела всего на 500 м.
Для быстроты перезаряжания был разработан трубчатый магазин на девять ракет, который пристыковывался к передней части пускового устройства. Магазин носился солдатом в специальной цилиндрической укупорке на погонном ремне, надеваемом через плечо.
Испытания начались в ноябре 1944 года. Несмотря на низкие боевые возможности Fliegerfaustа-Б, отдел артиллерийско-технического снабжения вермахта увидел в нем панацею против штурмовиков и пикировщиков. Еще до окончания испытаний было заказано 10000 пусковых устройств и более 4000000 реактивных снарядов к ним. Это решение диктовалось обстановкой на фронте, ухудшавшейся буквально с каждым днем.
В марте-апреле 1945 г. фирма Х. Шнайдер А. Г. выпустила сто Fliegerfaust-B, 80 из которых поступили на вооружение специальной зенитной команды, направленной на западный фронт.

Боевое применение Флигерфауста нельзя назвать удачным. Его радиус поражения был невелик, а рассеивание так и не удалось сократить до приемлемой величины. Единственный самолёт союзников был сбит этим ПЗРК в Саарбрюкене в марте 1944 года.
Тем не менее, необходимо отдать должное работам германских ученых и конструкторов, и в первую очередь Генриху Лангвайлеру, чьи идеи индивидуального оружия ПВО для борьбы с низколетящими самолетами намного опередили свое время.

Единичные экземпляры Fliegerfaust сохранились до наших дней. Они – редчайшие музейные экспонаты. Один из них хранится в частной коллекции в США, другой – в Центральном музее Вооруженных Сил.
Концепция германского ПЗРК не пропала даром. Германия, опередив другие страны на 15-20 лет, дала устойчивое направление развитию этого оружия. Так, трофейные экземпляры Fliegerfaustа стали основой для начала работ над подобными проектами в США и Советском Союзе .

 

Смотрите также:

Численность и процент русских по регионам РФ
Зарплаты по регионам РФ
Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей
Полный список городов России
Русские дореволюционные меры: аршин, бочка, ведро, верста, вершок, доля, дюйм, золотник, линия, пуд, сажень, точка, фунт, чарка, шкалиanоф
Народы России, их численность и процент
Неиспользованный шанс Сталина
Происхождение русского мата
Знаки различия армий первой мировой
Советские асы второй мировой
Первый в мире мобильник был советский
Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя
Золотые запасы стран мира
Золотовалютные резервы стран мира
Нужен ли России золотой рубль?
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил
Кто и как продавал Аляску
Почему мы проиграли Холодную войну
Тайна реформы 1961 года
Как остановить вырождение нации
В какой стране больше всего убийств?
Что Россия экспортирует и что импортирует

Add to your Facebook

 

 

Рейтинг@Mail.ru 

Продвижение сайтов в поисковых системах с гарантией результата





Бронирование фотостудий